«Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике»
ФИО: Бадрутдинова Файруза Миннемахмутовна
Должность: учитель математики
Место работы: МБОУ «СОШ села Мамашир» Кукморского муниципального района Республики Татарстан( РФ)
В 9 классе начинается активная подготовка выпускников к итоговой аттестации: необходимо повторить большой объём теоретического материала по алгебре за 7-9 классы. Эти теоретические сведения
должны быть обобщены и систематизированы;
должны быть доступны для учащихся как на любом этапе урока, так и на дополнительных занятиях;
должны подкрепляться примерами-образцами.
Чтобы решить эту задачу, я подготовила справочный материал, в котором в доступной форме изложены основные темы математики. Материал лежит на каждом ученическом столе. Все страницы пронумерованы, и ребята могут быстро найти то, что им нужно.
Такой справочный материал имеет много плюсов:
В III четверти для повторения теоретического материала я провожу обобщающие уроки с применением компьютерных технологий.
По данным исследований в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.
Компьютер позволяет создать условия для повышения качества, интенсивности процесса обучения.
Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы.
Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.
При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы.
В работе использую свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете.
Для успешной сдачи экзамена ученик должен не только обладать определёнными знаниями по математике, но и уметь применять эти знания на практике. Отработку практических навыков и умений провожу по трём направлениям: тематические тесты, компьютерное тестирование, решение примерных экзаменационных работ.
Тематические тесты
В сборниках для подготовки к ГИА есть много заданий по определённой теме, например, «Уравнения». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное решение - это тематические тесты.
Тематические тесты помогают учителю повысить эффективность проведения уроков посредством использования на учебных занятиях элементов тестирования.
Они могут быть включены в урок на любом этапе:
-актуализации знаний;
- закрепления изученного;
- повторения.
Они вносят разнообразие в контроль и коррекцию знаний, умений и навыков и не отнимают много времени.
В своей работе использую следующие сборники тестов.
Класс | Название сборника | Авторы издания | Учебник |
5 | Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля | Гусева И.Л. Пушкин С.А. Рыбакова Н.В. | «Математика 5» Авторы: Н.Я.Виленкин и др. |
6 | Контрольно- измерительные работы | Л.П. Попова | «Математика 6» Авторы: Н.Я.Виленкин и др. |
5-6 | 20 тестов по математике | С.С.Минаева | Ко всем учебникам по математике 5-6 кл. |
7 | Тесты по алгебре | Ю.А.Глазков М.Я.Гаиашвили | «Алгебра 7» Авторы: Ю.Н.Макарычев и др. |
8 | Тесты по алгебре | Ю.А.Глазков М.Я.Гаиашвили | «Алгебра 8» Авторы: Ю.Н.Макарычев и др. |
В данных пособиях представлены тесты, по своей структуре напоминающие тесты ЕГЭ. Все вопросы в них разделены на три уровня сложности:
Задания частиА – базового уровня (с выбором ответа);
Задания частиВ – повышенного уровня (с кратким ответом);
Задания частиС – высокого уровня (с развёрнутым ответом)
Время выполнения тестов ограниченно:
Это время сообщаю учащимся перед началом работы и стараюсь соблюдать его, чтобы приучить ребят к дисциплине выполнения работы и сформировать у них умение планировать время выполнения работы.
Преимущества тематического теста:
в нём собраны разные задания по одной теме;
на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;
по такому тесту удобно проводить повторение;
осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.
Основная подготовка к ГИА начинается 8 классе. Весь теоретический материал разбит на крупные темы, по которым проводятся тесты.
№ | Название темы | Название теста |
1 | Функции и графики | |
2 | Уравнения | |
3 | Квадратные корни | |
4 | Дроби | |
5 | Четырехугольники | |
6 | Теорема Пифагора | |
7 | Подобие фигур | |
8 | Окружность и круг | |
См. приложение «КИМ 8кл»
Решение примерных экзаменационных работ
Некоторые задания могут вызывать у учащихся затруднения, поэтому им нужна помощь учителя, нужна его консультация. Я провожу разные виды консультаций:
уроки-консультации;
консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
консультации для сильных ребят ( решение заданий 2 части );
индивидуальные консультации.
Консультации по группам – 1 раз в неделю.
Задания второй части сильные ученики начинают решать ещё в 8 классе. Это задания на 2 балла и 4 балла на темы, изучаемые в 8 классе. Например, «Рациональные дроби», «Квадратные уравнения», «Функции и графики», «Неравенства». К 9 классу у них появляется небольшой опыт работы с такими заданиями.
Интерактивные тесты по всем заданиям.
Применение ИКТ позволяет сделать урок привлекательным и современным, осуществить индивидуализацию обучения. Объективно и своевременно проводить контроль знаний, умений и навыков учащихся; готовить учащихся к успешной сдаче ГИА.
Использование ИКТ в обучении способно повысить эффективность традиционных форм и ввести инновационные, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Одним из достаточно эффективных способов контроля является компьютерное тестирование.
Достоинства компьютерного тестирования:
Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определять темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
Использование компьютерного теста позволяет проверить степень усвоения материала у всех учащихся. Что невозможно, например, при устном опросе
При компьютерном тестировании учащийся видит свой результат сразу после выполнения задания, а не по происшествии какого-либо времени.когда для него оценка теряет свою актуальность
Компьютерное тестирование позволяет осуществить обратную связь в процессе обучения, проанализировать результаты каждого ученика в отдельности и деятельность класса в целом
Решая тест, ученик получает объективную оценку знаний и умений.
Работу над тестом можно выполнять в обычном кабинете, оборудованном проектором и экраном.
Порядок работы:
Ученики выполняют задания теста в бланке ответов, последовательно просматривая презентацию, демонстрируемую учителем
После сдачи бланков с ответами, вызываю ученика, который на компьютере озвучивает свои ответы с подробным объяснением
Тест составлен таким образом, что ученик со стороны ПК получает ответ на вопрос: прав ли он. Это немаловажно.
Для остальных учащихся такая организация работы с тестом является своеобразной работой над ошибками.
Список литературы:
Кузнецова Л.В. «Тренировочные варианты экзаменационных работ» - М.:АСТ Астрель
Кузнецова Л.В. «Сборник заданий для подготовки к ГИА» - М.:»Просвещение»
Минаева С.С. «Типовые тестовые задания» - М.: «Экзамен»
Интернет-ресурсы
КИМ-8 кл по математике.
Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в9классе /Л.В.Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. –М.: Просвещение, 2009.
ГИА. Математика. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. — М.: Издательство «Экзамен».2012.
Государственная итоговая аттестация. 9 класс. Математика. Тематические тестовые задания/ Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. — М.: Издательство «Экзамен», 2012.
5