СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: «Предания старины глубокой»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ

Название проекта: «Предания старины глубокой»

Название организации:  Министерство образования и науки Республики Бурятия   ГКОУ «Новобрянская специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида»  

Контактная информация: РБ, Заиграевский ройон, с. Новая Брянь, ул. Школьная, 5., тел./факс 8(30136) 53302, [email protected]

Руководители проекта: Саляхова Елена Вагисовна – учитель ФК, Сапожникова Елена Геннадьевна – учитель - логопед, Заиграева Татьяна Васильевна – библиотекарь, Сокольникова Светлана Ильинична – учитель швейного дела.

Актуальность

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека.

Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, развивает диалогическую и монологическую речь, формирует у учащихся культурно-нравственные ценности методами музейной педагогики, расширяет знания учащихся о творчестве русских живописцев, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов.

Поэтому проблема приобщения школьников к русским народным традициям актуальна и соответствует действительности.

Просмотр содержимого документа
«Проект: «Предания старины глубокой»»

ПРОЕКТ

Название проекта: «Предания старины глубокой»

Название организации: Министерство образования и науки Республики Бурятия ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида»

Контактная информация: РБ, Заиграевский ройон, с. Новая Брянь, ул. Школьная, 5., тел./факс 8(30136) 53302, nbskoshi@yandex.ru

Руководители проекта: Саляхова Елена Вагисовна – учитель ФК, Сапожникова Елена Геннадьевна – учитель - логопед, Заиграева Татьяна Васильевна – библиотекарь, Сокольникова Светлана Ильинична – учитель швейного дела.

Актуальность

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека.

Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, развивает диалогическую и монологическую речь, формирует у учащихся культурно-нравственные ценности методами музейной педагогики, расширяет знания учащихся о творчестве русских живописцев, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов.

Поэтому проблема приобщения школьников к русским народным традициям актуальна и соответствует действительности.

Аннотация проекта

Проект направлен на организацию учебно-воспитательного процесса учащихся младшего школьного возраста, в рамках заданной темы. В ходе

проекта реализуются спортивно-художественные навыки учащихся. В процессе реализации проекта изучается творчество русских живописцев, используются русские народные подвижные игры на переменах, осуществляется пошив русских народных костюмов на дополнительных занятиях по швейному делу, идёт процесс развития и коррекции связной речи.









Программой предусмотрено:

  1. Знакомство с репродукциями картин русских художников, изображающих быт и старинные народные игры.

  2. Проведение спортивно-массовых мероприятий.

  3. Использование русских народных костюмов, аксессуаров и атрибутики.

  4. Работа с художественным словом.

Проект будет осуществлен в соответствии с временами года.

Срок реализации проекта: январь – май 2017 год

Исполнители: учащиеся 1-4 классов, Саляхова Е.В., Сапожникова Е.Г., Заиграева Т.В., Сокольникова С.И.

Общий бюджет: 12100 рублей (двенадцать тысяч сто рублей)



































Постановка социальной проблемы

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.

Цель: Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народному календарю, к народным играм.

Задачи: 1. Изучение творчества русских живописцев

2. Использование русских народных подвижных игр на переменах с музыкальным сопровождением. Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движения посредством народных подвижных игр.

3. Изготовление русских народных костюмов, аксессуаров и атрибутики.

4. Развитие и коррекция речевой активности средствами игр с речевым и музыкальным сопровождением. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, веснянки).

























Структура проектной деятельности





















Ожидаемые результаты:

    1. Приобщение детей к русской национальной культуре.

    2. Развитие физического здоровья:

- координация движения

- общая моторика

- мелкая моторика

- речевая моторика

    1. Приобретение навыков пошива русских народных костюмов, изготовление аксессуаров и атрибутики к русским народным подвижным играм.

    2. Усовершенствование диалогической и монологической, связной речи.































Краткий план проекта

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

Исполнители


I этап

1

Экскурсия в школьный музей. Музейный час: Знакомство с репродукцией В.И.Сурикова «Взятие снежного городка»

январь - февраль

1-4 классы

Заиграева Т.В.

2

Разучивание старинных считалок, скороговорок, чистоговорок.

январь-май

1-4 классы

Сапожникова Е.Г.

3

Русские народные подвижные игры на переменах с музыкальным сопровождением.

январь-май

1-4 классы

Саляхова Е.В.

Сапожникова Е.Г.

4

Строительство снежного городка

январь-февраль

1-4 классы

СаляховаЕ.В.

Заиграева Т.В Сапожникова Е.Г. Сокольникова С.И.

5

Пошив русских народных костюмов и атрибутики к игре «Взятие снежного городка»

январь-февраль

4 класс

Сокольникова С.И.

6

Спортивно-массовое мероприятие «Взятие снежного городка»

февраль

1-4 классы

Саляхова Е.В.Заиграева Т.В Сапожникова Е.Г. Сокольникова С.И.

II этап

1

Музейный час: Знакомство с репродукцией картины Б.М.Кустодиева «Масленица»

март - апрель

1-4 классы

Заиграева Т.В.

2

Разучивание игр - веснянок

март-май

1-4 классы

Сапожникова Е.Г.

3

Русские народные подвижные игры на переменах с музыкальным сопровождением.

март-апрель

1-4 классы

Саляхова Е.В.

4

Изготовление чучела «Масленица»

апрель

1-4 классы

СаляховаЕ.В.

Заиграева Т.В Сапожникова Е.Г. Сокольникова С.И.

5

Пошив русских народных костюмов и атрибутики к мероприятию «Масленица»

апрель

4 класс

Сокольникова С.И.

6

Спортивно-массовое мероприятие «Масленица»

апрель

1-4 классы

Саляхова Е.В.Заиграева Т.В Сапожникова Е.Г. Сокольникова С.И.

5

Прогулка в лес. Приметы весны.

май

1-4 классы

Саляхова Е.В.Заиграева Т.В Сапожникова Е.Г. Сокольникова С.И.

III этап

1

Музейный час: Знакомство с репродукцией картины И.И.Левитана «Большая вода»

май

1-4 классы

Заиграева Т.В.

2

Приметы весны: поговорки и пословицы

май

1-4 классы

Сапожникова Е.Г.

3

Русские народные подвижные игры на переменах с музыкальным сопровождением (голоса птиц).

май

1-4 классы

Саляхова Е.В.

4

Спортивно-массовое мероприятие «Большая вода». Поход в бассейн «Дельфин»

май

1-4 классы

Саляхова Е.В.Заиграева Т.В Сапожникова Е.Г. Сокольникова С.И.











Бюджет проекта

  1. Смета расходов по проекту

Материалы

Количество

Сумма

Общие расходы

1.

Картон, гуашь, кисточки

5 пачек,

5 коробок,

5 наборов

700

700

2.

Тесьма, ткань

20 метров,

10 метров

1500

1500

3.

Гофрированная бумага, офисная бумага

5 рулонов,

2 пачки

900

900

4.

Резиновые мячи

10 – маленькие,

10 – средние,

10 - большие

4500

4500


Итого:



7600

Кондитерские изделия

5.

Шоколад, конфеты


1500

1500


Итого:

Итого по проекту:



9100

Смета расходов софинансирования


Наименование статей

Сумма софинансирования

1.

Аренда:

 помещение бассейна «Дельфин»

3000


Итого:

12100


Итого сумма по проекту: 12100 рублей (двенадцать тысяч сто рублей)



















ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Экскурсия в школьный музей-галерею «Русская старина»

Цель: формирование у учащихся культурно-нравственных ценностей методами музейной педагогики.

Задачи:

-расширение знаний учащихся о музее;

-формирование интереса к музеям, картинным галереям как основным хранилищам памятников материальной и духовной культуры.



Перед нами репродукция картины художника В.И. Сурикова «Взятие снежного

городка». Ясный морозный день. Искрится на солнце, переливается всеми красками пушистый снег. Белеют вдали сопки, поросшие лесом. Широки необозримые просторы могучей сибирской природы. И люди, живущие здесь, сильные, выносливые.

С детства помнил Суриков молодецкие потехи на льду Енисея, старинные народные игры. На его картине «Взятие снежного городка» оживает перед нами эта древняя игра сибиряков, которая обычно разыгрывалась в праздник масленицы.

На льду Енисея народные мастера воздвигали снежный городок, вылепливали из снега различные украшения. Все играющие делились на два лагеря – одни должны были защищать городок, другие верхом на лошадях должны прокрасться к снежной крепости и разрушить её.

И вот началась эта весёлая шумная игра. Лихо несётся вперёд один из всадников, пробиваясь сквозь толпу защитников города. Стоящие сзади молодые казаки стараются отпугнуть лошадей, забрасывают снежками.

Но всадник на полном скаку вместе с лошадью взлетает над стеной и ударом руки сшибает снежные изваяния. Не успел один из всадников перескочить через снежные преграды, уже несётся второй, третий. Сколько веселья, шума, смеха в этой яркой, разнообразной толпе!

Здесь и молодые, полные здоровья, силы, удали, празднично одетые парни и девушки, и пожилые сибиряки, дети. Вот один из них, парень в красной рубахе, даже распахнул ворот – ему жарко, несмотря на жестокий мороз. У другого шапка свалилась с головы, а он, увлечённый игрой, даже не замечает этого.

Потрясает хворостиной юноша в белом полушубке, подпоясанный красным кушаком. Это типичный сибиряк, коренастый, широколиций, пышущий здоровьем. Рядом с ним пожилой крестьянин в шапке-ушанке, в расшитых валенках. Справа – две девушки, приехавшие из города на эту игру. Их лица прекрасны. Слева – толпа людей, стоящих полукольцом от городка. Здесь же стоят двое мужчин с поднятыми руками. Они направлены в центр картины. Так же в центре картины изображён парень в новом полушубке с цветным орнаментом, подпоясанный красным кушаком. Рядом с ним мужчина в тёмной шубе с голубой опояской, в расшитых валенках.

Мы видим не только русские народные одежды, но и предметы быта. Художник изобразил сверкающий яркими красками тюменский ковёр, накинутый на спинку саней. Всё это создаёт ощущение торжественности, праздничности.

В.И.Суриков родился в Сибири. Детство его прошло на берегах Енисея, где часто проводились потехи на льду, старинные народные игры. Суриков сам неоднократно участвовал в этой старинной игре, требующей ловкости и удали.































Приложение № 2.



Русские народные игры.

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы очень любим играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию. В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет. Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа.

Классификация народных подвижных игр.

- подвижные игры («прятки», «пятнашки», игры с мячами);

- игры-состязания (в беге, перетягивании, борьбе, метании);

- игры-упражнения (на силу, быстроту, ловкость, гибкость).

Наиболее простыми и самыми распространенными были различные игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, которые содействовали укреплению всех групп мышц тела, развитию ловкости, быстроты, выносливости. Кроме того, такие игры, как «прятки», «салки под снегом», «скачки на одной ноге», «метание диска», «игра с кольцами», «поиграем в ямки» прекрасно готовили детей к промысловой деятельности. Существовал ряд подвижных игр, которые непосредственно способствовали обретению навыков осуществления к промысловой деятельности: «стрельба из лука на дальность», «охота», «ловля рыбы» и др. Большой популярностью среди детей пользовались игры-упражнения, которые прекрасно развивали ловкость, координацию движений, гибкость.

Календарные народные игры.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая пред­ставление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных об­рядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Результаты работы:

- знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями;

- использование русских народных подвижных игр на уроках физической культуры и внеурочной деятельности;

- выпуск сборника «Подвижные народные игры».



Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ключи (ленту) на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ключи (ленту), и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ключи.

Коршун

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу,

По копеечке,

По совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

- Коршун, коршун, что ты делаешь?

- Ямку рою.

- На что тебе ямка?

- Копеечку ищу

- На что тебе копеечка?

- Иголочку куплю.

- Зачем тебе иголочка?

- Мешочек сшить. Зачем мешочек?

- Камешки класть.

- Зачем тебе камешки?

- В твоих деток кидать.

- За что?

- Ко мне в огород лазят!

- Ты бы делал забор выше, Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: "Ши, ши, злодей!"

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками



Гуси

На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

- Гуси, вы гуси!

- Га-га-га, га-га-га!

- Вы, серые гуси!

- Га-га-га, га-га-га!

- Где, гуси, бывали?

- Га-га-га, га-га-га!

- Кого, гуси, видали?

- Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:

- Мы видели волка,

- Унес волк гусенка,

- Самого лучшего.

- Самого большого

Далее следует перекличка хоровода и гусей:

- А, гуси, вы гуси!

- Га-га-га, га-га-га!

- Щиплите-ка волка,

- Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка. Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.

Правила игры. Хоровод гусей и гусята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка

Хоровод Паучок

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Паучок, паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.



Игра «Платок».

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идёт за кругом, кладёт его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берёт его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в кругу.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить платок на плечо, прежде чем тот займёт свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остаётся игрок с платком. Он идёт по кругу, кому-то кладёт платок на плечо, игра продолжается.

Правила.1.Дети не должны перебегать через круг.

2.Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.

3.Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.

4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Указания к проведению.

Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что нужно больше приложить усилий, чтобы занять свободное место. Дети в круге стоят друг от друга на расстоянии одного шага.

Игра «Гуси-лебеди».

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой – волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей: «Гуси-лебеди, домой!». Гуси отвечают: «Старый волк под горой!».

«Что он там делает?». «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет»

«Ну, бегите же домой!». Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

Игра «Пятнашки».

Начинают игру с выбора ведущего, его называют пятнашкой. Все участники игры разбегаются по площадке, пятнашка их догоняет. Кого он коснулся рукой, тот становится пятнашкой. Привила. 1. Детям на ходу игры нужно внимательно следить за сменой входящих

  1. Пятнашка не должен бегать только за одним играющим.

Игра « Пятнашки с домом».

По краям площади рисуют два круга – это дома. Дети, убегая от водящего, могут забегать в дом, где пятнашка поймать их не сможет. Если он рукой касается играющих на игровом поле, то пойманный становится пятнашкой.



Игра «Платок».

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идёт за кругом, кладёт его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берёт его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в кругу.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить платок на плечо, прежде чем тот займёт свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остаётся игрок с платком. Он идёт по кругу, кому-то кладёт платок на плечо, игра продолжается.

Правила.1.Дети не должны перебегать через круг.

2.Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.

3.Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.

4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Указания к проведению.

Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что нужно больше приложить усилий, чтобы занять свободное место. Дети в круге стоят друг от друга на расстоянии одного шага.

Игра «Гуси-лебеди».

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой – волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей: «Гуси-лебеди, домой!». Гуси отвечают: «Старый волк под горой!».

«Что он там делает?». «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет»

«Ну, бегите же домой!». Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!