СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по внеурочной деятельности на тему: «Магические квадраты»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ по внеурочной деятельности  на тему: «Магические  квадраты»

Выполнила: ученица 5 «е» класса  Петровская  Светлана

 

 

                                                                 

Просмотр содержимого документа
«Проект по внеурочной деятельности на тему: «Магические квадраты»»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Аксайская Средняя Общеобразовательная школа № 2









ПРОЕКТ


по внеурочной деятельности на тему:

«Магические квадраты»











Выполнила: ученица 5 «е» класса

Петровская Светлана



Проверила: учитель математики

Петрова Г.С.









г. Аксай

2016г.



Содержание




Введение…………………………………………………………… 3


Ι. Теоретическая часть ………………………………………..5-10


1.1. Что такое магические квадраты……………………………...5

1.2. Из истории магических квадратов…………………………...5

1.3. Классификация магических квадратов ……………………...7

1.4. Магический квадрат Пифагора ………………………….....8-9


ΙΙ. Практическая часть:


    1. Расчет Магических квадратов Пифагора

для одноклассников …………………………………….. 10-15

2.2. Анализ совпадений психологических

портретов .................................................................................15


Заключение ………………………………………………………...16

Литература………………………………………………………….. 17

Приложение: Магические квадраты одноклассников и

сравнительный анализ полученных данных…. 18- 34






















Введение.



Если вы хотите участвовать в большой жизни,

то заполните свою голову математикой, пока

есть к тому возможность.

М. И.Калинин

Подходя к изучению темы «магические квадраты», важно отметить, что

числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека. Числам древние люди приписывали особые, сверхъестественные свойства, практически в любой религии есть свои «священные числа».

Магические квадраты - удивительные представители воображаемого мира чисел. Священные, волшебные, загадочные, таинственные, совершенные…, как только их не называли. Меня увлекло название этих квадратов. В них, что есть действительно загадочное, завораживающее, магическое.

На мой взгляд, магические квадраты – это фокусы, в создании которых принимало участие на протяжении сотен лет великое множество людей. В наше время магические квадраты продолжают привлекать к себе внимание не только специалистов, но и любителей математических игр и развлечений.

Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы проекта, так как

изучение магических квадратов, их свойств может помочь в развитии познавательного интереса к предмету математики, к истории её развития, развитии любознательности и логического мышления.

Меня заинтересовало, а действительно ли они магические и как они появились? Я решила провести своё исследование.

Целью моего исследования является знакомство с магическими квадратами, их видами и применение их на практике.

Задачи:

  • изучить имеющуюся литературу и интернет - источники по теме «Магические квадраты»;

  • проанализировать полученные результаты;

  • составить свои магические квадраты.

Методы исследования, использованные в ходе работы:

  • поисковый метод;

  • исследовательский метод;

  • практический метод.





























Ι. Теоретическая часть

1.1 Что такое «магический квадрат»?


Магическим квадратом n-го порядка называется квадратная таблица размером n х n, за​полненная натуральными числами от 1 до , суммы которых по всем строкам, столбцам и обеим диагоналям одинаковы. Различают магические квадраты четного и нечетного порядка (в зависимости oт четности n), Поля таблицы, в которые записывают числа, называются клетками магического квадрата, а сумма чисел, стоя​щих в любой строке, столбце или на диагонали, - его постоянной.


1.2. Из истории развития магических квадратов


Возникновение магических квадратов относится к глубокой древности. Наиболее ранние сведения о них содержатся, по-видимому, в китайских книгах, написанных в IV — V вв. до н. э. Из дошедших до нас древних магических квадратов самым «старым» является таблица Ло-шу (2200 до н. э.). В Китае, этот магический квадрат ( ло-шу), издавна считается талисманом.




Название «магические» квадраты получили от арабов, которые усмотрели в их свойствах нечто мистическое и потому принимали квадраты за своеобразные талисманы, защищавшие тех, кто их носит, от многих несчастий. К удивительным квадратам проявляли интерес и средневековые арабские математики, приводившие их примеры в своих сочинениях.

Древние греки были знакомы с простейшим (3-го порядка) магическим квадратом. В одном из арабских манускриптов конца VIII в. упоминается его автор (который па самом деле лишь открыл заново то, что было известно за много ве​ков до него) – философ-новопифагорец Апполон из Тиана, живший в начале нашей эры.

В Европе о магических квадратах узнали благодаря византийскому писателю Э. Мохопулосу, жившему в Костантинополе в начале 15 века.

В средневековой Европе, как и на Востоке, магическим квадратам часто приписывали различные мистические свойства. Поэтому неудивительно, что они пользовались особой популярностью у прорицателей, астрологов и врачевателей. Бытовало даже поверье, что выгравированный на серебряной пластине магический квадрат защищает от чумы.

Редкостью является использование магического квадрата в изобразительном искусстве, в начале XVI в знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер увековечил магический квадрат в искусстве, изобразив его на гравюре «Ме​-ланхолия», на которой в правом верхнем углу есть изображение магического квадрата четвертого порядка.


Причем, два числа в середине нижней строки указывают на год создания гравюры – 1514. Этот факт говорит об умении в то время составлять магические квадраты с определенным заданным расположением некоторых чисел. Говорят, что гравюра А. Дюрера послужила толчком для знаменитых пророчеств Нострадамуса.

В наше время магические квадраты продолжа​ют привлекать к себе внимание не только специалистов, но и любителей математических игр и развлечений. За последнее столетие значительно возросло число книг по занимательной матема​-тике, в которых содержатся головоломки и задачи, связанные с необычными квадратами. Для их успешного решения требуются не столько специ​альные знания, сколько смекалка и умение под​мечать числовые закономерности. Решение таких задач не только доставит удовольствие тем, кто интересуется математикой, но и послужит прекрасной «гимнастикой для ума».


    1. Классификация магических квадратов.


Нормальный МК - магический квадрат, заполненный целыми числами

от 1 до .

Полу магический квадрат - квадрат, заполненный числами от 1 до ., называется полу магическим, если сумма чисел по горизонталям и вертикалям равна магической постоянной, а по диагоналям это условие не выполняется.

Ассоциативный, или симметричный МК, такой магический квадрат, у которого сумма любых двух чисел, симметрично расположенных относительно центра квадрата, равна одному и тому же числу: 1+.

Пандиагональный (дьявольский) МК - такой магический квадрат, в котором сумма чисел по разломанным диагоналям также равна константе квадрата.

Идеальный МК - магический квадрат, который одновременно пандиагональный и ассоциативный.

Совершенный МК - магический пандиагональный квадрат порядка 4k, обладающий дополнительными свойствами.

Бимагический квадрат - такой магический квадрат, который остаётся магическим при замене всех его элементов на их квадраты. Бимагических квадратов 3,4,5 порядка не существует.

Мультимагический квадарат - обобщение бимагических квадратов на произвольную степень n.


1.4. Магический квадрат Пифагора: насколько он магический?


Великий ученый Пифагор, считал, что всем на свете управляют числа. Поэтому сущность человека заключается тоже в числе - дате рождения. Он создал метод построения квадрата, по которому можно познать характер человека, состояние его здоровья и его потенциальные возможности, раскрыть достоинства и недостатки и тем самым выявить, что следует предпринять для его совершенствования. Во времена Пифагора магические квадраты на каждого человека создавались индивидуально с помощью сложения и вычитания некоторых чисел в дате его рождения. Сейчас есть специальная программа, где вводится дата рождения человека, а на экран выводится готовый магический квадрат, с индивидуальными числами.

Для того чтобы понять, что такое магический квадрат Пифагора и как подсчитываются его показатели, сделаем расчет. Я взяла дату моего рождения 13.07.2004 г. Сложим цифры дня, месяца и года рождения (без нулей): 1+3+7+2+4=17. Далее складываем цифры результата: 1+7=8. Затем из первой суммы вычитаем удвоенную первую цифру дня рождения: 17-2=15. И вновь складываем цифры последнего числа: 1+5=6. Получили числа 13,07,2004,17,8,15,6. И составляем магический квадрат так, чтобы все единицы этих чисел вошли в ячейку 1, все двойки – в ячейку 2 и т.д. Нули при этом во внимание не принимаются. В результате квадрат будет выглядеть следующим возрастом.




111

4

77

2

5

8

3

6

нет






Ячейки квадрата означают следующее:

Ячейка 1 – целеустремленность, воля, упорство, эгоизм.

1 – законченные эгоисты, стремятся из любого положения извлечь максимальную выгоду.11 – характер, близкий к эгоистическому.111 – «золотая середина», Характер спокойный, покладистый, коммуникабельный.1111 – люди сильного характера, волевые. Мужчины с таким характером подходят на роль военных – профессионалов, а женщины держат семью в кулаке.11111 – диктатор, самодур.111111 – человек жестокий, способный совершить невозможное; нередко попадает под влияние какой-то идеи.

Ячейка 2 – биоэнергетика, эмоциональность, душевность, чувственность. Количество ячеек определяет уровень биоэнергетики. Двоек нет – открыт канал для интенсивного набора биоэнергетики. Эти люди воспитаны и благородны от природы. 2 – обычные в биоэнергетическом отношении люди. Такие люди очень чувствительны к изменениям в атмосфере. 22 – относительно большой запас биоэнергетики. Из таких людей получаются хорошие врачи, медсестры, санитары. В семье таких людей редко у кого бывают нервные стрессы. 222 – знак экстрасенса.

Ячейка 3 – точность, конкретность, организованность, аккуратность, пунктуальность, чистоплотность, скупость, наклонность к постоянному «восстановлению справедливости». Нарастание троек усиливает эти качества. С ними человеку есть смысл искать себя в науках, особенно точных. Перевес троек порождает педантов, людей в футляре.


Ячейка 4 – здоровье. Это связано с энергетическим пространством, наработанным предками и защищающим человека. Отсутствие четверок свидетельствует о болезненности человека. 4 – здоровье среднее, необходимо закалять организм. Из видов спорта рекомендуется плавание и бег. 44 – здоровье крепкое. 444 и более – люди с очень крепким здоровьем.

Ячейка 5 – интуиция, ясновидение, начинающее проявляться у таких людей уже на уровне трех пятерок. Пятерок нет – канал связи с космосом закрыт. Эти люди часто ошибаются. 5 – канал связи открыт. Эти люди могут правильно рассчитать ситуацию, извлечь из нее максимальную пользу. 55 – сильно развита интуиция. Когда видят «вещие сны», могут предугадывать ход событий. Подходящие для них профессии – юрист, следователь. 555 – почти ясновидящие. 5555 – ясновидящие.

Ячейка 6 – заземленность, материальность, расчет, склонность к количественному освоению мира и недоверие к качественным скачкам и тем более к чудесам духовного порядка. Шестерок нет – этим людям необходим физический труд, хотя они его, как правило, не любят. Они наделены неординарным воображением, фантазией, художественным вкусом. Тонкие натуры, они тем не менее способны на поступок. 6 – могут заниматься творчеством или точными науками, но физический труд является обязательным условием существования. 66 – люди очень заземлены, тянуться к физическому труду, хотя как раз для них он не обязателен; желательна умственная деятельность, либо занятия искусством. 666 – знак Сатаны, особый и зловещий знак. Эти люди обладают повышенным темпераментом, обаятельны, неизменно становятся в обществе центром внимания. 6666 – эти люди в своих предыдущих воплощениях набрали слишком много заземленности, они очень много трудились и не представляют свою жизнь без труда. Если в их квадрате есть девятки, им обязательно нужно заниматься умственной деятельностью, развивать интеллект, хотя бы получить высшее образование.

Ячейка 7 – количество семерок определяет меру таланта.

7 – чем больше они работают, тем больше получают впоследствии. 77 – очень одаренные, музыкальные люди, обладают тонким художественным вкусом, могут иметь склонность к изобразительному искусству. 777 – эти люди, как правило, приходят на землю ненадолго. Они добры, безмятежны, болезненно воспринимают любую несправедливость. Они чувствительны, любят мечтать, не всегда чувствуют реальность. 7777 – знак Ангела. Люди с таким знаком умирают в младенчестве, а если и живут, то их жизни постоянно угрожает опасность.

Ячейка 8 – карма, долг, обязанность, ответственность. Количество восьмерок определяет степень чувства долга. Восьмерок нет – у этих людей почти полностью отсутствует чувство долга. 8 – натуры ответственные, добросовестные, точные. 88 – у этих людей развито чувство долга, их всегда отличает желание помочь другим, особенно слабым, больным, одиноким. 888 – знак великого долга, знак служения народу. Правитель с тремя восьмерками добивается выдающихся результатов. 8888 – эти люди обладают парапсихологическими способностями и исключительной восприимчивостью к точным наукам.

Ячейка 9 – ум, мудрость, память. Отсутствие девяток – свидетельство того, что умственные способности крайне ограничены. 9 – эти люди должны всю жизнь упорно трудиться, чтобы восполнить недостаток ума. 99 – эти люди умны от рождения. Учатся всегда неохотно, потому что знания даются им легко. Они наделены чувством юмора с ироничным оттенком, независимые. 999 – очень умны. К учению вообще не прикладывают никаких усилий. Прекрасные собеседники. 9999 – этим людям открывается истина. Если у них к тому же развита интуиция, то они гарантированы от провала в любом из своих начинаний.














ΙΙ. Практическая часть


2.1. Расчет МК Пифагора для одноклассников.


1. Бабаев Эльман 2. Верескунова Лиза

01.06.2004г. 07.04.2004г.

1111

4

Нет

22

Нет

Нет

3

6

нет


1

44

7

2

Нет

8

33

Нет

нет








3. Воробьева Диана 4. Гетман Мария

18.05.2004г. 30.12.2004г.

11

4

Нет

222

5

88

нет

Нет

9


11

4

Нет

22

Нет

Нет

33

66

нет











5. Гладышева Настя 6. Журилко Полина

17.09.2003г. 08.07.2004г.

1

4

7

22222

нет

нет

3

нет

9


1

4

7

22

55

8

3

нет

нет









7. Квиткина София 8. Климова Таня

08.01.2005г. 05.05.2004г.

11

Нет

7

2

5

8

Нет

6

Нет


1

4

7

2

55

Нет

нет

666

нет









9. Кристаленко Данил 10. Кружилина Маша

27.01.2005г. 07.09.2004г.

111

4

77

22

5

8

3

нет

нет


Нет

44

7

222

Нет

88

Нет

нет

9








11. Магдесян Полина 12. Петровская Светлана

04.12.2004г. 13.07.2004г.

Нет

44

7

222

Нет

88

Нет

нет

9


111

4

77

2

5

8

3

6

нет










13. Прошкина Аня 14. Соседко Иван

27.05.2005г. 16.04.2004г.

1

Нет

77

2222

55

Нет

Нет

6

нет


111

44

7

2

5

8

нет

66

нет









14. Федоров Иван 15. Филимонов Артем

07.07.2004г. 27.02.2004г.

нет 

 77

 222

 нет

нет 

нет 

 66

 нет


11

44

77

222

нет

8

3

нет

нет









16. Шенгелия Георгий 17. Шерстобитова Вика

10.11.2004г. 09.02.2004г.

111

Нет

77

2

Нет

Нет

нет

нет

99


111

4

7

22

Нет

8

нет

нет

9











19. Шулакова Альбина

27.05.2004г.

1

4

77

2222

5

Нет

нет

6

нет










2.2. Анализ совпадений психологических

портретов

2.1. После составления индивидуальных квадратов Пифагора

необходимо правильно «прочитать» все, что там зашифровано.

Важно отметить, что чем больше цифр в одной ячейке, тем больше

влияние данного числа на судьбу и жизнь человека.

2.2. Проведя сравнение составленных психологических портретов и

и действительных черт характера моих одноклассников, я пришла

к выводу, что совпадение составило 70%.

Заключение


В работе рассмотрены вопросы, связанные с историей развития одного из вопросов математики, занимавшего умы очень многих великих людей - магических квадратов. Несмотря на то, что собственно магические квадраты не нашли широкого применения в науке и технике, они подвигли на занятия математикой множество незаурядных людей и способствовали развитию других разделов математики.

Работая над проблемой заполнения квадратов, я пришла к выводу, что общий метод построения квадратов неизвестен, хотя широко применяются различные частные алгоритмы.

Изучая магические квадраты, я обнаружила еще один занимательный квадрат - квадрат Пифагора, представляющий исторический интерес и, возможно, полезный для составления психологического портрета личности. Составив магические квадраты моих одноклассников, я пришла к выводу, что его магические свойства совпадают примерно на 70 % .

Следовательно, не стоит слепо верить всему магическому. Может быть некоторые черты характера и заложены в дате рождения человека, но человек всегда может найти способы что-то изменить в своей судьбе.

Я считаю, что материалы моего проекта можно использовать при подготовке к олимпиадам по математике, на математических кружках и факультативах, при проведении внеклассных мероприятий с целью развития и расширения своего познавательного кругозора, развития логического мышления.










Список использованной литературы.
  1. Энциклопедический словарь юного математика. М., «Педагогика», 1985г

  2. Шарыгин И. Ф. Шевкин А. В. Подумай и реши: задачи на смекалку.- М.: ГАЛАС, 1993.

  3. В. В.Трошин «Магия чисел и фигур», Москва «Глобус», 2007 г

  4. М. Гарднер. Математические досуги. — М.: Мир, 1972

  5. Сарвина Н.М. Неожиданная математика // Математика для школьников 2005, №4

  6. Климченко Д.В. Задачи для любознательных: Кн. для учащихся 5-6 кл.-М.: Просвещение, 1999.

  7. Энциклопедия для детей. Издательское объединение «Аванта», 2003г.

  8. Интернет ресурсы.

17