МБОУ Бондарская СОШ |
Проект «Умелые ручки» |
|
Авторы проекта:
Выжанова Н.П.
Свиридова Ю.М.
Творческое название «В гостях у народных умельцев»
Вид проекта: творчески – информационный, краткосрочный
Участники проекта: учащиеся 2 классов
Срок реализации: апрель 2015г
Краткая аннотация проекта:
Проект «В гостях у народных умельцев» был направлен на развитие познавательного и эстетического опыта, художественного вкуса, получение информации из различных источников, расширение знаний о видах декоративно прикладного искусства нашей страны.
По своему содержанию данный проект межпредметный, по срокам выполнения – краткосрочный. Проект был построен на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Основной формой работы являлись занятия внеурочной деятельности. На занятиях использовались следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.Занятия включали в себя теоретическую часть и практическую деятельность учащихся.
Теоретическая часть - в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имело эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно привело детей к удивлению и стремлению действовать.
Дети учились аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделялось технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразили деятельность и повысили интерес детей.
В результате работы над проектом учащиеся совершенствовали общеучебные умения и навыки: работали со справочной литературой, знакомились с различными видами декоративно прикладного творчества. Материал, полученный в результате проектной деятельности, использовался для проведения последующих уроков технологии, внеклассных мероприятий, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.
Основополагающий вопрос
Что относится к народным промыслам?
Проблемные вопросы
Как зарождались народные промыслы на Руси?
Почему стали развиваться народные промыслы?
Зачем занимались росписью?
Развивает ли мелкие мышцы рук и помогает школьнику в учебе занятия прикладным творчеством?
Актуальность проекта:
В наше время недостаточно внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. В век современных технологий изменилась мода на искусство. Сейчас редко в доме встретишь резные столы и стулья, расписанную посуду, шкатулки и сундучки. А наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит учащихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Цель проекта:
Расширить кругозор учащихся о народном декоративно прикладном творчестве.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с матрёшкой.
• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Учить наблюдать за живой природой.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
Развивающие:
• Развитие познавательной активности детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
Пути достижения цели:
Ознакомление с окружающим миром
• Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи), целевая экскурсия в школьный музей (народные промыслы родного края)
• Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка», «Русские матрёшки»
Развитие речи
• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, матрёшка, ярмарка, коробейник.
Художественная литература
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
• Заучивание стихов.
• Загадывание загадок.
Информатика:
поиск информации о видах декоративно прикладного творчества.
Изобразительная деятельность
• Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
• Раскрашивание карандашами.
• Рисование элементов городецкой, хохломской росписи.
Технология
Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», доска «Городецкая роспись», посуда «Хохлома».
Внеурочная деятельность
Исследования
Совместная деятельность детей, родителей и педагога:
Поиск информации о декоративно прикладном творчестве народов России
Подбор загадок, стихотворений о народных промыслах.
Экскурсии в природу.
Изготовление поделок.
Фоторепортаж о выставке.
Принципы реализации проекта:
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, при котором учитывают особенности детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
Принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне.
Принцип рациональности и целесообразности, целью которого являются удобство, простор, функциональная значимость каждого компонента, эстетичность;
Принцип доступности, при котором ребенок действует по схеме «вижу - действую».
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Проект строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей, все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений и т. д.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого.
Принцип креативности, который позволяет формировать новые знания, умения и навыки ребенка на уже имеющейся базе.
Проект направлен на формирование
- предметных компетентностей:
Умение ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное на занятиях по декоративно-прикладному искусству;
Умение создавать предметы декоративно-прикладного искусства;
Умение работать с различными материалами и в различных техниках;
Умение понимать художественно-выразительные особенности языка декоративно-прикладного искусства.
- информационных компетентностей:
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами;
умение формулировать вопросы – инициативное сотрудничество с другими (взрослыми и детьми) в изучении, поиске и сборе информации.
- социокультурных компетентностей:
овладение основами народного творчества;
формирование представлений о трудовой деятельности, уважение к труду, его результатам;
- компетентностей личностного самосовершенствования:
Планируемые результаты проекта:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
План проведения проекта
Этапы реализации проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | Сроки проведения |
1 этап. Подготовительный | 1. Мозговой штурм 2. Формулирование проблемы. 3. Определение задач. 4. Определение продукт проекта 5. Экскурсия в школьный музей по теме:« О видах декоративно прикладного искусства в нашем крае» | 1. Вживаются в ситуацию. 2. Осознают проблему. 3. Принимают задачи проекта. | 3 апреля
7 апреля |
2 этап. Организация работы над проектом. | 1. Помогает в решение задач. 2. Помогает спланировать деятельность. 3. Организует деятельность. 4. Консультация для родителей (презентация) на тему: «Народные промыслы»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье». | 1. Объединение в рабочие группы (городец, , хохлома, матрёшки). 2. Распределение обязанностей в группах | 9 - 10 апреля |
3 этап. Основной Практическая деятельность. | 1. Практическая помощь группам 2. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 1. Работа над поделками. 2. Поиск информации в интернете, в литературе. 3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу. | 10 – 23 апреля |
4 этап. Заключительный Презентация. | 1. Подготовка к презентации проекта 2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство». 3. Фотоальбом поделок | 1. Рассказывают о народных промыслах. Читают стихи о промыслах. Загадывают загадки. 2. Показывают мини-презентации. | 24 апреля |
Подготовительный этап
На этом этапе важно мотивировать дальнейшую деятельность. Чтобы заинтересовать учеников темой декоративно-прикладного творчества, мы подготовили презентацию о видах народного творчества, пошли в музей, где Попова О.Ю. рассказала о видах декоративно прикладного искусства в нашем крае. После экскурсии в классе проводилась викторина. Тем самым мы убедились, что, во-первых, материал заинтересовал ребят, во-вторых, он понятен и доступен ученикам второго класса.
Вместе с ребятами мы определили цель нашего проекта: изучив историю народных промыслов и выделив отличительные черты каждого промысла, сделать выставку рисунков и поделок, а презентацию проекта провести в виде мини-презентаций о некоторых видах промыслов с использованием компьютерных технологий, сделать фотовыставку работ.
Основной этап
Определение методов исследования и оборудования.
Изучение истории и особенностей промыслов на уроках технологии, изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Беседы о народных промыслах.
Поиск информации в различных источниках
Знакомство с изделиями народных мастеров.
Продукты предметно-практической деятельности (изготовление поделок, лепка, раскрашивание).
Заключительный этап
Защита проекта состояла из двух частей. Первая – выставка поделок в классе для родителей. Вторая – готовые отчёты – презентации по выбранным видам промыслов. Одна группа рассказывала о городецких узорах, вторая – о золотой хохломе, а третья – о матрёшках. После презентаций участники проекта провели викторину. Вопросы они брали из своих же выступлений
После презентации в беседе с ребятами были подведены итоги. Мы были рады констатировать, что все задуманное получилось. Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Никто из учеников класса не остался в стороне. Многие дети изъявили желание продолжать работать над проектами. Работа над проектом помогла школьникам получить информацию из различных источников, расширить знания о видах декоративно прикладного искусства нашей страны и заложила основы культурно-эстетического развития.