ТЕМА ПРОЕКТА:
«Профориентационная работа с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в условиях школы
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила: Драбцова М.Н.
Курск 2016
1.Актуальность проекта
Современная экономическая обстановка предъявляет всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда; возрастает его интенсивность, увеличивается напряжённость, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной адаптации лиц, окончивших школу для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.
В школе для детей с ОВЗ подготовка детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в специальной школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Но для адекватного
выбора профессии данной категории подростком профориентационная работа должна быть грамотно и индивидуально поставлена.
Следовательно, выбранная нами тема является актуальной, а направления профессиональной деятельности служат реализации основных целей коррекционного воспитания и обучения.
Актуальной педагогической проблемой является то, что дети, обучающиеся, в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья имеют, разнообразные социальные, соматические, психологические, логопедические и педагогические проблемы, разный уровень психофизиологических процессов. В связи, с чем особого внимания заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации выпускников в современном социуме. Этот контингент молодых людей и прежде часто попадал в группу риска вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В современных условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка выпускников школы для детей с ОВЗ к социально-профессиональной адаптации в социуме становится актуальной и значимой.
Главная задача специального образования – подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей самостоятельной жизни и их максимально полноценной интеграции в общество. Однако, из опыта известно, что большинство учащихся выходят из образовательных учреждений, не владея необходимыми для самостоятельной жизни знаниями и навыками. Наблюдается тенденция к частой смене работы, необоснованная неудовлетворённость заработной платой; сложности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от общественной жизни коллектива.
При работе над проблемой исследования нами были выделены следующие противоречия между:
сложившейся системой профессиональной подготовки детей с интеллектуальными нарушениями и современными экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;
возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, которые ограничивают доступность овладевания профессиями;
ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с интеллектуальными нарушениями, и еще меньшим количеством, по которым можно проводить профессиональную трудовую подготовку учащихся школ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Механизм профориентационной работы является первым этапом профессиональной реабилитации, и отсутствие единой системы квалифицированной профориентации и недостаточная разработанность методики профориентации в рамках комплексной реабилитации и целенаправленного трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья приводит к невостребованности данной категории граждан, а также резко снижает их социальную защищенность. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 29.12.2012г ст. №5 и инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04. 09. 1997г.№ 48 организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учётом интересов воспитанников и их психофизических возможностей. При этом учитываются также местные условия, потребности в рабочих кадрах, возможности трудоустройства выпускников.
В связи с этим наиболее остро стоит проблема подготовки к жизни и труду учащихся с интеллектуальной недостаточностью, т.к. выбор профессии для таких учащихся, как и для других детей с ограниченными возможностями здоровья, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей для обеспечения реальной возможности их трудоустройства.
Эти противоречия подтолкнули нас к работе по созданию системы профориентационной работы у учащихся с нарушениями интеллекта в условиях специальной школы.
2. Цель, объект, предмет, задачи проекта
Анализ работ Л.С. Выготского, Б.Д.Эльконина,В.Г. Петровой,М.С. Певзнер, И.А. Зимней,A.B. Хуторского, А.Л. Журавлева, Н.Ф. Талызиной, Р.К. Шакурова, А.И. Щербакова и др., рассматривающих особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальную адаптацию, позволяет утверждать, что именно эти дети являются наиболее неспособными к самостоятельному жизнеустройству.
Это связано с целым спектром проблем. Во-первых, знания и умения, усваиваемые в школе учащимися, часто не носят практического характера применения, а, соответственно, не всегда смогут помочь в реально возникшей жизненной ситуации. Второй причиной является необходимость включения учащихся коррекционных школ во взаимодействие с окружающими людьми и возникающими в современном обществе социальными явлениями. Наконец, третьей причиной является назревшая необходимость активизации и систематизации методического потенциала коррекционной школы для наиболее эффективного овладения учащимися необходимым для самостоятельной жизни в обществе запасом знаний, умений и навыков.
Исследовательский опыт И.М. Бгажноковой, М.Э. Валце, А.Р. Малера, М. Дульнева, Б.И. Пинского показывает, что для для адекватного выбора профессии у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы знания, умения и навыки, отражающие способность каждого ученика успешно социализироваться и интегрироваться в общество. Развитие обобщенных умений, навыков и личностного опыта в различных областях деятельности человека необходимо для способности и готовности их применять самостоятельно.
В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать при организации профориентационной работы:
учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
развитие навыков и умений на уроках трудового обучения, а также в группе продлённого дня в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося;
поддержка со стороны педагогов;
знание личностных особенностей, возможностей и способностей ребенка;
информирование о видах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.
Целью проекта является создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающихся с нарушениями интеллекта.
Для реализации цели проекта представляется необходимым решить следующие задачи:
- актуализировать процессы личностного и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей обучающихся;
- подобрать методы и приёмы, способствующие формированию сознательного отношения обучающегося с интеллектуальной недостаточностью к выбору доступной профессии;
- ознакомить с профессиями профессиональных учреждений, доступных выпускникам школы для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- ознакомить учащихся с требованиями к профессиональной деятельности в различных сферах;
- формировать профессиональные интересы, склонности.
- выработать гибкую систему сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Объект исследования - процесс профориентационной работы детей с интеллектуальными нарушениями в условиях школы для детей ОВЗ.
Предмет исследования - социально-педагогические условия эффективного ведения профориентационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях щколы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предполагаемые результаты:
Формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.
2. Формирование максимально возможного уровня социальной адаптации у учащихся;
3.Воспитание самостоятельной личности каждого учащегося с активной жизненной позицией и запасом основных профессиональных навыков;
4.Представление о собственных интересах и возможностях.
5.Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики через уроки трудового обучения, внеклассных групповых занятий и экскурсий.
6.Получение информации о реестре существующих профессий обучающимися с ОВЗ.
7.Выбор будущей профессии с учетом психофизических особенностей и учетом состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии.
8.Получение информации о профессиональных заведениях (путях, получения профессии).
9.Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности обучающимися с ОВЗ.
3. Этапы реализации проекта:
I. Организационно-подготовительный этап (октябрь 2015 г. - декабрь 2015 г.)
Основная задача этого этапа – изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; проведение пилотажного и констатирующего эксперимента.
Нами были осуществлены следующие мероприятия:
- определена коррекционно-практическая направленность уроков трудового обучения, занятий групп продленного дня;
- отобран материал по теме исследования;
- выявлены противоречия и определены основные направления исследовательского поиска;
- осуществлена информационно-методическая подготовка всех участников проекта по теме исследования: учителей трудового обучения, воспитателей групп продленного дня, учащихся 3 – 9 классов, родителей;
- проведено анкетирование изучения интересов и склонностей учащихся;
- проведено изучение готовности к профессиональному самоопределению учащихся старшего звена.
II. Основной этап (январь 2016 г. - апрель2016 г.)
Основная задача этапа – формирование у обучающихся начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
- знакомство с миром профессий и специальностями профессиональных образовательных учреждений;
- изучение требований к поступлению в профессиональные учреждения, на предприятия;
- проведение комбинированных уроков, экскурсий, внеклассных мероприятий, деловых и ролевых игр, мастер – классов, классных часов, предметных недель.
III. Итоговый этап (апрель 2016 г. – июнь 2016 г.)
Основная задача – подведение итогов реализации проекта за весь период, осуществление рефлексии полученного результата опыта, обобщение его результатов.
Для этого нами были запланированы:
- экскурсии в профессиональные образовательные учреждения;
- обобщающий урок «Трудовое законодательство»;
-анализ и обработка материалов экскурсий;
-итоговое тестирование «Характер профессионального самоопределения»;
- создание стенда по профориентационной работе.
-подготовка отчётных материалов, проведение их научно-педагогического анализа и обработка результатов формирующего эксперимента;
- формирование выводов по результатам проведенного исследования;
- оценка эффективности приёмов и действий по формированию профориентационной работы у детей с нарушением интеллектуальной сферы
- определение практической значимости предложенных ресурсов. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района в котором они живут, общества в целом.
Начинать профориентационную работу имеет смысл уже в младшей и средней школе. Здесь наиболее уместным оказываются игровые активизирующие подходы. Имеет смысл пробуждать интерес школьников к труду, знакомить ребят с миром профессий, показывать тематические видеофильмы, приглашать специалистов из разных областей деятельности, давать возможность попробовать себя в разных видах труда.
4.Содержание и результаты работы, выполняемой в рамках проекта
Профориентация - определенная система мероприятий, направленная на наиболее эффективное решение проблемы соответствия человека и профессии, специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников, система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих каждому представителю подрастающего поколения выбирать себе профессию с учетом потребностей и своих способностей.
Исследование проводилось по следующим направлениям:
1)знакомство с миром профессий с использованием методической, научно-популярной и художественной литературы и Интернет ресурсов;
2) экскурсии в профессиональные учебные заведения, на предприятия;
3) диагностика интересов и склонностей, а также личностных особенностей воспитанников;
4) профориентационные игры и упражнения с элементами тренинга;
5) определение уровня сформированности трудовой компетенции (Тест по выявлению мотивов выбора профессии);
6)определение уровня овладения здоровьесберегающими знаниями и навыками (Анкета «Как я оцениваю своё здоровье»);
7)выявление коммуникативных навыков учащихся (Тест - опросник «Коммуникативныесклонности».
Цели и задачи мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями
в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Дата | Мероприятия | Цели и задачи | Класс |
Март 2016 | уроки по профессионально-трудовому обучению (швейное дело, трудовое законодательство). | формировать доступные школьникам технические и технологические знания, развить у учащихся общетрудовые умения и навыки. Расширить правовые знания в области трудовых отношений; ознакомить с законами РФ и основными правилами, регулирующими отношения в области труда, также разъяснить понятия: трудоустройство, трудовой договор, трудовая книжка, увольнение и т. д. | 5-9 |
октябрь 2015- май 2016 | внеклассные мероприятия: «Калейдоскоп профессий»; «От скуки на все руки»; «Умелые руки не знают скуки», | расширить представление детей о различных профессиях; ознакомить учащихся с документацией необходимой для поступления в профессиональное образовательное учреждение; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору. | 9 8-9 5-6 |
апрель | предметные недели по трудовому обучению. Интерактивная игра «В мире ремесел» | закрепляются представления детей о доступных профессиях, развивается интерес к трудовой деятельности, формируется потребность в личном выборе профессии, как источника дохода, необходимого для самостоятельной жизни в социуме. | 5-9 |
октябрь 2015-май 2016 | ознакомительные беседы о профессиях: «В мире профессий», «Моя будущая профессия», «Труд кормит, а лень портит» и др. | воспитание у школьников трудолюбия, уважения к труду людей, расширение знаний о многообразии профессий | 5-9 |
октябрь 2015-май 2016 | Экскурсии: -в пожарную часть, -в магазины, -в швейный цех, -на почту, - в аптеку, - ОКУНПО «Курское ПУ-интернат», -ОБОУ СПО «Курский монтажный техникум», Мастер-класс по гончарному делу. | Знакомство с профессиями швеи, штукатура-маляра, обувщика, повара. кондитера; Требованиями, предъявляемыми к данной профессии в ходе проведения производственных экскурсий. Экскурсии на различные предприятия | 5-9 |
март-апрель | встречи с представителями различных профессий и представителями профессиональных образовательных учреждений: Свободинский агротехнический техникум им. К.К. Рокоссовского | знакомство учащихся с трудовой деятельностью рабочих разных специальностей, формирование личной заинтересованности в том или ином виде труда | 5-9 8-9 |
апрель -май | стенд «Куда пойти учиться» | расширить представление детей о различных профессиях; ознакомить учащихся с документацией необходимой для поступления в профессиональное образовательное учреждение; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору. | 8-9 |
октябрь 2015, апрель 2016 | классные часы: «Все профессии важны», «Моя будущая профессия»; Тест по выявлению мотивов выбора профессии Анкета «Как я оцениваю своё здоровье» | Учащиеся знакомятся с многообразием профессий, знакомятся с рабочими местами и требованиями к различным профессиям; | 6 8-9 6,8,9 |
Обучающиеся с ОВЗ будут успешны в жизни и конкурентноспособны, если профориентационная работа в школе для детей с интеллектуальными нарушениями носит системный характер, т.е. с младшего школьного возраста до окончания обучения.
Проведенное исследование показывает эффективность и продуктивность профориентационной работы педагогов, участвующих в разработке и реализации проекта. Мы можем проследить положительную тенденцию в жизнеустройстве выпускников с интеллектуальными нарушениями ОКОУ «Курская школа».
Мониторинг жизнеустройства выпускников
ОКОУ «Курская школа»
Учебный год | Всего выпускников | Продолжили обучение в ПУ | Трудоустроены | Инвалиды | Не обучаются, не трудоустроены |
2014-2015 | 9 | 7 | - | 2 | 3 |
2015 – 2016 | 20 | 14 | 1 | 5 | 5 |
Из сравнительной таблицы жизнеустройства выпускников видно, что в течение последних 2лет прослеживается положительная тенденция к увеличению численности выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных учреждениях.
РЕЗУЛЬТАТ
Положительные отзывы обучающихся с ОВЗ и родителей о профориентационной подготовке выпускников школы.
Мониторинг жизнеустройства выпускников после окончания школы.
Морально-эмоциональная поддержка обучающихся с ОВЗ при выборе будущей профессии.
Реалистичность притязаний старшеклассника к профессиональной подготовке.
5.Сформированность понимания роли труда в жизни человека и в обществе.
6.Сформированностьу обучающихся активной жизненной позиции и запаса основных профессиональных навыков через уроки трудового обучения, внеклассных групповых занятий и экскурсий;
7.Получение информации о реестре существующих профессий обучающимися с ОВЗ.
8.Выбор будущей профессии с учетом психофизических особенностей и учетом состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии.
9.Получение информации о профессиональных заведениях (путях, получения профессии).