СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Рабочая тетрадь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение метода проектных технологий на уроках русского языка

Когда я решила использовать метод проектных технологий, я начала его внедрять на уроках с ребятами 9 класса. Как известно, проект начинается с обсуждения проблемы. И на одном из уроков я предложила ребятам обсудить проблему подготовки к  выпускным экзаменам (государственной итоговой аттестации) по русскому языку для наиболее успешной их сдачи. Девятиклассники поддержали мою идею, сказав, что это очень актуально на данный момент, и стали обсуждать её, развивать, делиться своими мыслями. Так родилась идея нашего первого проекта. Мы решили создать рабочую тетрадь по русскому языку, куда бы вошли темы экзаменационных заданий, которые необходимо изучить и повторить.

А для материалов ребята предложили использовать литературные произведения, которые входят в программу по литературе 9 класса. Эта идея хороша еще и тем, что происходит интеграция двух очень близких предметов русского языка и литературы.

Кроме того, идея создания такой рабочей тетради понравилась мне и в особенности ребятам тем, что в дальнейшем она могла бы служить хорошим учебным пособием для учащихся. Таким образом, ребята становились авторами дидактических материалов, что повышало их значимость в собственных глазах и в глазах окружающих.

И вот спустя месяц ребята впервые презентовали перед одноклассниками свои первые проекты – конечный продукт нашей деятельности.

Я хочу представить вашему вниманию работы своих учеников (см. приложение).

Просмотр содержимого документа
«рабочая тетрадь №2»

МБОУ «СОШ» пст. Якуньёль


Рабочая тетрадь



Произведения А.С. Пушкина на уроках
русского языка в 9 классе


Выполнила: ученица 9 класса Конина Люба



Руководитель: учитель русского языка и литературы Е.И. Осипова




2014

Оглавление

Повторим орфографию 3

Повторим синтаксис. Подчеркните грамматические основы предложений и определите виды сказуемых 5

Повторим синтаксис. Определите вид связи в словосочетании. 6

Повторим синтаксис. Найдите односоставные предложения (в том числе те, которые входят в состав сложных предложений) и определите их вид 7

Повторим синтаксис. Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид придаточных. 9

Готовимся к диктанту 12

Ответы 14



Повторим орфографию

Упражнение 1. Напишите правильно.

П..ступление в Лицей; почу..ствовали безотч..тную с..мпатию; воспита..ость и скромность; три..цать воспита..иков; р..мантическое настроение; рос ра(с,сс)ея..ым; (не)преме..ый учас..ник литературных вечеров; д..машнее в..спитание; ра..казываемые бабушкой; общение с крепос..ными; иностра..ая и отечестве..ая литература; п..этическое вообр..жение; пр..нимали видных литераторов.

(Из статей о творчестве А.С. Пушкина)

Упражнение 2.Напишите правильно.

Государстве..ая деятельность; пр..равнивался к ро(с,сс)ийским ун..верситетам; об..яние личности; (не)посредстве..ое участие в (обществе..о)литературной жизни; с (не)обыкновенным ож..влением; вольномыслящая молодёж..; сохр..нялись (в)тайне; полон благородного, возвыше..ого (не)годования; пр..давшись творчеству; ре(з,с)кие эпигра(м,мм)ы; уд..вительная сила воздействия; (по)прежнему полон замыслов.

(Из статей о творчестве А.С. Пушкина)



Упражнение 3. Правильно вставьте Н-НН.

Берег отдалё..ый; земли полуде..ой; воспоминаньем упоё..ый; тума..ой родины; потеря..ая младость; изме..ицы младые; пусты..ый уголок;уставле..ый скирдами; рассыпа..ые хаты; от суетных оков освобождё..ый; толпы непросвещё..ой; насильстве..ой лозой; прихоти бесчувстве..ой.

(А.С.Пушкин «К морю», «Деревня»)

Упражнение 4. Правильно вставьте Н-НН.

Проигра..ые билеты; бормочет необыкнове..о скоро; бедная родстве..ица; в гости..ой за дли..ым столом; ели мороже..ое; почте..ой наружности; серебря..ой сединою; довере..ость товарищей; долговреме..ая опытность; у очарова..ой фортуны; усыпа..ым ельником; стра..ыми чувствовании; пламе..ые требования; потае..ая лестница; погруже..ая в размышления; заспа..ая девка; страдала бессо..ицей; взапачка..ых креслах; переведе..ы с немецкого; необузда..ого воображения.

(А.С. Пушкин «Пиковая дама»)



Упражнение 5. Напишите НЕ с разными частями речи правильно

(Не)явившегося сержанта; (не)понравился Савельичу; (не)очень понимая; (не)редко получал толчки; (не)(в)пример более полезную; спал сном (не)винности; разбудил очень (не)осторожно; (не)счастный француз; к (не)описанной радости; никогда (не)перечитывал; (не)попадался на глаза; (не)предвещавшую ничего доброго; (не)оставит своими милостями; на службу (не)напрашивайся; от службы (не)отговаривайся; (не)обходимо для служивого; (не)все же бить жидов; время прошло (не)заметно.



Упражнение 6. Напишите НЕ с разными частями речи правильно

Делать было (не)чего; ни на что (не)годен; (не)изволили брать; (не)переспорю упрямого старика; советую (не)умничать; выехал, (не)простясь; (не)думая увидеться; (не)очень приятны; выигрыш (не)маловажен; хотел (не)пременно помириться; показался мне (не)силен; (не)весть куда заехали; от (не)чего делать; ехать на (не)знакомый предмет; (не)вольное возвращение; уж (не)твоя печаль; (не)обращая внимания; бродило (не)сколько куриц; (не)смотря на увещания Савельича; сказал довольно (не)кстати.

(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Повторим синтаксис. Подчеркните грамматические основы предложений и определите виды сказуемых



  1. На дворе у Кирила Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика.

  2. Сей учитель понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностию и простым обращением.

  3. Маша покраснела и, обратясь к учителю, сказала ему по-французски, что отец её надеется на его скромность и порядочное поведение.

  4. Она была добрая девушка и никогда во зло не употребляла влияние, которое, видимо, имела над Кирилом Петровичем, в чём отличалась она от других наперсниц.

  5. Накануне праздника гости начали съезжаться, иные останавливались в господском доме и во флигелях.

  6. Слуги стали разносить тарелки по чинам, в случае недоумения руководствуясь лафатерскими догадками.

  7. Исправник струсил, поклонился, улыбнулся, заикнулся и произнес наконец: «Постараемся, ваше превосходительство».

  8. Бессовестный ты, право, бессовестный.

  9. Жизнь обитателей Покровского была однообразна.

  10. Ночь была темна, небо покрыто тучами, в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки.

  11. Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать и в три минуты очутился у заветного дерева.

  12. Начинало смеркаться.

(А.С.Пушкин «Дубровский»)





Повторим синтаксис. Определите вид связи в словосочетании.



Упражнение 1.

Покажи шлем; пробит насквозь; невозможно надеть; достать мне; проклятый граф; порядком отплатили; вышибли его; замертво лежал; его нагрудник; грудь своя; зачем не снял; не снял шлема; не было стыдно; голову пробил; сидели в атласе; за герцогским столом; попал случайно; на турнир попал; унижает сердце; копьём тяжёлым.

(А.С.Пушкин «Скупой рыцарь»)

Упражнение 2.

Простая гамма, с любовию к искусству, первый путь, мучительно завидую, звуки умертвив, музыку разъял, любви горящей, праздные забавы, отрёкся упрямо, отрёкся надменно, священный дар, творческой мечты, гуляки праздного, озаряет голову, немного помоложе, угостить искусством, божество моё, пародией бесчестит, отобедаем вместе.

(А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Повторим синтаксис. Найдите односоставные предложения (в том числе те, которые входят в состав сложных предложений) и определите их вид



  1. Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.



  1. Ждут, бывало, с юга, глядь,-

Ан с востока лезет рать!



  1. Что и жизнь в такой тревоге!



  1. Воевода говорит:

«Петушок опять кричит,

Страх и шум во всей столице».



  1. Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны…



  1. Государь! Проснись! Беда!



  1. Вот приходит восемь дней,

А от войска нет вестей.



  1. Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.



  1. Что за чудо!



  1. Что за страшная картина!

(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

Повторим синтаксис. Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид придаточных.

Упражнение 1.

1. Он ждёт, чтоб с сумрачной зарёй

Погас печальной жизни пламень,

И жаждет сени гробовой.

2. Когда, с глухим сливаясь гулом,

Предтеча бури, гром гремел,

Как часто пленник над аулом

Недвижим на горе сидел!

3. Останься до утра

Под сенью нашего шатра

Или пробудь у нас и доле,

Как ты захочешь.

4. Скажи, мой друг: ты не жалеешь

О том, что бросил навсегда?

5. Когда же рог луны сребристой

Блеснёт за мрачною горой,

Черкешенка, тропой тенистой,

Приносит пленнику вино,

Кумыс, и ульев сот душистый,

И белоснежное пшено.



6. Смотрел по целым он часам,

Как иногда черкес проворный,

Широкой степью, по горам,

В косматой шапке, в бурке

чёрной,

К луке склонясь, на стремена

Ногою стройной опираясь,

Летал по воле скакуна,

К войне заране приучаясь.

7. Он время то воспоминал,

Когда, друзьями окружённый,

Он с ними шумно пировал.

8. Он ждёт, не крадется ль казак,

Ночной аулов разоритель,

Рабов отважный избавитель.

9. Казалось, будто дева шла

На тайный бой, на подвиг

ратный.

(А.С.Пушкин «Кавказский пленник»)







Упражнение 2.

  1. Где нет любви, там нет веселий.



  1. Скажи, мой друг,: ты не жалеешь

О том, что бросил навсегда?



  1. Ты любишь нас, хоть и рождён

Среди богатого народа.



  1. Но не всегда мила свобода,

Тому, кто к неге приучён.



  1. Он говорил, что гневный бог

Его карал за преступленье.



  1. И завещал он, умирая,

Чтобы на юг перенесли

Его тоскующие кости.



  1. Певец любви, певец богов,

Скажи мне, что такое слава?



  1. Когда б над бездной моря

Нашёл я спящего врага,

Клянусь, и тут моя нога

Не пощадила бы злодея.



  1. Нетерпеливо он идёт,

Куда зловещий след ведёт.



  1. Я видел, будто между нами…

Я видел страшные мечты!



  1. Когда же их закрыли

Последней горстию земной,

Он молча, медленно склонился

И с камня на траву свалился.



  1. Так иногда перед зимою,

Туманной, утренней порою,

Когда подъемлется с полей

Станица поздних журавлей

И с криком вдаль на юг несётся,

Пронзённый гибельным свинцом.

Один печально остаётся,

Повиснув раненым крылом.



  1. В стране, где долго, долго брани

Ужасный гул не умолкал,

Где повелительные грани

Стамбулу русский указал,

Где старый наш орёл двуглавый

Ещё шумит минувшей славой,

Встречал я посреди степей

Телеги мирные цыганов.

(А.С. Пушкин «Цыганы»)

Готовимся к изложению

Изложение 1.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания


Святогорье

Прост и величав Святогорский м..настырьпострое..ый в 1569 году по приказу Ивана Грозного. На м..настырском дворе ра..положен «Братский корпус» - дли..ое (одно)этажное белокаме..ое (с,з)дание в котором находились м..настырские кельи.

У м..настырских стен в пушкинское время устраивались зн..менитые святогорские ярмарки которые любил пос..щать поэт. Одетый обычно в крестьянский наряд он (по)долгу простаивал с крестьянами чутко пр..слушиваясь к народной речи, сказкам и песням, пословицам и поговоркам.

В центре м..настырского двора сейчас разбит сквер и в 1949 году установлен большой бюст Пушкина. Отсюда две стари..ые лес..ницы из огромных камней-валунов ведут на высокий холм – Синичью гору, древнее городище где стоит Успенский собор.

У восточной стены Успенского собора находится могила А.С. Пушкина. Место погребения великого поэта (не)случайно. За долго до смерти он сам определил это место на родовом кладбище Пушкиных-Ганнибалов в Святогорском м..настыре

Изложение 2

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания


Петровское

Петровское р..довое имение Ганнибалов, предков А.С. Пушкина. Дом пр..дст..вляет собой большое (с,з)дание в оди(н,нн)адцать комнат. Он т..ржественен и красив. Над кровлей дома высоко взлетел флюгер на котором изображ..н слон – родовой знак Ганнибалов.

Пушкин любил бывать в Петровском в парке которого сохр..нились деревья, насчитывающ..е более двухсот лет. Особенно интерес..ны «карликовые» липы особые сорта «петровской антоновки» и боярышника.

И парк и дом предстоят в одной красивой к..ртине и каждому вх..дящему кажет..ся что парк это тоже дом только в нем вместо потолка небо.

К усадьбе пр..мыкают рощи лес луга нивы… Рядом находит..ся огромный пруд с извилистыми берегами. По форме он напоминает сказочное «чудо-юдо рыбу-кит». Там есть довольно большой, четкой овальной формы островок. От берега со стороны усадьбы к нему ведет узенький пеш..ходный мостик.

Ответы

Повторим орфографию

Упражнение 1.Напишите правильно.

Поступление в Лицей; почувствовали безотчётную симпатию; воспитанность и скромность; тридцать воспитанников; романтическое настроение; рос рассеянным; непременный участник литературных вечеров; домашнее воспитание; рассказываемые бабушкой; общение с крепостными; иностранная и отечественная литература; поэтическое воображение; принимали видных литераторов.

Упражнение 2.Напишите правильно.

Государственная деятельность; приравнивался к российским университетам; обаяние личности; непосредственное участие в общественно-литературной жизни; с необыкновенным оживлением; вольномыслящая молодёжь; сохранялись в тайне; полон благородного, возвышенного негодования; предавшись творчеству; резкие эпиграммы; удивительная сила воздействия; по-прежнему полон замыслов.

Упражнение 3. Правильно вставьте Н-НН

Берег отдалённый; земли полуденной; воспоминаньем упоённый; туманной родины; потерянная младость; изменницы младые; пустынный уголок; уставленный скирдами; рассыпанные хаты; от суетных оков освобождённый; толпы непросвещённой; насильственной лозой; прихоти бесчувственной.

Упражнение 4. Правильно вставьте Н-НН

Проигранные билеты; бормочет необыкновенно скоро; бедная родственница; в гостиной за длинным столом; ели мороженое; почтенной наружности; серебряной сединою; доверенность товарищей; долговременная опытность; у очарованной фортуны; усыпанным ельником; странными чувствовании; пламенные требования; потаенная лестница; погруженная в размышления; заспанная девка; страдала бессонницей; в запачканных креслах; переведены с немецкого; необузданного воображения.





Упражнение 5. Напишите НЕ с разными частями речи правильно

Неявившегося сержанта; не понравился Савельичу; не очень понимая; нередко получал толчки; не в пример более полезную; спал сном невинности; разбудил очень неосторожно; несчастный француз; к неописанной радости; никогда не перечитывал; не попадался на глаза; не предвещавшую ничего доброго; не оставит своими милостями; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; необходимо для служивого; не все же бить жидов; время прошло незаметно.

Упражнение 6. Напишите НЕ с разными частями речи правильно

Делать было нечего; ни на что не годен; не изволили брать; не переспорю упрямого старика; советую не умничать; выехал, не простясь; не думая увидеться; не очень приятны; выигрыш немаловажен; хотел непременно помириться; показался мне не силен; невесть куда заехали; от нечего делать; ехать на незнакомый предмет; невольное возвращение; уж не твоя печаль; не обращая внимания; не ты первый, не ты последний; бродило несколько куриц; несмотря на увещания Савельича; сказал довольно некстати.

Повторим синтаксис. Подчеркните грамматические основы предложений и определите виды сказуемых.

  1. На дворе у Кирила Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика.(простое глаг.)

  2. Сей учитель понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностию и простым обращением. (простое глаг.)

  3. Маша покраснела и, обратясь к учителю, сказала ему по-французски, что отец её надеется на его скромность и порядочное поведение. (простое глаг.; простое глаг.)

  4. Она была добрая девушка и никогда во зло не употребляла влияние, которое видимо имела над Кирилом Петровичем, в чём отличалась она от других наперсниц. (составное именное; простое глаг.; простое глаг.)

  5. Накануне праздника гости начали съезжаться, иные останавливались в господском доме и во флигелях. (составное глагольное, простое глагольное)

  6. Слуги стали разносить тарелки по чинам, в случае недоумения руководствуясь лафатерскими догадками. (составное глагольное)

  7. Исправник струсил, поклонился, улыбнулся, заикнулся и произнес наконец: «Постараемся, ваше превосходительство». (простое глагольное)

  8. Бессовестный ты, право, бессовестный. (составное именное).

  9. Жизнь обитателей Покровского была однообразна.(составное именное)

  10. Ночь была темна, небо покрыто тучами, в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кирилов нашла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки. (составное именное, составное именное, простое глагольное)

  11. Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать и в три минуты очутился у заветного дерева. (простое глагольное, составное глагольное, простое глагольное)

  12. Начинало смеркаться. (составное глагольное)



Повторим синтаксис. Определите вид связи в словосочетании.

Упражнение 1.

Покажи шлем (упр.); пробит насквозь (прим.); невозможно надеть (прим.); достать мне (упр.); проклятый граф (согл.); порядком отплатили (прим.); вышибли его (упр.); замертво лежал (прим.); его нагрудник (упр.); грудь своя (согл.); зачем не снял (прим.); не снял шлема (упр.); не было стыдно(прим.); голову пробил (упр.); сидели в атласе (упр.); за герцогским столом (согл.); попал случайно (прим.); на турнир попал (упр.); унижает сердце (упр.); копьём тяжёлым (согл.).

Упражнение 2.

Простая гамма (согласование), с любовию к искусству (управление), первый путь (согласование), мучительно завидую (примыкание), звуки умертвив (управление), музыку разъял (управление), любви горящей (согласование), праздные забавы (согласование), отрёкся упрямо (примыкание), отрёкся надменно (примыкание), священный дар(согласование), творческой мечты (согласование), гуляки праздного (согласование), озаряет голову (управление), немного помоложе (примыкание), угостить искусством (управление), божество моё (согласование), пародией бесчестит (управление), отобедаем вместе (примыкание).



Повторим синтаксис. Найдите односоставные предложения (в том числе те, которые входят в состав сложных предложений) и определите их вид

1. Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.(безличное.)



2. Ждут, бывало, с юга, глядь,-

Ан с востока лезет рать!(неопределенно-личное)



3. Что и жизнь в такой тревоге!(назывное)



4. Воевода говорит:

«Петушок опять кричит,

Страх и шум во всей столице». (назывное)



5. Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны. (безличное)



6. Государь! Проснись! Беда! (определённо-личное; назывное.)



7. Вот проходит восемь дней,

А от войска нет вестей. (безличное)



8. Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь. (безличное)

9. Что за чудо! (назывное)



10. Что за страшная картина! (назывное)



Повторим синтаксис. Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид придаточных.

Упражнение 1.

1. Он ждёт, чтоб с сумрачной зарёй

Погас печальной жизни пламень,

И жаждет сени гробовой. (придаточное изъяснительное)

2. Когда, с глухим сливаясь гулом,

Предтеча бури, гром гремел,

Как часто пленник над аулом

Недвижим на горе сидел! (придаточное времени)

3. Останься до утра

Под сенью нашего шатра

Или пробудь у нас и доле,

Как ты захочешь.(придаточное времени)

4. Скажи, мой друг: ты не жалеешь

О том, что бросил навсегда? (придаточное изъяснительное)

5. Когда же рог луны сребристой

Блеснёт за мрачною горой,

Черкешенка, тропой тенистой,

Приносит пленнику вино,

Кумыс, и ульев сот душистый,

И белоснежное пшено. (придаточное времени)



6. Смотрел по целым он часам,

Как иногда черкес проворный,

Широкой степью, по горам,

В косматой шапке, в бурке чёрной,

К луке склонясь, на стремена

Ногою стройной опираясь,

Летал по воле скакуна,

К войне заране приучаясь. (придаточное изъяснительное)



7. Он время то воспоминал,

Когда, друзьями окружённый,

Он с ними шумно пировал. (придаточное определительное)



8. Он ждёт, не крадется ль казак,

Ночной аулов разоритель,

Рабов отважный избавитель.(придаточное изъяснительное)



9. Казалось, будто дева шла

На тайный бой, на подвиг ратный. (придаточное изъяснительное)



Упражнение 2.

  1. Где нет любви, там нет веселий. (места)



  1. Скажи, мой друг,: ты не жалеешь

О том, что бросил навсегда? (изъяснительное)



  1. Ты любишь нас, хоть и рождён

Среди богатого народа. (уступительное)



  1. Но не всегда мила свобода,

Тому, кто к неге приучён. (изъяснительное)



  1. Он говорил, что гневный бог

Его карал за преступленье.(изъяснительное)



  1. И завещал он, умирая,

Чтобы на юг перенесли

Его тоскующие кости. (изъяснительное)



  1. Певец любви, певец богов,

Скажи мне, что такое слава? (изъяснительное)



  1. Когда б над бездной моря

Нашёл я спящего врага,

Клянусь, и тут моя нога

Не пощадила бы злодея. (условия)



  1. Нетерпеливо он идёт,

Куда зловещий след ведёт. (места



  1. Я видел, будто между нами…

Я видел страшные мечты! (изъяснительное)



  1. Когда же их закрыли

Последней горстию земной,

Он молча, медленно склонился

И с камня на траву свалился. (времени)



  1. Так иногда перед зимою,

Туманной, утренней порою,

Когда подъемлется с полей

Станица поздних журавлей

И с криком вдаль на юг несётся,

Пронзённый гибельным свинцом.

Один печально остаётся,

Повиснув раненым крылом. (времени)



  1. В стране, где долго, долго брани

Ужасный гул не умолкал,

Где повелительные грани

Стамбулу русский указал,

Где старый наш орёл двуглавый

Ещё шумит минувшей славой,

Встречал я посреди степей

Телеги мирные цыганов. (определительное)



Готовимся к изложению

Изложение 1.

Святогорье

Прост и величав Святогорский монастырь, построенный в 1569 году по приказу Ивана Грозного. На монастырском дворе расположен «Братский корпус» - длинное одноэтажное белокаменное здание, в котором находились монастырские кельи.

У монастырских стен в пушкинское время устраивались знаменитые святогорские ярмарки, которые любил посещать поэт. Одетый обычно в крестьянский наряд, он подолгу простаивал с крестьянами, чутко прислушиваясь к народной речи, сказкам и песням, пословицам и поговоркам.

В центре монастырского двора сейчас разбит сквер, и в 1949 году установлен большой бюст Пушкина. Отсюда две старинные лестницы из огромных камней-валунов ведут на высокий холм – Синичью гору, древнее городище, где стоит Успенский собор.

У восточной стены Успенского собора находится могила А.С. Пушкина. Место погребения великого поэта не случайно. Задолго до смерти он сам определил это место на родовом кладбище Пушкиных-Ганнибалов в Святогорском монастыре


Изложение 2

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания


Петровское

Петровское – родовое имение Ганнибалов, предков А.С. Пушкина. Дом представляет собой большое здание в одиннадцать комнат. Он торжественен и красив. Над кровлей дома высоко взлетел флюгер, на котором изображен слон – родовой знак Ганнибалов.

Пушкин любил бывать в Петровском, в парке которого сохранились деревья, насчитывающие более двухсот лет. Особенно интересны «карликовые» липы, особые сорта «петровской антоновки» и боярышника.

И парк, и дом предстоят в одной красивой картине, и каждому входящему кажется, что парк – это тоже дом, только в нем вместо потолка небо.

К усадьбе примыкают рощи, лес, луга, нивы… Рядом находится огромный пруд с извилистыми берегами. По форме он напоминает сказочное «чудо-юдо рыбу-кит». Там есть довольно большой, четкой овальной формы островок. От берега со стороны усадьбы к нему ведет узенький пешеходный мостик.

23


Просмотр содержимого документа
«конспект проекта Рабочая тетрадь»

Проект «Рабочая тетрадь»

Проект выполнен под руководством учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ пст. Якуньёль Е.И. Осиповой.


  1. Введение

Учебный проект адресован учащимся 9 класса. Он является продуктом, созданным учащимися 9 класса в ходе урока и во внеурочное время.

Проектная работа по данной теме развивает творческие способности учащихся, помогает повторить, обобщить и систематизировать правила русского языка, знакомит учащихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, является продолжением и итогом аналитической деятельности на уроке.


  1. Методический паспорт учебного проекта.

  1. Название проекта: «Произведения А.С. Пушкина на уроках
    русского языка в 9 классе
    ».
  2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект и смежные с ним дисциплины: русский язык, литература.
  3. Тип проекта: практико-ориентированный (направлен на решение практических задач, результат выполнения – конкретное учебное пособие), индивидуальный, межпредметный, долгосрочный (2 месяца).
  4. Форма работы: урочно-внеурочная
  5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14 – 15 лет.
  6. Цель проекта: создать рабочую тетрадь для использования в качестве учебного пособия при подготовке к итоговой аттестации учащихся 9-х классов.
  7. Задачи проекта:
  1. собрать материал по биографии писателя;

  2. повторить основные правила орфографии;

  3. повторить основные правила пунктуации;

  4. повторить основные правила синтаксиса;

  5. подобрать и проработать произведения А.С. Пушкина с целью поиска материала для иллюстрации основных правил русского языка;

  6. подготовить иллюстративный материал;

  7. научить школьников работать над содержанием и оформлением рабочей тетради, продумать соотношение текста и иллюстраций.

  1. Планируемый результат: рабочая тетрадь и её презентация перед учащимися класса.

  2. Аннотация проекта: идея создания рабочей тетради возникла на одном из уроков русского языка при обсуждении проблемы подготовки к выпускным экзаменам (государственной итоговой аттестации) по русскому языку и наиболее успешной их сдачи. В подготовке рабочей тетради могли участвовать все ребята класса. Проект предоставляет возможности для повторения, обобщения и систематизации основных правил русского языка, необходимых для подготовки к итоговой аттестации, а также для текстуального изучения произведений А.С. Пушкина. Работа над данным проектом позволяет овладевать навыками лингвистического анализа, школьники учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных текстов. Проект развивает творческие способности учащихся: написание и редактирование текстов, создание иллюстраций, умение оформить и представить продукт своей деятельности.

  3. Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся.

Подготовительный этап.

  • Определить тему и направление работы в процессе обсуждения проблемы подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку с учащимися 9 класса.

  • Обсудить идею создания рабочей тетради с целью повторения и обобщения основных правил русского языка, необходимых для подготовки к экзаменам.

  • Определить цель и задачи проекта, его конечный продукт, а также сроки его выполнения.

Планирование работы.

  • Под руководством учителя выявить правила, необходимые для сдачи экзамена.

  • Найти и повторить правила орфографии, пунктуации, синтаксиса.

  • Работа с научной и справочной литературой.

  • Поиск и выбор произведений А.С. Пушкина.

  • Составить и сформулировать задания для рабочей тетради, подобрать примеры.

  • Подобрать тексты для изложения.

  • Составить рабочую тетрадь.

  • Найти иллюстрации, фотографии и оформить презентации рабочей тетради.

Реализация проекта.

  • Работать по плану.

  • Вносить необходимые изменения или корректировки в план работы (не меняя при этом сроков выполнения проекта).

  • При необходимости воспользоваться консультацией учителя .

Презентация (представление проекта).

  • К намеченному сроку подготовить выпуск рабочей тетради.

  • Подготовить итоговую презентацию и выступление перед классом.

  • Представить презентацию.

  • Ответить на вопросы слушателей.

Осмысление и оценка проекта.

  • Обсудить, что сделано хорошо, а что не удалось реализовать.

  • Подумать, почему получилось не все, что было задумано, что нужно учесть при выполнении следующих проектов.

  • Оценить результат работы.

  1. Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключённый к сети Интернет, проекционная аппаратура для презентации, учебные пособия, справочная литература, тексты произведений А.С.Пушкина.

  1. Выводы.

  1. Учащиеся в ходе проектной деятельности научились находить, изучать, анализировать, обрабатывать полученную информацию.

  2. Учащиеся приобрели навык самостоятельной работы. При этом воспитывалась ответственность за выполнение работы. Ребята научились работать над содержанием и оформлением текстов. В процессе выполнения проекта развились творческие способности учащихся.

  3. Учащиеся создали рабочую тетрадь, которая может быть использована в качестве дидактического материала на уроках русского языка. Таким образом, данная работа имеет научно-прикладной характер и может найти практическое применение.


Просмотр содержимого презентации
«презентация рабочей тетради №2»

Рабочая тетрадь Произведения А.С. Пушкина на уроках русского языка в 9 классе

Рабочая тетрадь

Произведения А.С. Пушкина на уроках русского языка в 9 классе

Оглавление Биография Повторим орфографию. Повторим синтаксис. Подчеркните грамматические  основы предложений Подчеркните грамматические  основы предложений и определите виды сказуемых

Оглавление

  • Биография
  • Повторим орфографию.
  • Повторим синтаксис.
  • Подчеркните грамматические основы предложений
  • Подчеркните грамматические основы предложений

и определите виды сказуемых

  • Определите вид связи в словосочетании. Найдите односоставные предложения и определите их вид. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите вид придаточных
  • Определите вид связи в словосочетании.
  • Найдите односоставные предложения и определите их вид.
  • Подчеркните грамматические основы предложений. Определите вид придаточных
  • Готовимся к диктанту
  • Готовимся к диктанту
  • Ответы.
Немного биографии В 1824 году – новая ссылка в Михайловское. Здесь он много и плодотворно работает над созданием своих произведений. 4 сентября 1826 года вызван царем Николаем I в Москву. Но свобода, предоставленная царем, была недолгой: в 1828 году вышло постановление о надзоре над Пушкиным. В 1830 году посватался к Н. Гончаровой, а осенью этого же года поэт едет в Болдино. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которого он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров. Женившись на Н. Гончаровой, в 1831 году Пушкин переехал в Петербург . В эти годы он много работал в архивах – писал произведения на исторические темы. Затруднения возникли, когда Пушкин вынужден был вращаться в придворных кругах. 8 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом . Был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.

Немного биографии

В 1824 году – новая ссылка в Михайловское. Здесь он много и плодотворно работает над созданием своих произведений.

4 сентября 1826 года вызван царем Николаем I в Москву. Но свобода, предоставленная царем, была недолгой: в 1828 году вышло постановление о надзоре над Пушкиным.

В 1830 году посватался к Н. Гончаровой, а осенью этого же года поэт едет в Болдино. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которого он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров. Женившись на Н. Гончаровой, в 1831 году Пушкин переехал в Петербург . В эти годы он много работал в архивах – писал произведения на исторические темы. Затруднения возникли, когда Пушкин вынужден был вращаться в придворных кругах.

8 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом . Был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.

Повторим орфографию Напишите правильно П..ступление в лицей; три..цать воспита..иков; (не)преме..ый участник литературных вечеров; ра(с,сс)казываемые бабушкой; об..яние личности; вольномыслящая молодеж..; (по)прежнему полон замыслов.

Повторим орфографию

Напишите правильно

П..ступление в лицей; три..цать воспита..иков; (не)преме..ый участник литературных вечеров; ра(с,сс)казываемые бабушкой; об..яние личности; вольномыслящая молодеж..; (по)прежнему полон замыслов.

Повторим орфографию Правильно вставьте Н-НН Берег отдале..ый; рассыпа..ые хаты;  пусты..ый уголок; проигра..ые билеты;  ели мороже..ое; серебря..ой сединою;  бормочет необыкнове..о скоро;  в гости..ой за дли..ым столом.

Повторим орфографию

Правильно вставьте Н-НН

Берег отдале..ый; рассыпа..ые хаты; пусты..ый уголок; проигра..ые билеты; ели мороже..ое; серебря..ой сединою; бормочет необыкнове..о скоро; в гости..ой за дли..ым столом.

Повторим орфографию НЕ с разными частями речи (Не)явившегося сержанта; (не)понравился Савельичу; (не)очень понимая; прошло (не)заметно; (не)думая увидеться; ехать на (не)знакомый предмет; выигрыш (не)маловажен; (не)смотря на увещания Савельича; показался мне (не)силен; бродило (не)сколько куриц.

Повторим орфографию

НЕ с разными частями речи

(Не)явившегося сержанта; (не)понравился Савельичу;

(не)очень понимая; прошло (не)заметно; (не)думая увидеться;

ехать на (не)знакомый предмет; выигрыш (не)маловажен;

(не)смотря на увещания Савельича; показался мне (не)силен;

бродило (не)сколько куриц.

Повторим синтаксис Подчеркните грамматические основы  предложения и определите вид сказуемых Сей учитель понравился Кирилу Петровичу своей приятной  наружностию и простым обращением. 2. Накануне праздника гости начали съезжаться, иные останавливались в господском доме и во флигелях. 3. Жизнь обитателей Покровского была однообразна.

Повторим синтаксис

Подчеркните грамматические основы предложения и определите вид сказуемых

  • Сей учитель понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностию и простым обращением.

2. Накануне праздника гости начали съезжаться, иные останавливались

в господском доме и во флигелях.

3. Жизнь обитателей Покровского была однообразна.

Повторим синтаксис  Определите вид подчинительной  связи в словосочетании Простая гамма ; с любовию к искусству; первый путь; мучительно завидую; звуки умертвив; музыку разъял; праздные забавы; божество мое; отрекся упрямо; отобедаем вместе.

Повторим синтаксис

Определите вид подчинительной связи в словосочетании

Простая гамма ; с любовию к искусству; первый путь; мучительно завидую; звуки умертвив; музыку разъял; праздные забавы; божество мое; отрекся упрямо; отобедаем вместе.

Повторим синтаксис  Определите вид односоставных предложений Ждут, бывало, с юга, глядь,-  ан с востока лезет рать. Что есть жизнь в такой тревоге. Но лишь чуть со стороны  ожидать тебе войны… 4. Государь! Проснись! Беда! 5. Вот проходит восемь дней,  а от войска нет вестей.

Повторим синтаксис

Определите вид односоставных предложений

  • Ждут, бывало, с юга, глядь,- ан с востока лезет рать.
  • Что есть жизнь в такой тревоге.
  • Но лишь чуть со стороны ожидать тебе войны…

4. Государь! Проснись! Беда!

5. Вот проходит восемь дней, а от войска нет вестей.

Повторим синтаксис  Подчеркните грамматические основы предложения, определите виды придаточных предложений в СПП Он ждет, чтоб с сумрачной зарей  погас печальной жизни пламень,  и жаждет сени гробовой. 2. Он время то воспоминал,  когда друзьями окруженный,  он с ними шумно пировал. 3. Скажи, мой друг: ты не жалеешь  о том, что бросил навсегда.

Повторим синтаксис

Подчеркните грамматические основы предложения, определите виды придаточных предложений в СПП

  • Он ждет, чтоб с сумрачной зарей погас печальной жизни пламень, и жаждет сени гробовой.

2. Он время то воспоминал, когда друзьями окруженный, он с ними шумно пировал.

3. Скажи, мой друг: ты не жалеешь о том, что бросил навсегда.

Готовимся к диктанту Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания Петровское  Петровское р..довое имение Ганнибалов, предков А.С. Пушкина. Дом пр..дст..вляет собой большое (с,з)дание в оди(н,нн)адцать комнат. Он т..ржественен и красив. Над кровлей дома высоко взлетел флюгер на котором изображ..н слон – родовой знак Ганнибалов. Пушкин любил бывать в Петровском в парке которого сохр..нились деревья, насчитывающ..е более двухсот лет. Особенно интерес..ны «карликовые» липы особые сорта «петровской антоновки» и боярышника. И парк и дом предстоят в одной красивой к..ртине и каждому вх..дящемукажет..ся что парк это тоже дом только в нем вместо потолка небо. К усадьбе пр..мыкают рощи лес луга нивы… Рядом находит..ся огромный пруд с извилистыми берегами. По форме он напоминает сказочное «чудо-юдо рыбу-кит». Там есть довольно большой, четкой овальной формы островок. От берега со стороны усадьбы к нему ведет узенький пеш..ходный мостик.

Готовимся к диктанту

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Петровское

Петровское р..довое имение Ганнибалов, предков А.С. Пушкина. Дом пр..дст..вляет собой большое (с,з)дание в оди(н,нн)адцать комнат. Он т..ржественен и красив. Над кровлей дома высоко взлетел флюгер на котором изображ..н слон – родовой знак Ганнибалов.

Пушкин любил бывать в Петровском в парке которого сохр..нились деревья, насчитывающ..е более двухсот лет. Особенно интерес..ны «карликовые» липы особые сорта «петровской антоновки» и боярышника.

И парк и дом предстоят в одной красивой к..ртине и каждому вх..дящемукажет..ся что парк это тоже дом только в нем вместо потолка небо.

К усадьбе пр..мыкают рощи лес луга нивы… Рядом находит..ся огромный пруд с извилистыми берегами. По форме он напоминает сказочное «чудо-юдо рыбу-кит». Там есть довольно большой, четкой овальной формы островок. От берега со стороны усадьбы к нему ведет узенький пеш..ходный мостик.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!