СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Путешествие по весёлой реке математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник,  прямоугольник, овал. Учить обследовать форму этих фигур. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по сенсорным признакам, развивать интерес к аппликации.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Путешествие по весёлой реке математики»»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад муниципального образования

Северского района



Проект

«Путешествие по весёлой реке - математике»





Составила:

Борщева Наталья Викторовна,

воспитатель


2015 год

Пояснительная записка

«Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

свою волю, воспитывает настойчивость

и упорство в достижении цели»

А . Маркушевич


Современный окружающий мир ребёнка носит постоянно изменяющийся характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения, и навыки которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических способностей детей логического мышления, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.

В своей работе я хочу рассказать о формировании элементарных математических представлений у дошкольников, рассказать, с чего начинать, выделить аспекты обучения, являющиеся наиболее важными для умственного развития дошкольников, продемонстрировать некоторые методы работы, которые позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность интересной и увлекательной.

Отбор задач осуществлён исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придания обучению развивающего и воспитывающего характера, обеспечение максимальной активности детей, занимательность, последовательность в усложнении, интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса.

Проект представлен оригинальной системой игровых и интегрированных нод с нестандартными средствами математического развития детей младшего дошкольного возраста. Сенсорное развитие детей данного возраста имеет самостоятельное значение, что является приоритетной задачей, т.к. обеспечивает получение первичных знаний и представлений об окружающем и является основой общего умственного развития.

Вид проекта: информационный, игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2014 – май 2015 года)

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, педагоги.

По составу участников проекта - индивидуальные и групповые.


Актуальность.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей. Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, в форме сказок, методом игр и подсказок, иначе строгие НОД быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе

Цель проекта:

  • создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Путешествие по веселой реке - математике»;

  • создание условий для усвоения дошкольниками представлений о сенсорном развитии, геометрических фигурах, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи:

Для детей:

•Познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

•Учить обследовать форму этих фигур;

•Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по сенсорным признакам, развивать интерес к аппликации;

•Формировать навыки рассказывания, используя альбом своими руками «В мире геометрических фигур»;

•Развивать коммуникативные навыки.


Для педагогов:

  • Приобретение опыта по использованию метода проектной деятельности в воспитательно - образовательном процессе;

  • Осознание значимости данной формы работы в реализации личностно - ориентированного подхода.

Для родителей:

  • Развитие внимательного отношения к разнообразным стремлениям детей;

  • Создание необходимых условий в семье для реализации познавательной потребности детей и поддержания интереса к экспериментированию личным примером.


Гипотеза проекта

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников будет осуществляться эффективнее, если будет организована целостная система мер, направленная на помощь ребенку в преодолении проблем математического характера


Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты ориентированы не только на формирование отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на формирование целевых ориентиров детей 4-5 лет по позновательному развитию:

  • Проявление интереса к миру, потребности в познавательном общении со взрослыми;

  • Проявление стремления к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами;

  • В совместной с педагогом познавательной деятельности переживанию чувства удивления, радости познания мира.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

  1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

  2. Определение цели и задач проекта;

  3. Подбор литературы, пособий, атрибутов;

  4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;

  5. Составление тематического планирования мероприятий.

  6. Проводились беседы, нод, привлекались родители к участию в проекте. Через ФЭМП знакомили детей с геометрическими фигурами , учили их давать описание, знакомили с цветом. Через исследовательскую деятельность находили фигуры, цифры в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Через развитие речи составляли описательные рассказы, сочиняли сказки. Через ознакомление с художественной литературой знакомили с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы «Колобок», «Цветик-семицветик» и др., встречаются определенные цифры «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др. Через физическое воспитание закрепляли в подвижных играх и играх-соревновниях геометрические фигуры, цифры Прошло закрепление знаний детей через разнообразную игровую, продуктивную деятельности. Вместе с родителями дети сочиняли и иллюстрировали сказки.

Основной

  1. Деятельность в соответствии с тематическим планированием;

  2. Наличие тематического плана мероприятий направленных на ФЭМП;

  3. Улучшение показателей сформированности математических качеств у детей.

  4. Повышение педагогического мастерства педагога по проблеме.

  5. Выбрать геометрическую фигуру, тело, цифру или линию. Исследовать ее, дать описание, найти в окружающей действительности и в предметах ближайшего окружения.

  6. В самостоятельной ИЗО-деятельности дети рисуют геометрические фигуры, превращают их в предметы; находят картинки с данными понятиями в окружающей действительности, вырезают и наклеивают их; лепят из пластилина.

  7. Совместно с родителями сочиняют сказки, рисуют рисунки, делают поделки.

  8. В ходе проводимой работы мы широко использовали игру: в самостоятельной деятельности дети играют индивидуально или объединяются со сверстниками в разнообразных играх с данными математическими понятиями.

  9. Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость данных математических понятий. Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.

Заключительный

1. Обобщение результатов работы.

2. Анализ деятельности.

3. Презентация проекта на педагогическом совете.




Принципы:

- природосообразности;

- целостного представления о мире;

- психологической комфортности;

- наглядности;

- доступности;

- научности.


Использовала презентации и электронные материалы на различных этапах занятий: при повторении изученного, при постановке проблемной ситуации, на этапе изложения новых знаний; этапе закрепления, обобщения и систематизации, для организации физминуток, для организации самостоятельной работы.

использовала в своей работе собственные электронные презентации, материалы, ролики. Мною разработаны и использованы материалы, например такие, как: «Весёлые фигуры», «Русская матрёшка», «Цветная мозаика», «В мире красок», «Весёлая поляна», «Волшебный сундучок», «Весёлые задачки кота Леопольда»

Наличие у воспитанников умения:

- группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т.д.);

- составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;

- находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;

- правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же»;

- различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;

- понимать смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на, под, верхняя - нижняя (полоска).

Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды, что позволяет воспитателю предлагать детям интересные задания для самостоятельной работы.


В группе организован уголок занимательной математики. В уголок занимательной математики поместили такие игры и игровые материалы, которые могут освоить дети с разным уровнем подготовки, такие как:


блоки Дьенеша;


палочки Кюизенера;


простейшие варианты игр «Танграм», «Геометрическая мозаика», «Кубики и цвет», «Кубики для всех», «Игры с палочками»;


мозаики;


геометрические орнаменты;


сюжетные изображения, составленные из геометрических фигур (сюжеты, действующими лицами которых являются герои детской литературы);


рабочие тетради (из которых детям предлагаются некоторые задания на развитие мелкой моторики и закрепление математических представлений);


счеты;


наборы «Учись считать», «Счетные палочки», геометрических фигур (плоских и пространственных);


пазлы, разрезные картинки;


календарь года, часы, песочные часы, ;


альбомы с иллюстрациями «Времена года», «Части суток»


Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Педагогическая диагностика

Цель педагогической диагностики на подготовительном этапе - выявление сформированности математических представлений и понятий, потребности в познавательном общении со взрослыми у детей младшего дошкольного возраста, проявление стремления к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами;

Цель педагогической диагностики на заключительном этапе дает возможность определить сформированность математических представлений и понятий, а также сформированность целевых ориентиров по позновательному развитию детей младшего дошкольного возраста.


Сформированность представлений и навыков детей младшего возраста по разделу проекта «Путешествие по весёлой реке - математике»


Сохранение количества и величины.


Сформировано - Ребёнок самостоятельно устанавливает количественное соответствие двух групп предметов, даёт числовую оценку их количеству. Самостоятельно может проверить результат, пользуясь приёмами наложения, приложения. В речи оперирует словами: столько же, больше, меньше, поровну, мало, один, много.

На стадии становления - С помощью взрослого (после показа или объяснения взрослым приёмов наложения и приложения) ребёнок устанавливает количественное соответствие двух групп предметов: правильно располагает предметы с целью сравнения их количества; или же при определении результатов сравнения предметов ребёнок допускает ошибки, но может устранить их по указанию или просьбе взрослого. Использует в речи слова, обозначающие количество предметов, качественные признаки.

Не сформировано - Ребёнок затрудняется самостоятельно устанавливать количественное соответствие двух групп предметов. Для решения поставленной задачи ребёнку необходима активная помощь взрослого. Ребёнок повторяет за взрослым слова, обозначающие количество. На вопрос, заданный после изменения расположения 3-4 предметов: "Их столько же или стало больше?" - не отвечает или даёт неправильный ответ.

Мониторинг усвоения


Результаты за 2013-2014 год



Перспективный план


1.Развитие внимания, восприятия и коммуникативной деятельности.

  • Обучение детей выделять предмет из группы по характерным признакам развитие внимания, восприятия и коммуникативной деятельности;

  • Обучать детей выделять предмет из группы по характерным признакам

  • Упражнение 1 «Игра с пальчиками»

  • Упражнение 2 «Прятки»

  • Упражнение 3 «Возьми мячик»

  • Упражнение 4 «Ворота»

2.Развитие внимания и восприятия.

  • Обучение ребёнка выделять группу предметов по характерному признаку формирование умственной операции обобщения;

  • Обучение пониманию логической структуры «общность»

  • Упражнение 1 «Собери все мячики»

  • Упражнение 2 «Кубик и мячик»

  • Упражнение 3 «Игра с пальчиками» и «Прятки» (повторение)

3.Развитие мелкой моторики, координации и пространственных ориентировок

  • Развитие мелкой мускулатуры кисти и пальцев;

  • Вовлечение детей в деятельность подражания; обучение общению с педагогом;

  • Знакомство со звучанием слов - числительных;

  • Упражнение 1 Пальчиковая гимнастика «Пальчик – мальчик»

  • Упражнение 2 на подражание «Поиграй на пианино», «Побежали – побежали»

4. Развитие мелкой моторики, координации и воображения.

  • Формирование количественных представлений «один-много», выделение и распознавание в предметах характеристики «размер»;

  • Классификация предметов по признаку «размер»;

  • Формирование количественных представлений «один-много»

  • Упражнение 1 «Гусыня и гусята» Пальчиковая гимнастика (повторение)

5.Обучение детей выделять характеристику «размер» в предмете и на её основе распределять множество на части

  • Классификация предметов по признаку «размер»;

  • Упражнение 1 «Жили-были два медведя» Пальчиковая гимнастика «Мишутка» Считалка «Апельсин»

6.Обучение детей выделять характеристику «цвет» и на её основе выполнять распределение множества на части

  • Классификация предметов по признаку «цвет»;

  • Формирование умения понимать причинно-следственную связь;

  • Развитие мелкой моторики Упражнение 1 Пальчиковая гимнастика «Покажи зайчика», «Покажи гуся», «Покажи козу рогатую»

  • Упражнение 2 «Оденем Мишутку»

  • Упражнение 3 «Внутри и снаружи»

7.Обучение детей различать характеристики «много-мало» при работе с разнообразными объектами и множествами

  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи с опорой на свойства предметов;

  • Распределение совокупности на неравные части без применения счёта, с опорой на визуальную характеристику «много-мало»;

  • Упражнение 1 «Две коробки»;

  • Упражнение 2 «Что тяжелее?».

8. Обучение детей распределять фигуры на группы по различным признакам

  • Развитие конструктивных умений;

  • Самостоятельное выполнение классификации по цвету;

  • Обучение созданию простого логического ряда (чередование по цвету)

  • Упражнение 1 «Что в коробочке?»

  • Упражнение 2 «Бусы»

  • Упражнение 3 «Украсим салфетку»

9. Обучение детей выделять характерный «размер».

  • Развитие воссоздающего воображения;

  • Формирование адекватного восприятия формы и размера предмета;

  • Развитие внимания, воссоздающего воображение, образной памяти

  • Упражнение 1 «Что здесь?»

  • Упражнение 2 «Найди половинку»

10. Обучение детей сравнивать предметы по форме.

  • Развитие восприятия обучение детей соотносить форму предметов с заданным контуром;

  • Обучению детей пониманию того, что объёмный предмет может иметь разные контуры с разных сторон (развитие проективного видения);

  • Упражнение 1 «Разложи картинки по конвертам»;

  • Упражнение 2 «Формы и прорези»;

  • Упражнение 3 «Формы и цвета».

11. Обучение количественному счёту

  • Развитие восприятия и образной памяти;

  • Обучение решению конструктивных задач, развитие зрительно-моторной координации ;

  • Упражнение 1 «Что у ёжика в мешочке?»

  • Упражнение 2 «Что пропало?»

  • Упражнение 3 «Сложи ёлочку»

12. Обучение детей соотносить количественный состав множества с обозначающим его словом - числительным

  • Классификация по размеру;

  • Обучение ребёнка соотносить слово-числительное с количественным составом множества

  • Упражнение 1 «Разложи пуговицы»

  • Упражнение 2 Потешка «Оладушки» (заучивание потешки вместе с игрой в пуговицы)


Образовательная деятельность «Конструирование»



Познавательное развитие



Математическое развитие



Сенсорное развитие




Выводы: В результате всей проделанной работы я заметила, что под влиянием систематического использования занимательных развивающих игр на занятиях и с целью организации самостоятельной деятельности у детей выработалось умение быстро включаться в активный познавательный процесс. Убедилась, что наиболее эффективно развивается смекалка при параллельном использовании в работе с детьми разных видов занимательных задач.

Цель достигнута, проект эффективен, гипотеза нашла подтверждение. Деятельность имеет практическую значимость.

Воспитанники научились:

- группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т.д.);

- составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;

- находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;

- правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же»;

- различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;

- понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, под, верхняя – нижняя (полоска);

У детей сформировались целевые ориентиры: потребность в познавательном общении со взрослыми, проявилось стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами.


Результаты за 2014-2015 год



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!