СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект ученика "Мир глухонемых и слабослышащих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Руководитель Дебердиева Лилия Равилевна,

учитель начальных классов,  

учащийся 2А класса Шмелев Иван –

Татарстан, город Казань, МБОУ «Гимназия №21».

Мир глухонемых и слабослышащих

The world of dear and weak hearing people

 

Мир звуков для него закрыт.

Он языком не говорит, Но жестов близок круг ему. Он знает, что его поймут. Пусть будет мир его богат, Ведь и немые говорят!

 

Какова жизнь детей с ограниченными возможностями - жизнь глухонемых и слабослышащих детей? Есть ли у них возможность узнать мир, научиться ориентироваться в современной постоянно меняющейся жизни? Реальность такова, что порой очень непросто приходится даже тем, кто может пользоваться всеми органами чувств, да еще к тому же опирается на поддержку и любовь близких. И тем большего уважения заслуживают ребята, которые лишены возможности слышать или говорить, многие из которых остались без опеки родных, но при этом намерены стать полноценными членами общества, занять достойное место в жизни. Учиться, работать, создавать семьи и растить детей. Чтобы начать движение по выбранному пути, этим ребятам необходима помощь, ведь то, что их обычные сверстники узнают, лишь взглянув на предмет или услышав о нем, эти ребята познают иначе. Поэтому очень важно, когда рядом оказывается сильный друг. Мы, совместно с моим учеником -Шмелевым Иваном и его родственниками, написали исследовательскую работу на данную тему. Из разговора с бабушкой Вани, я поняла, что нелегко живется их семье, так как детей там трое. Ваня – самый младший. Его родители обучались в специальной школе имени Е.Г.Ласточкиной в городе Казани, о которой далее расскажет мальчик.

  Наше общество бывает очень несправедливым и равнодушным к глухим. В результате чего люди с проблемами слуха не могут устроиться на работу, испытывают материальные, психологические трудности. Проблема глухонемых - проблема серьезная. Она объединяет все страны и все нации. Тема данного исследования актуальна, значима в наше время, вызывает сострадание и призывает задуматься не только о настоящем, но и о прошлом, узнать о жизни глухонемых людей во все времена.

Хотя среди инвалидов по слуху много энергичных и талантливых людей: композитор Бетховен, художник Антонио Станьоли, скульптор Десен, Жан Жак Руссо – все они были глухими. Наша терпимость, понимание и любовь могут помочь сделать жизнь глухонемых  людей более интересной, почувствовать себя нужными и полезными людьми.  

Цель исследования – изучить историю жизни глухонемых людей в России и Татарстане. Мы поставили перед собой следующие задачи: 1) изучить Положение глухих в России и Татарстане, и их обучение; 2) найти интересные материалы.

  Ваня хотел узнать -  как жилось таким людям раньше, его родителям, и как глухонемые люди живут сейчас? Попробуем ответить на свои вопросы.

Анализируя источники, мы получили ту информацию, которая легла в основу нашего исследования. При написании исследования, мы использовали методы: анализ и синтез, систематизация. Принцип работы: принцип историзма.

В нашей стране существуют специальные ясли и детские сады. С 7-летнего возраста дети поступают в специальные школы для глухонемых. Вместе с обучением речи глухонемые получают профессиональную подготовку в учебно-производственных мастерских (токарных, слесарных, швейных, столярных и др.). Глухонемые в нашей стране являются полноправными гражданами, активно участвующими в политической, экономической и общественной жизни.  

Императорское училище для глухонемых в России.

 Поводом для открытия первого в Санкт-Петербурге и в России училища для глухонемых детей послужила встреча в 1806 году императрицы Марии Федоровны в аллее Павловского парка с женой генерала Ахвердова. Генеральша гуляла  со своим племянником. Императрица заговорила с мальчиком и была поражена тем, что он не мог ей ответить: он был глухонемым. Императрица  предложила отправить их за границу, где уже были специальные школы для таких детей.  Но родители не хотели расставаться со своими детьми. Тогда императрица Мария Федоровна решила в Санкт-Петербурге открыть специальное училище для глухонемых.  Здесь находились дети бедняков и дети богатых людей. В училище глухонемые изучали предметы обычные для учебных заведений того времени, гимнастику и танцы, не было только иностранных языков. Учили и языку жестов и чтению по губам, учили пользоваться и устной речью. В училище были переплетная, столярная, токарная и сапожная мастерские. Девочки шили платья и шляпы. Училище давало законченное образование и профессию, позволяющую самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

Но все-таки глухонемому человеку нелегко было найти себе работу и поэтому те выпускники, которым некуда было идти по окончании учебы, могли до 21 года находиться в  приюте при училище. Глухонемые выпускники были основателями учебных заведений для глухонемых в других городах России.  

 История создания школ для  глухих в Татарстане

В Казани общество глухонемыхпоявилось по старанию купцаИвана Яковлевича Павловского. Судьба послала ему тяжелое испытание – несчастье иметь глухих детей. Сын его обучался в Петербургском училище глухонемых, туда же он мог определить и дочь. Но Павловский хотел, чтобы они были поближе к дому. Он решил открытьна свои средства училище для глухонемых.

     «Похвально дело есть убогих призирать,

сугубо похвала – для пользы воспитать!» - слова Е.Г.Ласточкиной.

В 1890 году Елизавета Ласточкина стала заведующей училищем. Елизавета Гурьевна Ласточкина – заслуженный учитель Российской Федерации, Герой труда, Кавалер двух орденов Ленина, Трудового Красного Знамени. Из своих 98 лет – 76 она отдала созданной ею в Казани школе глухих, которую ласково называли «Ласточкино гнездо». У Елизаветы Гурьевны не было своей семьи. Семьей для нее стала школа. В память об основателе – во дворе училища установлен памятник Е.Г.Ласточкиной. Также здесь был образован Казанский институт глухонемых детей им. Е.Г.Ласточкиной. Школа поменяла свое название на «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида им. Ласточкиной»» Советского района г.Казани. Она расположена по ул. Попова, д. 21, работает и  в настоящее время, помогает глухим детям получить путевку в будущее, она справилась со своей задачей. Здесь есть детский сад и школа. Интернат подняла хрупкая женщина, хвала и почет ей!

 «Дело Ленинградского общества глухонемых». 

 В 1937 году в Ленинграде – завели «дело глухонемых». Люди, лишенные слуха и речи, были обвинены в том, будто они немецкие шпионы. Было арестовано 54 человека. Арестованных принуждали угрозами и силой подписать придуманный протокол допроса.  В Питере, 29 октября 2008 года был поставлен памятник глухонемым людям, расстрелянным в 1937году, по «Делу Ленинградского общества глухонемых». На гладкой мраморной поверхности – «говорящие руки». Этот жест на языке глухонемых означает крик о помощи.

 Всемирный день глухонемых 23 сентября 2013 г. Международный день глухонемых ежегодно отмечается в последнее воскресенье сентября. Он был установлен в 1958 году, в память о Создании Всемирной федерации глухонемых.  Она объединяет более 70 млн. человек из 123 стран мира.

Всероссийское общество глухих борется за права людей с нарушениями слуха, за улучшение качества их жизни. Главная задача Международного дня глухонемых – это привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов по слуху в современном мире.

 Среди людей, потерявших слух, было немало известных личностей.  Людвиг ван Бетховен – великий немецкий композитор. Причина глухоты Бетховена неизвестна.  Бетховен  долго лечился. Однако лечение не помогло, ничего не слыша, он плакал. Потеря слуха не мешала Бетховену сочинять музыку.

Никодим Корзенников - глухонемой солдат. Н. М. Корзенников прошел всю Вторую мировую войну тяжелой тропой рядового солдата. И его история мало бы отличалась  от тысяч подобных историй, если бы не одно «Но».  Никодим Михайлович   от рождения    был глухонемым… (Материалы из книги Ефима Гаммера "Феномен образца 1941 года"). Никодима с трудом взяли на войну. А в 1970 году Никодим Михайлович Корзенников получил медаль «За отвагу», к которой был представлен еще за свой первый бой 1941 года.

 Глухонемой житель высокогорного дагестанского села Анди Ахмед Ибрагимов третий год делает уникальные конструкции из спичек и бумажного клея. На материалы для небольшого макета семья тратит 250 рублей, а продает их за 700. Все работы Ахмед выполняет только на заказ. Но часто свои работы он просто дарит своим друзьям, знакомым и тем, кому они очень понравились.

 

Глухонемота и искусство. «Немое кино» — это когда фильмы выходили на экраны без звука, то есть отсутствие в фильмах звучащей речи. Общение со зрителем при помощи мимики и жестов. Показ кино имел сопровождение на фортепьяно. Также, существует множество фильмов, в которых была затронута тема слабослышания: Страна глухих (фильм) (1998), Глухой пролёт (2004), Пыль (фильм) (2005).  И.С.Тургенев написал произведение о немом. Это  рассказ «Му-му».

 В Татарстане (14 июля 2009) провели уникальный эксперимент – создали мультфильм для глухонемых детей. Не слышащие малыши теперь смогут не только посмотреть, но и узнать, о чем говорят герои известного мультика «Малыш и Карлсон». Идея мультфильма с сурдопереводом принадлежит директору Автономной некоммерческой организации «Академия открытых коммуникаций» Татьяне Мерзляковой. Для этого авторы проекта получили специальное разрешение от «Союзмультфильма».

С 2005 года не слышащей молодежи доступно получение высшего образования в своей республике  в ТИСБИ. 

  Ни на одного учителя не выпадает столько труда, как на учителя глухонемых. Он должен обладать исключительной любовью к делу, к детям и отличаться кротостью и терпением. Сейчас, как и всегда,  глухонемым взрослым людям и детям живется не просто. Может быть, наша работа заставит задуматься и облегчить как-то жизнь глухонемых людей. Ведь среди них так много талантливых.

 

Стихи хорошему человеку Когда хороший человек рождается на свет, На нём отметки  «хорошо» нигде, конечно, нет. Но он живёт, растёт, творит, он делает добро, И каждый, встретившийся с ним, сказал: " Мне крупно повезло! "

Мне повстречался человек отзывчивый такой, С большой и светлою душой и умной головой. И если б каждый был таким, жилось бы так светло!!! Сама  Земля сказала б им: "Мне крупно повезло".

 

Ваня: «Хочу, чтобы в мире стало больше  хороших людей».  

 

 Список литературы 1. Петер Антон Янн. Воспитание и обучение глухого ребёнка: Сурдопедагогика как наука. – 248 с. – М.: Академия, 2003.

2. Лаговский Н.М. Санкт-Петербургское училище глухонемых. СПб.,1910.

3. Вестник попечительства Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых. СПб., 1902-1915.

4. Разумов А., Груздев Ю. Дело Ленинградского общества глухонемых. // Ленинградский мартиролог. 1937-1938. Том 4.// Спб. 1999г.

Просмотр содержимого документа
«Проект ученика "Мир глухонемых и слабослышащих"»

Руководитель Дебердиева Лилия Равилевна,

учитель начальных классов,

учащийся 2А класса Шмелев Иван –

Татарстан, город Казань, МБОУ «Гимназия №21».

Мир глухонемых и слабослышащих

The world of dear and weak hearing people


Мир звуков для него закрыт.

Он языком не говорит,
Но жестов близок круг ему.
Он знает, что его поймут.
Пусть будет мир его богат,
Ведь и немые говорят!


Какова жизнь детей с ограниченными возможностями - жизнь глухонемых и слабослышащих детей? Есть ли у них возможность узнать мир, научиться ориентироваться в современной постоянно меняющейся жизни? Реальность такова, что порой очень непросто приходится даже тем, кто может пользоваться всеми органами чувств, да еще к тому же опирается на поддержку и любовь близких. И тем большего уважения заслуживают ребята, которые лишены возможности слышать или говорить, многие из которых остались без опеки родных, но при этом намерены стать полноценными членами общества, занять достойное место в жизни. Учиться, работать, создавать семьи и растить детей. Чтобы начать движение по выбранному пути, этим ребятам необходима помощь, ведь то, что их обычные сверстники узнают, лишь взглянув на предмет или услышав о нем, эти ребята познают иначе. Поэтому очень важно, когда рядом оказывается сильный друг. Мы, совместно с моим учеником - Шмелевым Иваном и его родственниками, написали исследовательскую работу на данную тему. Из разговора с бабушкой Вани, я поняла, что нелегко живется их семье, так как детей там трое. Ваня – самый младший. Его родители обучались в специальной школе имени Е.Г.Ласточкиной в городе Казани, о которой далее расскажет мальчик.

Наше общество бывает очень несправедливым и равнодушным к глухим. В результате чего люди с проблемами слуха не могут устроиться на работу, испытывают материальные, психологические трудности. Проблема глухонемых - проблема серьезная. Она объединяет все страны и все нации. Тема данного исследования актуальна, значима в наше время, вызывает сострадание и призывает задуматься не только о настоящем, но и о прошлом, узнать о жизни глухонемых людей во все времена.

Хотя среди инвалидов по слуху много энергичных и талантливых людей: композитор Бетховен, художник Антонио Станьоли, скульптор Десен, Жан Жак Руссо – все они были глухими. Наша терпимость, понимание и любовь могут помочь сделать жизнь глухонемых людей более интересной, почувствовать себя нужными и полезными людьми.

Цель исследования – изучить историю жизни глухонемых людей в России и Татарстане. Мы поставили перед собой следующие задачи: 1) изучить Положение глухих в России и Татарстане, и их обучение; 2) найти интересные материалы.

Ваня хотел узнать - как жилось таким людям раньше, его родителям, и как глухонемые люди живут сейчас? Попробуем ответить на свои вопросы.

Анализируя источники, мы получили ту информацию, которая легла в основу нашего исследования. При написании исследования, мы использовали методы: анализ и синтез, систематизация. Принцип работы: принцип историзма.

В нашей стране существуют специальные ясли и детские сады. С 7-летнего возраста дети поступают в специальные школы для глухонемых. Вместе с обучением речи глухонемые получают профессиональную подготовку в учебно-производственных мастерских (токарных, слесарных, швейных, столярных и др.). Глухонемые в нашей стране являются полноправными гражданами, активно участвующими в политической, экономической и общественной жизни.

Императорское училище для глухонемых в России.

Поводом для открытия первого в Санкт-Петербурге и в России училища для глухонемых детей послужила встреча в 1806 году императрицы Марии Федоровны в аллее Павловского парка с женой генерала Ахвердова. Генеральша гуляла  со своим племянником. Императрица заговорила с мальчиком и была поражена тем, что он не мог ей ответить: он был глухонемым. Императрица  предложила отправить их за границу, где уже были специальные школы для таких детей.  Но родители не хотели расставаться со своими детьми. Тогда императрица Мария Федоровна решила в Санкт-Петербурге открыть специальное училище для глухонемых. Здесь находились дети бедняков и дети богатых людей. В училище глухонемые изучали предметы обычные для учебных заведений того времени, гимнастику и танцы, не было только иностранных языков. Учили и языку жестов и чтению по губам, учили пользоваться и устной речью. В училище были переплетная, столярная, токарная и сапожная мастерские. Девочки шили платья и шляпы. Училище давало законченное образование и профессию, позволяющую самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

Но все-таки глухонемому человеку нелегко было найти себе работу и поэтому те выпускники, которым некуда было идти по окончании учебы, могли до 21 года находиться в  приюте при училище. Глухонемые выпускники были основателями учебных заведений для глухонемых в других городах России.

История создания школ для глухих в Татарстане

В Казани общество глухонемых появилось по старанию купца Ивана Яковлевича Павловского. Судьба послала ему тяжелое испытание – несчастье иметь глухих детей. Сын его обучался в Петербургском училище глухонемых, туда же он мог определить и дочь. Но Павловский хотел, чтобы они были поближе к дому. Он решил открыть на свои средства училище для глухонемых.

«Похвально дело есть убогих призирать,

сугубо похвала – для пользы воспитать!» - слова Е.Г.Ласточкиной.

В 1890 году Елизавета Ласточкина стала заведующей училищем. Елизавета Гурьевна Ласточкина – заслуженный учитель Российской Федерации, Герой труда, Кавалер двух орденов Ленина, Трудового Красного Знамени. Из своих 98 лет – 76 она отдала созданной ею в Казани школе глухих, которую ласково называли «Ласточкино гнездо». У Елизаветы Гурьевны не было своей семьи. Семьей для нее стала школа. В память об основателе – во дворе училища установлен памятник Е.Г.Ласточкиной. Также здесь был образован Казанский институт глухонемых детей им. Е.Г.Ласточкиной. Школа поменяла свое название на «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида им. Ласточкиной»» Советского района г.Казани. Она расположена по ул. Попова, д. 21, работает и в настоящее время, помогает глухим детям получить путевку в будущее, она справилась со своей задачей. Здесь есть детский сад и школа. Интернат подняла хрупкая женщина, хвала и почет ей!

«Дело Ленинградского общества глухонемых». 

 В 1937 году в Ленинграде – завели «дело глухонемых». Люди, лишенные слуха и речи, были обвинены в том, будто они немецкие шпионы. Было арестовано 54 человека. Арестованных принуждали угрозами и силой подписать придуманный протокол допроса. В Питере, 29 октября 2008 года был поставлен памятник глухонемым людям, расстрелянным в 1937году, по «Делу Ленинградского общества глухонемых». На гладкой мраморной поверхности – «говорящие руки». Этот жест на языке глухонемых означает крик о помощи.

Всемирный день глухонемых 23 сентября 2013 г. Международный день глухонемых ежегодно отмечается в последнее воскресенье сентября. Он был установлен в 1958 году, в память о Создании Всемирной федерации глухонемых. Она объединяет более 70 млн. человек из 123 стран мира.

Всероссийское общество глухих борется за права людей с нарушениями слуха, за улучшение качества их жизни. Главная задача Международного дня глухонемых – это привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов по слуху в современном мире.

Среди людей, потерявших слух, было немало известных личностей. Людвиг ван Бетховен – великий немецкий композитор. Причина глухоты Бетховена неизвестна. Бетховен долго лечился. Однако лечение не помогло, ничего не слыша, он плакал. Потеря слуха не мешала Бетховену сочинять музыку.

Никодим Корзенников - глухонемой солдат. Н. М. Корзенников прошел всю Вторую мировую войну тяжелой тропой рядового солдата. И его история мало бы отличалась от тысяч подобных историй, если бы не одно «Но». Никодим Михайлович от рождения был глухонемым… (Материалы из книги Ефима Гаммера "Феномен образца 1941 года"). Никодима с трудом взяли на войну. А в 1970 году Никодим Михайлович Корзенников получил медаль «За отвагу», к которой был представлен еще за свой первый бой 1941 года.

Глухонемой житель высокогорного дагестанского села Анди Ахмед Ибрагимов третий год делает уникальные конструкции из спичек и бумажного клея. На материалы для небольшого макета семья тратит 250 рублей, а продает их за 700. Все работы Ахмед выполняет только на заказ. Но часто свои работы он просто дарит своим друзьям, знакомым и тем, кому они очень понравились.


Глухонемота и искусство. «Немое кино» — это когда фильмы выходили на экраны без звука, то есть отсутствие в фильмах звучащей речи. Общение со зрителем при помощи мимики и жестов. Показ кино имел сопровождение на фортепьяно. Также, существует множество фильмов, в которых была затронута тема слабослышания: Страна глухих (фильм) (1998), Глухой пролёт (2004), Пыль (фильм) (2005). И.С.Тургенев написал произведение о немом. Это рассказ «Му-му».

В Татарстане (14 июля 2009) провели уникальный эксперимент – создали мультфильм для глухонемых детей. Не слышащие малыши теперь смогут не только посмотреть, но и узнать, о чем говорят герои известного мультика «Малыш и Карлсон». Идея мультфильма с сурдопереводом принадлежит директору Автономной некоммерческой организации «Академия открытых коммуникаций» Татьяне Мерзляковой. Для этого авторы проекта получили специальное разрешение от «Союзмультфильма».

С 2005 года не слышащей молодежи доступно получение высшего образования в своей республике в ТИСБИ. 

Ни на одного учителя не выпадает столько труда, как на учителя глухонемых. Он должен обладать исключительной любовью к делу, к детям и отличаться кротостью и терпением. Сейчас, как и всегда, глухонемым взрослым людям и детям живется не просто. Может быть, наша работа заставит задуматься и облегчить как-то жизнь глухонемых людей. Ведь среди них так много талантливых.


Стихи хорошему человеку
Когда хороший человек
рождается на свет,
На нём отметки  «хорошо»
нигде, конечно, нет.
Но он живёт, растёт, творит,
он делает добро,
И каждый, встретившийся с ним,
сказал: " Мне крупно повезло! "

Мне повстречался человек
отзывчивый такой,
С большой и светлою душой
и умной головой.
И если б каждый был таким,
жилось бы так светло!!!
Сама  Земля сказала б им:
"Мне крупно повезло".

Ваня: «Хочу, чтобы в мире стало больше хороших людей».


Список литературы
1. Петер Антон Янн. Воспитание и обучение глухого ребёнка: Сурдопедагогика как наука. – 248 с. – М.: Академия, 2003.

2. Лаговский Н.М. Санкт-Петербургское училище глухонемых. СПб.,1910.

3. Вестник попечительства Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых. СПб., 1902-1915.

4. Разумов А., Груздев Ю. Дело Ленинградского общества глухонемых. // Ленинградский мартиролог. 1937-1938. Том 4.// Спб. 1999г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!