СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Великие женщины России. Софья Васильевна Ковалевская"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для внеклассной работы с учащимися старшей школы. Целью которого является пробуждение интереса к проектно-исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Великие женщины России. Софья Васильевна Ковалевская"»

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 4»















Проект

Тема: «Великие женщины России.

Софья Васильевна Ковалевская»

Математическая секция














Выполнил: Харин Олег,

ученик 8 класса


Руководитель: Сметанникова Татьяна Геннадьевна,

учитель математики







Барнаул 2016


Введение.

Актуальность данной темы можно рассматривать не только с точки зрения математики, но и с точки зрения современного общества. Дело в том, что сейчас женщины стали участвовать в общественной жизни наравне с мужчинами. Они имеют равные права, тем не менее, нередко приходится слышать о дискриминации по половому признаку, то есть об ущемлении женских прав. Поэтому очень важно доказать обществу то, что и в русской истории существуют наглядные примеры активной жизненной позиции женщин. Деятельность Софьи Ковалевской является как раз таким ярким примером.

Цель:

Привлечь внимание к жизни и творчеству человека, который изменил отношение к роли женщины в науке.

Задачи:

  • Познакомиться с историческими и биографическими материалами по данной теме.

  • Определить вклад С. В. Ковалевской в развитии математики.

  • Раскрыть роль женщин-ученых в мире.

Гипотеза:

Если знакомить учеников с жизнью и научными открытиями ученых, особенно женщин-ученых, это разбудит интерес ребят к точным наукам; сделает более продуктивными занятия.

Автобиографические сведения о великих людях повышают интерес к изучаемому предмету.

Практическая значимость работы: подготовленную презентацию можно использовать во внеклассной работе и на уроках математики.





Основная часть.

На одном из уроков математики учитель нам рассказала историю о восьмилетней девочке, которая была очень увлечена математикой…

Интерес возник в далеком детстве. Стены в ее комнате оклеили листами лекций М. В. Остроградского по математическому анализу (т.к. не хватило обоев).

Девочка вспоминала: «От долгого ежедневного созерцания внешний вид многих из формул так и врезался в моей памяти...». Этот случай и определил судьбу будущего ученого, первого в мире женщины-профессора математики – Софьи Васильевны Ковалевской.

«Каждый обязан свои лучшие силы посвятить делу большинства.

Я чувствую, что предназначена служить истине - науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит - служить справедливости».

С. В. Ковалевская.

Детство Ковалевской прошло в селе Полибино Витебской губернии в имении её отца, генерал-лейтенанта В. В. Корвин-Круковского.

Софья получила всестороннее образование и рано обнаружила незаурядные математические способности.

С домашним учителем, Иосифом Малевичем, Соня прошла весь курс мужской гимназии. Малевич отметил у юной Ковалевской незаурядный литературный талант, но девочка серьезно увлеклась королевой-наук - математикой.

С 1866 в Петербурге С. Ковалевская брала уроки высшей математики у известного педагога А. Н. Страннолюбского. Доступ женщинам в Петербургский университет в то время был закрыт. Осенью 1868 Софья добилась разрешения слушать лекции И. М. Сеченова и заниматься анатомией у В. Л. Грубера в Военно-медицинской академии.

Роль женщин-ученых в мире.

В XIX веке в России женщинам было запрещено учиться в университетах и высших школах, и, чтобы уехать за границу и получить там высшее образование, неутолимая жажда знаний подтолкнула Софью к фиктивному браку с молодым ученым- биологом Владимиром Ковалевским.

Кроме Софьи Ковалевской, математикой как наукой, занимались и другие женщины, их не так много, но они своими трудами обогатили математическую науку.

Жизнь женщин-математиков складывалась трудно: нужно было преодолевать предрассудки и условности того времени, жизненные трудности, делать выбор между чувством и долгом, между личным и общественным.

Примеры великих женщин-математиков.

Гипатия Александрийская –  ( 370—415) — учёный греческого происхождения, философ,математик, астроном, преподавала в Александрийской школе.

Образование Гипатия получила под руководством своего отца, принадлежавшего к числу ученых Александрийской школы. Гипатия, помимо математики, занималась также философией и астрономией. Известно, что Гипатия написала обстоятельные комментарии по теории конических сечений АполлонияПергского и на алгебраические сочинения Диофанта Александрийского. Кроме того, ею составлен ряд работ по философии и астрономии. Утверждают, что Гипатии принадлежит честь изобретения ареометра – прибора для определения плотности жидкости, астролябии – прибора для определения широт и долгот в астрономии – и планисферы – изображения небесной сферы на плоскости, по которому можно вычислять восход и заход небесных светил.

Нина Карловна Бари(1901 – 1961 гг.) – советский математик, доктор физико-математических наук, профессор МГУ.

Нина Карловна была одной из первых женщин, поступивших учиться на физико-математический факультет Московского университета.

В 1925 году Н.К.Бари блестяще окончила аспирантуру Московского университета, а в январе следующего года успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «О единственности тригонометрических разложений».

Педагогическую деятельность Н.К.Бари начала в двадцать лет. Студенты Московского университета, в котором работала с 1926 года, любили Нину Карловну за глубокий ум, вдохновенные лекции, за неустанное стремление увлечь и направить своих слушателей по нехоженым тропам науки.

Софья АлександровнаЯновская (1896 — 1966) — советский математик, философ, педагог, создатель советской школы философии математики, провела работу по повышению математической культуры в нашей стране, в особенности по вопросам методологии математики и логике. Так, с ее предисловиями и комментариями вышли “Основы теоретической логики” Д.Гильберта и В.Аккермана, “Введение в логику ” А.Тарского.

За совокупность научных работ в 1931 году С.Яновской присуждено звание профессора, а в 1935 году, без защиты диссертации, - ученая степень доктора физико-математических наук.

Вклад в математику Софьи Ковалевской

Софья Ковалевская, стала первой в России и в Северной Европе женщиной-профессором и первой в мире была удостоена звания - профессор математики.

В 1874 г. Вейерштрасс представляет три работы своей ученицы в Геттингенский университет для присуждения степени доктора философии, подчеркивая, что для получения степени достаточно любой из этих работ. Работа «К теории дифференциальных уравнений в частных производных» содержала доказательство решений таких уравнений. В наши дни эта важнейшая теорема о дифференциальных уравнениях называется теоремой Коши-Ковалевской. Другая работа содержала продолжение исследований Лапласа о структуре колец Сатурна, в третьей излагались труднейшие теоремы математического анализа. Степень была присуждена Ковалевской «с высшей похвалой».

С дипломом доктора философии она возвращается в Петербург и почти на 6 лет оставляет занятия математикой. В это время начинается ее литературно-публицистическая деятельность.

В 1880г. Ковалевская переезжает в Москву, но там ей не разрешили сдавать в университете магистерские экзамены. Не удалось ей получить также место профессора на Высших женских курсах в Париже. Только в 1883г. она переезжает в Швецию и начинает работать в Стокгольмском университете, где через год становится профессором. В течение 8 лет она прочитала 12 курсов лекций. Годы работы в Стокгольмском университете период расцвета ее научной и литературной деятельности.

Здесь представлены основные труды С.В.Ковалевской.

  • Ковалевская открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки.

  • Доказала существование аналитического решения задачи Коши для систем дифференциальных уравнений с частными производными.

  • Исследовала задачу Лапласа о равновесии кольца Сатурна.

  • Решила задачу о приведении некоторого класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам.

  • Работала также в области теории потенциала, математической физики, небесной механики.

Талантливый человек – талантлив во всем.

Проявившийся в детстве литературный талант нашел отражение и в дальнейшем. Софья сумела овладеть разными жанрами литературного творчества. Она написала несколько романов, драму, стихи.

«Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе»

С. Ковалевская.

В нашем кабинете математики оформлен стенд «Математика вокруг нас!»

В одном из разделов, в оформлении, которого я принимал участие, размещены материалы о Софье Васильевне Ковалевской.

Исторические данные неопровержимо свидетельствуют: женщины-ученые существовали в каждой культуре на протяжении всей истории развития общества, однако определенных успехов они могли добиваться только в той среде, где имелось позитивное отношение к научным занятиям и системе преподавания, доступной для женщин.

С учащимися 5-9 классов нашего образовательного учреждения я провел анкетирование. Мной были заданы следующие вопросы.

Анкета

  • 1.Знаете ли вы известных математиков?

  • 2. А есть ли среди математиков женщины?

  • 3. Кого среди математиков больше мужчин или женщин?

  • 4. Кто более способен к математике: мужчины или женщины?

  • 5.Нужно ли в школе изучать биографию выдающихся ученых-математиков?

  • 6. Может ли ученый-математик увлекаться литературой?

Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы.

Ответы учащихся:

1. 60% опрошенных знают известных математиков, называют их имена.

2 .62% учащихся считают, что среди известных математиков есть и женщины.

3.100% уверены, что в науке больше мужчин.

4. 78% считают, что более способны к математике мужчины.

5.15% учащихся ответили – не обязательно учить дополнительный материал, достаточно того, что есть по программе.

6. 68% уверены, что ученые люди могут увлекаться и другими науками.

В наши дни очень много женщин заняты преподаванием наук, в том числе и математики, они добиваются высоких результатов в своей профессии. Среди преподавателей нашей школы больше женщин.

Заключение

В результате проделанной работы, мной было установлено:

  • На начальном этапе становления математики как науки женщины внесли весомый вклад в её развитие.

  • В современной науке преобладают мужчины, а в преподавательской деятельности – женщины. Они добиваются высоких результатов в своей профессии.

  • Люди, занимающиеся наукой, – это разносторонние личности, способные достигать высоких результатов и в других областях деятельности.

  • Автобиографические сведения о великих людях

повышают интерес к изучаемому предмету.

Тема моего исследования была интересна для меня, поэтому в следующем учебном году планирую принять участие в рамках недели естественно-математического цикла в конкурсе проектов по данной теме, хочу изучить литературное творчество Софьи Ковалевской и представить выводы своей деятельности на стенде в кабинете математики.















Список литературы и информационных источников.

  • Математический энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия, 1988. Стр. 701-702.

  • Смышляев В. К. «О математике и математиках».

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/

  • http://www.biografija.ru/biography/tyrtov-nikolaj-nikanorovich.htm

  • http://mathforall.narod.ru/scinse/1.16.htm

  • http://bse.sci-lib.com/article062284.html

  • http://www.rulex.ru/rpg/WebPict/fullpic/0076-018.jpg

  • http://www.zateevo.ru/userfiles/image/Geroi%20Rossii/Kovalevskaya/kovalevskaya03.jpg





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!