
Председателю Республиканской экспертной комиссии по грантовой поддержке профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан
Татарчинской Зои Николаевны,
учителя начальных классов
МАОУ « Лицей №2»
города Альметьевска Республики Татарстан
План проекта,
направленного на профессиональное развитие Грантополучателя
«Разработка «Я-концепции» творческого саморазвития личности учителя»
Индивидуальная тема по самообразованию: «Развитие творческого потенциала учащихся младших классов на уроках и во внеурочное время»
Актуальность темы проекта
В условиях Федеральных государственных образовательных стандартов к моей педагогической деятельности предъявляются новые требования. Образованность и профессиональная компетентность педагога сегодня — это не только владение основами профессиональных знаний, но и умение ориентироваться в потоке научной информации, анализировать новые педагогические системы обучения, альтернативные и вариативные программы, адаптировать эффективный педагогический опыт. Для труда педагога специфично возникновение ситуаций, которые требуют мгновенного анализа, умения предвидеть, творческого подхода в выборе способов достижения нужных результатов.
Целью современных систем образования является непрерывное профессиональное развитие педагога. Ведь только саморазвивающийся педагог способен воспитать саморазвивающегося воспитанника, и только конкурентоспособный педагог способен взрастить конкурентоспособную личность. В наших руках будущее наших воспитанников, их духовность, гражданская позиция, интеллектуальный потенциал, и будущее нашего государства. Мы должны создать условия для выбора каждым ребёнком образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями, следовательно, миссия учителя в том, чтобы стремиться достичь нового, неопознанного, становиться новатором в своем деле, зажигая сердца детей.
Одним из важнейших запросов современного общества в области образования является успешность воспитанников. Научить ребенка быть успешным может только успешный и способный к развитию педагог, который не только «учит», но и постоянно «учится» сам. От роли педагога, его личностного профессионального развития зависит многое. Поэтому педагог - это новатор, генератор новых идей. Я педагог, а это значит, что я должна раскрывать интеллектуальный потенциал своих воспитанников, творчески мыслить, видеть результаты своего труда, подготовить социально адаптированную личность.
В связи с этими требованиями мною был разработан краткосрочный проект. Я считаю, что путь к творчеству у педагога начинается с осознания собственного потенциала, а затем с создания «Я — концепции» творческого саморазвития. Чтобы стимулировать размышления о самом себе, о своих целях, ценностных ориентациях, творческих способностях, профессиональном мастерстве, личностных качествах, мне как педагогу необходимо посмотреть на себя с позиции прошлого, настоящего и будущего. Сравнительный анализ позволит мне выстроить вектор своего творческого саморазвития — преодолев рутину и стереотипы восприятия профессиональной деятельности, стать креативом-творцом.
Цель проекта: создать условия для своего профессионального роста как педагога, способного свободно ориентироваться в современной ситуации, управлять качеством образовательного процесса.
Задачи:
изучить необходимые нормативные документы: ФГОС, САНПиН и др.; научно-методические журналы по предмету, психолого-педагогическую литературу.
овладеть технологиями, методами и приемами, позволяющими учебной деятельности приобрести исследовательский и практико-ориентированный характер;
построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской:
проводить учебные и внеурочные занятия с применением ИКТ,
систематизировать и обобщить опыт работы по формированию компетентностного подхода к обучению и воспитанию школьников.
Принципы профессионального самообразования:
непрерывность,
целенаправленность,
единство общей и профессиональной культуры,
взаимосвязь и преемственность,
доступность,
опережающий характер.
Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, научно-практические конференции.
Формы самообразования:
Индивидуальная:
- посещение уроков и внеклассных мероприятии коллег;
- участие в педагогических советах лицея;
- изучение научно – методической и учебной литературы.
- участие в работе методического объединения учителей начальных классов лицея.
Групповая:
– участие в работе инновационной площадке лицея;
- участие в работе творческих групп методического объединения учителей начальных классов;
- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.
Прогнозируемый желаемый результат.
Создание системы непрерывного повышения квалификации в избранном направлении приведет:
к формированию новой культуры профессиональной педагогической деятельности;
повышению интереса к осуществлению инновационной деятельности (включению достижений педагогики в свою повседневную практику);
росту компетентности (ясному представлению о системе новых педагогических технологий, которые будут вводиться в образовательный процесс и понимание того, как это надо сделать);
росту уровня профессиональных навыков и умений для нововведений;
формированию компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности;
достаточному уровню саморегуляции, самоорганизации;
повышению ответственности за результаты своего труда.
План решения проблемы
Направление саморазвития | Что планируется сделать | Как планирую достичь |
Я как интеллигентная личность и человек культуры | Способность к управлению своим профессионально-личностным развитием | Программа саморазвития; участие в конкурсах и грантах; участие в исследовательской деятельности; квалификационный рост; публикации, портфолио |
Я как преподаватель | Знание своего предмета и владение современными образовательными технологиями | Конструктивное разрешение межличностных конфликтов; желание учащихся общаться с учителем; диалогичность учащихся; мнения учащихся, коллег и родителей |
Я как воспитатель | Совершенствовать проектировочно-прогностическую деятельность. Развивать умения и способности осуществлять самоконтроль, самокоррекцию педагогической деятельности Овладеть конструктивной диалогической формой общения с учащимися, психологической готовностью к совершенствованию педагогической деятельности; способностью к созданию ситуации духовно-нравственного развития учащихся | Конструктивное разрешение внутри-личностных конфликтов; воспитательные мероприятия; воспитанность учащихся; благоприятный психологический климат |
Я как методист | Способность к педагогической рефлексии | Авторская система работы (концепция); обобщение своего опыта; участие в инновационной деятельности |
Я как исследователь | Овладеть целой системой исследовательских умений, связанных с процедурами применения разнообразных методов наблюдения, диагностики и тестирования актуальных и потенциальных уровней развития учащихся. Овладение приемам фиксации результатов наблюдения, их последующей обработки и интерпретации | Найти единомышленников среди коллег лицея и за пределами образовательного учреждения для обсуждения возникающих проблем. Работа с научной литературой Обмен опытом на НПК, семинарах Обмен мнениями с педагогами Закрепиться на инновационной площадке Принять участие в экспериментальной работе лицея |
Возможные риски и пути их устранения
Риски | Пути преодоления |
- недостаточная индивидуальная творческая инициатива педагога, готовность выбора поля саморазвития; - недостаточная теоретическая подготовка педагога; - преобладающие типы профессиональной направленности личности педагога – направленность на предмет; - низкий уровень рефлексии педагога, отсутствие у него сложившейся системы саморазвития; - сопротивление части педагогов внедряемым изменениям (наибольший риск представляют педагоги с эмоционально-импровизационным стилем деятельности) | - использование новых подходов в методической работе; - расширение теоретических знаний через самообразование; -проведение тренинга по педагогической направленности личности; -проведение практикумов по самопознанию, эмоциональной саморегуляции; - мотивация педагогов, индивидуальная методическая помощь по корректировке стиля деятельности |
Этапы работы над проектом |
№ | Этапы | Планируемая деятельность | Критерии эффективности | Сроки |
1 | Теоретический этап. | 1. Изучение методической литературы по данной проблеме. 2.Поиск материалов в Интернете. 3. Анализ личных затруднений по данной проблеме. 4. Формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий, постановка цели и задач в своей работе. 5. Разработка системы мер, направленных на решение данной проблемы и внедрение ее в процесс обучения и воспитания. 6. Прогнозирование результатов в формате проведения цикла открытых уроков и мероприятий. | Наличие потребности педагога в саморазвитии; положительное отношение к саморазвитию; положительное отношение к взаимодействию с коллегами | Апрель –май 2017 года |
2 | Практическое решение проблемы. | 1. Проведение мониторинговых исследований. 2. Организация и работа внеурочной деятельности. 3. Участие учащихся в школьных, муниципальных, республиканских, российских, международных олимпиадах, конкурсах. 4.Участие учителя в республиканском тестировании учителей начальных классов, в педагогических конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного уровня. 5.Создание комплекта педагогических разработок. 6. Оформление результатов по теме самообразования. 7. Представление творческих отчетов о ходе самообразования: на педагогическом совете и городском методическом объединении учителей начальных классов. 8. Посещение с обсуждением открытых уроков и мероприятий. | Активное участие педагога в проведении методических мероприятий лицея, города, Республики, России, продвижение педагога в реализации плана саморазвития; овладение навыками самоорганизации; овладение исследовательскими навыками и умениями | Апрель, май, июнь 2017 года |
3 | Оценочный этап. | 1. Сравнительный анализ полученного результата с предшествующим опытом работы. 2. Создание банка статей по теме самообразования. 3. Представление опыта на практических семинарах учителей, собственных сайтах и сайте лицея. 4.Анализ работы по теме проекта. 5.Выступление на МО начальных классов и родительском собрании. 6. Представление опыта на практических семинарах учителей, собственных сайтах и сайте лицея. | Положительные изменения в результативности профессиональной деятельности, осознанность, повышение квалификации, рост удовлетворенности собственной деятельностью; активное распространение своего опыта, наличие публикаций; способность педагога к саморазвитию | Июль-ноябрь 2017 |
Последействия проекта
Результаты проекта будут распространяться через трансляцию опыта в образовательное пространство города, Республики, России посредством участия учителя в конкурсах, грантах, конференциях; публикации опыта в материалах конференций, педагогических чтений. Опыт работы может использоваться и транслироваться другими педагогами образовательного учреждения в практике своей работы.
Перспективы профессионального роста учителя:
Участие в конкурсе педагогического мастерства «Учитель года».