Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Утичевская основная общеобразовательная школа» Проект урока по курсу « Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: Основы мировых религиозных культур 4 класс
Тема: « Добро и зло»
Разработал учитель начальных классов:
Кунгурцева Надежда Владимировна
Утичье 2017
Актуальность:
В современном обществе наблюдается размывание ценностных ориентиров людей. Истины добра , милосердия, бескорыстия заменились материальными ценностями.
Проблема добра и зла относится к числу
« вечных» проблем, не утративших своей значимости как для конкретного человека, так и для общества и мира в целом. Люди искали и будут искать правду на земле, что есть добро и зло.
Цель: создать условия для формирования знаний о понятиях добра и зла как об основополагающих в религии.
Задачи:
1. Формирование представления у детей понятий: добро, зло, грехи, покаяние, спасение, грехопадение;
2. развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
3. повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
4. воспитание желания совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно.
Структура урока:
1. Организационный этап
2. Актуализация знаний (эвристический метод)
3. Изучение нового материала (кейс-метод, работа с иллюстрацией)
4. Подведение итогов урока ( приём «Древо знаний»)
5. Рефлексия (ресурсный круг)
Организационный момент
1-я группа
4-я группа
3-я группа
2-я группа
5-я группа
Актуализация знаний:
Злой человек, как уголь, если не жжет, то чернит.
Ты живешь в своих поступках, а не в теле.
Ты – это твои действие, и нет другого тебя.
Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан.
Следовать добру – взбираться на гору. Следовать злу – скользить в пропасть.
Не делай другим того, чего себе не желаешь.
Изгнание Адама и Евы из рая .
Вопросы по картине:
- Что изображено на картине?
- За что Адама и Еву выгнали из рая?
- Почему Адам прикрывает глаза?
- Что чувствуют Адам и Ева?
- Значит ли это, что они раскаялись?
Адам и Ева в раю не показывают лицо Богу после грехопадения.
Изучение нового материала:
- Ситуация 1
- «У одного богатого человека был сын, который потребовал у отца часть его имущества и ушел в далекую страну, где жил в свое удовольствие. Но скоро деньги у него кончились. Юноше пришлось наняться пасти свиней, и он питался вместе с ними из одного корыта. Он вспомнил об отце и решил вернуться на родину и стать хотя бы работником у своего отца, потому что он чувствовал, что не может называться его сыном, так как сильно обидел его. Но, когда отец этого юноши еще издали увидел его, он выбежал к нему на встречу, обнял его. Велел одеть в новые праздничные одежды, «ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашелся»
Вопросы:
1.Почему же сын вернулся обратно?
2. Понял ли он, что совершил плохой поступок?
2. Как принял отец сына?
3. Какой вывод можно сделать?
Изучение нового материала:
«Возвращение блудного сына».
Рембрандт ван Рейн
Вопросы к иллюстрации«Возвращение блудного сына»:
1.Как принимает отец сына?
2.Почему сын стоит на коленях перед отцом?
3.За что он просит прощения? Он совершил плохой поступок?
4.Раз он просит прощение, значит он раскаялся?
5. А что значит раскаяние?
6.Как вы думаете просить прощение и каяться это одно и тоже?
7.Как Рембрандт показывает долгий путь странствия?
8. Что будет человеку от Бога, который раскаялся в своем поступке.
Кейс- метод
В одном безызвестном городке жил молодой, крепкий мужик, однако таким праздным лентяем был, что и сам вспомнить не мог, работал он когда хоть день или нет.
Ходит день- деньской по знакомым и канючит: вот, мол, судьба какая горькая выпала, ни денег у меня, ни работы, ни дома, ни семьи, а люди вокруг злые, не помогают, а если кто и даст взаймы, потом целый год помнят и напоминают.
Уж все перестали его к себе пускать- надоел хуже горькой редьки. Один старенький священник терпит и одалживает ему сколько может. Мужик и зачастил к нему: дай да дай, а если мало покажется, так глянет- бедный батюшка весь день виноватый ходит.
Вот однажды вместо денег вынес ему священник Молитвослов и говорит:
- Прочти это Илюша, и на сороковой странице помощь найдешь
На следующее утро стучится этот мужик
- Ну что,- спрашивает батюшка,- помогло тебе чтение?
-Не помогло.- вздыхает.
-Да ты открывал ли книгу сию?
Как же открывал, а толку- то?
-И на сороковой странице читал?
-Ну, читал.
-Нет, не открывал ты книги и не читал ничего.- нахмурился батюшка.
Вопросы к кейсу:
- Почему священник вместо денег дал мужику книгу?
- Можно ли с помощью книги разрешить данную ситуацию?
- Как священник догадался, что мужик не читал Молитвослов?
- Как бы вы поступили на месте священника?
- Как поступил бы мужик, если бы прочитал книгу?
Подведение итого урока:
Как вы думаете, просить прощения и
каяться – это одно и то же?
Как стали называть непослушание
человека Богу?
Какую заповедь, согласно Библии,
нарушил человек?
Рефлексия:
«Ресурсный круг»
«Я сегодня узнал, что…»
Домашнее задание:
Напишите сочинение в форме эссе на тему:
“ Быть добрым не всегда бывает просто”.