СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Разносклоняемые существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представлялась на муниципальном уровне конкурса проектной деятельности среди начальных классов "ЮНИОР" на тему : "Разносклоняемые существительные".

Просмотр содержимого документа
«проект "Разносклоняемые существительные"»

МБОУ Чербинская средняя общеобразовательная школа

муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва









Научно-исследовательская работа на тему:

«Разносклоняемые и несклоняемые существительные»









Выполнил: ученик 4 «а» класса

Монгуш Сергек

Руководитель: Доржу М.А.,

учитель начальной школы















с.Черби

2016

Содержание



  1. Введение……………………………………………………………….…3

  2. Основная часть…………………………………………………………...4

  3. Заключение……………………………………………………………….6

  4. Список литературы………………………………………………………7



Введение

В мире существует огромное количество предметов. Чтобы назвать их, человек придумал существительные. И эти существительные склоняются по падежам. Склонение – это изменение существительных по падежам.

Актуальность работы обусловлена тем, что поскольку чаще всего грамматически род имен существительных не соотносится напрямую с лексическим значением слова , принадлежность существительного тому или иному роду приходится запоминать (заучивать)

Объект исследования: имя существительное – как часть речи

Предмет исследования: несклоняемые и разносклоняемые существительные

Цель проекта: узнать есть ли в русском языке разносклоняемые и несклоняемые существительные

Задачи: найти из источников информацию о разносклоняемых и несклоняемых существительных

Результат работы: выучить и рассказать сверстникам сказку о несклоняемых существительных.





У существительных есть три склонения.


1

2

3

И.

мамА нянЯ

полЕ дом

мышь

Р.

мамЫ нянИ

полЯ домА

мышИ

Д.

мамЕ нянЕ

полЮ домУ

мышИ

В.

мамУ нянЮ

полЕ дом

мышь

Т.

мамОЙ нянЕЙ

полЕМ домОМ

мышьЮ

П.

о мамЕ о нянЕ

о полЕ о домЕ

о мышИ



И почти все существительные в русском языке склоняются по 1, или по 2, или по 3 системе окончаний, относятся к 1,2 или 3 склонению. Но есть разносклоняемые существительные. Их 11: 10 – среднего рода на –МЯ: пламя, племя, бремя, время, вымя, знамя, имя, семя, стремя, темя и существительное мужского рода ПУТЬ. Попробуем их просклонять:



И.

времЯ

Путь

Р.

временИ

путИ

Д.

временИ

путИ

В.

времЯ

Путь

Т.

временЕМ

путЕМ

П.

о временИ

о путИ



Обратим внимание на Родительный, дательный и предложный падежи. Везде окончание –И. Сравним с предыдущей таблицей. Там тоже в родительном, дательном и предложном падежах окончание –И. Значит похоже на изменение существительных 3 склонения. Но можем ли мы отнести эти слова к 3-му склонению? Сравним остальные падежные окончания. В творительном падеже не совпадают окончание в 3 –м склонении – Ю, а здесь у нас – ЕМ, - ЁМ и такое окончание есть во 2 –м склонении. Потому-то эти существительные и называют РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМИ: то они склоняются по 2 –му, то – по 3-му склонению.

Есть история про ПЛЕМЯ.

Лишь весной наступит ВРЕМЯ,

Племя мирно сеет СЕМЯ,

Хоть пахать и сеять – БРЕМЯ.

У коровы полно ВЫМЯ.

Папуаске нужно ИМЯ

Для сынишки сочинить

И корову подоить,

Но вожак их – ногу в СТРЕМЯ,

Прилепив перо на ТЕМЯ

Над собою поднял ЗНАМЯ

Раздувает распри ПЛАМЯ:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный ПУТЬ…

Сказку нашу не забудь!

Есть еще НЕСКЛОНЯЕМЫЕ существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму, не меняют окончание. Например: ТАКСИ, ТИРЕ, КОФЕ, ПОЛЬТО, КАКАО, ПИАНИНО, ДЕПО, ЭСКИМО, КИНО, ДОМИНО, АТЕЛЬЕ…

Попробуем изменить эти слова по падежам. Именительный – КАКАО, родительный – нет КАКАО, дательный – дать КАКАО, винительный – вижу КАКАО… И так во всех падежах.

Разрешите мне рассказать сказку о несклоняемых существительных, которая является итогом моей работы (Приложение).



Заключение

Таким образом, изучение мною разносклоняемых и несклоняемых существительных дали мне дополнительные знания по предмету, так как данная тема в 4 классе не рассматривается. И в данной работе я изучил только начальные азы этой темы. В дальнейшем я с моим преподавателем планируем продолжить более углублено изучить ее.



Список литературы

  1. Здравствуйте, Имя Существительное! / Рик Т. Г. – М.: РИО «Самовар», 1998

  2. Справочник школьника/ М.: АСТ ПРЕСС, 2005

  3. Учебник для общеобразовательных организаций/Канакина В.П., В.Г.Горецкий – М.:Просвещение, 2013

  4. https://yandex.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!