Перспективный проект создания школьной студии арт-терапии «Цветной мир»
Пояснительная записка
Опробуйте новый для себя опыт. Вы удивитесь самому себе.
Я верю, что все мы способны быть подлинно творческими.
Н. Роджерс
Актуальность и практическая значимость проекта.
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.
Данный проект актуален для нашего учреждения: ежедневно ведется работа с воспитанниками, нуждающимися в психологической помощи. Я нашла такую форму работы, которая позволила объединить в группу детей практически с любой проблематикой. Так появилась идея создания изо-студии «Цветной мир», в основу которой войдет применение техник арт-терапии.
Практическая значимость. Примененение арт-методов не имеет возрастных ограничений. Программа «Цветной мир» рассчитана детей подросткового возраста. Студия арт-терапии является доступной и эффективной формой групповой работы в условиях образовательного учреждения: она соответствует возрастным особенностям подросткового контингента и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия ресурсна, дает ребенку возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, помогает подросткам формировать позитивную Я-концепцию.
Спектр показаний для арт-терапевтической работы в системе образования: развитие творческих способностей и креативности, негативная «Я-концепция», трудности эмоционального развития, импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность, переживания эмоционального отвержения, стрессы, депрессия, неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты, враждебность к окружающим.
Данную программу могут использовать психологи, работающие в школах, учреждениях дополнительного образования, ППМС-центрах.
Цели и задачи.
Цель: гармонизация личности детей и подростков, через раскрытие их творческого потенциала.
Задачи:
развитие творческого мышления, воображения, креативности;
создание условий для самопознания и самовыражения;
развитие позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование чувств и переживаний в процессе творчества;
развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
развитие навыков рефлексии.
Основное содержание работы.
Методологической основой программы послужили концепции З.Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, практические наработки и исследования А.И. Копытина, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедевой.
При реализации программы используются техники: изотерапия, сказкотерапия, мандала-терапия, музыкотерапия, куклотерапия, фолк-терапия, драматерапия, лепка, коллаж и пр.
Форма работы групповая, 30 занятий продолжительностью 1,5 часа один раз в неделю. Оптимальное количество участников — 6–8 человек. Группы подбираются по возрасту: 10-12 лет и 13–15 лет.
Специфика проведения: открытая Арт-студия (позволяет подключиться новому участнику к группе с любого занятия, поскольку тема каждой встречи отлична от предыдущих и последующих).
Структура занятий:
заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия),
ритуал приветствия,
разминочные упражнения,
реализация арт-техники и обсуждение продукта,
заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения),
рефлексия занятия,
ритуал прощания.
Тематическое планирование занятий в студии арт-терапии «Цветной мир»
№ занятия | Тема | Основная используемая техника арт-терапии | Количество занятий |
1. | Волшебные краски | Изотерапия | 1 |
2. | Монотипия | Изотерапия | 1 |
3. | Рисунок в круге «Мандала» | Мандалотерапия, изотерапия | 1 |
4. | Индейские мандалы | Мандалотерапия | 1 |
5. | Парное рисование | Изотерапия | 1 |
6. | Дудлинг | Изотерапия | 1 |
7. | Зентангл | Изотерапия | 1 |
8. | Обобщающие занятие по дудлингу и зентанглу | Изотерапия | 1 |
9. | Сказочные фигуры | Лепка из теста, изотерапия, сказкотерапия | 1 |
10. | Маски | Изотерапия | 1 |
11. | Я в натуральную величину | Изотерапия | 1 |
12. | Игрушки из лыка | Фолк-терапия, куклотерапия | 1 |
13. | Тряпичные куклы | Фолк-терапия, куклотерапия | 1 |
14. | Рисуем музыку | Изотерапия, музыкотерапия | 1 |
15. | Коллаж «Какой Я» | Изотерапия, аппликация, коллаж | 1 |
16. | Мой портрет глазами группы | Изотерапия | 1 |
17. | Мой сосуд | Изотерапия | 1 |
18. | Наши ладошки | Изотерапия | 1 |
19. | Рисунок по мокрому листу | Изотерапия | 1 |
20. | Превратности жизни | Оригами | 1 |
21. | Портреты имен | Изотерапия | 1 |
22. | Сказочная страна | Сказкотерапия, драматерапия | 1 |
23. | Карта моего внутреннего мира | Изотерапия | 1 |
24. | Сон куклы | Куклотерапия, сказкотерапия | 1 |
25. | Линии конфликта | Изотерапия, лепка из пластилина | 1 |
26. | Отдарок на подарок | Фолк-терапия | 1 |
27. | Рисование на руках | Изотерапия | 1 |
28. | Герб моей семьи | Изотерапия, аппликация, коллаж | 1 |
29. | Цветной мир | Изотерапия, аппликация, коллаж | 1 |
30. | Фруктовая мандала | Мандалотерапия | 1 |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
для детей:
у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
занятия будут разнообразными по форме организации;
будет осуществляться индивидуальный подход к детям;
в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;
музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;
цветовой потенциал будет использован как фактор здоровьесбережения;
сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи изо деятельности, фольклора, музыки;
позитивная динамика в улучшении психологического здоровья детей: снижение уровня агрессивности, тревожности, увеличение показателей креативности, формирование адекватной самооценки, улучшение эмоционального фона, совершенствование навыков рефлексии, улучшение творческих способностей, повышение уверенности в себе.
будут получены положительное отзывы об Арт-студии от родителей.
произойдут значительные изменения в общении детей с окружающими людьми;
дети, постоянно посещающие Арт-студию «Цветной мир» найдут понимание, интересные занятия и новых друзей (анкетирование).
для родителей:
родители вовлечены в единое пространство творческой группой, будут активно принимать участие в педсоветах, оздоровительных и спортивных мероприятиях;
примут участие в общественной жизни школы;
для педагогов:
Реализация основной цели проекта:
Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
Перечисленные выше результаты будут свидетельствовать об эффективности проделанной работы.
Деятельность студии будет основана на следующих положительных моментах:
универсальность (возможность работы со многими проблемами);
положительная результативность по итогам диагностики;
открытая форма работы;
разнообразие применяемых техник;
вариативность (возможность варьировать порядок и количество занятий);
материально-техническая доступность;
формирование успешности у детей;
положительные отзывы детей и родителей о занятиях в студии.
Список использованной литературы:
Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей.- Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с.
Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т.В./ М.: Просвещение, 2002.
Выходцева В.Н., Романова Н.А. Арт-терапия – исцеляющее творчество.-C-Пб:Речь, 2002
Кабилова С.Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. //Музыка в школе. 2005, №3.
Колошина Т.Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации, 2005.
Киселева М.В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми., 2010.
Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. // 2005, №3.
Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – С-Пб: Речь, 2002.
Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.
Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: Пресса, 2009.
www.zolotaya-psyheya.ru
Результаты и выводы.
Показатели креативности (тест П. Торренса «Закончи рисунок») в младшей группе увеличились у 94% детей, в старшей — у 91% подростков. Увеличились показатели уровня самооценки (шкала самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан): в младшей группе у 78% детей, в группе подростков — у 83%. Снизился уровень тревожности у 89% младших школьников и 83% подростков (опросник «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS (7-12 лет)» А.М. Прихожан). По результатам наблюдения и теста М. Люшера к концу занятий у участников улучшался эмоциональный фон, ребята, имеющие положительное эмоциональное состояние сохраняли его на протяжении всего занятия. У детей и подростков сформировались и совершенствовались навыки рефлексии, улучшились творческие способности, повысилась уверенность в себе. Получены положительное отзывы об Арт-студии от родителей. По результатам анкетирования 72% родителей считали, что их дети испытывали радостное, положительное эмоциональное состояние после занятий, а 28% детей — спокойное и ровное эмоциональное состояние. Видимые изменения в поведении детей отметили 43% родителей; незначительные изменения — 43%. Значительные изменения в общении детей со взрослыми отметили 43% родителей; незначительные изменения — 43%. Значительные изменения в общении детей со сверстниками отметили 57% родителей. 72% родителей считают, что имеются положительные изменения в эмоциональном состоянии детей после посещения Арт-студии. Все родители (100%) видят в занятиях положительный опыт для своих детей. Многие дети, которые постоянно посещали Арт-студию «Цветной мир отметили, что в студии они нашли понимание, интересные занятия и новых друзей (анкетирование).
12