ПРОЕКТ
«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Автор проекта: учитель начальных классов Дерябина А. М
Участники проекта: ученики 2 класса, родители учащихся, учитель.
Цель: расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.
Задачи:
уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц: внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
- развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
- воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
-изучить птиц, посещающих кормушку: их повадки и особенности питания;
- собрать и изучить материал о кормушках и корме для птиц;
-провести наблюдения: какой корм любят птицы;
-сделать выводы.
Актуальность
Говорят, что птицы — это ангелы, души добрых людей. В старину, ещё до прихода христианства, люди верили, что пернатые на своих крыльях приносят весну и открывают праведным людям двери рая, поэтому даже бедные крестьяне старались птиц зимой подкармливать.
Пернатым особенно трудно в суровые морозы, сильные снегопады, а также когда почва, ветки и стволы деревьев покрываются ледяной коркой. Естественный корм в таких условиях становится практически недоступным. Но самое опасное время для птиц — в конце зимы и начале весны, когда все доступные плоды, ягоды, семена и прочие корма уже съедены или превратились от времени и непогоды в труху.
Каждая кормушка сейчас, до появления проталин и первой зелени,- это десятки спасенных птичьих жизней... Орнитологи утверждают, что до 70 % синиц, которым не суждено пережить зиму, погибают именно в феврале-апреле... От голода. А ведь каждому из нас по силам помочь в трудный час пернатым!
Конечно, подкармливая птиц, мы не спасём всех, но, благодаря нашей помощи, до весны их доживет намного больше. Прикормленные зимой птицы в большинстве случаев остаются и на гнездовой период. В результате чего численность насекомых-вредителей и их личинок будет уменьшена (птицы будут собирать их для своего питания и для корма птенцам). Это очень актуально для сохранения древесной растительности.
Птицы нам очень нужны и мы заботимся о них каждую зиму.
Обеспечение:
1. Школьная библиотека;
2. Классная библиотека;
3. Интернет;
4. Районная библиотека.
Тип проекта: познавательно - исследовательский
по числу учащихся – групповой;
по доминирующему методу: творческий;
по предметным областям: межпредметный (развитие речи, чтение, изо).
по продолжительности: долгосрочный.
Режим работы: урочное и внеурочное время
Продукт деятельности:
1. «Птицы нашего края» - подборка иллюстративного и научного материала.
2. Классный час «Птицы нашего края».
4. Выставка детских работ.
5. Оформление газеты « Птицы – наши друзья» .
6. Оформление альбомов.
Этапы проекты:
1. Подготовительный - постановка цели и задач проекта, определение
продукта проекта;
-создание игровой ситуации;
-сбор материалов.
2. Основной - определение источников информации;
- способ сбора информации;
- разработка внеклассного занятия, экскурсий, ;
распределение обязанностей между группами.
экскурсии
встреча с Клюкиным Л. П.
оформление газет и альбомов.
4.Заключительный – защита проекта
Художественная литература для чтения детям.
1.Н.Сладков. Синички – арифметички.
2. Н.Сладков. Воробей и Синица.
3. Н.Сладков. Трясогузкины письма
4.В.Бианки. Красная горка.
5.И.С.Тургенев. Воробей
6.Д.Н. Кайгородов. Синицы.
7.Н.Сладков. Синичий запас.
8.В.А.Тетюрев. Синицы возле жилья.
9.С.Есенин. Тинь-тинь, синица!
10.В.Чаплина. Лесная кормушка.
Экскурсии.
1.Сезонные изменения в природе и наблюдения за поведением птиц.
2 Сезонные работы и наблюдения за поведением птиц.
Фрагменты экскурсий.
Сентябрь.
Цель: прививать желание заботиться о птицах, обратить внимание на форму, размер и части птиц; учить различать птиц по величине; называть некоторых птиц, что и как они клюют.
1. Наблюдение (познавательно- исследовательская деятельность).
- Какие птицы прилетели к кормушке?
-Какие части тела?
-Чем птицы собирают корм?
-Как кричат?
-Как передвигаются?
2.Загадка.
Чик – чирик к зёрнышкам прыг,
Клюй, не робей.
Кто же это?
3.Подвижная игра «Воробушки и кот».
4. Трудовая деятельность.
( кормление птиц).
Октябрь.
Цель: продолжить наблюдение за птицами; учить различать и называть части тела птиц; воспитывать бережное отношение к птицам.
1.Наблюдение (познавательно – исследовательская деятельность).
Обратить внимание на особенности поведения птиц осенью, большое количество сидящих на деревьях, кустарниках воробьёв. Как некоторые птицы собираются в стаи и с наступлением холодного времени года готовятся к перелёту в тёплые края (если будет такая возможность, понаблюдать перелёт птиц). Рассказать об особенностях питания.
Беседа.
-Части птицы.
-Какая головка? Что на головке?
-Для чего нужен клюв?
-Чем покрыто тело?
Как передвигаются? (Летают, прыгают).
2. Стихотворение.
-Воробей, что ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь.
-Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
(А.Тараскин)
Ноябрь.
Цель: продолжать наблюдения за птицами, их повадками; закрепить знания о птицах: названия, части тела, питание.
1. Наблюдение (познавательно – исследовательская деятельность).
Обратить внимание на особенности и названия других птиц, прыгающих в стае воробьёв.
-Почему воробьи летают стайкой?
-Куда делись насекомые?
-Почему птицы летят к людям?
-Как люди заботятся о птицах?
-Что есть у птиц? ( Части тела).
Предложить покормить птиц. Понаблюдать, как птицы клюют корм. Обратить внимание, что у птиц есть глаза – они видят корм, когда им насыпают, есть клюв – они клюют крошки, есть ноги лапки, с помощью которых они ходят, есть хвост и крылья – благодаря которым они летают. Окрас птиц разный.
2. Трудовая деятельность: приготовление корма для птиц вместе с учителем.
Декабрь.
Цель: расширить знания о жизни птиц в зимний период, развивать умение и желание помогать им.
1. Наблюдение (познавательно – исследовательская деятельность).
-Какие птицы прилетели к нам?
-Какое у них оперение?
-Почему птицы прилетают к людям?
2. Стихотворение.
Птичьи гнёзда опустели,
Птицы к югу улетели.
Те, кто холода не испугались, С нами на зиму остались.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать.
3.Подвижная игра «Собачка и воробей».
Январь.
Цель: расширять представление о зимующих птицах, воспитывать любовь и прививать желание заботиться о них.
1. Наблюдение (познавательно – исследовательская деятельность).
-Кто прилетел в нашу столовую?
-По каким приметам узнали птиц?
-Как ведут себя в морозы?
-Какие следы оставляют на снегу?
2.Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
Сколько птиц в кормушке нашей (ритмично сжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых крылышках (пересчитывают пальчики или хлопают в ладошки).
Всем хватило зёрнышек (руки – в стороны).
3.Трудовая деятельность: расчистка дорожек.
Февраль.
Цель: формировать основы познавательных умений в изучении окружающего мира; закладывать систему знаний о птицах; воспитывать бережное отношение к животному миру.
1. Наблюдение (познавательно – исследовательская деятельность).
- Какие птицы прилетели?
- Какой корм? Кто любит сало?
-Что за птичка с красной грудкой?
Прислушайтесь, птички между собой переговариваются, они рады, что их друзья прилетели к нашей кормушке, и вам они говорят спасибо.
- Почему птички вспорхнули и улетели?
2.Трудовая деятельность.
Кормление птиц.
Март.
Цель: расширять представления детей ранней весной.
1. Наблюдение (познавательно – исследовательская деятельность).
Предложить послушать голоса птиц.
-Что происходит в жизни птиц? (Птицам стало тепло, но земля ещё полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек).
-Что мы слышим вокруг? (Голоса птиц).
-Какие птицы прилетели на пришкольный участок?
-Что делают птицы? (Клюют корм, пьют воду из лужицы, греются на солнышке).
Апрель.
Цель: расширять представления детей о перелётных и зимующих птицах.
1. Наблюдение (познавательно – исследовательская деятельность).
С приближением весны к кормушке не прилетают синички.
Обратить внимание на грача.
Итоги проекта
Повысился уровень знаний детей о птицах нашего края , появилась заинтересованность жизнью птиц.
Углублены умения различать птиц зимующих и перелётных.
Появилось желание заботиться о птицах ближайшего окружения.
Выросли коммуникативные навыки.