СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Радуга настроения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема нашего проекта"Радуга настроения". Почему радуга? Радуга разноцветная, и наше настроение бывает разным.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Радуга настроения"»

Районный фестиваль исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я - исследователь»





Проект

по теме:

«Радуга настроения»













Работу выполнили ученицы

2«в» класса ИСОШ №1

Маркова Арина,

Филиппова Екатерина.

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Порфирьева Ирина Николаевна





Ибреси – 2014



Содержание



Введение­­ ------------------------------------------------------------------------------------ 3

Теоретическая часть

1.1. Что такое цвет --------------------------------------------------------------------------- 4

1.2. Характеристики цвета ---------------------------------------------------------------------- 4

1.3. Цветотерапия – чудеса лечения цветом --------------------------------------------- 5

Практическая часть.

2.1. Исследование влияния различных цветов на настроение человека ------------------ 6

2.2.Условия для создания комфортного настроения в классе ------------------------------ 7

Заключение ------------------------------------------------------------------------------------------- 7

Список использованной литературы ------------------------------------------------------------- 8

Приложение №1. Любимый цвет наших одноклассников. --------------------------------- 9

Приложение №2. Любимые цвета мальчиков и девочек. ------------------------------------10

Приложение №2. Любимые цвета взрослых. ---------------------------------------------------10

Приложение №3. Интервью ------------------------------------------------------------------------11

Приложение №4. Хорошее настроение в баночке. --------------------------------------------12

Приложение №5. Дружная семья снеговиков. --------------------------------------------------13

Приложение №6. Поделки наших одноклассников. -------------------------------------------14

Приложение №7. Творческая работа «Зимушка-зима!» -----------------------------------15

Приложение №8. Наши рисунки. --------------------------------------------------------------16

Приложение №9. Итоги исследований за январь 2014 года. -------------------------------17-18















Введение.

В наблюдении за состоянием настроения учащихся нашего класса мы заметили, что у детей часто меняется настроение. Мы решили, что одной из причин является смена времён года. Осенью нас может настигать депрессия: уменьшается световой день, облетают листья, небо хмурое, холодно, часто идёт дождь, а впереди – зима. Весной всё наоборот: становится теплее и светлее, солнышко яркое, и впереди – лето.

Иногда я прихожу со школы усталой и начинаю рисовать или раскрашивать. У меня поднимается настроение и появляется улыбка. А я люблю изготавливать поделки своими руками, и на душе становится так светло. Позже мы узнали, что такой прием называется цветотерапия. Мы решили лучше в этом разобраться.

Тема нашего проекта «Радуга настроения». Почему радуга? Радуга разноцветная, и наше настроение бывает разным.

Мы поставили перед собой цель: исследовать, что такое цвет и как цвет влияет на настроение человека.

Для этого мы поставили перед собой задачи:

  1. Изучить, что такое цвет, узнать характеристики цветов

  2. Провести исследование влияния различных цветов на настроение человека: у детей и взрослых

  3. Создать комфортное настроение в классе.

Актуальность.

Наши наблюдения за одноклассниками показывали, что у них бывает разное настроение. На уроках рисования одно и то же задание учителя ребята выполняют разными красками. Например, рисуя зимний пейзаж, одни ребята изображают метель зелеными красками, другие синими, третьи – серыми. А есть ученики, которые используют черные краски. Мы предположили, что с помощью цвета можно определить настроение ребят. Выдвинули гипотезы:

  1. Возможно, цветовые предпочтения учащихся определяют их эмоциональное состояние.

  2. Вероятно, если цвет влияет на настроение, то мы можем создать условия для поднятия настроения.

Таким образом, объектом нашего исследования стали настроение и эмоциональное самочувствие второклассников МБОУ «Ибресинская СОШ №1», предметом – цветовые предпочтения учеников в школе, их эмоциональное состояние после школы.

Для проведения исследования мы использовали следующие методы:

  1. изучение литературы и материалов в Интернете,

  2. наблюдение,

  3. анкетирование,

  4. распределение психологического значения цветов по М. Люшеру,

  5. анализ,

  6. обобщение.









Что такое цвет

Обратившись к энциклопедии, мы выяснили, что цвет - это свойство объектов. Это первое и самое устойчивое представление о цвете. Сколько бы ни рассуждали о цвете, яблоки всегда называют "зелеными", огни - "красными", замшевые туфли "коричневыми".

Цвет - это просто свет, без которого никто из нас не может жить. Клетки наших тел реагируют как на цвет, так и на недостаток цвета; цвет оказывает влияние на наше физическое, умственное и душевное состояние. Например, при сиянии солнца мы испытываем благоговение, а при виде радуги - надежду.

Люди еще в древности верили, что цвет обладает магической силой. Мы говорим, что оптимист на все смотрит сквозь розовые очки, а при печали весь мир видится в черном свете. А оказывают ли цвета обратное воздействие на наше настроение, чувства, мысли?

Наши предки ощущали целительную силу цвета гораздо сильнее, чем мы сейчас. Соприкасаясь с природой и наблюдая окружающий мир, они знали, какими свойствами обладает тот или иной цвет, этими свойствами до сих пор обладают все цвета. Красный, например, считался цветом драгоценного огня, который согревал людей. На нем  они готовили пищу. Красный был также цветом крови, струившейся по их венам. Таким образом, красный считался цветом жизни, и наши предки часто применяли его в искусстве и религиозных ритуалах.

Характеристики цвета

Мы изучили характеристики цветов. Существуют оттенки цветов – холодных тонов, которые расслабляют и успокаивают, помогают сосредоточиться и собраться с мыслями и оттенки тёплых тонов, которые взбадривают, возбуждают, поднимают настроение. Теплые же цвета всегда вызывают радостные эмоции. Солнце представляется нам оранжевым, желтым, а на закате красным. Вероятнее всего теплые цвета стали теплыми благодаря Солнцу, его жизненной энергии, без которой человечество просто погибло бы.

Поговорим о них подробнее.

Холодные цвета

Зеленый умиротворяет, прекрасно воздействует на напряженные мышцы глаз, это самый лучший цвет для отдыха.

Голубой хорошо использовать в офисах, он поможет сконцентрировать внимание на работе и не отвлекаться по пустякам. Он успокаивает, повышает иммунитет, снимает воспаление и ощущение жжения, например при солнечных ожогах

Синий снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый усиливает интуицию, в большом количестве может вызвать депрессию.

Теплые цвета

Желтый усиливает умственную активность, помогает в интеллектуальной работе.

Оранжевый поднимает настроение, самооценку. Оранжевый цвет создает ощущение благополучия и веселья. Он символизирует наслаждение, праздник.

Красный придает энергию, убыстряет пульс и усиливает аппетит, но в больших количествах вызывает агрессию.

Цветотерапия – чудеса лечения цветом.

История цветотерапии началась в тот момент, когда люди заметили целительную силу солнечных лучей. Вскоре выяснилось, что отдельные цвета радуги тоже влияют на организм человека – успокаивают, лечат или, наоборот, вызывают дискомфорт.

В наши дни даже официальная медицина признаёт метод цветотерапии. Уже доказано, что с его помощью можно повысить иммунитет, отрегулировать гормональный фон, активировать синтез витамина D, ответственного за отложение кальция в костной ткани. По мнению некоторых экспертов, цвет воздействует на организм сильнее, чем химические препараты. И с его помощью можно вылечить даже рак.

Жёлтый цвет помогает при сдаче экзаменов, когда вам требуется предельная концентрация внимания и способность запоминать большие объёмы текста. Людям творческих профессий жёлтый цвет дарит вдохновение.

Оранжевый принято называть цветом солнца. Он восстановит ваш уставший организм после тяжёлого трудового дня, даст ощущение тепла и уюта в доме.

Если вас мучают сомнения, то ваш цвет – синий. На Востоке он символизирует истину и покой. Синий цвет поможет вам очистить сознание от ненужных мыслей, успокоит, если вам станет тревожно. Используйте синие оттенки при оформлении квартиры – и вы сами заметите, что скандалы в семье практически прекратились. В синей спальне вас перестанет терзать бессонница.

Неприятности довели вас до нервного срыва? Красный цвет способен дать вам ощущение защищённости. Он традиционно считается цветом лидера.

Зелёный цвет уместен в любой ситуации. Это цвет природной гармонии. Он успокоит нервы и к тому же полезен для глаз.

Голубой цвет обладает свойством устранять страхи, даже такие, которые вы сами ещё не осознали.

Фиолетовый цвет замечательно снимает напряжение. Кроме того, он помогает найти выход из творческого кризиса и снять нервное перевозбуждение.


Исследование влияния различных цветов на настроение человека.

Так уж вышло, что человек видит мир в цветах. Цвет присутствует почти во всем, поэтому справедливо, что он влияет на человека так же, как и все остальное. Многие не замечают, что цвет – это настоящее чудо. И только немногие могут постигать все его разнообразие и силу.

Канадские ученые доказали, что в зависимости от своего настроения человек по-разному воспринимает цвета. В хорошем расположении духа головной мозг человека воспринимает больше цветовой информации. Поэтому окружающий мир кажется ярче. А вот в плохом настроении информация о цвете поступает в мозг в неполном объеме, и все кажется тусклым. Тест М. Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает настроение испытуемого, на определенную его деятельность, при этом используются следующие характеристики цветов:

  • синий: спокойный (с),

  • зеленый: уверенный в себе (у),

  • желтый: радостный (р),

  • красный: возбужденный (в),

  • фиолетовый: неуверенный (н),

  • коричневый: пассивный (п),

  • черный: агрессивный (а),

  • серый: безразличный (б).

Для младшего школьного возраста первые четыре цвета психологи относят к положительному эмоциональному настроению, остальные – отрицательному. Психологи утверждают, что настроение – это достаточно продолжительное эмоциональное состояние человека. Настроение всегда имеет причину, и оно влияет на поведение человека, окрашивает его деятельность. Наблюдения педагогов и медиков показывают, когда настроение хорошее и человек испытывает радость, спокойствие, уверенность в себе, интерес к окружающим, то и самочувствие у него хорошее - ощущение прилива сил, бодрости, выносливости. Тот, кто часто находится в хорошем настроении, реже болеет, легче переносит трудности и стрессы. У здорового ребенка крепкий сон и хороший аппетит. Разумно организованный режим, выполнение необходимых правил гигиены, достаточная двигательная активность — это условия, которые благоприятно влияют на самочувствие ребенка, создают преобладание у него эмоционально-положительного состояния, радостного настроения, что влияет на его трудовую и учебную деятельность. Мы не ставили перед собой цели полного изучения материала по цветовому воздействию на человека. Основное изучение уделялось значению и влиянию цвета на настроение и эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.

Методики нашего исследования заключались в том, что мы каждый день в течение недели в начале первого и в конце последнего урока проводили исследование по определению настроения одноклассников по их цветовым предпочтениям. На подносе лежали квадратики восьми цветов. Ребята выбирали один из них, который им больше всего понравился. Данные мы записывали в таблицу и определяли, какое у них настроение. Когда исследования закончились, мы составили цветную таблицу, посчитали, сколько детей имеют какое настроение, у кого оно улучшилось за учебное время, у кого – ухудшилось (приложение № 9).

В итоге анализа полученных данных мы пришли к следующим общим выводам:

  • Цветовые предпочтения учащихся 2 «в» класса показали, что у них преобладает эмоционально – положительное настроение (радостное);

  • Эмоционально – отрицательное настроение бывает в основном у мальчиков, следует обратить внимание на проблемы некоторых из них, проанализировать режим, нагрузку, трудности, связанные с их отношениями с одноклассниками и взрослыми.

Кроме этого был проведён социологический опрос взрослых и детей. Взрослым и детям были предложены вопросы: Какой цвет является вашим любимым цветом? Как вы считаете, влияет ли цвет на наше настроение?

Были опрошены учителя начальных классов в количестве 15 человек и учащиеся 2 «в» класса МБОУ «Ибресинская СОШ №1». Всего 41 человек. В результате опроса сделали вывод, что любимые цвета взрослых: зелёный и фиолетовый, реже красный. У детей первые места занимают более яркие, жизнерадостные цвета, а оттенки зелёного значительно проигрывают. Кроме этого, ежедневные наблюдения за настроением учащихся в классе показали такую палитру «Радуги настроения», которая ещё раз подтверждает, что у детей ярко проявляется любовь к активным цветам и выбор цвета прямо зависит от настроения. Мрачные, холодные цвета у детей использовались тогда, когда их настроение было не на высоте.

Цветовой выбор взрослых можно рассматривать как отражение потребности в стабильном, уравновешенном состоянии. А у детей цвет выражает потребность в активности, росте и развитии.







Условия для создания комфортного настроения в классе.

Для поддержания ежедневного комфортного настроения учащихся в классе был проведен следующий ряд работ:

  1. мы изготовили поделки из риса и разноцветных носочков на тему: «Дружная семья снеговиков»;

  2. провели в классе конкурс рисунков на тему: «Зонт хорошего настроения»

  3. выполнили коллективную творческую работу на тему: «Зимушка-зима» Учили одноклассников скатывать из мелких кусочков бумаги шарики. На бумаге мы нарисовали домик, ёлочки, снеговика, собачку, конуру, всё раскрасили. А дети делали комочки из кусочков салфетки. Салфетки мы заранее нарезали, взяли белые и голубые салфетки. Когда комочков стало много – приклеили их на ёлочки, на крышу дома, и т. д. А на голубом небе - белые снежинки.

  4. поделились с секретом поднятия настроения с одноклассниками. Для этого преподнесли им в подарок «Хорошее настроение в баночке». Хотим поделиться прекрасным настроением и с Вами.

Однажды мы с подругой сидели дома и рисовали акварельными красками. В это время пришла мама с магазина и начала выкладывать продукты. Среди них была соль. Мне в голову пришла мысль: «Нельзя ли раскрасить соль в разные цвета?» Подумали и решили, что акварельными красками это невозможно сделать, соль просто-напросто растает. Рецепт подсказала мама: «Попробуй раскрасить цветными мелками. Может, что-нибудь получится». Сначала мы взяли мелок оранжевого цвета, насыпали соль на бумагу и круговыми движениями раскрасили соль, затем насыпали цветную соль в баночку. Получилось красиво! Перепробовали все цвета радуги и слоями отправляли цветную соль в баночку. Оказывается, соль хорошо раскрашивать не на бумаге, а в контейнере, так получается аккуратней. Свою баночку наполнили доверху, чтобы затем цветные слои не смещались. Плотно закрыли крышкой, чтобы хорошее настроение осталось с нами надолго. А теперь осталось украсить баночку. Для этого вырезали из красивой салфетки круг большего диаметра, чем крышка. Закрыли крышечку и обвязали нарядной ленточкой. Итак, баночка с хорошим настроением готова!

Мы с большим удовольствием готовили цветную соль, пересыпали в баночку и радовались результату. Поняли, что работа с цветной солью успокаивает и дарит хорошее настроение. Результат такого занятия - баночка с хорошим настроением. В классе мы рассказали одноклассникам про свой опыт с цветной солью, предложили и им улучшить настроение таким образом. И дети, и взрослые были в восторге от результата.


Заключение

Выдвинутая нами гипотеза о том, что цветовые предпочтения учащихся определяют их эмоциональное состояние, подтвердилась. Об этом говорят результаты нашего исследования. Используя знания о влиянии цвета, можно помочь человеку регулировать свое состояние. Незнание азбуки цветов очень часто отражается на настроении и здоровье людей. А грамотное ее применение способствует успехам в учебе, хорошему самочувствию и отличному настроению. Вот так легко мы прогулялись по всей радуге-дуге. Действительно, ведь здорово, что в мире столько цветов!

Мы считаем, что другая наша гипотеза, если цвет влияет на настроение, то мы можем создать условия для его поднятия, тоже подтвердилась. Разноцветные поделки и рисунки, изготовленные своими руками, действительно дарят радостное настроение и снимают напряжение.

Применение

Использовать результаты исследований, проведенных нами, могут учителя, родители второклассников и администрация школы. Методы и методики нашего исследования могут быть полезны учителям начальных классов, педагогам-психологам общеобразовательных учреждений.


Список литературы и сайтов.

  1. В,И.Тимофеев, Ю.И.Филименко. Цветовой тест М.Люшера//Стантартизированный вариант. Методическое руководство. С-Петербург: Иматон, 2000

  2. Дизайн студия «Vesara»  - http://vesarastyle.at.ua/

  3. Жизнь на территории цвета - http://www.colorzone.ru/
  4. Колористика - http://iluhin.com/notes/color/
  5. Прогуляемся «по радуге»- http://www.colorhome.ru/cvet/page_2_8.html
  6. Психология цвета - http://psihologiatsveta.0bb.ru/
  7. Цвет и его исследование - http://biomagic.by.ru/cvet/cvet.htm
  8. http://www.vashpsixolog.ru/

  9. http://ru.wikipedia.org/

  10. http://festival.1september.ru/

  11. http://okrpbn.narod.ru/

  12. http://www.detskiysad.ru/

  13. http://psyfactor.org/lib/colorpsy3.htm

  14. http://images.yandex.ru/



































Приложение №1. Любимый цвет наших одноклассников.

Ф.И.О. ученика

Любимый цвет

Что он обозначает


1.

Абрамов Александр Александрович

красный

Красивый


2.

Андреева Ксения Александровна

синий

Цвет меня успокаивает

3.

Володина Ника Павловна


красный

Цвет моих любимых вещей

4.

Гордеев Михаил Александрович

синий

На российский флаг похож

5.

Грошева Камила Дмитриевна


желтый

Цвет бабочки

6.

Иванов Артём Алексеевич


красный

Радость, веселье

7.

Иванов Дмитрий Александрович


зелёный

Цвет травы, яркий

8.

Иванов Павел Владимирович


чёрный

Силу даёт

9.

Кадыкова Анастасия Ивановна


красный

Цвет тёплый

10.

Кузьмин Данила Петрович

жёлтый

Яркость

11.

Лобанов Михаил Александрович


синий

Как небо, синее

12.

Лукина Калерия Викторовна


белый

Даёт настроение и силу

13.

Маркова Арина Александровна


голубой

Успокаивает и не мешает работать, лёгкий

14.

Михайлов Иван Петрович


синий

Середина нашего российского флага

15.

Моисеев Вячеслав Николаевич


фиолетовый

Напоминает тучи, когда идёт дождь

16.

Неверов Дмитрий Олегович

серый

Цвет нашей школьной формы

17.

Николаева Милана Андреевна


розовый

Закат солнца розовый, мне напоминает закат.

18.


Орлова Дарья Эдуардовна


жёлтый

Радует меня

19.

Романов Андрей Александрович

красный

Красота. Цвет нашего флага – самый нижний.

20.

Рыжов Егор Алексеевич


красный

Яркий

21.

Саинова Карина Николаевна


жёлтый

Цвет солнца, напоминает солнце

22.

Семёнов Никита Димитриевич


красный

Цвет Красной площади

23.

Сюдамов Михаил Александрович


зелёный

Напоминает красоту

24.

Федотова Анна Дмитриевна


красный

Напоминает красивые цветы

25.

Филиппова Екатерина Николаевна

белый

Чистый, похож на снег, который серебрится на солнце

26.

Ярзунова Екатерина Андреевна

красный

Цвет радуги



Приложение №2.

Любимые цвета мальчиков и девочек.


Цвет

Мальчики

Девочки

Всего

Красный

5 человек

4 человека

9 человек

Оранжевый

0 человек

0 человек

0 человек

Желтый

1 человек

3 человека

4 человека

Зеленый

2 человека

0 человек

2 человека

Голубой

0 человек

1 человек

1 человек

Синий

3 человека

1 человек

4 человека

Фиолетовый

1 человек

0 человек

1 человек

Розовый

0 человек

1 человек

1 человек

Белый

0 человек

2 человека

2 человека

Чёрный

1 человек

0 человек

1 человек

Серый

1 человек

0 человек

1 человек


У детей первые места занимают более яркие, жизнерадостные цвета, а оттенки зелёного значительно проигрывают. Мрачные, холодные цвета у детей использовались тогда, когда их настроение было не на высоте.




Любимые цвета взрослых.



Любимый цвет

Что он обозначает

Всего

Зелёный

Цвет жизни, природы.

Цвет растущих деревьев и трав.

5 человек

Фиолетовый

Цвет сирени, весны.

Жизнерадостный, жизнеутверждающий.

4 человека

Коричневый

Нравится, и всё.

1 человек

Красный

Яркий. Цвет тепла, солнца

2 человека

Оранжевый

Позитивный, повышает настроение.

1 человек

Жёлтый

Цвет радости, солнечного цвета.

1 человек

Розовый

Тёплый, светлый.

1 человек


Любимые цвета взрослых: зелёный и фиолетовый, реже красный.


Приложение №3.

Интервью.

Цель: Выявить, какому настроению какой цвет соответствует.

Вопросы:

1. Каким цветом вы раскрасите грусть?

2. Каким цветом вы раскрасите радость, счастье?

Цвет радости и счастья

Цвет грустного настроения

цвет

количество учащихся

цвет

количество учащихся

1.

красный

10

1.

черный

10

2.

розовый

10

2.

серый

10

3.

оранжевый

8

3.

коричневый

9

4.

желтый

8

4.

синий

8

5.

голубой

6

5.

красный

1

6.

сиреневый

4

6.

фиолетовый

1



Цвет радости и счастья учащиеся раскрасили бы красным, розовым, оранжевым, жёлтым цветом. Цвет грустного настроения – чёрным, коричневым, серым, синим цветом.





Приложение №4.

Хорошее настроение в баночке.










Приложение №5.

Дружная семья снеговиков.

А какая же зима без доброго снежного человечка - снеговика! Хотим предложить Вам сделать снеговиков из носков и круп. Изготовить таких снеговиков очень легко.

Нам понравилось, что снеговики могут менять своё настроение: то они весёлые, то задумчивые, то задорные, то грустные... Совсем как живые!

Приложение №6.

Поделки наших одноклассников.

Для одного снеговика понадобится: белый носок, цветной носок, рисовая крупа, разноцветные ленточки, пуговки, бусинки.

Для начала необходимо взять белый носок и плотно наполнить его рисом. Верхняя часть носка туго перевязывается ниткой. Детям нравится работать с крупами, т. к. при соприкосновении с ними снимается состояние напряжения. Далее получившийся мешочек визуально делим на три части и перевязываем ниткой. Хвостики от ниток отрезаем.

Затем из цветного носка делаем шапочку и свитер, и наряжаем снеговика. Пришиваем мелкие детали: глаза, носик, ротик.

Вот какая большая семья снеговиков у нас получилась! Удивительно, в семье нет ни одного похожего снеговика. Все такие же разные, как и мы.

В тот день, когда мы изготовили этих весёлых снеговиков, у всех было прекрасное настроение. Работа доставила нам удовольствие. Даже уходить домой не хотелось.





Приложение №7.

Творческая работа «Зимушка-зима»

Приложение №8.

Наши рисунки.

«Мороз и солнце – день чудесный!»

На листе белым восковым мелком рисуем сугробы, много снежинок, если не получается звездочками, то просто маленькими кружочками, а дальше по желанию: тучку, снеговика или месяц со звездами. А теперь представим, что мы с вами волшебные помощники красавицы Зимы и наколдуем много снега. Будем раскрашивать рисунок акварельными красками, а наши снежинки начнут проявляться на бумаге. Чтобы наш рисунок стал еще более волшебным, используем соль. Пока краска не подсохла, немного "посолим" наш рисунок. Слегка нужно посыпать сугробы солью. Когда рисунок подсохнет, лишнее можно стряхнуть. Вот такие работы получились у нас. Благодаря соли наш снег заискрился, как настоящий!

Зонт хорошего настроения.

С таким аксессуаром непогода не страшна, и настроение не испортит даже самый безрадостный дождливый день. Среди безликой массы людей обладатели подобных ярких зонтиков не смогут затеряться: на них будут невольно обращены взоры прохожих, а на их лицах промелькнут улыбки.



0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!