СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект ученицы 5 класса по теме " Образ бабочки " К. Бальмонт

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема «Образ бабочки в стихотворении Константина  Бальмонта «Бабочка»

Руководитель проекта:   Селиванова Александра Николаевна

Учебный предмет: литература

Автор  проекта:   ученица  5 «б» класса   Гудаева Инна

Возраст участника:     лет.

План работы

 

1.Легенды, суеверия, приметы, связанные с бабочкой

2.Знакомство со стихотворением «Бабочка»

3.Анализ стихотворения

4. Выводы по теме исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

Ещё в древние времена складывались легенды о бабочке и вот одна из них:

Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех зелёных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И - о чудо!- цветок оторвался от стебля и полетел. Так по древнегреческой легенде появилась бабочка.

Образ бабочки очень интересен, он  сочетает в себе хрупкость, бессилие  и непонятное могущество, часто не подвластное ей самой. Она неразрывно связана со смертью, болезнью – и бессмертием, перерождением. Она безобидна, её легко убить или искалечить, но люди видят в ней пугающую силу, боятся её  и говорят, что она хочет причинить зло.

Также с бабочкой связано много суеверий и примет:

-Бабочки-души  некрещёных  детей;

-Золотистая бабочка вокруг умирающего, - добрый знак;

-Если первая бабочка, которую ты увидишь весной, не будет белой,- не видать тебе удачи в этом году.

-Если не убьёшь первую бабочку, которою увидишь весной, - не видать тебе счастья до конца года.

Образ бабочки встречается в творчестве  многих поэтов, но мы  с Александрой Николаевной  для анализа взяли изображение бабочки в стихотворении поэта  ХХ века  Константина Бальмонта «Бабочка».

         Сама тема  проекта  подсказала и метод – анализ поэтического текста.

          

 

 

 

 

 

                 Бабочка (чтение наизусть)

 

Залетевшая в комнату бабочка бьется

О прозрачные стекла воздушными крыльями.

А за стеклами небо родное смеется,

И его не достичь никакими усильями.

 

Но смириться нельзя, и она не сдается,

Из цветистой становится тусклая, бледная.

Что же пленнице делать еще остается?

Только биться и блекнуть! О, жалкая, бедная!

 

            «Залетевшая в комнату бабочка бьется о прозрачные стекла воздушными крыльями».  Сразу  возникает ощущение, что мы находимся в ловушке, испытываем тревогу и неприятное ощущение замкнутости. А бабочка  пытается открыть для себя новый мир,   попадает в эту ловушку.

            В первой четверостишии мы увидим противопоставления: «…бабочка бьётся;…небо смеётся» и «…крыльями;…усильями». Ещё больше усиливает ощущение безнадёжности словосочетания: «…не достичь никакими усильями». И всё, кажется, выхода нет, и бабочка всё-таки умрёт в окне. Но…

            Дальше автор пытается убедить себя в том, что бабочка выживет, утверждает от её лица, что она сможет побороть смерть и продлить свою жизнь еще на день. Это объясняется тем, что у бабочки жизнь очень коротка – всего один день.  «… она не сдается...»

Эпитеты: «…бледная;… бедная». Мне кажется, что автор сочувствует бабочке и восхищается ею, потому что когда она была полна жизни, он описывает ее как «цветистую», но вот ее жизнь подошла к концу. Она попала в ловушку и умирает.  Ему ее жалко, но тут он видит, что бабочка собирает все свои силы и начинает бороться со смертью. Она не готова умирать, и поэтому бьется за свою жизнь. Именно это вызывает восхищение у Бальмонта. Недаром он пишет: «Только биться и блекнуть!»

Автор рад, что бабочка не сдается,  называет ее «пленницей». Он  задает вопрос: «Что делать еще остается?», и тут же, поверив в победу жизни над смертью, утверждает: «Только биться и блекнуть!».

         Мне кажется, что эти слова – самые главные  в этом стихотворении, потому что у нас возникает такое ощущение, что они идеально подходят для нашего времени и для мира, в котором мы живем. Мне кажется, что в нашем мире все время происходит борьба. И от этого мир бледный. И бабочка – это олицетворение мира, в котором мы живем: ярком, цветущем, но постепенно умирающем и бледнеющем.  Но он, как эта бабочка, собирает все свои силы и борется за жизнь.

 

В результате исследования я увидела, что   у Константина Бальмонта – цветистая пленница.

В заключение я могу сказать, что благодаря этой работе я научилась работать с текстом, обрабатывать его и сравнить. Я считаю, что это очень важный опыт, который обязательно мне пригодится в будущем.

Подвести итог своей работе я бы хотела с помощью таблицы:

 

 

 

Константин Бальмонт

глаголы движения

-помогают раскрыть образ бабочки, а именно  увидеть, сколько жизни, чувства и любви в этих небесных созданиях,

смеётся, смириться, не сдаётся, делать, биться, блекнуть

Эпитеты – создают  художественную картину яркую, точную

цветистая, тусклая, пленница, бледная, жалкая, бедная

Сопоставления: бабочка бьётся;…небо смеётся

Просмотр содержимого документа
«Проект ученицы 5 класса по теме " Образ бабочки " К. Бальмонт»


Тема «Образ бабочки в стихотворении Константина Бальмонта «Бабочка»

Руководитель проекта: Селиванова Александра Николаевна

Учебный предмет: литература

Автор проекта: ученица 5 «б» класса Гудаева Инна

Возраст участника:  лет.

План работы


1.Легенды, суеверия, приметы, связанные с бабочкой

2.Знакомство со стихотворением «Бабочка»

3.Анализ стихотворения

4. Выводы по теме исследования













Ещё в древние времена складывались легенды о бабочке и вот одна из них:

Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех зелёных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И - о чудо!- цветок оторвался от стебля и полетел. Так по древнегреческой легенде появилась бабочка.

Образ бабочки очень интересен, он сочетает в себе хрупкость, бессилие и непонятное могущество, часто не подвластное ей самой. Она неразрывно связана со смертью, болезнью – и бессмертием, перерождением. Она безобидна, её легко убить или искалечить, но люди видят в ней пугающую силу, боятся её и говорят, что она хочет причинить зло.

Также с бабочкой связано много суеверий и примет:

-Бабочки-души некрещёных детей;

-Золотистая бабочка вокруг умирающего, - добрый знак;

-Если первая бабочка, которую ты увидишь весной, не будет белой,- не видать тебе удачи в этом году.

-Если не убьёшь первую бабочку, которою увидишь весной, - не видать тебе счастья до конца года.

Образ бабочки встречается в творчестве многих поэтов, но мы с Александрой Николаевной для анализа взяли изображение бабочки в стихотворении поэта ХХ века Константина Бальмонта «Бабочка».

Сама тема проекта подсказала и метод – анализ поэтического текста.






Бабочка (чтение наизусть)


Залетевшая в комнату бабочка бьется

О прозрачные стекла воздушными крыльями.

А за стеклами небо родное смеется,

И его не достичь никакими усильями.


Но смириться нельзя, и она не сдается,

Из цветистой становится тусклая, бледная.

Что же пленнице делать еще остается?

Только биться и блекнуть! О, жалкая, бедная!


«Залетевшая в комнату бабочка бьется о прозрачные стекла воздушными крыльями». Сразу возникает ощущение, что мы находимся в ловушке, испытываем тревогу и неприятное ощущение замкнутости. А бабочка пытается открыть для себя новый мир, попадает в эту ловушку.

В первой четверостишии мы увидим противопоставления: «…бабочка бьётся;…небо смеётся» и «…крыльями;…усильями». Ещё больше усиливает ощущение безнадёжности словосочетания: «…не достичь никакими усильями». И всё, кажется, выхода нет, и бабочка всё-таки умрёт в окне. Но…

Дальше автор пытается убедить себя в том, что бабочка выживет, утверждает от её лица, что она сможет побороть смерть и продлить свою жизнь еще на день. Это объясняется тем, что у бабочки жизнь очень коротка – всего один день. «… она не сдается...»

Эпитеты: «…бледная;… бедная». Мне кажется, что автор сочувствует бабочке и восхищается ею, потому что когда она была полна жизни, он описывает ее как «цветистую», но вот ее жизнь подошла к концу. Она попала в ловушку и умирает. Ему ее жалко, но тут он видит, что бабочка собирает все свои силы и начинает бороться со смертью. Она не готова умирать, и поэтому бьется за свою жизнь. Именно это вызывает восхищение у Бальмонта. Недаром он пишет: «Только биться и блекнуть!»

Автор рад, что бабочка не сдается, называет ее «пленницей». Он задает вопрос: «Что делать еще остается?», и тут же, поверив в победу жизни над смертью, утверждает: «Только биться и блекнуть!».

Мне кажется, что эти слова – самые главные в этом стихотворении, потому что у нас возникает такое ощущение, что они идеально подходят для нашего времени и для мира, в котором мы живем. Мне кажется, что в нашем мире все время происходит борьба. И от этого мир бледный. И бабочка – это олицетворение мира, в котором мы живем: ярком, цветущем, но постепенно умирающем и бледнеющем. Но он, как эта бабочка, собирает все свои силы и борется за жизнь.


В результате исследования я увидела, что у Константина Бальмонта – цветистая пленница.

В заключение я могу сказать, что благодаря этой работе я научилась работать с текстом, обрабатывать его и сравнить. Я считаю, что это очень важный опыт, который обязательно мне пригодится в будущем.

Подвести итог своей работе я бы хотела с помощью таблицы:




Константин Бальмонт

глаголы движения

-помогают раскрыть образ бабочки, а именно увидеть, сколько жизни, чувства и любви в этих небесных созданиях,

смеётся, смириться, не сдаётся, делать, биться, блекнуть

Эпитеты – создают художественную картину яркую, точную

цветистая, тусклая, пленница, бледная, жалкая, бедная

Сопоставления: бабочка бьётся;…небо смеётся




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!