МБОУ Манычская СОШ
п. Сорговый
Зерноградский район
Ростовская область


Выполняли ученики 3 «а» класса
Руководитель: учитель I квалификационной категории Нестеренко Н.В.
2014 год
Разведка осенних примет
Задачи.
По осенним приметам узнать, наступила ли осень - не по календарю, а в природе;
Формирование понятия о приспособлении растений к окружающей среде: осенняя окраска листьев, листопад, осеннее цветение растений;
Проведение работы.
Проект реализуется в игровой форме - играем в разведчиков. Обозначаем цель проекта с «неожиданно» принесенного письма следующего содержания:
Здравствуйте, уважаемые ребята!
На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что трава еще зеленая, а другие — что небо уже серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнется зима, а другие думают, что осень только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. (Ведь вы учитесь в школе и, наверное, сможете определить — наступила ли осень?) Говорят, что идет она к вам через ваш поселок. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в лесу?
Только собрание заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки - для зайцев дело очень непростое!
Надеемся на вашу помощь!
Заячья поляна. Лес.
Начинается игра.
Формируется команда разведчиков: класс делится на группы. Выбираются командиры разведгрупп.
После выборов начинается подготовительный этап. Он состоит из двух частей: разработка плана проекта и подготовка к осуществлению его основного практического дела (в данном случае - путешествие в природу с целью разведки осенних примет).
В итоге получается следующее:
этап маршрута - «Готовность № 1», после которого следует «Старт».
этап - «Разведка местности» - разработан наиболее подробно: указаны объекты окружающей природной и социальной среды, которые выбраны для наблюдения. Завершает второй этап условный знак «Донесение».
На первом этапе дети собирают информацию о приметах осени и готовятся к
старту разведки на местности. На старте они должны продемонстрировать свою готовность к разведке - знание осенних примет, умение отличать приметы осени в природе и поселке.
Старт представляет собой конкурсную программу, в которой участвуют разведотряды класса.
Конкурс стихов об осени, в которых звучат её приметы.
Конкурс художников - «Волшебное письмо».
Конкурс «Осень прохожих»
«Копилка народной мудрости» - конкурс знатоков народных примет.
«Осенняя мелодия» - исполнение песен об осени.
«Портрет осени» - конкурс портрета осени.
Конкурсная программа заканчивается решением жюри о готовности детей к разведке на местности и вручением призов, а так же маршрутных листов для игры на местности.
Второй этап - разведка на местности - это путешествие класса по намеченному маршруту с остановками, на которых каждая разведгруппа выполняет определенное задание.
1 остановка - «Облака». На открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и скорость движения облаков. Выполняют задания.
2 остановка - «Вода». Возле водоема дети наблюдают цвет воды, волны.
3 остановка - «Плодовый сад». Каждый отряд находит «вещественное доказательство» наступления осени - небольшой созревший фрукт или овощ и разгадывают кроссворд.
остановка - «Каштаны» - дети находят плоды каштанов.
остановка - «Городские цветы». Дети собирают в пакетик семена цветов.
остановка - «В гостях у пернатых». На протяжении всего маршрута дети отмечают отсутствие перелетных птиц, а на остановках слушают птичье пение и сравнивают его с весенним.
остановка - «Прохожие». Дети наблюдают одежду людей, соответствие её времени года.
8 остановка - «Листопад». Сбор осенних листьев и выполнение из них поделок.
Подведение итогов проводится в виде праздника, на котором чествуют осень. А также составляют ответ на письмо с заячьей поляны.
Заячья поляна. Зайцам. Здравствуйте, дорогие зайчики! Мы провели разведку осенних, примет и пришли к выводу, что осень наступила. Вам пора готовиться к зиме: менять летние шубки на зимние. И как вы просили, посылаем вам доказательства, которые мы собрали.
Ученики 3 «а» класса.
Наблюдение за осенними приметами.
Осень. Природа тихая и утомленная. То мы видим сквозь прозрачную сетку дождя, с погасшими тусклыми красками, то она вдруг вспыхнет в лучах недолгого осеннего солнца. И засияют красные, желтые и коричневые листья. А в лесах стоит удивительный запах - запах грибов, листьев, осенней свежести и влажной земли. В солнечные дни природа наполняется птичьими голосами.
Замерли поля, улетели жаворонки. На деревенских улицах не летают ласточки и под навесом крыш пустуют их гнезда. На высоких деревьях темнеют опустевшие скворечники. В поселок возвращаются вороны, галки и сороки. По вечерам воробьи устраивают в кустах драки и с шумом перелетают с места на место. В небе слышны крики улетающих гусей, уток.
Не видно больше ежей, змей, лягушек. Не порхают красавицы-бабочки. Не стрекочут кузнечики. Попрятались в норы мыши.
С деревьев облетает листва. Холодный ветер срывает и кружит яркие листья. Листопад. По ночам появляются первые заморозки. Природа затихает. Скоро зима.
Копилка мудрости:
Приметы осени.
Поздний листопад к суровой и продолжительной зиме.
Воробьи стайками перелетают с места на место - к сильному ветру.
Большие муравьиные кучи к осени - на суровую зиму.
Морозный иней на траве - к дождю.
Октябрьский гром сулит бесснежную зиму.
Облака идут низко - ожидай стужи.
Гусь стоит на одной ноге - к морозу.
Ива рано инеем покрылась - к долгой зиме.
Если много орехов, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
Осенний иней - к сухой и солнечной погоде, к теплу.
Пословицы.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
В октябре только и ягод, что рябина.
Плачет осень холодными слезами.
В октябре ни на колесах, ни на санях.
Загадки об осени.
Летом зеленеет,
осенью желтеет. (Листья)
Пришла за летом
И нас она, плодами одарила.
Взмахнула желтым рукавом
Деревья стали рыжими. (Осень)
Осины смотрят удивленно:
Маляра и краски нет...
Кто ж окрасил их зеленных,
В красный цвет? (Осень)
Стихотворения об осени.
Октябрь.
Дождик льется каждый день, Будто из ушата.
Мокрый гриб залез на пень,
На макушке шляпа.
Он еще кого-то ждет
В этот день осенний...
Только кто к нему придет?
Разве белка подберет
Гриб в лесу последний?
Осень.
Осень,
Осень...
Солнце
В тучах отсырело
Даже в полдень светит
Тускло и не смело.
Из холодной рощи
В поле, на тропинку,
Выдуло зайчонка
Первую снежинку.
Осенние листья. Октябрь.
Опустел скворечник, Желтый кружится листок,
Улетели птицы, Путается в сучьях.
Листьям на деревьях Неба синий лоскуток
Тоже не сидится. Затерялся в тучах.
Целый день сегодня Поздний серенький рассвет
Все летят, летят... В поле над овином
Видно тоже в Африку Растревожится нет-нет
Улететь хотят. Криком журавлиным.
Рассказы об осени
Облака — небесные странники.
Отгадай загадки. Нарисуй отгадки.
Невидимым паром поднялось.
Белым по небу понеслось.
Серая с отливами
Синими и чёрными
Шаль по небу медленно
Медленно плывёт...
Понаблюдай за облаками.
Какой формы бывают облака?
Быстро ли изменяется форма облаков?
Какого цвета бывают облака вечером?
Почему облака можно назвать небесными странниками?
Волшебное письмо.
Раскрась елочке осеннее платье.

При проведении итогов обсуждается не только тема проекта, но и то, как действовали разведчики, какой отряд оказался самым дружным, кто собрал больше всего народных примет, что, возможно, получилось не так, как задумывали, что надо учесть, если еще раз придется отправиться в разведку.