
Содержание.
Актуальность.
Объект проекта.
Задачи.
Сроки реализации проекта.
Участники проекта.
Необходимые материалы.
Предполагаемые продукты проекта.
Постановка проблемы.
Мероприятия по реализации проекта.
Список литературы.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1 «Памятка «Сказка-это важно»
Приложение 2 «Консультация для родителей «Что читать детям в возрасте 5-6 лет»
Приложение3 «Информационные рассказы детей к презентации книги»
Приложение 4 «Сценарий викторины по сказкам»
Приложение 5 «Фото проектной деятельности»
1.Актуальность.
Проект «Мы рисуем сказку» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на расширение знаний детей о способах изображения и составление элементарных композиций по любимым сказкам. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве творческие способности, речевую, сенсомоторную и эмоционально- волевую сферу в рамках взаимодействия участников образовательного процесса (родители, дети, педагоги). Сочетание разных форм взаимодействия детей и взрослых по поиску решений проблемной ситуации, подборе средств и способов изображения даёт возможность развивать все компоненты социальной компетентности дошкольника (когнитивного, эмоционального, поведенческого). В ходе реализации проекта развиваются детско-родительские отношения, которые наполняются новым содержанием, взаимопониманием и доверительностью. Актуальность проекта состоит в том , что он охватывает многие стороны образовательного процесса, разные виды детской деятельности, расширяет представления детей о сказочных персонажах, способах изображения нетрадиционными техниками, формирует произвольность в этапном рисовании.
Художественно – образная форма отражения действительности затрагивает не только познавательную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Она способствует формированию умения эстетически воспринимать действительность, трансформировать её, внося свои элементы в процесс создания разнообразных художественных образов. В современной методической литературе можно найти несколько решений данного противоречия: использование «художественных эталонов» как результата художественно – творческой деятельности человечества в работе с дошкольниками, органичное включение ребёнка в творческо-поисковую деятельность, создание взрослыми условий для психологического равновесия и спонтанных импровизационных проявлений у детей и т.д. По-мнению психолога Д.И.Фельдштейна, новые формы сотворчества, содеятельности взрослого и ребёнка позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития.
Можно утверждать, что, если литературное произведение получает иллюстрированную поддержку, то оно воспринимается читателем гораздо эмоциональней и лучше. Ведь художник, иллюстрирующий книгу, идет вслед за автором. Он старается изобразить самое главное, самое важное, прочувствованное им.
В условиях обновления образования использование литературной сказки как средства эстетического и умственного развития способствует поиску новых путей и средств, позволяющих осуществлять культурологические подходы взаимодействия взрослого и ребенка.
2. Объект проекта.
Самостоятельная изобразительная и речевая деятельность у дошкольников старшего возраста.
Предмет проекта.
Создание иллюстрированной книги по сказке «Колобок» детьми старшей группы.
Цель проекта: формирование у детей потребности в изобразительной и речевой активности через участие в иллюстрировании русской народной сказки «Колобок».
3.Задачи:
Формировать представления о сказках ,как о литературном жанре.
Способствовать развитию -речевого творчества через личностное
восприятие и драматизацию литературного произведения .
литературных произведений.
любимых сказок в рамках игры драматизации.
насыщенного общения.
одному и тому же произведению.
4. Сроки реализации проекта
3 недели
5.Участники проекта
-воспитанники старшей группы,
- родители воспитанников,
- воспитатель МБДОУ «Детский сад № 365»
6. Необходимые материалы.
1.Подборка книг : «Русские народные сказки»
2.Иллюстрации художников Ю.Васнецова, Е.Рачёва, Е.Чарушина, И. Билибина
3.Д/и «Угадай из какой сказки герой»
4.Медиаресурсы: видео мультфильмов «Колобок», «Теремок» и др.
5. Подготовленная презентация «Художники – иллюстраторы детских книг»
6.Подготовленные силуэты животных.
7. Маски, декорации, элементы костюмов к сказке «Колобок»
8. Материалы для рисования и раскрашивания : Бумага, кисти, жёсткие кисти, банки для воды ,ватные палочки.
9.Подборка иллюстрации с изображением леса
10. Картинки к упражнению «Найди сходство и отличие»
11. Д/и «Узнай эмоцию у колобка».
12. Раскраски «Сказки».
13.Мультимедийное и цифровое оборудование: проектор, экран, фотоаппарат.
14. Сценарий викторины. Вопросы к викторине.
15. Памятка для родителей «Сказка-это важно»
16. Консультация для родителей «Что читать детям в возрасте 5-6 лет»
7. Предполагаемые продукты проекта
1. Памятка для родителей «Сказка-это важно»
2. Коллекция книг «Русские народные сказки».
3.Раскрашенные силуэты животных.
5. Вырезанные силуэты животных, деревьев, домика, бабки, дедки.
6.Эскизы рисунков (деревья, лес, грустный и весёлый колобок) для проекта книги.
8.Сюжетные рисунки к сказке «Колобок».
9.Аппликационная коллективная работа: «Обложка для книги».
10.Совместно изготовленная книга по сказке «Колобок».
11.Консультация для родителей на тему : «Что читать детям 5- 6 лет».
12.Информационные рассказы детей об этапах деятельности для презентации книги.
13. Презентация для родителей «Как мы иллюстрировали книгу».
9.Постановка проблемы.
При чтении с детьми русских народных сказок и рассматривании иллюстраций к ним у детей возникли вопросы : «Как и кто рисует иллюстрации в книгах» На вопросы детей невозможно ответить быстро и очень подробно, поэтому воспитатель предложила узнать: «Кто же они- иллюстраторы сказок? Как научиться создавать иллюстрации, помогающие понять содержание сказки?» и попробовать себя в роли иллюстраторов и создать свою книгу.
10.Мероприятия по реализации проекта.
№ | Мероприятия | Задачи | Деятельность детей |
1 этап Подготовительный |
1. | Выпуск буклета для родителей «Значение сказки в умственном и эстетическом развитии ребенка» | Проинформировать родителей о необходимости чтения сказок детям. | |
2. | Подбор родителями с детьми иллюстрированных книг «Русские народные сказки» | Активизировать родителей в вопросе развития интереса детей к художественной литературе. | Подбор книг вместе с родителями. Возможно просматривание и перечитывание знакомых сказок. |
3. | Организация в группе выставки книг | Продолжать знакомить с книгами. Обратить внимание на оформление книги , на иллюстрации. | Рассматривание книг |
4. | Чтение сказки, выбранной детьми. | Формировать умение слушать сказку | Прослушивание сказки |
5. | Викторина по русским народным сказкам. | Актуализировать знания детьми русских народных сказок. | Ответы на вопросы Рассматривание иллюстраций. |
2 этап Основной |
6. | Предложить консультацию для родителей в родительский уголок на тему « Что читать детям в возрасте 5-6 лет» | Направить родителей на правильный выбор литературы для чтения детям в соответствии с возрастом. | |
7. | Рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению. | Формировать умение рассматривать иллюстрации, находить особенности изображаемых объектов, замечать детали, украшающие изображения. | Рассматривание детьми иллюстраций , сравнение, Высказывание своего мнения – что больше всего нравится, как изображено. |
8. | Д/и «Угадай , из какой сказки герой» | Закрепить знания названий сказок и их героев. | Отгадывание детьми героев сказок. Отгадывание названий сказок. |
9. | Просмотр мультфильма по сказке «Колобок» | Дать знания ,как художники- мультипликаторы изобразили животных в мультфильме. | Просмотр мультфильма. |
10. | Беседа с использованием презентации «Художники-иллюстраторы детских книг» | Дать знания о художниках иллюстраторах. | Знакомство с художниками с помощью просмотра презентации, подготовленной воспитателем. Обсуждение произведения живописи. Ответы на вопросы воспитателя об изображении природы, животных художниками. |
11. | Д/и «Угадай животного по силуэту» | Развивать зрительное восприятие Формировать умение узнавть объект по силуэту | Просмотр силуэтов и высказывания своих предположений кто это может быть. |
12. | Драматизация по сказке «Колобок» | Совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при передачи образов животных | Исполнения своих ролей в драматизации сказки. |
13. | Рисование «Раскрашивание силуэтов сказочных животных»,используя нетрадиционные техники раскрашивания» | Закреплять способы и приёмы рисования различными способами, передавая особенности пушистой шерсти животных. | Выбор силуэта и способа его закрашивания . |
14. | Беседа с детьми по выбору иллюстрируемой сказки. | Помочь выбрать вместе с детьми сказку ,которую они бы смогли нарисовать. Формировать умение планировать свою деятельность. | Обсуждение вместе со взрослым, каких животных уже рисовали и поэтому без труда смогут нарисовать. Обсуждение, какими средствами, на каком формате будут иллюстрации. Распределение, кто какой сюжет будет изображать. |
15. | Предложить родителям вместе с детьми подготовить фон для рисования иллюстрации. | Активизировать родителей к взаимодействию с ребёнком. | Подготовка фона для иллюстрации вместе с родителями. Распределение листа на части для дальнейшего расположения объектов внизу листа и в верхней части листа. |
16. | Рассматривание «Изображения сказочного леса художниками» | Закрепить знания детей в умении передавать в рисунке строение деревьев , расположение их на листе. | Рассматривание картин. |
17. | Д/и «Найди сходства и отличия на картинках» | Совершенствовать умения видеть сходства и отличия на изображениях, видеть детали. | Рассматривание картинок, сравнивая их друг с другом. |
18. | Рисование « Дерево далеко и близко» | Формировать умение рисовать предметы на ближнем и дальнем плане. | Рисование деревьев. |
19. | Д/и «Узнай эмоцию у колобка» | Формировать умение определять эмоции. Определять по изображению, что делает Колобок (Грустит, поёт, улыбается и т. д.) | Определение эмоций и попытки повторить данную эмоцию мимикой. |
20. | Упражнение «Нарисуй радостного и грустного колобка» | Закреплять умение рисовать лицо правильно и симметрично располагая детали. | Рисование симметрично частей лица, передача эмоций. |
21. | Раскрашивание раскрасок «Сказки» | Упражнять в закрашивании | Раскрашивание раскрасок. |
22. | Упражнения в вырезании из раскрасок героев сказок и других изображений. | Упражнять в вырезании по контуру | Вырезание изображений. |
23. | Рисование сюжетной картинки к сказке «Колобок» | Формировать умения создавать сюжетные композиции на темы литературных произведений. | Рисование сюжетной иллюстрации. |
3 этап Заключительный |
24. | Представление и защита творческих работ перед сверстниками. | Формирование умений рассказать о своей работе. | Дети рассказывают о своей работе. | Представление результата своего труда. Удовлетворение своей работой. |
25. | Скрепление страниц иллюстраций в книгу. | | Совместная с воспитателем деятельность | Книга без обложки. |
26. | Коллективная аппликация по изготовлению обложки для книги из вырезанных ранее изображений. | Создать яркую обложку для книги. Формировать умение работать в коллективе, уметь договариваться в правильном расположении изображений. | Дети договариваются как расположить изображения, как наклеить и т. д. | Создание детьми обложки для книги. |
27. | Показ и рассказывание сказки по книге своим сверстникам и малышам. | Совершенствовать умение рассказывать сказку по картинкам. Формировать умение бережно относиться к книгам. | Дети рассказывают и показывают книгу другим детям. | Пересказывание сказки. |
28. | Презентация книги детьми родителям . | Знакомить родителей с творческими возможностями детей. | Дети рассказывают родителям о процессе изготовления книги. | Развитие инициативности ,самостоятельности, любознательности у детей. Усовершенствовано умение рассказывать, обсуждать, презентовать. |
8. Список литературы.
1.Семенова, Т. В. Методическое пособие по изучению отдельных разделов и тем по дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» / Т. В. Семенова. – БПОУ ОО Мезенский педагогический колледж», 2016. – 44 с.- http://www.informio.ru/files/main/documents/2016/06/Semenova_T_V.-posobie.pdf
2. Ивина В. М. Роль иллюстраций в процессе овладения чтением на разных этапах его развития. – М.: Просвещение.,2001.
4. Лавров Н. П. Издания художественной, детской, литературы по искусству, филологии : учебник. — М., 1979.
5.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников, М., Синтез,2014
6.Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети, М., Школьная пресса, 2010
7.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты., М., Творческий центр,2005
8.Медведева Е.А. Формирование личности ребёнка средствами искусства в артпедагогическом пространстве., М.,ИКСР, 2009
9. Мультфильмы :
Два жадных медвежонка – Союз-мультфильм .1979
Колобок. Союз-мультфильм. 1975 г.