СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока музыки "Колокола на Руси"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путем исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русской музыке.  Определение взаимосвязи колокольного звона с важнейшими событиями в жизни  русского человека.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока музыки "Колокола на Руси"»

Колокола на Руси Проект урока музыки в 3-м классе Учитель музыки Володин С.Е. Ростовская область Зерноградский р-он станица Мечетинская МБОУ Мечетинская СОШ

Колокола на Руси

Проект урока музыки в 3-м классе

Учитель музыки Володин С.Е.

Ростовская область Зерноградский р-он

станица Мечетинская

МБОУ Мечетинская СОШ

Тема : Колокола на Руси Цели: Путем исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русской музыке.  Определение взаимосвязи колокольного звона с важнейшими событиями в жизни  русского человека. Задачи : Образовательная : знакомство с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры; разучивание песни «Колокола» ‒ муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.  Развивающая : воспитание культуры слушания, умения анализировать услышанное  произведение; расширение музыкального кругозора.  Воспитательная : воспитание у учащихся любви и уважения к родной земле, вере,  обычаям; формирование чувства ответственности, долга и чести, укрепление силы духа. Оборудование : Компьютер, экран, проектор, презентация Тип урока : Комбинированный , урок – исследование.

Тема : Колокола на Руси

Цели: Путем исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русской музыке.

Определение взаимосвязи колокольного звона с важнейшими событиями в жизни

русского человека.

Задачи : Образовательная : знакомство с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры; разучивание песни «Колокола» ‒ муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

Развивающая : воспитание культуры слушания, умения анализировать услышанное

произведение; расширение музыкального кругозора.

Воспитательная : воспитание у учащихся любви и уважения к родной земле, вере,

обычаям; формирование чувства ответственности, долга и чести, укрепление силы духа.

Оборудование : Компьютер, экран, проектор, презентация

Тип урока : Комбинированный , урок – исследование.

ХОД УРОКА : МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ Динь – дон, динь – дон, Прозвенел звонок. Динь – дон, динь – дон, Начался урок. Здравствуйте ребята ! – здравствуйте учитель! 2. ПОВТОРЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ  Ребята, на экране вам предлагается выбрать правильное окончание музыкального термина:

ХОД УРОКА :

  • МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ

Динь – дон, динь – дон,

Прозвенел звонок.

Динь – дон, динь – дон,

Начался урок.

Здравствуйте ребята ! – здравствуйте учитель!

2. ПОВТОРЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Ребята, на экране вам предлагается выбрать правильное окончание музыкального термина:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ    ТЕРМИНОЛОГИИ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕРМИНОЛОГИИ

Основополагающий компонент музыкального произведения .   ТЕ … РЦИЯ МП МБР МА АТР НОР

Основополагающий компонент музыкального произведения .

ТЕ …

РЦИЯ

МП

МБР

МА

АТР

НОР

Основополагающий компонент музыкального произведения .   ТЕМА РЦИЯ МП МБР АТР НОР

Основополагающий компонент музыкального произведения .

ТЕМА

РЦИЯ

МП

МБР

АТР

НОР

Резкая смена звучания в музы-  кальном произведении или противо-  положность. КОН … ТРАСТ ТРАБАС ЦЕРТ

Резкая смена звучания в музы- кальном произведении или противо- положность.

КОН …

ТРАСТ

ТРАБАС

ЦЕРТ

Резкая смена звучания в музы-  кальном произведении или противо-  положность. КОНТРАСТ ТРАБАС ЦЕРТ

Резкая смена звучания в музы- кальном произведении или противо- положность.

КОНТРАСТ

ТРАБАС

ЦЕРТ

Видоизмененная тема, часть  музыкальной формы. ВА … РИАЦИЯ ЛЬС ЛТОРНА

Видоизмененная тема, часть музыкальной формы.

ВА …

РИАЦИЯ

ЛЬС

ЛТОРНА

Видоизмененная тема, часть  музыкальной формы. ВАРИАЦИЯ ЛЬС ЛТОРНА

Видоизмененная тема, часть музыкальной формы.

ВАРИАЦИЯ

ЛЬС

ЛТОРНА

   Музыкальная форма, в переводе с французского означает «круг».   􀀹 РО … ЖОК НДО МАНС

Музыкальная форма, в переводе с французского означает «круг». 􀀹

РО …

ЖОК

НДО

МАНС

   Музыкальная форма, в переводе с французского означает «круг».   􀀹 РОНДО ЖОК МАНС

Музыкальная форма, в переводе с французского означает «круг». 􀀹

РОНДО

ЖОК

МАНС

 Повторяющийся раздел в форме рондо. РЕ … ПЕТИЦИЯ ГИСТР ПРИЗА ФРЕН

Повторяющийся раздел в форме рондо.

РЕ …

ПЕТИЦИЯ

ГИСТР

ПРИЗА

ФРЕН

 Повторяющийся раздел в форме рондо. РЕФРЕН ПЕТИЦИЯ ГИСТР ПРИЗА

Повторяющийся раздел в форме рондо.

РЕФРЕН

ПЕТИЦИЯ

ГИСТР

ПРИЗА

 Раздел формы рондо, основанный на новом материале. Э … КСПРОМНТ ПИЗОД ЛЕГИЯ ТЮД

Раздел формы рондо, основанный на новом материале.

Э …

КСПРОМНТ

ПИЗОД

ЛЕГИЯ

ТЮД

 Раздел формы рондо, основанный на новом материале. ЭПИЗОД КСПРОМНТ ЛЕГИЯ ТЮД

Раздел формы рондо, основанный на новом материале.

ЭПИЗОД

КСПРОМНТ

ЛЕГИЯ

ТЮД

   Изображение различных явлений при помощи музыкальных звуков.  􀀹 ЗВУ … КОПОДРОЖАНИЕ КОРЯД К

Изображение различных явлений при помощи музыкальных звуков. 􀀹

ЗВУ …

КОПОДРОЖАНИЕ

КОРЯД

К

   Изображение различных явлений при помощи музыкальных звуков.  􀀹 ЗВУКОПОДРОЖАНИЕ КОРЯД К

Изображение различных явлений при помощи музыкальных звуков. 􀀹

ЗВУКОПОДРОЖАНИЕ

КОРЯД

К

 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА  АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ  Сегодня на уроке мы обратим наше внимание на вот такое явление… (Исполняются на фортепиано, синтезаторе колокольные звоны.)  Что я изобразил вам? (колокольный звон)  Правильно, а где можно услышать колокола? (на улице, в церкви, по телевизору)  Можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (да)  Почему вы так думаете? (в звоне колоколов можно услышать мелодию)  Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет? (нет, это было придумано давно)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Сегодня на уроке мы обратим наше внимание на вот такое явление…

(Исполняются на фортепиано, синтезаторе колокольные звоны.)

Что я изобразил вам? (колокольный звон)

Правильно, а где можно услышать колокола? (на улице, в церкви, по телевизору)

Можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (да)

Почему вы так думаете? (в звоне колоколов можно услышать мелодию)

Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет? (нет, это было придумано давно)

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Если придумано давно, то должны были остаться доказательства. Наша задача сегодня –исследовать, где звучал колокол и какое место он занимает в душах русских людей. Сегодня мы пролистаем страницы летописи колокольных звонов на Руси.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Если придумано давно, то должны были остаться доказательства. Наша задача сегодня –исследовать, где звучал колокол и какое место он занимает в душах русских людей. Сегодня мы пролистаем страницы летописи колокольных звонов на Руси.

ЛЕТОПИСЬ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА НА РУСИ А что же мы знаем о колоколе? До сих пор нет единого мнения относительно его родины и возраста. Колокольчик и бубенец были обнаружены в быту многих народов. Однако самый древний литой колокольчик родом из Китая. Именно в Китае появились первые колокольчики, откуда по Великому шелковому пути они попали в другие страны Азии и Ближнего Востока, а затем и в Европу. Ранние христиане считали колокольчики и бубенцы предметами языческого культа и отвергали их.  В 1066 году, колокол впервые упоминается в русской летописи. Удивительно то, что колокол пришел на Русь не из Византии, а из Западной Европы. В 1194 году летопись сообщает о появлении русских мастеров, однако начавшееся колокололитейное дело во время татаро-монгольского нашествия на Древней Руси практически угасло. В XVI веке после татаро-монгольского нашест- вия началось возрождение литейного дела на Руси.

ЛЕТОПИСЬ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА НА РУСИ

А что же мы знаем о колоколе?

До сих пор нет единого мнения относительно

его родины и возраста. Колокольчик и бубенец

были обнаружены в быту многих народов. Однако

самый древний литой колокольчик родом из Китая.

Именно в Китае появились первые колокольчики, откуда по Великому шелковому пути они попали в другие страны Азии и Ближнего Востока, а затем и в Европу.

Ранние христиане считали колокольчики и бубенцы предметами языческого культа и отвергали их.

В 1066 году, колокол впервые упоминается в русской летописи. Удивительно то, что колокол пришел на Русь не из Византии, а из Западной Европы. В 1194 году летопись сообщает о появлении русских мастеров, однако начавшееся колокололитейное дело во время татаро-монгольского нашествия на Древней Руси практически угасло.

В XVI веке после татаро-монгольского нашест-

вия началось возрождение литейного дела на Руси.

Первенство в этой области перешло к Москве, где был открыт «Пушечный двор», где лили и пушки, и колокола. XVII век стал временем рассвета колокольного дела в Русском государстве. Царь-колокол был отлит из бронзы мастером Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733‒1735 годах. Весит этот гигантский колокол свыше 20 тонн. Во время большого московского пожара в 1737 году отливка Царь-колокола сильно раскалилась, он треснул, и от него отвалился кусок весом 11 тонн. Так и остался колокол на Земле. Не суждено ему было огласить Москву чудесным звоном.

Первенство в этой области перешло к Москве, где был открыт «Пушечный двор», где лили и пушки, и колокола.

XVII век стал временем рассвета колокольного дела в Русском государстве.

Царь-колокол был отлит из бронзы мастером

Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733‒1735 годах.

Весит этот гигантский колокол свыше 20

тонн. Во время большого московского пожара в 1737 году отливка Царь-колокола сильно раскалилась, он треснул, и от него отвалился кусок весом 11 тонн. Так и остался колокол на Земле. Не суждено ему было огласить Москву чудесным звоном.

В 1836 году он был установлен на постаменте  около колокольни Ивана Великого.

В 1836 году он был установлен на постаменте около колокольни Ивана Великого.

Отгремели мировые войны. Колокольные заводы мира вновь стали отливать колокола. Особое значение прибрели колокола-символы, колокола-памятники: Колокол мира в Хиросиме, колокол Бухенвальда, колокола Хатыни, Большой Дуб, недалеко от города Железногорска нашей Курской губернии. Они настойчиво напоминают всем живущим: «Это не должно повториться!». Итак, истоки колокольных звонов на Руси – народные

Отгремели мировые войны. Колокольные заводы мира вновь стали отливать колокола. Особое значение прибрели колокола-символы, колокола-памятники: Колокол мира в Хиросиме, колокол Бухенвальда, колокола Хатыни, Большой Дуб, недалеко от города Железногорска нашей Курской губернии. Они настойчиво напоминают всем живущим: «Это не должно повториться!».

Итак, истоки колокольных звонов на Руси – народные

Звоны размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Как вы думаете, как они могли звучать? (ответы) 5.Прослушаем несколько видов колокольного звона

Звоны размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби.

Как вы думаете, как они могли звучать? (ответы)

5.Прослушаем несколько видов колокольного звона

Будничный звон

Будничный звон

БЛАГОВЕСТ

БЛАГОВЕСТ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ЗВОН

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ЗВОН

Как вы думаете, что должно было новое появиться с возникновением колоколов на Руси? ( ответы детей) С возникновением колоколов на Руси появилась необходимость новой профессии. Как бы вы ее назвали? – ЗВОНАРЬ. Звучание каждого колокола принято называть «ГОЛОС». Голос колокола зависит от величины колокола и толщины его стен. Искусство звонаря заключается в слаженном управлении колокольней. Профессия - ЗВОНАРЬ

Как вы думаете, что должно было новое появиться с возникновением колоколов на Руси? ( ответы детей)

С возникновением колоколов на Руси появилась необходимость новой профессии. Как бы вы ее назвали? – ЗВОНАРЬ.

Звучание каждого колокола принято называть «ГОЛОС». Голос колокола зависит

от величины колокола и толщины его стен. Искусство звонаря заключается в слаженном управлении колокольней.

Профессия - ЗВОНАРЬ

ЗВУКОВАЯ ИМИТАЦИЯ Давайте попробуем представить такой звон. Представьте, что каждый из вас сейчас ‒ колокол. Мы попробуем изобразить звучание всей колокольни, но для этого мы вспомним длительности. (Дети делятся на 3 группы, каждая из которых изображает колокол разной величины голосом и хлопками разной длительности.) Дон –Дон Динь –Динь-Динь-Динь  Ди-ли, ди-ли, ди-ли, ди-ли

ЗВУКОВАЯ ИМИТАЦИЯ

Давайте попробуем представить такой звон.

Представьте, что каждый из вас сейчас ‒ колокол. Мы попробуем изобразить звучание всей колокольни, но для этого мы вспомним длительности.

(Дети делятся на 3 группы, каждая из которых изображает колокол разной величины

голосом и хлопками разной длительности.)

Дон –Дон

Динь –Динь-Динь-Динь

Ди-ли, ди-ли, ди-ли, ди-ли

КОЛОКОЛЬНОЕ ЗВУЧАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ  Ребята, звучание колоколов мы слышим не только в народной музыке. Композиторы также изображали колокольный звон. Одним из композиторов, который изобразил колокольный звон в своем произведении, С.В. Рахманинов, прослушайте фрагмент и определите характер этой музыки. (ответы детей)      С.В.Рахманинов. Прелюдия «До-диез минор»

КОЛОКОЛЬНОЕ ЗВУЧАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ

Ребята, звучание колоколов мы слышим не только в народной музыке. Композиторы также изображали колокольный звон. Одним из композиторов, который изобразил колокольный звон в своем произведении, С.В. Рахманинов, прослушайте фрагмент и определите характер этой музыки.

(ответы детей)

С.В.Рахманинов. Прелюдия «До-диез минор»

КОЛОКОЛЬНОЕ ЗВУЧАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ Как вы думаете, можно ли изобразить колокольный звон только при помощи фортепиано? (да) Композитор М.П. Мусоргский «Променад» Давайте послушаем, и определим характер музыки. Ваши ответы очень интересные и правильные , Вы молодцы!.  М.П.Мусоргский. «Променад».

КОЛОКОЛЬНОЕ ЗВУЧАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ

Как вы думаете, можно ли изобразить

колокольный звон только при помощи фортепиано? (да)

Композитор М.П. Мусоргский

«Променад»

Давайте послушаем, и определим характер музыки.

Ваши ответы очень интересные и правильные , Вы молодцы!.

М.П.Мусоргский. «Променад».

 КОЛОКОЛЬНОЕ ЗВОНЫ В КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКЕ  Композитор который изобразил колокольный звон в своем произведении, является С.С. Прокофьев. Прослушайте фрагмент и определите характер этой музыки. прослушивание фрагмента кантаты «Александр Невский» «Вставайте, люди русские!».

КОЛОКОЛЬНОЕ ЗВОНЫ В КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКЕ

Композитор который изобразил колокольный звон в своем произведении, является С.С. Прокофьев. Прослушайте

фрагмент и определите характер этой музыки.

прослушивание фрагмента кантаты

«Александр Невский» «Вставайте, люди русские!».

Дело в том, что музыка кантаты стала основой для художественного фильма, снятого во время Великой Отечественной войны. Фильм поднимал дух советского народа, защищавшего свою Родину от немецких захватчиков.

Дело в том, что музыка кантаты стала основой для художественного фильма, снятого во время Великой Отечественной войны. Фильм поднимал дух советского народа, защищавшего свою Родину от немецких захватчиков.

Выберете слова, которые наиболее ярко выражают характер музыки. (Дети выбирают правильный ответ.)  Действительно ли композитор использовал настоящие колокола? (Варианты ответов детей.) ВОИНСТВЕННО ЗВОНКО СУРОВО БОДРО МУЖЕСТВЕННО ЯРКО РЕШИТЕЛЬНО СМЕЛО С ДОСТОИНСТВОМ НЕПОКОРНО ГОРДО

Выберете слова, которые наиболее ярко выражают характер музыки. (Дети выбирают правильный ответ.) Действительно ли композитор использовал настоящие колокола? (Варианты ответов детей.)

ВОИНСТВЕННО

ЗВОНКО

СУРОВО

БОДРО

МУЖЕСТВЕННО

ЯРКО

РЕШИТЕЛЬНО СМЕЛО

С ДОСТОИНСТВОМ

НЕПОКОРНО

ГОРДО

ЗНАКОМСТВО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕРЕЗВОНА В ДЕТСКОЙ МУЗЫКЕ Мы слышали звучание колокола в оркестре, в фортепианном исполнении, в исполнении звонаря на церковной колокольне. Кто из вас слышал другие варианты исполнения? Не обошли колокольные звоны и детские композиторы. В мелодии песни мы тоже можем услышать звукоподражание, изображение перезвонов.  Слушание песни «Колокола».

ЗНАКОМСТВО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕРЕЗВОНА В ДЕТСКОЙ МУЗЫКЕ

Мы слышали звучание колокола в оркестре, в фортепианном исполнении, в исполнении звонаря на церковной колокольне. Кто из вас слышал другие варианты исполнения?

Не обошли колокольные звоны и детские композиторы. В мелодии песни мы тоже можем услышать звукоподражание, изображение перезвонов.

Слушание песни «Колокола».

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ ПРИЕМОМ «ЭХО» И ЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ.  Бьют часы на старой башне, Провожая день вчерашний, И звонят колокола... Провожая день вчерашний, Бьют часы на старой башне, Будет, будет даль светла! Припев: Бой часов, как ключик золотой, Двери утра весело открой! Окна утра настежь распахни! Сумрак ночи с улиц прогони! Бьют часы на старой башне, То, что ночью было страшным, Светом залито дневным. То, что ночью было страшным, Стало теплым и домашним, Стало милым и смешным. Припев. Бьют часы на старой башне, В этом мире должен каждый Не спешить, не отставать. В этом мире должен каждый Слышать время и отважно В ногу с временем шагать! Припев .

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ ПРИЕМОМ «ЭХО» И ЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ.

Бьют часы на старой башне,

Провожая день вчерашний,

И звонят колокола...

Провожая день вчерашний,

Бьют часы на старой башне,

Будет, будет даль светла!

Припев:

Бой часов, как ключик золотой,

Двери утра весело открой!

Окна утра настежь распахни!

Сумрак ночи с улиц прогони!

Бьют часы на старой башне,

То, что ночью было страшным,

Светом залито дневным.

То, что ночью было страшным,

Стало теплым и домашним,

Стало милым и смешным.

Припев.

Бьют часы на старой башне,

В этом мире должен каждый

Не спешить, не отставать.

В этом мире должен каждый

Слышать время и отважно

В ногу с временем шагать!

Припев .

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О КОЛОКОЛАХ Колокола со временем превратились в своеобразные обереги. Из чего же их делали? Их делают из глины, ими украшают жилища люди разных народов и стран. Их язык доступен и понятен. Можем ли мы утверждать, что русская колокольная музыка понятна без перевода всем народам мира? Как и любая музыка, колокольный звон понятен любому человеку. Им восхищаются, его любят слушать во многих уголках мира. Послушайте, как изображается колокольный звон в стихотворении:

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О КОЛОКОЛАХ

Колокола со временем превратились в своеобразные обереги. Из чего же их делали? Их делают из глины, ими украшают жилища люди разных народов и стран. Их

язык доступен и понятен.

Можем ли мы утверждать, что русская колокольная музыка понятна без перевода всем народам мира?

Как и любая музыка, колокольный звон понятен любому человеку. Им восхищаются, его любят слушать во многих уголках мира.

Послушайте, как изображается колокольный звон в стихотворении:

Колокола! Ваш звучный звон – язык земли, меня вскормившей. Живет в вас радость , кличь и стон, как отголосок жизни бывшей. Колокола -Руси венец , червонным золотом горящий , ваш звон связующая нить меж будущем и настоящим. С чем сравнивает автор колокол в этом отрывке? ( ответы детей)

Колокола! Ваш звучный звон – язык земли, меня вскормившей.

Живет в вас радость , кличь и стон, как отголосок жизни бывшей.

Колокола -Руси венец , червонным золотом горящий , ваш звон связующая нить меж будущем и настоящим.

С чем сравнивает автор колокол в этом отрывке?

( ответы детей)

Да, ребята, сегодня мы пролистали страницы летописи колокольных звонов на Руси. Мы много узнали, но наша летопись еще не завершена. Мы продолжим ее заполнение на будущих уроках. Что мы сегодня узнали? Чему мы сегодня научились? Что было самым интересным? Что было самым трудным? Как мы сегодня работали? Что получилось, что не получилось? Почему? Что сегодня было самым важным ? Что сегодня было самым красивым ? Что понравилось больше всего? А наша сегодняшняя встреча подошла к концу. (Музыкальное прощание.)

Да, ребята, сегодня мы пролистали страницы летописи колокольных звонов на Руси. Мы много узнали, но наша летопись еще не завершена. Мы продолжим ее заполнение на будущих уроках.

Что мы сегодня узнали?

Чему мы сегодня научились?

Что было самым интересным?

Что было самым трудным?

Как мы сегодня работали?

Что получилось, что не получилось? Почему?

Что сегодня было самым важным ?

Что сегодня было самым красивым ? Что понравилось больше всего?

А наша сегодняшняя встреча подошла к концу. (Музыкальное прощание.)

ЗВУКОПОДРОЖАНИЕ

ЗВУКОПОДРОЖАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!