| «Утверждаю» Директор МБОУ ООШ № 25:____О.М. Сердцева «13 » сентября 2017 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №25 г-к Анапа
Краснодарского края
Проект " Создание школьной комнаты- музея "

Руководители проекта:
Прохорова Елена Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Сидоренко Ирина Викторовна,
учитель начальных классов
Участники: учащиеся 1-9 классов,
кл. руководители, родители,
администрация школы.
2017
Тематика школьного музея: «История родного края».
«Память - это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим…»
русский писатель В.П. Астафьев

Вид проекта: долгосрочный
Актуальность проекта
Школа на селе является не только образовательным, но и духовным и культурным центром, воспитывающим подрастающее поколение на традициях и наследии наших предков.
Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое нравственное и духовное становление. А для этого человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Система патриотического воспитания является составной частью воспитательной работы МБОУ ООШ № 25 и предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебно- воспитательном процессе.
Направленность школьного музея - изучение истории родного края, жителей, традиций, природы, что формирует в детях высокое чувство патриотизма и ответственности за своё село. Основной формой деятельности школьного музея является исследование, сбор и оформление материала, а также проведение экскурсий и музейных уроков.
Пропаганда школьного музейного материала среди школьников развивает любовь и уважение к своему краю, к самому себе.
История прошлого- это память народов. История хранит в себе опыт поколений , великие имена, подвиги народов.
Как совершенно справедливо писал известный писатель Ч. Айтматов:
« Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек , лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и мпособен жить только сегодняшним днем». Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг - успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное.
Традиция – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, отношения, ритуалы. Каждое поколение, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.
В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания злободневна, поэтому патриотическое воспитание должно быть плановым, системным и приоритетным в воспитательной работе.
Музейная комната, созданная в МБОУ ООШ №25 г-к Анапа является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса.
Основой для создания музейной комнаты послужили материалы к созданию летописи хутора и школы, материалы об участниках Великой Отечественной войны, проживающих на территории хутора Разнокол воинах-интернационалистах, участников боевых действий в Афганистане. Экспозиции, которые планируются осуществиться в музейной комнате, будут отражены в разделах: «Кубанская хата», «Из истории хутора», «Летопись школы», «Наши знаменитые земляки», «Воины-интернационалисты», «Наши ветераны».
Название проекта: «Создание школьной комнаты- музея»
Тематика школьного музея: «История родного края».
Руководители проекта: Прохорова Е.И., Сидоренко И.В.
Участники проекта: учащиеся 1-9 классов, кл. руководители, родители, администрация школы.
Обоснование необходимости проекта
Музей (музейная комната «История родного края») обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло, необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, хутора , школы, независимо от того, какую тему они изучают.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
• Развитие историко-краеведческого музея школы;
• способствовать развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся;
• повысить уровень информированности учащихся, учителей и гостей о жизнедеятельности школы, об истории родного края, о героях войны и труда.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
• активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся;
• развивать их творческие способности;
• приобщать школьников к культуре предков, к традициям и обычаям Кубани, прививать чувства любви к родному краю;
• воспитывать у обучающихся гражданственности и патриотизма;
• привлечь внимание школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;
• формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечить сохранность экспонатов, вести учет фондов музея;
обучать учащихся школы методу проектов;
Этапы реализации проекта
Первый этап( февраль):
Разработка проекта, определение мероприятий
Виды деятельности:
знакомство с видами работы над проектом
работа с экспонатами, документами
составление плана работы
овладение умениями оформления результатов деятельности
Второй этап( март):
реализация проекта
Виды деятельности:
индивидуальные
групповые
коллективные
Формы проведения мероприятий:
беседы с жителями хутора Разнокол, поисковая работа, исследовательская работа, экскурсии, викторины, музейные уроки, походы.
Третий этап(апрель):
Защита проекта
Виды деятельности:
Необходимые ресурсы:
Предполагаемый результат:
Создание школьного музея
Активное участие школьников в образовании и деятельности школьного музея, в пополнении музейного фонда
Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы.
Развитие творческой личности, воспитанной в духе патриотизма
Критерии успешности проекта
Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного хутора, истории школы повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению учащихся и учителей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании патриотизма, укрепляет дружбу между учащимися разных возрастов.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Проблема, на решение которой направлен проект
В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного города играет музейный уголок. Школьный музейный уголок - эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность.
Методический ресурс.
Подборка литературных источников (монографии, журнальные статьи, художественные альбомы).
Интернет - ресурсы.
Нормативно-правовой ресурс.
Распоряжение по школе об организации деятельности музейного уголка « Школьная комната – музей»
Положение о музейном уголке «« Школьная комната – музей»»
Материально-технический ресурс.
Наличие кабинета для размещения музейных экспонатов и оформления интерьеров.
Кадровое обеспечение проекта.
Прохорова Е.И. руководитель проекта, соц. педагог, обеспечивает общее руководство реализацией проекта, отслеживает эффективность проводимых мероприятий в рамках реализации проекта.
Сидоренко И.В.., учитель начальных классов, , обеспечивает руководство реализацией проекта в младшем звене (1-4 класс), оказывает необходимую помощь по организации связей с общественностью.
Прохорова Д.В. – старшая вожатая, обеспечивает помощь по оформительской деятельности.
План-график мероприятий
Сентябрь 2016 – август 2017
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные |
Организационный этап |
-
| Организация творческой группы (педагоги + учащиеся) по разработке идеи и Проекта музейного уголка | Сентябрь 2016г. | Прохорова Е.И. Сидоренко И.В. |
-
| Представление и обсуждение Проекта педагогическим сообществом, учащимися, родителями. | Сентябрь-октябрь 2016 | Прохорова Е.И. Сидоренко И.В. |
-
| Оформление нормативно-правовой базы (приказы по школе, Положения). | Октябрь 2016 | Администрация Прохорова Е.И. Сидоренко И.В. |
-
| Начало реализации Проекта. Ремонт и оборудование школьного помещения для музейного уголка. | Октябрь –ноябрь 2016 | Прохорова Е.И. Сидоренко И.В. |
-
| Ревизия (изучение, анализ, систематизация) имеющегося краеведческого материала | в течение всего периода | Прохорова Е.И. Сидоренко И.В. |
-
| Оформление музейных экспозиций, витрин, интерьеров. | в течение всего периода | Прохорова Е.И. Сидоренко И.В. Прохорова Д.В. |
7. | Начало исследовательской краеведческой деятельности. Выбор и определение тем, составление планов, решение организационных вопросов. | в течение всего периода | Прохорова Е.И. Сидоренко И.В. |
Сентябрь 2017 – август 2018 |
11 | Продолжение работы по пополнению музейного уголка экспонатами. | Сентябрь 2017- май 2018г | Прохорова Е.И. Сидоренко И.В. |
2 | Выполнение учебных проектов и исследований на базе музейного уголка по краеведческой тематике. | в течение всего периода | Прохорова Е.И. Сидоренко И.В. |
3 | Проведение на базе музейного уголка общешкольных мероприятий гражданско-патриотической направленности | в течение всего периода | Прохорова Е.И. Сидоренко И.В. |
4 | Публикация материалов информационных материалов и творческих работ учащихся. | в течение всего периода. | Прохорова Е.И. Сидоренко И.В. Прохорова Д.В. |
5 | Размещение материалов на школьном сайте. | в течение всего периода. | Прохорова Е.И. Сидоренко И.В. |
Эффект проекта в долгосрочной перспективе.
- Круглогодичная досуговая занятость школьников, особенно подростков.
- Возрождение народных обычаев, упор на духовно-нравственное воспитание.
Устойчивость проекта
Деятельность по данному проекту будет продолжена в целях расширения содержания проекта.
Материалы данного проекта могут быть использованы учителями начальных классов, классными руководителями.
Размещение информации о проекте в сети Интернет.