СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект студии арт-терапии "Цветной мир"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект создания студии арт-терапии, в котором включены разнообразные техники арт-терапии от музыкотерапии до мандалотерапии.

Просмотр содержимого документа
«Проект студии арт-терапии "Цветной мир"»

Перспективный проект создания школьной студии арт-терапии «Цветной мир»

Пояснительная записка

Опробуйте новый для себя опыт. Вы удивитесь самому себе.
Я верю, что все мы способны быть подлинно творческими.
Н. Роджерс

Актуальность и практическая значимость проекта.

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.

Данный проект актуален для нашего учреждения: ежедневно ведется работа с воспитанниками, нуждающимися в психологической помощи. Я нашла такую форму работы, которая позволила объединить в группу детей практически с любой проблематикой. Так появилась идея создания изо-студии «Цветной мир», в основу которой войдет применение техник арт-терапии.

Практическая значимость. Примененение арт-методов не имеет возрастных ограничений. Программа «Цветной мир» рассчитана детей подросткового возраста. Студия арт-терапии является доступной и эффективной формой групповой работы в условиях образовательного учреждения: она соответствует возрастным особенностям подросткового контингента и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия ресурсна, дает ребенку возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, помогает подросткам формировать позитивную Я-концепцию.

Спектр показаний для арт-терапевтической работы в системе образования: развитие творческих способностей и креативности, негативная «Я-концепция», трудности эмоционального развития, импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность, переживания эмоционального отвержения, стрессы, депрессия, неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты, враждебность к окружающим.

Данную программу могут использовать психологи, работающие в школах, учреждениях дополнительного образования, ППМС-центрах.

Цели и задачи.

Цель: гармонизация личности детей и подростков, через раскрытие их творческого потенциала.

Задачи:

  • развитие творческого мышления, воображения, креативности;

  • создание условий для самопознания и самовыражения;

  • развитие позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

  • снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование чувств и переживаний в процессе творчества;

  • развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;

  • развитие навыков рефлексии.







Основное содержание работы.

Методологической основой программы послужили концепции З.Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, практические наработки и исследования А.И. Копытина, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедевой.

При реализации программы используются техники: изотерапия, сказкотерапия, мандала-терапия, музыкотерапия, куклотерапия, фолк-терапия, драматерапия, лепка, коллаж и пр.

Форма работы групповая, 30 занятий продолжительностью 1,5 часа один раз в неделю. Оптимальное количество участников — 6–8 человек. Группы подбираются по возрасту: 10-12 лет и 13–15 лет.

Специфика проведения: открытая Арт-студия (позволяет подключиться новому участнику к группе с любого занятия, поскольку тема каждой встречи отлична от предыдущих и последующих).

Структура занятий:

  1. заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия),

  2. ритуал приветствия,

  3. разминочные упражнения,

  4. реализация арт-техники и обсуждение продукта,

  5. заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения),

  6. рефлексия занятия,

  7. ритуал прощания.




Тематическое планирование занятий в студии арт-терапии «Цветной мир»


занятия

Тема

Основная используемая техника

арт-терапии

Количество занятий


1.

Волшебные краски

Изотерапия

1

2.

Монотипия

Изотерапия

1

3.

Рисунок в круге «Мандала»

Мандалотерапия, изотерапия

1

4.

Индейские мандалы

Мандалотерапия

1

5.

Парное рисование

Изотерапия

1

6.

Дудлинг

Изотерапия

1

7.

Зентангл

Изотерапия

1

8.

Обобщающие занятие по дудлингу и зентанглу

Изотерапия

1

9.

Сказочные фигуры

Лепка из теста, изотерапия, сказкотерапия

1

10.

Маски

Изотерапия

1

11.

Я в натуральную величину

Изотерапия

1

12.

Игрушки из лыка

Фолк-терапия, куклотерапия

1

13.

Тряпичные куклы

Фолк-терапия, куклотерапия

1

14.

Рисуем музыку

Изотерапия, музыкотерапия

1

15.

Коллаж «Какой Я»

Изотерапия, аппликация, коллаж

1

16.

Мой портрет глазами группы

Изотерапия

1

17.

Мой сосуд

Изотерапия

1

18.

Наши ладошки

Изотерапия

1

19.

Рисунок по мокрому листу

Изотерапия

1

20.

Превратности жизни

Оригами

1

21.

Портреты имен

Изотерапия

1

22.

Сказочная страна

Сказкотерапия, драматерапия

1

23.

Карта моего внутреннего мира

Изотерапия

1

24.

Сон куклы

Куклотерапия, сказкотерапия

1

25.

Линии конфликта

Изотерапия, лепка из пластилина

1

26.

Отдарок на подарок

Фолк-терапия

1

27.

Рисование на руках

Изотерапия

1

28.

Герб моей семьи

Изотерапия, аппликация, коллаж

1

29.

Цветной мир

Изотерапия, аппликация, коллаж

1

30.

Фруктовая мандала

Мандалотерапия

1

































Ожидаемые результаты реализации проекта:

для детей:

  • у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

  • занятия будут разнообразными по форме организации;

  • будет осуществляться индивидуальный подход к детям;

  • в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;

  • музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;

  • цветовой потенциал будет использован как фактор здоровьесбережения;

  • сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи изо деятельности, фольклора, музыки;

  • позитивная динамика в улучшении психологического здоровья детей: снижение уровня агрессивности, тревожности, увеличение показателей креативности, формирование адекватной самооценки, улучшение эмоционального фона, совершенствование навыков рефлексии, улучшение творческих способностей, повышение уверенности в себе.

  • будут получены положительное отзывы об Арт-студии от родителей.

  • произойдут значительные изменения в общении детей с окружающими людьми;

  • дети, постоянно посещающие Арт-студию «Цветной мир» найдут понимание, интересные занятия и новых друзей (анкетирование).

для родителей:

  • родители вовлечены в единое пространство творческой группой, будут активно принимать участие в педсоветах, оздоровительных и спортивных мероприятиях;

  • примут участие в общественной жизни школы;

для педагогов:

  • повысится компетентность педагогов;

Реализация основной цели проекта:

Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным. 

Перечисленные выше результаты будут свидетельствовать об эффективности проделанной работы.

Деятельность студии будет основана на следующих положительных моментах:

  • универсальность (возможность работы со многими проблемами);

  • положительная результативность по итогам диагностики;

  • открытая форма работы;

  • разнообразие применяемых техник;

  • вариативность (возможность варьировать порядок и количество занятий);

  • материально-техническая доступность;

  • формирование успешности у детей;

  • положительные отзывы детей и родителей о занятиях в студии.











Список использованной литературы:

  1. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей.- Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с.

  2. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т.В./ М.: Просвещение, 2002.

  3. Выходцева В.Н., Романова Н.А. Арт-терапия – исцеляющее творчество.-C-Пб:Речь, 2002

  4. Кабилова С.Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. //Музыка в школе. 2005, №3.

  5. Колошина Т.Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации, 2005.

  6. Киселева М.В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов,

педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми., 2010.

  1. Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. // 2005, №3.

  2. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – С-Пб: Речь, 2002.

  3. Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.

  4. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: Пресса, 2009.

  5. www.zolotaya-psyheya.ru























Результаты и выводы.

Показатели креативности (тест П. Торренса «Закончи рисунок») в младшей группе увеличились у 94% детей, в старшей — у 91% подростков. Увеличились показатели уровня самооценки (шкала самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан): в младшей группе у 78% детей, в группе подростков — у 83%. Снизился уровень тревожности у 89% младших школьников и 83% подростков (опросник «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS (7-12 лет)» А.М. Прихожан). По результатам наблюдения и теста М. Люшера к концу занятий у участников улучшался эмоциональный фон, ребята, имеющие положительное эмоциональное состояние сохраняли его на протяжении всего занятия. У детей и подростков сформировались и совершенствовались навыки рефлексии, улучшились творческие способности, повысилась уверенность в себе. Получены положительное отзывы об Арт-студии от родителей. По результатам анкетирования 72% родителей считали, что их дети испытывали радостное, положительное эмоциональное состояние после занятий, а 28% детей — спокойное и ровное эмоциональное состояние. Видимые изменения в поведении детей отметили 43% родителей; незначительные изменения — 43%. Значительные изменения в общении детей со взрослыми отметили 43% родителей; незначительные изменения — 43%. Значительные изменения в общении детей со сверстниками отметили 57% родителей. 72% родителей считают, что имеются положительные изменения в эмоциональном состоянии детей после посещения Арт-студии. Все родители (100%) видят в занятиях положительный опыт для своих детей. Многие дети, которые постоянно посещали Арт-студию «Цветной мир отметили, что в студии они нашли понимание, интересные занятия и новых друзей (анкетирование).



12