Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Аксайская Средняя Общеобразовательная школа № 2
ПРОЕКТ
по внеурочной деятельности на тему:
«Магические квадраты»
Выполнила: ученица 5 «е» класса
Петровская Светлана
Проверила: учитель математики
Петрова Г.С.
г. Аксай
2016г.
Содержание
Введение…………………………………………………………… 3
Ι. Теоретическая часть ………………………………………..5-10
1.1. Что такое магические квадраты……………………………...5
1.2. Из истории магических квадратов…………………………...5
1.3. Классификация магических квадратов ……………………...7
1.4. Магический квадрат Пифагора ………………………….....8-9
ΙΙ. Практическая часть:
Расчет Магических квадратов Пифагора
для одноклассников …………………………………….. 10-15
2.2. Анализ совпадений психологических
портретов .................................................................................15
Заключение ………………………………………………………...16
Литература………………………………………………………….. 17
Приложение: Магические квадраты одноклассников и
сравнительный анализ полученных данных…. 18- 34
Введение.
Если вы хотите участвовать в большой жизни,
то заполните свою голову математикой, пока
есть к тому возможность.
М. И.Калинин
Подходя к изучению темы «магические квадраты», важно отметить, что
числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека. Числам древние люди приписывали особые, сверхъестественные свойства, практически в любой религии есть свои «священные числа».
Магические квадраты - удивительные представители воображаемого мира чисел. Священные, волшебные, загадочные, таинственные, совершенные…, как только их не называли. Меня увлекло название этих квадратов. В них, что есть действительно загадочное, завораживающее, магическое.
На мой взгляд, магические квадраты – это фокусы, в создании которых принимало участие на протяжении сотен лет великое множество людей. В наше время магические квадраты продолжают привлекать к себе внимание не только специалистов, но и любителей математических игр и развлечений.
Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы проекта, так как
изучение магических квадратов, их свойств может помочь в развитии познавательного интереса к предмету математики, к истории её развития, развитии любознательности и логического мышления.
Меня заинтересовало, а действительно ли они магические и как они появились? Я решила провести своё исследование.
Целью моего исследования является знакомство с магическими квадратами, их видами и применение их на практике.
Задачи:
изучить имеющуюся литературу и интернет - источники по теме «Магические квадраты»;
проанализировать полученные результаты;
составить свои магические квадраты.
Методы исследования, использованные в ходе работы:
поисковый метод;
исследовательский метод;
практический метод.
Ι. Теоретическая часть
1.1 Что такое «магический квадрат»?
Магическим квадратом n-го порядка называется квадратная таблица размером n х n, заполненная натуральными числами от 1 до
, суммы которых по всем строкам, столбцам и обеим диагоналям одинаковы. Различают магические квадраты четного и нечетного порядка (в зависимости oт четности n), Поля таблицы, в которые записывают числа, называются клетками магического квадрата, а сумма чисел, стоящих в любой строке, столбце или на диагонали, - его постоянной.
1.2. Из истории развития магических квадратов
Возникновение магических квадратов относится к глубокой древности. Наиболее ранние сведения о них содержатся, по-видимому, в китайских книгах, написанных в IV — V вв. до н. э. Из дошедших до нас древних магических квадратов самым «старым» является таблица Ло-шу (2200 до н. э.). В Китае, этот магический квадрат ( ло-шу), издавна считается талисманом.

Название «магические» квадраты получили от арабов, которые усмотрели в их свойствах нечто мистическое и потому принимали квадраты за своеобразные талисманы, защищавшие тех, кто их носит, от многих несчастий. К удивительным квадратам проявляли интерес и средневековые арабские математики, приводившие их примеры в своих сочинениях.
Древние греки были знакомы с простейшим (3-го порядка) магическим квадратом. В одном из арабских манускриптов конца VIII в. упоминается его автор (который па самом деле лишь открыл заново то, что было известно за много веков до него) – философ-новопифагорец Апполон из Тиана, живший в начале нашей эры.
В Европе о магических квадратах узнали благодаря византийскому писателю Э. Мохопулосу, жившему в Костантинополе в начале 15 века.
В средневековой Европе, как и на Востоке, магическим квадратам часто приписывали различные мистические свойства. Поэтому неудивительно, что они пользовались особой популярностью у прорицателей, астрологов и врачевателей. Бытовало даже поверье, что выгравированный на серебряной пластине магический квадрат защищает от чумы.
Редкостью является использование магического квадрата в изобразительном искусстве, в начале XVI в знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер увековечил магический квадрат в искусстве, изобразив его на гравюре «Ме-ланхолия», на которой в правом верхнем углу есть изображение магического квадрата четвертого порядка.

Причем, два числа в середине нижней строки указывают на год создания гравюры – 1514. Этот факт говорит об умении в то время составлять магические квадраты с определенным заданным расположением некоторых чисел. Говорят, что гравюра А. Дюрера послужила толчком для знаменитых пророчеств Нострадамуса.
В наше время магические квадраты продолжают привлекать к себе внимание не только специалистов, но и любителей математических игр и развлечений. За последнее столетие значительно возросло число книг по занимательной матема-тике, в которых содержатся головоломки и задачи, связанные с необычными квадратами. Для их успешного решения требуются не столько специальные знания, сколько смекалка и умение подмечать числовые закономерности. Решение таких задач не только доставит удовольствие тем, кто интересуется математикой, но и послужит прекрасной «гимнастикой для ума».
Классификация магических квадратов.
Нормальный МК - магический квадрат, заполненный целыми числами
от 1 до
.
Полу магический квадрат - квадрат, заполненный числами от 1 до
., называется полу магическим, если сумма чисел по горизонталям и вертикалям равна магической постоянной, а по диагоналям это условие не выполняется.
Ассоциативный, или симметричный МК, такой магический квадрат, у которого сумма любых двух чисел, симметрично расположенных относительно центра квадрата, равна одному и тому же числу: 1+
.
Пандиагональный (дьявольский) МК - такой магический квадрат, в котором сумма чисел по разломанным диагоналям также равна константе квадрата.
Идеальный МК - магический квадрат, который одновременно пандиагональный и ассоциативный.
Совершенный МК - магический пандиагональный квадрат порядка 4k, обладающий дополнительными свойствами.
Бимагический квадрат - такой магический квадрат, который остаётся магическим при замене всех его элементов на их квадраты. Бимагических квадратов 3,4,5 порядка не существует.
Мультимагический квадарат - обобщение бимагических квадратов на произвольную степень n.
1.4. Магический квадрат Пифагора: насколько он магический?
Великий ученый Пифагор, считал, что всем на свете управляют числа. Поэтому сущность человека заключается тоже в числе - дате рождения. Он создал метод построения квадрата, по которому можно познать характер человека, состояние его здоровья и его потенциальные возможности, раскрыть достоинства и недостатки и тем самым выявить, что следует предпринять для его совершенствования. Во времена Пифагора магические квадраты на каждого человека создавались индивидуально с помощью сложения и вычитания некоторых чисел в дате его рождения. Сейчас есть специальная программа, где вводится дата рождения человека, а на экран выводится готовый магический квадрат, с индивидуальными числами.
Для того чтобы понять, что такое магический квадрат Пифагора и как подсчитываются его показатели, сделаем расчет. Я взяла дату моего рождения 13.07.2004 г. Сложим цифры дня, месяца и года рождения (без нулей): 1+3+7+2+4=17. Далее складываем цифры результата: 1+7=8. Затем из первой суммы вычитаем удвоенную первую цифру дня рождения: 17-2=15. И вновь складываем цифры последнего числа: 1+5=6. Получили числа 13,07,2004,17,8,15,6. И составляем магический квадрат так, чтобы все единицы этих чисел вошли в ячейку 1, все двойки – в ячейку 2 и т.д. Нули при этом во внимание не принимаются. В результате квадрат будет выглядеть следующим возрастом.
Ячейки квадрата означают следующее:
Ячейка 1 – целеустремленность, воля, упорство, эгоизм.
1 – законченные эгоисты, стремятся из любого положения извлечь максимальную выгоду.11 – характер, близкий к эгоистическому.111 – «золотая середина», Характер спокойный, покладистый, коммуникабельный.1111 – люди сильного характера, волевые. Мужчины с таким характером подходят на роль военных – профессионалов, а женщины держат семью в кулаке.11111 – диктатор, самодур.111111 – человек жестокий, способный совершить невозможное; нередко попадает под влияние какой-то идеи.
Ячейка 2 – биоэнергетика, эмоциональность, душевность, чувственность. Количество ячеек определяет уровень биоэнергетики. Двоек нет – открыт канал для интенсивного набора биоэнергетики. Эти люди воспитаны и благородны от природы. 2 – обычные в биоэнергетическом отношении люди. Такие люди очень чувствительны к изменениям в атмосфере. 22 – относительно большой запас биоэнергетики. Из таких людей получаются хорошие врачи, медсестры, санитары. В семье таких людей редко у кого бывают нервные стрессы. 222 – знак экстрасенса.
Ячейка 3 – точность, конкретность, организованность, аккуратность, пунктуальность, чистоплотность, скупость, наклонность к постоянному «восстановлению справедливости». Нарастание троек усиливает эти качества. С ними человеку есть смысл искать себя в науках, особенно точных. Перевес троек порождает педантов, людей в футляре.
Ячейка 4 – здоровье. Это связано с энергетическим пространством, наработанным предками и защищающим человека. Отсутствие четверок свидетельствует о болезненности человека. 4 – здоровье среднее, необходимо закалять организм. Из видов спорта рекомендуется плавание и бег. 44 – здоровье крепкое. 444 и более – люди с очень крепким здоровьем.
Ячейка 5 – интуиция, ясновидение, начинающее проявляться у таких людей уже на уровне трех пятерок. Пятерок нет – канал связи с космосом закрыт. Эти люди часто ошибаются. 5 – канал связи открыт. Эти люди могут правильно рассчитать ситуацию, извлечь из нее максимальную пользу. 55 – сильно развита интуиция. Когда видят «вещие сны», могут предугадывать ход событий. Подходящие для них профессии – юрист, следователь. 555 – почти ясновидящие. 5555 – ясновидящие.
Ячейка 6 – заземленность, материальность, расчет, склонность к количественному освоению мира и недоверие к качественным скачкам и тем более к чудесам духовного порядка. Шестерок нет – этим людям необходим физический труд, хотя они его, как правило, не любят. Они наделены неординарным воображением, фантазией, художественным вкусом. Тонкие натуры, они тем не менее способны на поступок. 6 – могут заниматься творчеством или точными науками, но физический труд является обязательным условием существования. 66 – люди очень заземлены, тянуться к физическому труду, хотя как раз для них он не обязателен; желательна умственная деятельность, либо занятия искусством. 666 – знак Сатаны, особый и зловещий знак. Эти люди обладают повышенным темпераментом, обаятельны, неизменно становятся в обществе центром внимания. 6666 – эти люди в своих предыдущих воплощениях набрали слишком много заземленности, они очень много трудились и не представляют свою жизнь без труда. Если в их квадрате есть девятки, им обязательно нужно заниматься умственной деятельностью, развивать интеллект, хотя бы получить высшее образование.
Ячейка 7 – количество семерок определяет меру таланта.
7 – чем больше они работают, тем больше получают впоследствии. 77 – очень одаренные, музыкальные люди, обладают тонким художественным вкусом, могут иметь склонность к изобразительному искусству. 777 – эти люди, как правило, приходят на землю ненадолго. Они добры, безмятежны, болезненно воспринимают любую несправедливость. Они чувствительны, любят мечтать, не всегда чувствуют реальность. 7777 – знак Ангела. Люди с таким знаком умирают в младенчестве, а если и живут, то их жизни постоянно угрожает опасность.
Ячейка 8 – карма, долг, обязанность, ответственность. Количество восьмерок определяет степень чувства долга. Восьмерок нет – у этих людей почти полностью отсутствует чувство долга. 8 – натуры ответственные, добросовестные, точные. 88 – у этих людей развито чувство долга, их всегда отличает желание помочь другим, особенно слабым, больным, одиноким. 888 – знак великого долга, знак служения народу. Правитель с тремя восьмерками добивается выдающихся результатов. 8888 – эти люди обладают парапсихологическими способностями и исключительной восприимчивостью к точным наукам.
Ячейка 9 – ум, мудрость, память. Отсутствие девяток – свидетельство того, что умственные способности крайне ограничены. 9 – эти люди должны всю жизнь упорно трудиться, чтобы восполнить недостаток ума. 99 – эти люди умны от рождения. Учатся всегда неохотно, потому что знания даются им легко. Они наделены чувством юмора с ироничным оттенком, независимые. 999 – очень умны. К учению вообще не прикладывают никаких усилий. Прекрасные собеседники. 9999 – этим людям открывается истина. Если у них к тому же развита интуиция, то они гарантированы от провала в любом из своих начинаний.
ΙΙ. Практическая часть
2.1. Расчет МК Пифагора для одноклассников.
1. Бабаев Эльман 2. Верескунова Лиза
01.06.2004г. 07.04.2004г.
1111 | 4 | Нет |
22 | Нет | Нет |
3 | 6 | нет |
1 | 44 | 7 |
2 | Нет | 8 |
33 | Нет | нет |
3. Воробьева Диана 4. Гетман Мария
18.05.2004г. 30.12.2004г.
11 | 4 | Нет |
222 | 5 | 88 |
нет | Нет | 9 |
11 | 4 | Нет |
22 | Нет | Нет |
33 | 66 | нет |
5. Гладышева Настя 6. Журилко Полина
17.09.2003г. 08.07.2004г.
1 | 4 | 7 |
22222 | нет | нет |
3 | нет | 9 |
7. Квиткина София 8. Климова Таня
08.01.2005г. 05.05.2004г.
1 | 4 | 7 |
2 | 55 | Нет |
нет | 666 | нет |
9. Кристаленко Данил 10. Кружилина Маша
27.01.2005г. 07.09.2004г.
111 | 4 | 77 |
22 | 5 | 8 |
3 | нет | нет |
Нет | 44 | 7 |
222 | Нет | 88 |
Нет | нет | 9 |
11. Магдесян Полина 12. Петровская Светлана
04.12.2004г. 13.07.2004г.
Нет | 44 | 7 |
222 | Нет | 88 |
Нет | нет | 9 |
13. Прошкина Аня 14. Соседко Иван
27.05.2005г. 16.04.2004г.
1 | Нет | 77 |
2222 | 55 | Нет |
Нет | 6 | нет |
111 | 44 | 7 |
2 | 5 | 8 |
нет | 66 | нет |
14. Федоров Иван 15. Филимонов Артем
07.07.2004г. 27.02.2004г.
нет | 4 | 77 |
222 | нет | нет |
нет | 66 | нет |
11 | 44 | 77 |
222 | нет | 8 |
3 | нет | нет |
16. Шенгелия Георгий 17. Шерстобитова Вика
10.11.2004г. 09.02.2004г.
111 | Нет | 77 |
2 | Нет | Нет |
нет | нет | 99 |
111 | 4 | 7 |
22 | Нет | 8 |
нет | нет | 9 |
19. Шулакова Альбина
27.05.2004г.
1 | 4 | 77 |
2222 | 5 | Нет |
нет | 6 | нет |
2.2. Анализ совпадений психологических
портретов
2.1. После составления индивидуальных квадратов Пифагора
необходимо правильно «прочитать» все, что там зашифровано.
Важно отметить, что чем больше цифр в одной ячейке, тем больше
влияние данного числа на судьбу и жизнь человека.
2.2. Проведя сравнение составленных психологических портретов и
и действительных черт характера моих одноклассников, я пришла
к выводу, что совпадение составило 70%.
Заключение
В работе рассмотрены вопросы, связанные с историей развития одного из вопросов математики, занимавшего умы очень многих великих людей - магических квадратов. Несмотря на то, что собственно магические квадраты не нашли широкого применения в науке и технике, они подвигли на занятия математикой множество незаурядных людей и способствовали развитию других разделов математики.
Работая над проблемой заполнения квадратов, я пришла к выводу, что общий метод построения квадратов неизвестен, хотя широко применяются различные частные алгоритмы.
Изучая магические квадраты, я обнаружила еще один занимательный квадрат - квадрат Пифагора, представляющий исторический интерес и, возможно, полезный для составления психологического портрета личности. Составив магические квадраты моих одноклассников, я пришла к выводу, что его магические свойства совпадают примерно на 70 % .
Следовательно, не стоит слепо верить всему магическому. Может быть некоторые черты характера и заложены в дате рождения человека, но человек всегда может найти способы что-то изменить в своей судьбе.
Я считаю, что материалы моего проекта можно использовать при подготовке к олимпиадам по математике, на математических кружках и факультативах, при проведении внеклассных мероприятий с целью развития и расширения своего познавательного кругозора, развития логического мышления.
Список использованной литературы.
Энциклопедический словарь юного математика. М., «Педагогика», 1985г
Шарыгин И. Ф. Шевкин А. В. Подумай и реши: задачи на смекалку.- М.: ГАЛАС, 1993.
В. В.Трошин «Магия чисел и фигур», Москва «Глобус», 2007 г
М. Гарднер. Математические досуги. — М.: Мир, 1972
Сарвина Н.М. Неожиданная математика // Математика для школьников 2005, №4
Климченко Д.В. Задачи для любознательных: Кн. для учащихся 5-6 кл.-М.: Просвещение, 1999.
Энциклопедия для детей. Издательское объединение «Аванта», 2003г.
Интернет ресурсы.
17