Организационный этап. 2 мин. 2.Вводно-мотивационный этап. 5 мин Этап углубления и закрепление полученных ранее знаний. 33 мин. (7 мин. – самостоятельная работа учащихся с карточками) Итоги урока. Рефлексия. 5 мин. | Учитель начинает урок, объявляет цели и задачи урока. Слова учителя «XIXв. время больших надежд и перемен. В то время, когда Англия, Франция, США продвигаются по пути буржуазного развития, в России до 1861г. сохраняется крепостное право. На примере деятельности АлександраI и АлександраII мы сегодня рассмотрим, как развивалась реформаторская инициатива в начале века и реформы вт/п XIXв.» Учитель раздаёт учащимся карточки с заданиями и вопросами, задаёт провокационные вопросы с целью вызова дискуссии и направляет деятельность учащихся А) Вопросы учителя: 1. Почему первые годы XIX в. в России были названы А.С.Пушкиным «дней Александровых прекрасное начало»? 2. Какие реформаторские указы были приняты АлександромI в первые годы его правления? Почему не были проведены более глубокие преобразования? 3. Назовите причины реформ Вт/п XIXв. 4. Что связывает АлександраI и АлександраII по поводу проведения реформ? Б) Учитель предлагает учащимся перейти к работе с карточками. В) Учитель направляет учащихся при формулировке выводов. Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки в журнал; просит учащихся оценить урок и их работу на уроке. | Учащиеся слушают учителя и настраиваются на работу. Ученики внимательно слушают. Учащиеся отвечают на вопросы карточек, вступают в дискуссию, делают выводы и записывают их в тетрадь. А) Примерные ответы учащихся: 1. АлександрI был либерально настроенным человеком, поэтому передовая часть русского общества связывала с ним большие надежды и рассчитывала на проведение реформ. 2. 1801г.-разрешение покупать землю недворянам; 1802г.-учреждение министерств; 1803г.- указ о «вольных хлебопашцах»;1804г.- принятие нового цензурного устава. Россия в п/п XIX в. не была готова к более глубоким преобразованиям. 3. отставание в экономическом развитии от стран Европы; поражение в Крымской войне; нарастание в стране недовольства и возможность революции. 4. Оба императора была готовы к проведению реформ. Б) Учащиеся выполняют задания карточек и отвечают на вопросы. (Вопросы и задания карточек прилагаются) В) Примерные выводы учащихся: Причины неудач правительственных реформ при АлександреI. - Характер АлександраI- желание достичь невозможного; - Момент преобразований был выбран неудачно (экономический подъём); - Император не получил поддержки общества; - Император не сумел воспитать необходимого общественного мнения, которое помогло бы ему провести реформы. АлександрII – причины успеха. - Характер императора – осторожность, но настойчивое продвижение вперёд к намеченной цели; - Момент преобразований выбран удачно (поражение в Крымской войне); - Часть общества поддержала императора; - Сложилось соответствующее общественное мнение. Г) учащиеся записывают выводы в тетрадь. Учащиеся слушают учителя; оценивают свою работу на уроке и урок в целом, (что удалось, что нет) | Задача данного этапа – сосредоточить, настроить детей на продуктивное общение и обеспечить внешнюю обстановку для работы. Активизируется познавательная деятельность учащихся. На данном этапе урока используется фронтальная форма организации познавательной деятельности, что позволяет держать в интеллектуальном напряжении весь класс, подготавливая учеников к самостоятельным выводам; эвристическая беседа, которая так же здесь применяется, способствует развитию мышления, внимания, речи учеников. Данный приём способствует развитию желания работать на уроке; рефлексивная оценка своей работы на уроке позволяет учащимся сделать вывод, что причины затруднений в недостатке имеющихся у них знаний. У учащихся развивается познавательный интерес к предмету история. |