ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проект «Психологическое сопровождение развития
патриотических чувств младших школьников»
Выполнила: Бондаренко Наталья Валериевна,
педагог-психолог Новосветской общеобразовательной
школы I-III ступеней администрации Старобешевского района
2016 г.
Содержание
Аннотация
Содержание 2
Введение 3
Научно-теоретические аспекты проекта
2.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание» 5
2.2 Направленности патриотического воспитания 6
2.3 Формы патриотического воспитания 9
2.4. Внеклассные занятия – это целенаправленная деятельность 11
педагога во внеурочное время, имеющая свои цели и задачи.
2.5. Ступени развития патриотизма 12
Этапы реализации проекта 14
Средства реализации проекта 16
Ожидаемый результат 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Приложения 20
Аннотация
Проект разработан в соответствии с Концепцией патриотического воспитания детей и ученической молодёжи Донецкой Народной Республики. Он определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания младших школьников и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Введение
Кто любит, ценит, уважает накопленное
и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, стать подлинным
ее ПАТРИОТОМ
С.В. Михалков.
Актуальность
Вопросы патриотического воспитания младших школьников являются актуальными для современного общества. Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.
Таким образом, перед психологом ставится задача обеспечения психологического сопровождения развития патриотических чувств младших школьников. Для обеспечения качественной и эффективной работы по решению задач развития патриотических чувств младших школьников практическим психологом школы был составлен проект.
Цель проекта: выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.
Задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;
- показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию младших школьников.
Принципы реализации проекта:
личностно-ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;
деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности;
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями.
непрерывная педагогическая диагностика, переходящая в самодиагностику, самопознание;
Содержательные линии проекта:
1. Образовательная – содержит идеи, теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические и другие особенности каждой семьи, родного края.
2. Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение.
3. Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, многонациональной страны, в единстве разнообразных видов деятельности.
4. Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Участники проекта – обучающиеся 1-4 классов, классные руководители 1-4 классов, родители.
Срок реализации проекта – 4 года (2016г. – 2020г.)
Тип проекта: творческий, фронтальный, долгосрочный.
Научно-теоретические аспекты патриотического воспитания
2.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
Патриотизм – социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы (Солженицын 1996).
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите (Мальгин 2006).
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (Леонтьев 2002).
Цель патриотического воспитания – развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития (Ефремова 2005).
2.2 Направленности патриотического воспитания
Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
- благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),
- уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм),
- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),
- возможности детей получить тепло, ласка, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т. п.
В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.
На основе философских соображений следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть, как назвать то, что мы собираемся воспитывать?
Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств.
В воспитании патриотических чувств могут использоваться следующие группы символов:
- словесные (девиз, название, имя);
- предметные (знамя, форма, нагрудный знак);
- действенные (ритуалы);
- музыкальные (мелодии, сигналы);
- изобразительные (рисунки).
Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. Успешность воспитания патриотических чувств младших школьников при использовании символики зависит от:
- особого свойства содержания и формы символов – возможности образовывать смысловые ассоциативные связи, которые К. Левин называл «валентностью» (Цит. по: Мазыкина , Монахов 2004);
- специфического порядка предъявления символов – сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий, что может интерпретироваться в соответствии с работами Л. И. Новиковой, как амбивалентность.
Для государственных образовательных учреждений совершенно понятно, что заказчиком патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели в какой-то степени, понимая необходимость патриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, чрезвычайно важно контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения.
2.3 Формы патриотического воспитания
Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу (Агапова, Давыдова 2002).
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности (Цит. по: Адаменко 2005).
Согласно теории, К. Маркса и Ф. Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю.
В 60-70-е гг. XX века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка.
В Концепция патриотического воспитания детей и ученической молодёжи Донецкой Народной Республики подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у младших школьников. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.
Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.
Поведенческий – выполняет диагностическую функцию.
Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.
Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.
У младшего школьника представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу 1-2 класса. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.
Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.
Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).
В младшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.
Внеклассные занятия – это целенаправленная деятельность педагога во внеурочное время, имеющая свои цели и задачи.
Задачи внеклассной работы:
воспитание гуманизма, толерантности;
воспитание культуры поведения;
воспитание доброжелательности;
воспитание ответственности;
воспитание самостоятельности;
развитие целеустремленности.
Все эти задачи реализуются посредством конкретной организации внеклассных занятий. У учителя широкий выбор различных форм – это классный час, конкурс, соревнование, праздник, игра, экскурсия, прогулка (поход), фестиваль, вечер, викторина, спектакль, студия, экспедиция, ярмарка и многое другое. [25]
Организацию и проведение внеклассного занятия важно осуществлять по алгоритму:
Подготовка внеклассного занятия, включающая в себя: выбор формы и темы, составление сценария, подбор художественного и музыкального оформления, проведение репетиции (по необходимости), приглашение к участию детей и гостей. Проведение самого внеклассного занятия:
1. Встреча участников и гостей. Существуют варианты встречи гостей и участников: встреча-церемониал, сюжетная встреча, встреча гостей и участников импровизированными билетами.
2. Организационная часть. Существуют определенные приемы организации и начала внеклассного занятия: представление гостей, театрализация, звуковые, цветовые, технические эффекты, кино- или видеопролог, музыкальная увертюра.
3. Основная часть. Основная часть, в зависимости от формы мероприятия, бывает различной. Однако, необходимо, чтобы органически сочетались 3 компонента: образ (музыка, иллюстрации, декорации), слово (декламация, беседа, выступление гостей) и дело (соревнования, танцы, пение, игры).
Планируя внеклассное мероприятие, следует не забывать о требованиях к его организации и проведению:
ориентация на всех ребят и на каждого в отдельности;
творческий потенциал дела;
пропорциональность частей занятия;
единство формы и содержания;
учет возрастных особенностей учащихся.
Возможно, что благодаря внеклассным занятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов страны.
Ступени развития патриотизма младших школьников
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь». Реализация проекта рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития.
1 класс «Моя семья»
Задачи:
1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семь, к близким людям.
2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.
3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера. (Приложение 1)
2 класс «Мой посёлок».
Задачи:
1. Воспитание люби к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
2. Развитие творческой активности.
3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
Содержание программного материала: История посёлка .Архитектурные и культурные памятники района. Административное деление района, символика. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди района. Работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, изучение значения жизни земляков, родственников в истории страны во время ВОВ, Афганской.
3 класс «Моя школа».
Задачи:
1. Воспитание люби к семье, родным и близким людям; уважения к историческому прошлому и настоящему малой и большой родины;
2. Развитие творческой активности.
3. Привитие молодому поколению нравственного иммунитета против низкопробной культуры.
4. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.
5. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.
Содержание программного материала: Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.
4 класс «Моя Родина».
Задачи:
1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения к природе, истории края, к культуре, традициям и обычаям.
3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.
Содержание программного материала: символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие Республику, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
3. Этапы проекта:
I этап – диагностико-прогностический, организационно-подготовительный:
- изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность практического психолога школы; (Срок выполнения – май 2016)
- выявление материально-технических условий для работы практического психолога; (Срок выполнения – июнь 2016)
- Диагностика социализации личности, уровня школьной мотивации, изучение направленности на приобретение знаний; диагностика отношения к жизненным ценностям; диагностика нравственной мотивации; диагностика нравственной воспитанности. Приложение1. (Срок выполнения – сентябрь 2016)
II этап – моделирование и планирование:
- определение приоритетных направлений работы психолога по развитию патриотических чувств, с учетом специфики оказываемых услуг;
Срок выполнения – сентябрь 2016
- участие практического психолога в процессе проектирования изменений в образовательном процессе (согласно плана заседаний творческой группы школы);
- разработка модели психологического сопровождения развития патриотических чувств младших школьников (Срок выполнения –октябрь 2016г.)
III этап – основной (этап внедрения):
- Психологическое просвещение и консультирование педагогов и учителей по вопросам развития патриотических чувств младших школьников. Проведение методических семинаров для педагогов. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей «Развитие патриотических чувств у младших школьников» (Срок выполнения – в течение года согласно плану работы практического психолога на 2015/2016 учебный год)
- Проведение мероприятий по развитию патриотических чувств у младших школьников. Подготовка выступлений ученических агитбригад. (Срок выполнения –2016-2020г)
- Создание банка внеклассных мероприятий по формированию патриотических чувств младших школьников (Срок выполнения - январь 2016-2020г)
IY этап – оценочный:
- Отслеживание динамики развития патриотических чувств младших школьников в процессе проведения внеклассных мероприятий. (Срок выполнения - 2016-2020г)
- Оценка осуществления психологического сопровождения развития патриотических чувств младших школьников в контексте разных по содержанию образовательных запросов семьи и самих обучающихся.
(Срок выполнения – январь 2020г.)
Y этап – коррекционно-рефлексивный:
Проведение тренингов, занятий с элементами тренинга, практикумов с учащимися по развитию патриотических чувств. Приложение 3. (В течение всего срока).
Правовая база для составления проекта:
1.Конвенция ООН о правах ребенка
2.Концепция патриотического воспитания детей и ученической молодёжи Донецкой Народной Республики.
4. Средства реализации проекта:
Возможные формы активных воспитательных мероприятий:
1. Мероприятия, посвящённые важным историческим датам
2. Деловые игры;
3. Диспуты, викторины;
4. Исследовательская деятельность,
5. Коллективные творческие дела;
6. Смотры-конкурсы, выставки;
7. Соревнования;
8. Экскурсии, поездки, походы;
9. Трудовые дела: акции, операции
10. Тренинги общения
11. Устный журнал «Путешествие по городам»;
12. Конкурс творческих проектов (альбомы, презентации, сочинения, рисунки, плакаты.)
13. Виртуальная экскурсия «Путешествие в прошлое и настоящее» (в детство наших родителей, бабушек, дедушек, дальних и близких родственников, нашего города, края, страны)
14. Семейные гостиные:
«Пишем историю своей семьи».
«Родословная семьи»
«Передача героических и трудовых традиций семьи новым поколениям».
15. Выступление агитбригады «Здоровое поколение»
5. Ожидаемые результаты реализации проекта:
В сфере личностного развития воспитания обучающихся проект должен обеспечить:
Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
Укрепление веры и чувства личной ответственности за Отечество.
В сфере общественных отношений проект должен обеспечить:
Осознание себя гражданином Республики на основе принятия национальных нравственных ценностей;
Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок.
Повышение ответственности у ребёнка за свои действия по отношению к природе Родины и уважению к своей нации и представителям других национальностей.
6. Заключение
Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что ведущее место в процессе становления патриотического сознания младших школьников занимает содержание образования. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.
Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста способствуют формированию патриотических чувств именно в этом возрасте: способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении; интеллектуальная инициативность, любознательность, подражательность; эмоционально- выразительная активность, впечатлительность, яркая эмоциональная память, доверчивость; способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки. Результаты диагностики показали высокий уровень познавательной активности, нравственной воспитанности, отношения к жизненным ценностям, социальной направленности, что является предпосылкой успешного формирования патриотических чувств младших школьников Новосветской ОШ I-III cтупеней
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Воспитательная работа на внеклассных мероприятиях даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу. В приложении 2 показан примерный план патриотического воспитания для учеников 1 класса.
Список литературы
1.Актуальные проблемы патриотического и нравственного воспитания в канун 60-летия Победы, г. Волгоград, 19-20 апреля 2004: сб. науч. и метод, тр. /Под ред. А.С. Вульфович. Волгоград: Лицей, 2004. -240 с.
2.Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.-112 с.
3.Аронов А. А. Воспитывать патриотов. М.: Просвещение, 1989. -93 с.
4.Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности .- Ростов н/Д.: РГПУ,1993 .-218 с.
5.Валеев И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников.-М.: Наука, 1998 . -278 с.
6.Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 311.
7.Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России. Дисс. .докт. пед. наук. М., 2001. - 396 л.
8.Проектная деятельность в начальной школе. Автор-составитель Н. Б. Полянина и др. – Волгоград: учитель, 2008.
9.Школьная проектная лаборатория. Авторы-составители Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева, Т.В.Игнаткина. – Волгоград: учитель, 2009.
10.Шитикова О.Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе. Дисс. . канд. пед. наук. Шадринск, 2002. - 162 л.
11.Новикова С. Методика составления социологической анкеты. – М.: МПА, 1993.
12.Прутченков А.С. шаг за шагом. Технология разработки и реализации социальных проектов. – М., 2001
13.Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
14.И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2005.
15.Журнал Педагогическая мастерская – 2004 г .
16.Журнал Современный урок – 2008 г.
17.Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». М.: Аркти, 2003. - 166 с.
18.Что нужно, чтобы наши дети выросли патриотами?//Учит. газ. -2003. 15 июля. - С. 8-9.
19. Концепция патриотического воспитания детей и ученической молодёжи Донецкой Народной Республики // Приказ Министерства молодежи, спорта и туризма и Министерства образования и науки ДНР № 94 от 22.06.2015 г.
Приложение 1
Результаты диагностики формирования патриотических чувств младших школьников Новосветской ОШ I-IIIcтупеней
Дата проведения : 20 сентября 2016 г.
Выборка участников: 85 человек
Выявленные позиции по диагностике социализации личности.
1) Социальная адаптация—это способность приспосабливаться к новым социальным условиям среды.
2) Социальная активность ученика определяет нравиться ли заниматься общественной деятельностью и общественными поручениями.
3) Социальная автономность—это совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которой соответствуют представлению личности о себе, ее самооценка.
4) Нравственная воспитанность включает понятие как нравственного сознания и нравственного поведения.
Таблица 1. Распределение учащихся по уровням в процентном соотношении
Изучение направленности на приобретение знаний | Диагностика отношения к жизненным ценностям | Диагностика нравственной мотивации | Диагностика нравственной воспитанности |
высокий – 82% средний – 18% ниже среднего – 0 низкий – 0 | высокий – 88% средний – 9% ниже среднего – 3% низкий – 0 | высокий – 66% средний – 34% ниже среднего – 0 низкий – 0 | высокий – 75% средний – 25% ниже среднего – 0 низкий – 0 |
Уровень школьной мотивации (методика Н.Г. Лускановой 1993г.)
1 уровень – высокий уровень школьной мотивации и учебной активности. Есть познавательный мотив, стремление успешно выполнять задания. Также учащиеся доброжелательны, ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
2 уровень – хорошая школьная мотивация, характерна для большинства учащихся начальной школы, успешно справляются с учебной деятельностью. Является средней нормой.
3 уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети благоприятно чувствуют себя в школе, однако их больше привлекает общение с друзьями и учителями. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, учебный процесс мало привлекает.
Таблица 2. Распределение учащихся по уровням в процентном соотношении
Социальная адаптивность | Социальная активность | Социальная автономность | Нравственная активность | Уровень школьной мотивации |
высокий – 76% средний – 19% ниже среднего – 5% низкий – 0 | высокий – 16% средний – 50% ниже среднего – 13% низкий – 21% | высокий – 40% средний – 47% ниже среднего – 8% низкий – 5% | высокий – 66% средний – 34% ниже среднего – 0 низкий – 0 | 1 уровень – 45% 2 уровень – 47% 3 уровень – 8% |
Выводы: результаты диагностики показали высокий уровень познавательной активности, нравственной воспитанности, отношения к жизненным ценностям, социальной направленности, что является предпосылкой успешного формирования патриотических чувств младших школьников Новосветской ОШ I-IIIcтупеней
Приложение 2
План патриотического воспитания для учеников 1 класса
Месяц | Форма
проведения | Наименование мероприятия |
|
Сентябрь | Родительское собрание | Беседа с родителями о важности патриотического воспитания детей, формах и направленности его проведения Конкурс «Мой Донбасс» | |
Октябрь | Конкурс | Выставка поделок из природного материала «Золотая осень» | |
Ноябрь | Конкурс | Конкурс рисунков детей первых классов «Эти три белых коня – декабрь, январь и февраль!» | |
Декабрь | Беседы | Месячник правовых знаний | |
Январь | Беседа | Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, посвящённая годовщине Сталинградской битвы | |
Февраль | Беседа | Беседа с представителями воинской части, посвящённая дню Защитника Отечества | |
Апрель | Коллективное посещение | Посещение Донецкого историко-краеведческого музея | |
Май | Беседа | Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, посвящённая годовщине Победы советского народа в ВОВ | |
Приложение 3
Занятие с элементами тренинга
« 16 ноября – Международный день толерантности»


Занятие с элементами тренинга
« Мы разные, но мы вместе!»


Мероприятие, посвященное годовщине Победы советского народа в ВОВ

Конкурс рисунков на асфальте «Нам нужен мир!»
