СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по теме: « Птицы – лесные жители » .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок открытия  нового знания

 

Цель: Познакомить с особенностями  птиц .Формировать  умения самостоятельно строить и применять новое знание

 

Задачи:

  1. Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения
  2. Развивать умение находить взаимосвязь в природе; способствовать формированию умений: выделять признаки предметов, проводить простые наблюдения. Развивать познавательный  интерес к изучению нового материала
  3. Воспитывать любовь к природе  и бережное отношение ко всему живому.

 

Планируемые результаты.

Предметные:

  • называть признаки птиц, выделять главный из них;учиться работать с информацией,
  • выводить умозаключения из полученной информации, преобразовывать одну информацию в другую;
  • учиться слушать и находить ответы в рассказе;
  • учиться сравнивать, находить общее и различное.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по теме: « Птицы – лесные жители » .»

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

(сроки 29.05.2017-10.06.2017)

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Проект урока по теме: « Птицы – лесные жители » .

Окружающий мир.

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 144» Автозаводского района

ФИО Краснова Ольга Викторовна

Квалификационная категория первая

Стаж работы учителем начальных классов 24 года



Н. Новгород

2017

Проект урока.

Образовательная система: «Начальная школа XXI века»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Тема: Птицы – лесные жители


Тип урока: Урок открытия нового знания


Цель: Познакомить с особенностями птиц .Формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание


Задачи:

  1. Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения

  2. Развивать умение находить взаимосвязь в природе; способствовать формированию умений: выделять признаки предметов, проводить простые наблюдения. Развивать познавательный интерес к изучению нового материала

  3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.


Планируемые результаты.

Предметные:

                  • называть признаки птиц, выделять главный из них;

                  • учиться слушать и находить ответы в рассказе;

                  • учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации, преобразовывать одну информацию в другую;

                  • учиться сравнивать, находить общее и различное.



Универсальные учебные действия.

Личностные:

                  • развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками;

                  • учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.



Коммуникативные:

                  • уметь озвучивать правила и следовать им;

                  • уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной речи;

                  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;

                  • учиться использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.



Познавательные:

                  • уметь ориентироваться в своей системе знаний;

                  • умение давать определение понятиям;

                  • учиться анализировать и сравнивать;

                  • учиться выделять необходимый материал из текста, устного рассказа;

                  • учиться делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.



Регулятивные:

                  • уметь определять и формулировать с помощью учителя цель урока;

                  • уметь планировать в соответствии с поставленной задачей.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Оборудование урока:

                  • Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» учебник для 2 класса;

                  • Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» рабочая тетрадь №2;

                  • выставка книг о птицах;

                  • карточки и конверты с заданиями для работы в группе и индивидуальной работе;

                  • мультимедийная презентация к уроку.

                  • компьютер;

                  • мультимедийный проектор



Этапы урока и хронометраж.

Название этапа

Хронометраж

1.

Самоопределение к деятельности

1 минута

2.

Актуализация знаний

5минут

3.

Постановка учебной задачи

5минут

4.

Открытие нового знания

10минут

5.

Первичное закрепление

5минут

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7минут

7.

Включение нового знания в систему знаний и повторения

7минут

8.

Рефлексия деятельности

5минут











Диагностический блок. Обследование школьного психолога.

Высокий уровень развития личностных УУД показали 5 учащихся(21%). Средний уровень 12 человек ( 50%). Низкий уровень характерен для 7 человек(29%). В « группу риска» могут быть выделены следующие учащиеся: Галкина В., Зимин Д., Карабаш К., Петросян О., Пунтусова С., Салидинов Б. , Ширяев М.

Высокий уровень развития регулятивных УУД показал 1 человек (4%) Владимиров Д. Средний уровень 16 человек (67%). Низкий уровень характерен для 7 человек (29%). В « группу риска» могут быть выделены следующие учащиеся: Галкина В., Зимин Д., Карабаш К., Петросян О., Пунтусова С., Салидинов Б. , Ширяев М.

Высокий уровень развития познавательных УУД показали 5 учащихся (21%). Средний уровень 12 человек ( 50%). Низкий уровень характерен для 7 человек(29%). В « группу риска» могут быть выделены следующие учащиеся: Галкина В., Зимин Д., Карабаш К., Петросян О., Пунтусова С., Салидинов Б. , Ширяев М.

Высокий уровень развития коммуникативных УУД показали 10 учащихся ( 42%). Средний уровень 12 человек (50%). Низкий уровень характерен для 2 человек(8%). В « группу риска» могут быть выделены следующие учащиеся: Галкина В., Ширяев М..






ХОД УРОКА


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

  1. Самоопределение к деятельности (орга-низационный мо-мент)



Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь к работе.

Наш урок - урок секретов.

Сто вопросов – сто ответов.

Отвечай по одному.

И научишься всему!


                  • Как вы считаете, что нам может пригодиться для успешной работы на уроке?


Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Обдумывают ответ на вопрос

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Коммуникативные – учиться использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своего ответа

Личностные- развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний.



                  • Какие царства живой природы вы знаете?

                  • Какое царство пропущено?

Мы сегодня будем путешествовать по царству «Животные и человек»


                  • Какие природные сообщества вы знаете?

                  • А в какое природное сообщество мы сегодня попадём?

Мы попадаем в сообщество «Лес»


В лесу живут и растут представители многих видов животных и растений. Наше знакомство состоится только с одним из них.

Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - ... (птицы)


                  • А всё ли вы знаете о птицах?


Отвечают на вопросы.





Ответы детей.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднения в индивидуальной деятельности.

Коммуникативные- учиться оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные- умение ориентироваться в своей системе знаний, умение давать определение понятиям.



  1. Постановка учебной задачи.


А знаете ли вы:

                  • Какие птицы не летают?

                  • Какие птицы не вьют гнёзда?

                  • Звуки каких птиц нельзя назвать пением?

                  • Почему мы не может ответить на все эти вопросы?

                  • Чего мы ещё не знаем?

                  • Какова тема нашего урока?

                  • Что мы должны знать к концу урока?

                  • Кто или что нам поможет получить эти знания?


Ответы детей.

Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.

Регулятивные – уметь определять и формулировать цели урока с помощью учителя.

Познавательные – умение анализировать и сравнивать Коммуникативные- учиться оформлять свои мысли в устной форме.



  1. «Открытие нового знания» (построе-ние проекта выхода из затруднения».


Для того, чтобы обладать чёткими и полными знаниями, необходимо работать по плану или алгоритму. Чтобы наша работа была более успешная мы организуем её в группе.

                  • Вспомните правила работы в группе.

                  • Каждая группа сейчас выберет тот пункт плана, на который ей придётся искать ответ

                  • Итак, вам предстоит найти ответы на вопросы:

  1. Зачем птицам клюв?

  2. Для чего птицам перья?

  3. Зачем птицам летать?

  4. Почему птицы поют?

  5. Каково значение птиц в жизни природы и человека?


Откройте конверт № 1 – прочитайте текст, выделите опорные слова для ответа на вопрос и выберите из карточек необходимые варианты.


Группа № 1 «Зачем птицам клюв?»

Текст для работы

Найдите слова-действия, которые относятся к слову «клюв»


Птица – необычное существо, она может летать, петь и даже нырять! Но вот чего нет у птицы – это рук. Как же она без них обходится? А очень просто – вместо этого у неё есть клюв. Клюв является и носом, и ртом, и руками. При помощи клюва птица добывает себе пищу, строит гнёзда, кормит птенцов, чистит пёрышки, защищается от врагов. Клюв так же необходим птице чтобы петь.

Карточки:

добывают пищу

строят гнёзда

кормят птенцов

чистят перья

защищаются от врагов

издают звуки

привлекают самочек

служат маскировкой

не служит ни для какой цели


Группа № 2 «Для чего птицам перья»

Текст для работы

Найдите слова-действия, которые относятся к слову «перья»


Зачем птице перья? Перьевой покров птиц прочный, лёгкий, надёжный. Он защищает птицу от перегрева, холода и ушибов. Перья помогают птицам летать. Яркая расцветка перьев привлекает самочек. Перья служат маскировкой. Перья у водоплавающих птиц покрыты жировой плёнкой. Это помогает птицам нырять и оставаться сухими. Постель у птицы всегда с собой: перья на брюшке – перинка, на спине – одеяло.

Карточки

защищаются от перегрева, холода, ушибов

помогают летать

привлекают самочек

служат маскировкой

помогают нырять и не промокать

служат постелью

не служит ни для какой цели

ловят в воздухе добычу

строят гнёзда повыше


Группа № 3 «Зачем птицам летать?»

Текст для работы

Найдите слова-действия, которые относятся к слову «летать»


Может быть птицам и не обязательно уметь летать? Ведь пингвины не летают и хорошо приспособились к этому! Нет, полёт для птицы необходим так же, как для нас возможность ходить. Птицы летают для того, чтобы спастись от врагов. Чтобы поймать добычу в воздухе. Чтобы строить гнёзда повыше от земли, а значит защитить птенцов от хищников. Для того, чтобы высматривать добычу на земле. А так же, чтобы добираться до тёплых мест, где больше корма.

Карточки

строит гнёзда повыше

спасаться от врагов

ловить в воздухе добычу

добираться до тёплых стран

высматривать добычу на земле


не служит ни для какой цели

издавать звуки

охранять территорию


Группа № 4 «Почему птицы поют?»

Текст для работы

Найдите слова-действия, которые относятся к слову «поют»


Разнообразны и красивы голоса птиц! Вы задумывались над вопросом: «Для чего птицы издают звуки?». Наступает весна, и песню заводят самцы, чтобы привлечь внимание самочки. Пением дают понять, что территория уже занята. Звуками предупреждают об опасности. Пение – это сигнал к тому, чтобы птицы собрались все вместе, в стаю. Перелётные птицы издают звуки для того, чтобы никто не потерялся и не отстал во время перелёта.

Карточки

привлекают внимание самочек

охраняют территорию

предупреждают об опасности

сигнал, помогающий не потеряться

сигнал, созывающий вместе


не служит ни для какой цели

высматривать добычу на земле

кормят птенцов


Группа № 5 «Значение птиц в жизни природы и человека»

Текст для работы

Найдите слова-действия, которые относятся к слову «природа и человек»


Птицы – красота природы. Отличные певцы. Помощники в борьбе с вредителями и семенами сорных растений. Например, щеглы поедают семена сорняков. Птицы, собирая нектар – опыляют растения. Перенося семена, помогают расселяться растению на других территориях. В прошлые века существовала специальная «голубиная почта» - голуби помогали доставлять почту. Весёлое воркование, щебетание и чириканье помогает людям отдыхать.

Карточки

помогают в борьбе в вредителями

помогают растению расселяться

служат для выполнения поручений человека

поедают семена сорных растений

участвуют в опылении растения

помогают человеку отдохнуть

не служит ни для какой цели

приносят только вред и загрязняют местность



Учащиеся делятся на группы (представители групп вытягивают листочки с названиями пунктов плана).

Ищут ответы на вопросы используя учебник или дополнительные книги, которые представлены на выставке.

Работа с текстом

Решение устных задач и обсуждение проекта решения.

Регулятивные – уметь планировать в соответствии с поставленной задачей.

с

Познавательные – учиться делать умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую, учиться анализировать и сравнивать.

Предметные – учиться сравнивать, находить общее и различное, учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации, преобразовывать одну информацию в другую

Личностные – учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного понимания.

  1. Первичное закрепление.


Проверим работу в группах.

                  • Какие опорные слова вы выбрали для работы по своему пункту плана?


Выступление представителей каждой группы, размещение на доске опорных карточек.

Проговаривание нового знания в виде опорного сигнала.

Коммуникативные –уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме, учиться использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Проверим, как внимательно вы слушали отчёт о работе своих товарищей по группам и запомнили те сведения, которые узнали о птицах.


                  • Выберите правильный вариант ответа, закрасьте кружок цветным карандашом.

  1. Клюв птицам необходим потому, что


а) для птиц он является носом, ртом и руками



б) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов, чистить пёрышки и защищаться


в) он служи маскировкой и привлекает внимание самочек




  1. Перья птицам необходимы для того, чтобы:


а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест.


б) защищаться от перегрева, холода и ушибов



в) летать, маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде



  1. Птицы летают для того, чтобы:


а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест.


б) помогать людям отдыхать



в) строить гнёзда повыше, спасаться от врагов, ловить добычу в воздухе



  1. Птицы поют для того, чтобы


а) привлечь внимание самочки, охранять территорию, предупреждать об опасности


б) собираться вместе в стаю, не отбиться от стаи во время перелёта


в) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов




  1. Птицы необходимы в природе и человеку для того, чтобы:


а) украшать природу, помогать в борьбе с вредителями, участвовать в расселении растений, выполнять поручения людей и помогать им отдыхать


б) выполнять поручения людей и помогать им отдыхать






                  • Проверим выполненную вами работу по эталону. Сравните свои результаты ответов с вариантами ответа на эталоне.

  1. а) б)

  2. б) в)

  3. а) в)

  4. а) б)

  5. а)

                  • Кто справился с работой без ошибок?

                  • Кто допустил 1 – 2 ошибки?

                  • Кто при выполнении работы допустил 3 и более ошибок?


Самостоятельная работа детей по карточкам.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что уже умеет.

Предметные - учиться слушать и находить ответы в рассказе.

Познавательные – учиться выделять необходимый материал из устного рассказа, текста, анализировать и сравнивать.

Регулятивные – самоконтроль.

Предметные – учиться находить правильный ответ, называть признаки птиц, выделять главный из них.

Личностные – самооценка.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работаем по учебнику стр. 70 -71

                  • Прочитайте текст, выскажите своё мнение: кто из детей прав?

                  • Угадайте лесных птиц, к которым можно отнести эти тексты. Найдём этих птиц на рисунках на стр. 71.

                  • Прочитаем название других птиц, живущих в лесу.


Работаем по печатной тетради

                  • стр. 22 № 13 – закончи предложение.

                  • стр. 21 – задание «развивай наблюдательность» (10 синиц)


Домашнее задание учебник стр. 71 портфельчик


Работа учащихся по учебнику: читают текст, рассматривают иллюстрации, ищут название птиц.

Работают в печатной тетради

Выбор из набора заданий только тех, которые содержат новый алгоритм или понятие; выполнение упражнений, которые используют новое знание вместе с изученными ранее.

Познавательные – учиться делать умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую, учиться анализировать и сравнивать.

Предметные – учиться сравнивать, находить общее и различное, учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации, преобразовывать одну информацию в другую


  1. Рефлексия деятел-ности (итог урока).


                  • Какую задачу ставили?

                  • Удалось ли решить поставленную задачу?

                  • Каким способом?

                  • Где можно применить новые знания?

                  • Оцените работу своей группы.

Чтение текста,

Обсуждение и выполнение задания по тексту

Работа с карточками-ответами







Работали дружно со всеми заданиями справились.


Работали хорошо, но могли показать лучшие результаты.


Работа в группе не получилась, но надо стараться.



                  • Оцените себя на линейке успеха.




Ответы учащихся.

Дают оценку всему классу( группе)

Спикеры отчитываются о работе группы: что получилось, над чем необходимо поработать. Кто в группе работал успешно?








Оценивают себя.


Регулятивные - осознание учащимися УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса, оценить свою работу по линейке успеха.

Познавательные – учиться делать выводы и умозаключения.






Самоанализ урока.

№ п\п

Порядковый № в схеме,

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

2


2

2

Реализация компетентностного подхода

2


3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность



4

4

Развивающая направленность заданий

2


5

6

Логика построения урока

2


6

7.

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора

2


7

8

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

2


8

9

Характер используемой наглядности

2


9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

2


10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

2


11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

2


12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

2


13

15

Формирование познавательных УУД

2


14

16

Формирование регулятивных УУД

2


15

17

Формирование коммуникативных УУД

2


Всего баллов

30



Максимальная сумма – 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФГОС), минимальная – 15 баллов (урок является традиционным).

Для самооценки и оценки проекта урока необходимо выполнить анализ соответствия структурных частей проекта требованиям, рассмотренным выше. Для оценивания используется следующая шкала: 3 – соответствует требованиям, 2 – частично соответствует, 1 - минимально соответствует, 0 – полностью не соответствует.


№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

2


2

Качество диагностического блока проекта

1


3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

2


4

Соблюдение требований к плану урока

2


5

Качество теоретического обоснования

2


6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

2


Максимальная сумма – 18 баллов, минимальная – 6 баллов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!