№ | Этап урока | Деятельность учителя и обучающихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент 30 сек. | У: Доброе утро всем Дети: (хором): всем, всем – доброе утро! У: Работу на уроке вы оцениваете сами в своём оценочном листе. | Личностные УУД Формирование мотивов достижения и социального признания |
2 | Актуализация знаний 13мин. | У: Сегодня мы снова поговорим о местоимениях. Вспомните, что такое местоимение? Дети: Часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него. У: Назовите неизменяемые признаки местоимений Дети: лицо У: Изменяемые? Дети: Падеж, число | Познавательные УУД (общеучебные: осознанное и произвольное построение высказывания) |
| Самостоятельная работа на ноутбуках: выполнение тестов в программе ХL | Откройте задание №1 на своих ноутбуках, (дети определяют лицо данных местоимений), после выполнения теста на ноутбуке появляется оценка, которую дети ставят в свой оценочный лист. | определи лицо | | | | | | | | для неё | | | | у тебя | | | | с ними | | | | ко мне | | | | про них | | | | около вас | | | | о нас | | | | без него | | | | по тебе | | | | со мной | | | | из-за вас | | | | перед ними | | | | к ней | | | | к вам | | | | | | | | оценка | 2 | | Если у тебя не «5» и ты не знаешь где ошибка, попроси помощи у соседа по парте Откройте задание №2. (Дети определяют падежи данных местоимений), оценка за задание выставляется в оценочный лист. 1 | со мной | | | | щелкни здесь | | | 2 | у вас | | | | щелкни здесь | | | 3 | перед нами | | | | щелкни здесь | | | 4 | про неё | | | | щелкни здесь | | | 5 | для тебя | | | | щелкни здесь | | | 6 | к нему | | | | щелкни здесь | | | 7 | около нас | | | | щелкни здесь | | | 8 | до них | | | | щелкни здесь | | | 9 | после тебя | | | | щелкни здесь | | оценка | 10 | с вами | | | | щелкни здесь | | | | | | | | | | | Если у тебя не «5» и ты не знаешь где ошибка, попроси помощи у соседа по парте У: Как вы считаете, можно ли в нашей речи обойтись без местоимений? Прочитайте текст (у каждого карточка с текстом) Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Ласточка кружилась около меня. Ласточка жалобно кричала, словно я отнял у ласточки птенца, и просила отдать птенца обратно. Я не понимал, что ласточке нужно. (По К. Паустовскому) У: Что не нравится в тексте? Дети: Повтор существительного ласточка и птенец. У: Исправьте текст, заменив, где надо существительные на местоимения. После выполнения задания открывается авторский вариант текста, дети сверяют свою работу с образцом и оценивают себя в оценочном листе У: Как вы думаете, почему ласточка пристала к автору? (Выслушиваются разнообразные ответы детей, после чего на доске открывается слайд со второй частью текста) Человек идёт по лугу и спугивает сотни кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету. | Познавательные УУД (умение определять лицо местоимения по известному алгоритму) (Логические-построение цепочки рассуждений) Регулятивные УУД (коррекция, саморегуляция) Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД (умение извлекать и перерабатывать информацию, построение логической цепи рассуждений) Регулятивные УУД (контроль, коррекция, Оценка, прогнозирование) Личностные УУД (умение эмоционально откликаться на художественные образы) Контроль (сличение своего предположения с эталоном) |
3 | Самоопределение к деятельности 4мин. | У: Отгадайте загадки (демонстрируются слайды) Моё стихотворение – Про местоимения… Утром – Так заведено – Разомкнешь ресницы, И к тебе идёт оно Розовой жар-птицей… А стемнеет – он придёт: Тоненький, смущенный- Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл – плывёт она В пелене тумана Круглолица и грустна, Будто Несмеяна… дети читают и отгадывают: солнце, месяц, луна У: Запишите местоимения, которые встретились в загадках ( оно, он, она) Какого местоимения не хватает в этом ряду? Дети: Они Докажите свой выбор. Дети: все местоимения 3 лица. У: Чем интересны местоимения 3лица? Дети: У местоимений 3лица можно определить род | Познавательные УУД (логические: анализ, сравнение) общеучебные) |
4 | Работа по теме урока Работа в группах 15мин | У: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Дети: Вероятно, о местоимениях 3 лица У: Мы разделились на 3 группы. Каждая группа получает задание – исправить полученный текст и сформулировать вывод по данному заданию. 1 группа Медвежонок отправился бродить по поляне. Вдруг он остановился. Перед им сидела большая лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ей лапу. Лягушка прыгнула в воду. Медвежонок сунул лапу в воду и потряс ею. Куда же убежал от его новый приятель? 2 группа Лиса – хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Зимой у её красивая шерсть. Лисий мех тёплый, прочный. Из его делают воротники и шапки. Летом лиса худая. Шерсть на ей висит клочьями. 3 группа Из рощицы вышла птица. Пёрышки у её были окрашены в светлый цвет и на их – тёмные пятна и чёрточки. Это была глухарка. Вслед за ей выскочили глухарята. Интересно было наблюдать за ими. Отчет каждой группы Вывод детей: у местоимений 3лица в косвенных падежах с предлогом в начале слова добавляется буква н. Оцените свою работу в группе в оценочном листе. | Умение выделять и формулировать познавательную цель Познавательные УУД (выдвижение гипотез и их обоснование) Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера при работе в группе) Регулятивные УУД (умение выполнять задание в соответствии с целью) Коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью в соответствии с нормами родного языка.) |
5 | Физкультминутка 1мин. | У: Если я назову местоимение, вы хлопаете, если какую-то другую часть речи – топаете | |
6 | Закрепление полученных знаний Работа с учебником 7мин | У: Откройте справочное пособие по русскому языку с.169 упр.105 Спишите, раскрыв скобки. Определите число и падеж местоимений. Играю с (он), надеюсь на (она), напишу (они), увижусь с (она), хвалила (он), посмотрел на (они), отошёл от (она), находился с (он), спросил про (она). Взаимопроверка тетрадей, обсуждение в парах, выставление оценки за задание в оценочный лист. | ПознавательныеУУД Регулятивные (умение принять и удержать учебную задачу) Коммуникативные УУД (сотрудничество, умение придти к единому мнению, умение определить степень успешности работы товарища)) |
7 | Рефлексия 2мин | У: Какой из этапов урока вам понравился? Обведите его в оценочном листе красным цветом. Что не понравилось? Обведите этот этап урока синим цветом. Коротко напишите, что не удалось и над чем хотелось бы ещё поработать. Поставьте итоговую оценку за весь урок. | Регулятивные УУД (осознание качества своей работысобственных достижений) |
8 | Подведение итогов 3мин | Что нового вы узнали о местоимениях? Пригодятся ли в повседневной жизни знания о местоимениях? Дети: Наша речь станет богаче, человек с правильной речью – интересный собеседник. | Познавательные УУД Личностные УУД (смыслообразование: ради чего мы изучаем местоимения и вообще русский язык) |
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________