СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе по теме «Ядерное и химическое оружие»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1. Познакомить учащихся с характеристикой ядерного оружия.

2. Знать поражающие свойства боевых отравляющих веществ, классификацию ОВ, способы защиты.

Задачи: 1. Дать учащимся основы знаний о ядерном, химическом оружии и их поражающих факторах.

2. Изучить основные мероприятия, проводимые по защите населения от ядерного и химического оружия.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе по теме «Ядерное и химическое оружие»»

Отдел образования администрации

Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Озерска средняя общеобразовательная школа»







Проект урока

по основам безопасности жизнедеятельности

в 10 классе

по теме «Ядерное и химическое оружие»










Преподаватель – организатор ОБЖ

Тараданов Михаил Николаевич


Автор программы и учебника А.Т. Смирнов










Пояснительная записка

Этот урок проводился в 10 классе. С этим классом учащихся я работаю 2-й год. В классе обучается 15 человек: на «4» и «5» стабильно занимаются 10 человек, на «3» - 5 ученика, неуспевающих нет.

Реализации целей урока способствовали содержание материала и струк­тура урока. Отбор содержания урока произведен в соответствии с авторской программой для средних общеобразовательных школ под редакцией А.Т. Смирнова.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Я строил урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Материал под­бирался с учетом психологических особенностей детей.

На каждом уроке я стараюсь уделять внимание психосберегающему факто­ру, используя вербальное поощрение учащихся, кото­рые способствуют созданию эмоционально положительного климата на уро­ке.

Содержание уроков я планирую с учетом работоспособности детей. Представленный мультимедийный урок предназначен для учащихся 10 класса. Мультимедийные обучающие презентации – один из способов современного подхода к обучению. Творческое сочетание в учебном процессе мультимедийных презентаций и изучение на практике даёт прекрасные результаты. Самые сложные темы можно преподнести так, что учащиеся будут усваивать материал без труда и с интересом.

Цели и задачи урока соответсвуют программным требованиям по ОБЖ. Содержание презентуемого материала соответствует возрасту учащихся и санитарным нормам (до 20 минут). Также наблюдались внутрипредметные связи, связь с другими темами. На мой взгляд, содержание урока способство­вало развитию интереса учащихся к обучению.

В структуре урока выделялось 5 основных этапов, характерных для дан­ного типа урока, которые излагались последовательно.

В ходе урока реализо­вались принципы доступности обучения, последовательности формирования знаний, умений и навыков, принцип наглядности, принцип активности, самостоятельности в обучении при руководящей роли учителя, принцип стимулирования деятельности учащихся, принцип контроля усвоения знаний.

Урок начался с организационного момента. Все учащиеся 10 класса были готовы к проведению урока, заранее были подготовлена мультимедийная презентация, доска, раздаточный материал. Несмотря на свою кратковременность, организационный момент способствовал быстрому вклю­чению учащихся в деловой ритм и организацию внимания, созданию не толь­ко рабочего настроения учащихся, но и благоприятной атмосферы урока, совместное определение темы и цели урока.

Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения.

Основной этап урока- этодемонстрация мультимедийной презентации.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования определяет одной из основных задач общеобразовательной школы формирование ключевых компетенций.

Совместная работа даёт хороший стимул для познавательной деятельности. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучению придается коммуникативная направленность, смысл которой заключается в расширении общего кругозора учащихся, развитии их памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринужденности и эмоциональной стабильности, сотрудничества с учениками. В связи с этим изменяется роль учителя, который становится партнёром, сотрудником ученика. В сотрудничестве, сотворчестве актуализируются все субъекты образовательного процесса.

На уроке я использовал ноутбук и мультимедийную презентацию. Использование компьютерных технологий – требование времени.

Интерактивная доска – это одно из лучших технических средств обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя с классом. Новый тип урока с применением интерактивной доски оптимизирует процесс обучения, экономит время на уроке, позволяет более эффективно предъявлять новый материал и лучше его усваивать.

Во время урока соблюдались гигиенические требования для предупрежде­ния утомления и переутомления учащихся, проведена релаксация: физкультминутка, включающая упражнение на улучшение мозгового кровообращения, укрепление зрения.

Одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Считаю, что урок вызывает интерес к учению и воспиты­вает у учащихся потребность к знаниям.

Темп и ритм урока были оптимальными, а действия учеников, я думаю, были завершенными. Я считаю, что с детьми работал в полном контакте, на уроке доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. На мой взгляд, поставленные цели на уроке были достигнуты.

В буду­щем для повышения эффективности уроков буду стараться применять больше элементов новых педагогических технологий.
























Тема урока: Ядерное и химическое оружие

Методы и приемы преподавания: Лекция в сочетании с обсуждением и демонстрацией наглядных пособий

Цель: 1. Познакомить учащихся с характеристикой ядерного оружия.

2. Знать поражающие свойства боевых отравляющих веществ, классификацию ОВ, способы защиты.

Задачи: 1. Дать учащимся основы знаний о ядерном, химическом оружии и их поражающих факторах.

2. Изучить основные мероприятия, проводимые по защите населения от ядерного и химического оружия.

Учебные вопросы:

  1. История создания и характеристика ядерного оружия. Виды ядерных взрывов.

Поражающие факторы ядерного взрыва. Индивидуальные и коллективные средства защиты.


  1. История создания и понятие о химическом оружии и отравляющих веществах.

Очаг химического поражения. Классификация ОВ по предназначению и воздействию на организм. Способы защиты от ОВ.

Основная часть урока 25 минут. Изложение новой темы

Заключительная часть урока 15 минут. Тестовая работа (опрос) по ранее изученной теме. Закрепление изученной темы, домашнее задание.

Здоровьесберегающие задачи:

Учет психолого-педагогических, возрастных и индивидуальных физиологических особенностей учащихся, использование здоровьесберегающих технологий.

Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Создание атмосферы психологического комфорта учащихся на уроке.

Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийной презентации

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративные;

Проблемно-обучающие;

Наглядно-индуктивные;

Частично-поисковые.

Санитарно-гигиенические требования, эстетика кабинета:

воздушный температурный режим, посадка, освещение;

использование здоровьесберегающих технологий;

учет диагностики обученности и обучаемости учащихся.

Организация различных форм обучения на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная работа с учащимися.


Оборудование урока: интерактивная доска, ноутбук, раздаточный материал.





Ход урока


Этапы урока


Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Методические комментарии




Ι. Оргмомент.





Организация целеполагания


Контроль домашнего задания


Приветствие учащихся. Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу хорошего настроения и увлекательной работы на уроке.

Назовите тему урока, как вы думаете о чем мы сегодня будем с вами говорить? Чему мы должны научиться?

Молодцы! Не волнуйтесь, у нас с вами все получится.


  1. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на федеральном, региональном, территориальном и объектовом уровнях.

  2. Выполнение, каких задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возложено на общеобразовательные учреждения?

  3. Расскажите о структуре объектового звена РСЧС – общеобразовательного учреждения.

Взаимное приветствие учителя







Учащиеся называют тему урока, отвечают на вопросы

Создание эмоционального настроя, характеризующего внешнюю и внутреннюю готовность ученика к уроку. Воспитание правил культурного поведения, создание благоприятной обстановки.

Совместное определение темы и цели урока. Организовать принятие цели учащимися как лично значимой: - проектируемая цель должна соотноситься с возможностями учащихся и учителя.










Мотив достижения успеха, самореализации в учебной деятельности и сотрудничестве.

II. Основной этап урока. Демонстрация мультимедийной презентации.

Слайды 1-28






































История создания и характеристика ядерного оружия. Виды ядерных взрывов.

Поражающие факторы ядерного взрыва. Индивидуальные и коллективные средства защиты

Первую атомную бомбу приготовили в США к середине 1945 г.; Работы по созданию бомбы возглавлял Роберт Оппенгеймер (1904-1967 гг.). 5 августа 1945 г. на японский город Хиросиму была сброшена бомба необычайной разрушительной силы. В 1953 г. в СССР прошли испытания водородной, или термоядерной, бомбы. Мощность нового оружия в 20 раз превышала мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму, хотя размерами они были одинаковыми. В Советском Союзе ядерным оружием занималась группа ученых под руководством Игоря Васильевича Курчатова (1902 или 1903-1960 гг.).

Первая Советская атомная бомба была взорвана в 1949 году близ города Семипалатинска (Казахстан). Страны, обладающие ядерным оружием, испытывали его на специальных полигонах, удаленных от густонаселенных районов: бывший СССР - под Семипалатинском и на острове Новая Земля.

Мощность ядерных боеприпасов:

1) сверхмалый (менее 1 кт);

2) малый (от 1 до 10 кт);

3) средний (от 10 до 100 кт);

4) крупный (от 100 кт до 1 Мт);

5) сверхкрупный (свыше 1 Мт).

Виды ядерных взрывов: 1) воздушный (высокий и низкий);

2) наземный (надводный);

3) подземный (подводный).

Поражающие факторы ядерного взрыва: 1. Ударная волна.

2. Световое излучение.

3. Проникающая радиация.

4. Радиактивное заражение.

5. электромагнитный импульс.

  • Ударная волна ядерного взрыва – один из основных поражающих факторов. В зависимости от того, в какой среде возникает и распространяется ударная волна – в воздухе, воде или грунте, ее называют соответственно воздушной ударной волной, ударной волной в воде и сейсмовзрывной волной

  • Воздушной ударной волной называется область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью. Переднюю границу волны характеризующуюся резким скачком давления, называют фронтом ударной волны.


  • Под действием светового излучения ядерного взрыва понимается электромагнитное излучение, включающее в себя ультрафиолетовую, видимую и инфракрасную области спектра. Источником светового излучения является светящаяся область взрыва.

Световое излучение, воздействуя на людей, вызывает ожоги открытых и защищенных одеждой участков тела, глаз и временное ослепление. В зависимости о т значения величины светового импульса различают ожоги кожи четырех степеней.

  • Проникающей радиацией ядерного взрыва называют поток гамма-излучений и нейтронов, испускаемых из зоны облака ядерного взрыва. Источниками проникающей радиации являются ядерные реакции, протекающие в боеприпасе в момент взрыва, и радиоактивный распад осколков (продуктов) деления в облаке взрыва.

Проникающая радиация, распространяясь в среде, ионизирует ее атомы, а при прохождении через живую ткань – атомы и молекулы, входящие в состав клеток. Это приводит к нарушению нормального обмена веществ, изменению характера жизнедеятельности клеток, отдельных органов и систем организма.

  • Среди поражающих факторов ядерного взрыва радиоактивное заражение занимает особое место, так как его воздействию может подвергаться не только район, прилегающий к месту взрыва, но и местность, удаленная на десять и даже сотни километров При этом на больших площадях и на длительное время может создаваться заражение, представляющее опасность для людей и животных.

  • Надежной защитой от радиоактивно заражения являются защитные сооружения (убежища, ПРУ, перекрытые щели, подвальные помещения производственных и жилых зданий и др.), индивидуальные средства защиты (противогазы, респираторы, противопыльные тканевые маски и ватно-марлевые повязки, обычная одежда и обувь).

  • При ядерных взрывах в атмосфере возникают мощные электромагнитные поля с длинами волн от 1 до 1000 м и более. В силу кратковременности существования таких полей их принято называть электромагнитным импульсом (ЭМИ).






У1 рассказывает




об истории создания ядерного оружия, о видах ядерных взрывов и т.д., используя презентацию.



































































































  1. Релаксация.



Учитель организует релаксацию.



Учащиеся выполняют упражнения.


Цель этих упражнений: развитие мотивации и побуждения, облегчение запоминания, активизация мозговой деятельности, снятие напряжения центральной нервной системы и улучшение внимания и реакции.


Мотивация физического и умственного отдыха. Отвлечение детей от учебной деятельности.


Продолжение демонстрация мультимедийной презентации.

Слайды 29-40























































































































































































































































































































































































































































































































Закрепление нового материала















VI. Заключительный этап урока. Домашнее задание


Подведение итогов.

Оценка деятельности учащихся.

Итоговая рефлексия.


















































































На протяжении всей истории войн применяли или пытались применить различные ядовитые вещества. В древнем Китае для поражения противника использовалась обыкновенная известь. Распыляясь, известь поражала глаза, а соединясь с водой, выделяла ядовитый газ. В древних войнах использовались и другие вредные для здоровья вещества: различные смолы, растительные яды, сернистый мышьяк. Одни вызывали раздражение глаз и кожи, другие - паралич органов дыхания или сердечно-сосудистой системы.

В ходе 1-й мировой войны 1915 году в районе реки Ипр (Бельгия) немецкие войска применили против противника ядовитый газ, получивший впоследствии название иприт.

Находясь в траншеях, солдаты и офицеры задыхались: газ обжигал органы дыхания, вызывал мучительный кашель, удушье. В конечном итоге более 15 тыс. французских солдат получили тяжёлые отравления, около 5 тыс. из них погибли.

В последнее столетие внимание военных привлекали различные психостимулирующие растения, индийская конопля, марихуана и другие. Их применение вызывало тяжёлые психические расстройства и даже смерть. Это послужило основой для разработки новых видов отравляющих веществ, способных стать ОМП.

Химическим оружием называют

такие средства боевого применения, поражающие

свойства, которых основаны на токсическом воздействии отравляющих веществ на организм человека, животных и растений.

Отравляющими веществами (ОВ)

называют такие токсичные химические соединения, которые применяют в целях поражения людей, животных и растений на больших площадях, проникают в различные сооружения, заражают местность и водоёмы.

Химические

соединения, применяемые для уничтожения растительности называют – фитотоксикантами.

В качестве фитотоксикантов армия США 1961-65 гг. во Вьетнаме применяли:

  • гербициды (средство борьбы с сорняками)

  • дефиоланты ( вещества, вызывающие опадание листьев с дерева)

Фитотоксиканты обладают общеядовитым действием, опасны для человека, заражают растительность и местность на длительное время.

Главными

компонентами химического оружия являются отравляющие вещества, которыми снаряжают ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины.

В момент применения ОВ могут находится в парообразном (газообразном), аэрозольном (дым, туман, морось) или капельно-жидком состояниях. Они поражают людей через органы дыхания, слизистые оболочки и кожные покровы, а при употреблении заражённых пищи и воды через желудочно-кишечный тракт.

На протяжении десятилетий неоднократно предпринимались попытки запретить применение химического оружия. На это были направлены ряд международных конвенций и договоров.

В январе 1993 года в Париже заключена Международная конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения.

По официальным данным Министерства обороны РФ, на территории России хранится около 40 тыс. тонн боевых ОВ, такого количества хватит для того, чтобы убить всё живое на планете Земля.

Территория, в

пределах которой в

результате воздействия ОВ произошли массовые поражения людей, животных и растений называют очагом химического поражения (ОХП)

Размеры очага зависят от типа ОВ, масштаба и способа его применения, метеоусловий, рельефа местности. В лесах, парках, оврагах на узких улицах ОВ сохраняются дольше, чем на открытой местности.

ОХП и территория, над которой распространилось облако зараженного воздуха

в поражающих концентрациях, называют зоной химического заражения.

По воздействию на

организм человека ОВ делятся:

Нервно-паралитического действия

Кожно-нарывного действия

Удушающего действия

Общеядовитого действия

Раздражающего действия

Психо-химического действия Характерные признаки применения ОВ.

  1. ОВ нервно-паралитического действия –зарин, заман, ви-икс

могут находится в парообразном или капельно-житком состояние,

попадают в организм через органы дыхания, кожу, желудочно-кишечный

тракт, поражают нервную систему, опасны в очень малых количествах.

Признаки поражения: слюнотечение, сужение зрачка (миоз), тошнота, рвота, судороги, паралич.

Защита: убежище, ОЗК, противогаз, ИПП, противоядие с помощью шприц-тюбика. ОВ

Кожно -нарывного

  1. действия – иприт.

Поражают кожу и глаза могут быть в парообразном или капельно-жидком состояние,при вдыхании паров поражают дыхательные пути лёгкие, органы пищеварения.

Характерные особенности: скрытый характер действия 2 часа и более

Признаки поражения: покраснение кожи, образование мелких пузырей, которые через 2-3 суток

Лопаются, образуя трудно заживающие язвы.

Защита: убежище, ОЗК, противогаз, ИПП.

Люизит маслянистая жидкость с запахом листьев герани

военные называют «росой смерти»

По токсичности в 3 раза превосходит иприт

Признаки поражения: кашель, чихание, выделение мокроты из носа, тошнота, головная боль.

При попадание в газа через 7-10 суток потеря зрения, сильное отравление

ведет к летальному исходу.

Защита: кожу или одежду немедленно обработать жидкостью из ИПП

ОВ удушающего действия – фосген, дифосген - воздействует через органы дыхания.

Признаки поражения: сладковатый привкус, кашель головокружение, общая слабость.

Скрытый характер действия: через 4-6 часов отёк лёгких.

Защита: противогаз, тепло покой. Нельзя делать искусственное дыхание.

ОВ Общеядовитого действия синильная кислота прозрачная жидкость с запахом горького миндаля. Жидкое или парообразное состояние. Очень токсична, относится

к веществам смертельного действия.

Признаки поражения: металлический привкус, раздражение горла, головокружение, слабость, тошнота, резкие судороги, паралич.

Защита: противогаз, раздавить ампулу с антидотом и ввести её под шлем- маску,

искусственное дыхание.

  1. ОВ психо-химического действия би-зет действует на ЦНС и вызывает расстройства:

психические (страх, смех, подавленность) или физические (слепота, глухота)

Защита: заражённые участки обработать мыльной водой, глаза и носоглотку

промыть чистой

водой, оборудование вытряхнуть или

вычистить щёткой .

  1. ОВ раздражающего действия - си-эс, адамсит - вызывает острое жжение и боль во рту, горле,

сильное слезотечение, кашель, затруднение дыхания.

Защита: заражённые участки обработать мыльной водой, глаза и носоглотку

промыть чистой водой, оборудование вытряхнуть или вычистить щёткой

1. Дайте определение и характеристику ядерного оружия. Что такое эпицентр ядерного взрыва. 2.Перечислите поражающие факторы ядерного взрыва и дайте их характеристику.

3. Что такое химическое оружие? 4.Дайте определение химических веществ и расскажите как их классифицируют?






Самооценка урока, своей работы. Поставить метку на шкале.

Я +У Моя работа на уроке

__У__ __Я__


_____ _____



У - Урок.

Я+У У





Самая высокая оценка метка наверху. Самая низкая оценка- метка внизу. Каждый ученик ставит на листочке метки, т.е оценивает свою работу на уроке, урок. Учитель, проверяя, ставит свою метку рядом с меткой ученика. Она может совпадать, может не совпадать, например, Я+У




В данном случае ученик занизил свою оценку. Учитель считает, что он поработал лучше.

Изобразите ваше состояние на уроке, комфортно, некомфортно, чувствуете себя хорошо или неуютно?

Итак, ребята, наш урок закончился. Давайте проанализируем, достигнута ли цель нашего урока?

  1. Что получилось хорошо?

  2. В чем затруднялись при подготовке проекта?

  3. Какие моменты урока понравились больше всего?

  4. Как сделать, чтобы урок стал еще лучше?

Молодцы! Вы плодотворно и творчески потрудились.

У2 рассказывает о применении ядовитых веществ.


























У-ся делают вывод и добавляют информацию, задают вопросы.

















Уч-ся делают краткий вывод из сказанного



























































































































































У3 рассказывает о воздействии на организм человека ОВ.























































































































































































У:1,2,3,4

Отвечают на вопросы: характеристика ядерного оружия, что такое эпицентр ядерного взрыва, поражающие факторы ядерного взрыва и их характеристика, что такое химическое оружие?








§2.2.1-2.2.2

Ядерное, химическое оружие

Стр. 35-50








Учащиеся слушают и записывают домашнее задание. Оценивают свою работу, говорят, что узнали нового, интересного на уроке.




Учащиеся высказывают свое мнение по проделанной работе.










































Мотивация на необходимое сотрудничество, оказание взаимопомощи, умение слушать, а так же адекватно реагировать.

Актуализация знаний. Мотивация знаний на самореализацию, через творческую, учебную и практическую деятельность.













Сотрудничество, мотивация достижений коллективного успеха.

































Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия – это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс интересный и познавательный материал.










Учителю рекомендуется доброжелательно принимать все, что ученики сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе. Устная презентация всегда включает определенную долю риска для учащихся, поэтому для некоторых из них нужны предварительные репетиции, чтобы помочь им исключить ошибки, добиться успеха, избежать разочарований.











































































































































































































































































































































Мотивация и ответственность за выполнение домашнего задания


Важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем, что повышает его самоуправляемость.

Сверхэффект: ребята видят внимание к себе. А учителю дается возможность подкорректировать настроение двумя – тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Если улыбок стало больше – урок удался!































Выявление перспективных учебных задач, формирование мотивации достижений в коллективе.