Тема «Образ бабочки в стихотворении Константина Бальмонта «Бабочка»
Руководитель проекта: Селиванова Александра Николаевна
Учебный предмет: литература
Автор проекта: ученица 5 «б» класса Гудаева Инна
Возраст участника: лет.
План работы
1.Легенды, суеверия, приметы, связанные с бабочкой
2.Знакомство со стихотворением «Бабочка»
3.Анализ стихотворения
4. Выводы по теме исследования
Ещё в древние времена складывались легенды о бабочке и вот одна из них:
Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех зелёных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И - о чудо!- цветок оторвался от стебля и полетел. Так по древнегреческой легенде появилась бабочка.
Образ бабочки очень интересен, он сочетает в себе хрупкость, бессилие и непонятное могущество, часто не подвластное ей самой. Она неразрывно связана со смертью, болезнью – и бессмертием, перерождением. Она безобидна, её легко убить или искалечить, но люди видят в ней пугающую силу, боятся её и говорят, что она хочет причинить зло.
Также с бабочкой связано много суеверий и примет:
-Бабочки-души некрещёных детей;
-Золотистая бабочка вокруг умирающего, - добрый знак;
-Если первая бабочка, которую ты увидишь весной, не будет белой,- не видать тебе удачи в этом году.
-Если не убьёшь первую бабочку, которою увидишь весной, - не видать тебе счастья до конца года.
Образ бабочки встречается в творчестве многих поэтов, но мы с Александрой Николаевной для анализа взяли изображение бабочки в стихотворении поэта ХХ века Константина Бальмонта «Бабочка».
Сама тема проекта подсказала и метод – анализ поэтического текста.
Бабочка (чтение наизусть)
|
Залетевшая в комнату бабочка бьется
О прозрачные стекла воздушными крыльями.
А за стеклами небо родное смеется,
И его не достичь никакими усильями.
Но смириться нельзя, и она не сдается,
Из цветистой становится тусклая, бледная.
Что же пленнице делать еще остается?
Только биться и блекнуть! О, жалкая, бедная!
|
|
«Залетевшая в комнату бабочка бьется о прозрачные стекла воздушными крыльями». Сразу возникает ощущение, что мы находимся в ловушке, испытываем тревогу и неприятное ощущение замкнутости. А бабочка пытается открыть для себя новый мир, попадает в эту ловушку.
В первой четверостишии мы увидим противопоставления: «…бабочка бьётся;…небо смеётся» и «…крыльями;…усильями». Ещё больше усиливает ощущение безнадёжности словосочетания: «…не достичь никакими усильями». И всё, кажется, выхода нет, и бабочка всё-таки умрёт в окне. Но…
Дальше автор пытается убедить себя в том, что бабочка выживет, утверждает от её лица, что она сможет побороть смерть и продлить свою жизнь еще на день. Это объясняется тем, что у бабочки жизнь очень коротка – всего один день. «… она не сдается...»
Эпитеты: «…бледная;… бедная». Мне кажется, что автор сочувствует бабочке и восхищается ею, потому что когда она была полна жизни, он описывает ее как «цветистую», но вот ее жизнь подошла к концу. Она попала в ловушку и умирает. Ему ее жалко, но тут он видит, что бабочка собирает все свои силы и начинает бороться со смертью. Она не готова умирать, и поэтому бьется за свою жизнь. Именно это вызывает восхищение у Бальмонта. Недаром он пишет: «Только биться и блекнуть!»
Автор рад, что бабочка не сдается, называет ее «пленницей». Он задает вопрос: «Что делать еще остается?», и тут же, поверив в победу жизни над смертью, утверждает: «Только биться и блекнуть!».
Мне кажется, что эти слова – самые главные в этом стихотворении, потому что у нас возникает такое ощущение, что они идеально подходят для нашего времени и для мира, в котором мы живем. Мне кажется, что в нашем мире все время происходит борьба. И от этого мир бледный. И бабочка – это олицетворение мира, в котором мы живем: ярком, цветущем, но постепенно умирающем и бледнеющем. Но он, как эта бабочка, собирает все свои силы и борется за жизнь.
В результате исследования я увидела, что у Константина Бальмонта – цветистая пленница.
В заключение я могу сказать, что благодаря этой работе я научилась работать с текстом, обрабатывать его и сравнить. Я считаю, что это очень важный опыт, который обязательно мне пригодится в будущем.
Подвести итог своей работе я бы хотела с помощью таблицы:
|
Константин Бальмонт
|
глаголы движения
-помогают раскрыть образ бабочки, а именно увидеть, сколько жизни, чувства и любви в этих небесных созданиях,
|
смеётся, смириться, не сдаётся, делать, биться, блекнуть
|
Эпитеты – создают художественную картину яркую, точную
|
цветистая, тусклая, пленница, бледная, жалкая, бедная
|
Сопоставления: бабочка бьётся;…небо смеётся
|
Просмотр содержимого документа
«Проект ученицы 5 класса по теме " Образ бабочки " К. Бальмонт»
Тема «Образ бабочки в стихотворении Константина Бальмонта «Бабочка»
Руководитель проекта: Селиванова Александра Николаевна
Учебный предмет: литература
Автор проекта: ученица 5 «б» класса Гудаева Инна
Возраст участника: лет.
План работы
1.Легенды, суеверия, приметы, связанные с бабочкой
2.Знакомство со стихотворением «Бабочка»
3.Анализ стихотворения
4. Выводы по теме исследования
Ещё в древние времена складывались легенды о бабочке и вот одна из них:
Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех зелёных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И - о чудо!- цветок оторвался от стебля и полетел. Так по древнегреческой легенде появилась бабочка.
Образ бабочки очень интересен, он сочетает в себе хрупкость, бессилие и непонятное могущество, часто не подвластное ей самой. Она неразрывно связана со смертью, болезнью – и бессмертием, перерождением. Она безобидна, её легко убить или искалечить, но люди видят в ней пугающую силу, боятся её и говорят, что она хочет причинить зло.
Также с бабочкой связано много суеверий и примет:
-Бабочки-души некрещёных детей;
-Золотистая бабочка вокруг умирающего, - добрый знак;
-Если первая бабочка, которую ты увидишь весной, не будет белой,- не видать тебе удачи в этом году.
-Если не убьёшь первую бабочку, которою увидишь весной, - не видать тебе счастья до конца года.
Образ бабочки встречается в творчестве многих поэтов, но мы с Александрой Николаевной для анализа взяли изображение бабочки в стихотворении поэта ХХ века Константина Бальмонта «Бабочка».
Сама тема проекта подсказала и метод – анализ поэтического текста.
Бабочка (чтение наизусть) |
Залетевшая в комнату бабочка бьется О прозрачные стекла воздушными крыльями. А за стеклами небо родное смеется, И его не достичь никакими усильями. Но смириться нельзя, и она не сдается, Из цветистой становится тусклая, бледная. Что же пленнице делать еще остается? Только биться и блекнуть! О, жалкая, бедная! | |
«Залетевшая в комнату бабочка бьется о прозрачные стекла воздушными крыльями». Сразу возникает ощущение, что мы находимся в ловушке, испытываем тревогу и неприятное ощущение замкнутости. А бабочка пытается открыть для себя новый мир, попадает в эту ловушку.
В первой четверостишии мы увидим противопоставления: «…бабочка бьётся;…небо смеётся» и «…крыльями;…усильями». Ещё больше усиливает ощущение безнадёжности словосочетания: «…не достичь никакими усильями». И всё, кажется, выхода нет, и бабочка всё-таки умрёт в окне. Но…
Дальше автор пытается убедить себя в том, что бабочка выживет, утверждает от её лица, что она сможет побороть смерть и продлить свою жизнь еще на день. Это объясняется тем, что у бабочки жизнь очень коротка – всего один день. «… она не сдается...»
Эпитеты: «…бледная;… бедная». Мне кажется, что автор сочувствует бабочке и восхищается ею, потому что когда она была полна жизни, он описывает ее как «цветистую», но вот ее жизнь подошла к концу. Она попала в ловушку и умирает. Ему ее жалко, но тут он видит, что бабочка собирает все свои силы и начинает бороться со смертью. Она не готова умирать, и поэтому бьется за свою жизнь. Именно это вызывает восхищение у Бальмонта. Недаром он пишет: «Только биться и блекнуть!»
Автор рад, что бабочка не сдается, называет ее «пленницей». Он задает вопрос: «Что делать еще остается?», и тут же, поверив в победу жизни над смертью, утверждает: «Только биться и блекнуть!».
Мне кажется, что эти слова – самые главные в этом стихотворении, потому что у нас возникает такое ощущение, что они идеально подходят для нашего времени и для мира, в котором мы живем. Мне кажется, что в нашем мире все время происходит борьба. И от этого мир бледный. И бабочка – это олицетворение мира, в котором мы живем: ярком, цветущем, но постепенно умирающем и бледнеющем. Но он, как эта бабочка, собирает все свои силы и борется за жизнь.
В результате исследования я увидела, что у Константина Бальмонта – цветистая пленница.
В заключение я могу сказать, что благодаря этой работе я научилась работать с текстом, обрабатывать его и сравнить. Я считаю, что это очень важный опыт, который обязательно мне пригодится в будущем.
Подвести итог своей работе я бы хотела с помощью таблицы:
| Константин Бальмонт |
глаголы движения -помогают раскрыть образ бабочки, а именно увидеть, сколько жизни, чувства и любви в этих небесных созданиях, | смеётся, смириться, не сдаётся, делать, биться, блекнуть |
Эпитеты – создают художественную картину яркую, точную | цветистая, тусклая, пленница, бледная, жалкая, бедная |
Сопоставления: бабочка бьётся;…небо смеётся |
5