СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Разработка "Я- концепции" творческого саморазвития личности учителя"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Разработка "Я - концепции" творческого саморазвития личности учителя" был разработан ля участия в гранте "Старший учитель". 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Разработка "Я- концепции" творческого саморазвития личности учителя"»


Председателю Республиканской экспертной комиссии по грантовой поддержке профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан

Татарчинской Зои Николаевны,

учителя начальных классов

МАОУ « Лицей №2»

города Альметьевска Республики Татарстан

План проекта,

направленного на профессиональное развитие Грантополучателя

«Разработка «Я-концепции» творческого саморазвития личности учителя»

Индивидуальная тема по самообразованию: «Развитие творческого потенциала учащихся младших классов на уроках и во внеурочное время»

Актуальность темы проекта

В условиях Федеральных государственных образовательных стандартов к моей педагогической деятельности предъявляются новые требования. Образованность и профессиональная компетентность педагога сегодня — это не только владение основами профессиональных знаний, но и умение ориентироваться в потоке научной информации, анализировать новые педагогические системы обучения, альтернативные и вариативные программы, адаптировать эффективный педагогический опыт. Для труда педагога специфично возникновение ситуаций, которые требуют мгновенного анализа, умения предвидеть, творческого подхода в выборе способов достижения нужных результатов.

Целью современных систем образования является непрерывное профессиональное развитие педагога. Ведь только саморазвивающийся педагог способен воспитать саморазвивающегося воспитанника, и только конкурентоспособный педагог способен взрастить конкурентоспособную личность. В наших руках будущее наших воспитанников, их духовность, гражданская позиция, интеллектуальный потенциал, и будущее нашего государства. Мы должны создать условия для выбора каждым ребёнком образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями, следовательно, миссия учителя в том, чтобы стремиться достичь нового, неопознанного, становиться новатором в своем деле, зажигая сердца детей.

Одним из важнейших запросов современного общества в области образования является успешность воспитанников. Научить ребенка быть успешным может только успешный и способный к развитию педагог, который не только «учит», но и постоянно «учится» сам. От роли педагога, его личностного профессионального развития зависит многое. Поэтому педагог - это новатор, генератор новых идей. Я педагог, а это значит, что я должна раскрывать интеллектуальный потенциал своих воспитанников, творчески мыслить, видеть результаты своего труда, подготовить социально адаптированную личность.

В связи с этими требованиями мною был разработан краткосрочный проект. Я считаю, что путь к творчеству у педагога начинается с осознания собственного потенциала, а затем с создания «Я — концепции» творческого саморазвития. Чтобы стимулировать размышления о самом себе, о своих целях, ценностных ориентациях, творческих способностях, профессиональном мастерстве, личностных качествах, мне как педагогу необходимо посмотреть на себя с позиции прошлого, настоящего и будущего. Сравнительный анализ позволит мне выстроить вектор своего творческого саморазвития — преодолев рутину и стереотипы восприятия профессиональной деятельности, стать креативом-творцом.
Цель проекта: создать условия для своего профессионального роста как педагога, способного свободно ориентироваться в современной ситуации, управлять качеством образовательного процесса.

Задачи:

  • изучить необходимые нормативные документы: ФГОС, САНПиН и др.; научно-методические журналы по предмету, психолого-педагогическую литературу.

  • овладеть технологиями, методами и приемами, позволяющими учебной деятельности приобрести исследовательский и практико-ориентированный характер;

  • построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской:

  • проводить учебные и внеурочные занятия с применением ИКТ,

  • систематизировать и обобщить опыт работы по формированию компетентностного подхода к обучению и воспитанию школьников.

Принципы профессионального самообразования:

  • непрерывность,

  • целенаправленность,

  • единство общей и профессиональной культуры,

  • взаимосвязь и преемственность,

  • доступность,

  • опережающий характер.

Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, научно-практические конференции.

Формы самообразования:

Индивидуальная:

- посещение уроков и внеклассных мероприятии коллег;

- участие в педагогических советах лицея;

- изучение научно – методической и учебной литературы.

- участие в работе методического объединения учителей начальных классов лицея.

Групповая:

– участие в работе инновационной площадке лицея;

- участие в работе творческих групп методического объединения учителей начальных классов;

- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.

Прогнозируемый желаемый результат.

Создание системы непрерывного повышения квалификации в избранном направлении приведет:

  • к формированию новой культуры профессиональной педагогической деятельности;

  • повышению интереса к осуществлению инновационной деятельности (включению достижений педагогики в свою повседневную практику);

  • росту компетентности (ясному представлению о системе новых педагогических технологий, которые будут вводиться в образовательный процесс и понимание того, как это надо сделать);

  • росту уровня профессиональных навыков и умений для нововведений;

  • формированию компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности;

  • достаточному уровню саморегуляции, самоорганизации;

  • повышению ответственности за результаты своего труда.




План решения проблемы

Направление саморазвития

Что планируется сделать

Как планирую достичь

Я как интеллигентная личность и человек культуры

Способность к управлению своим профессионально-личностным развитием

Программа саморазвития;

участие в конкурсах и грантах;

участие в исследовательской деятельности; квалификационный рост;

публикации, портфолио

Я как преподаватель

Знание своего предмета и владение современными образовательными технологиями

Конструктивное разрешение межличностных конфликтов; 

желание учащихся общаться с учителем; диалогичность учащихся;

мнения учащихся, коллег и родителей

Я как воспитатель

Совершенствовать проектировочно-прогностическую деятельность.

Развивать умения и способности осуществлять самоконтроль, самокоррекцию педагогической деятельности

Овладеть конструктивной диалогической формой общения с учащимися, психологической готовностью к совершенствованию педагогической деятельности;

способностью к созданию ситуации духовно-нравственного развития учащихся

Конструктивное разрешение внутри-личностных конфликтов; воспитательные мероприятия; воспитанность учащихся; благоприятный психологический климат

Я как методист

Способность к педагогической рефлексии

Авторская система работы (концепция); обобщение своего опыта; участие в инновационной деятельности

Я как исследователь

Овладеть целой системой исследовательских умений, связанных с процедурами применения разнообразных методов наблюдения, диагностики и тестирования актуальных и потенциальных уровней развития учащихся.

Овладение приемам фиксации результатов наблюдения, их последующей обработки и интерпретации

Найти единомышленников среди коллег лицея и за пределами образовательного учреждения для обсуждения возникающих проблем.

Работа с научной литературой

Обмен опытом на НПК, семинарах

Обмен мнениями с педагогами

Закрепиться на инновационной площадке

Принять участие в экспериментальной работе лицея

Возможные риски и пути их устранения

Риски

Пути преодоления

- недостаточная индивидуальная творческая инициатива педагога, готовность выбора поля саморазвития;

- недостаточная теоретическая подготовка педагога;

- преобладающие типы профессиональной направленности личности педагога – направленность на предмет;

- низкий уровень рефлексии педагога, отсутствие у него сложившейся системы саморазвития;

- сопротивление части педагогов внедряемым изменениям (наибольший риск представляют педагоги с эмоционально-импровизационным стилем деятельности)

- использование новых подходов в методической работе;


- расширение теоретических знаний через самообразование;

-проведение тренинга по педагогической направленности личности;

-проведение практикумов по самопознанию, эмоциональной саморегуляции;

- мотивация педагогов, индивидуальная методическая помощь по корректировке стиля деятельности

Этапы работы над проектом

Этапы

Планируемая деятельность

Критерии эффективности

Сроки

1

Теоретический этап.


1. Изучение методической литературы по данной проблеме.

2.Поиск материалов в Интернете.

3. Анализ личных затруднений по данной проблеме.

4. Формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий, постановка цели и задач в своей работе.

5. Разработка системы мер, направленных на решение данной проблемы и внедрение ее в процесс обучения и воспитания.

6. Прогнозирование результатов в формате проведения цикла открытых уроков и мероприятий.

Наличие потребности педагога в саморазвитии; положительное отношение к саморазвитию; положительное отношение к взаимодействию с коллегами

Апрель –май 2017 года

2

Практическое решение проблемы.


1. Проведение мониторинговых исследований.

2. Организация и работа внеурочной деятельности.

3. Участие учащихся в школьных, муниципальных, республиканских, российских, международных олимпиадах, конкурсах.

4.Участие учителя в республиканском тестировании учителей начальных классов, в педагогических конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного уровня.

5.Создание комплекта педагогических разработок.

6. Оформление результатов по теме самообразования.

7. Представление творческих отчетов о ходе самообразования: на педагогическом совете и городском методическом объединении учителей начальных классов.

8. Посещение с обсуждением открытых уроков и мероприятий.

Активное участие педагога в проведении методических мероприятий лицея, города, Республики, России, продвижение педагога в реализации плана саморазвития; овладение навыками самоорганизации; овладение исследовательскими навыками и умениями

Апрель, май, июнь 2017 года

3

Оценочный этап.


1. Сравнительный анализ полученного результата с предшествующим опытом работы.

2. Создание банка статей по теме самообразования.

3. Представление опыта на практических семинарах учителей, собственных сайтах и сайте лицея.

4.Анализ работы по теме проекта.

5.Выступление на МО начальных классов и родительском собрании.

6. Представление опыта на практических семинарах учителей, собственных сайтах и сайте лицея.

Положительные изменения в результативности профессиональной деятельности, осознанность, повышение квалификации, рост удовлетворенности собственной деятельностью; активное распространение своего опыта, наличие публикаций; способность педагога к саморазвитию

Июль-ноябрь 2017


Последействия проекта

Результаты проекта будут распространяться через трансляцию опыта в образовательное пространство города, Республики, России посредством участия учителя в конкурсах, грантах, конференциях; публикации опыта в материалах конференций, педагогических чтений. Опыт работы может использоваться и транслироваться другими педагогами образовательного учреждения в практике своей работы.

Перспективы профессионального роста учителя:

Участие в конкурсе педагогического мастерства «Учитель года».