МКОУ Болчаровская средняя общеобразовательная школа
Исследовательский проект
Влияние удобрений на рост растений.
Выполнил:
Трофимов Арсений
МКОУ Болчаровская
средняя общеобразовательная
школа ученик 6 класса
Руководитель:
Сатарова Оксана Валерьевна
учитель биологии и химии
МКОУ Болчаровская
средняя общеобразовательная
школа
с. Болчары 2017
Содержание
Введение __________________________________________________________________3.
1. Теоретическая часть_______________________________________________________3.
1.1. Группы растений________________________________________________________3.
1.2. Удобрения и их классификация ____________________________________________4.
1.2.1. Минеральные удобрения________________________________________________4.
1.2.2. Органические удобрения________________________________________________5.
1.2.3. Бактериальные удобрения_______________________________________________5.
2. Практическая часть_______________________________________________________5.
2.1. Методика исследования__________________________________________________5.
2.2. Ход исследования_______________________________________________________6.
2.3 Выводы________________________________________________________________6.
Заключение________________________________________________________________6.
Используемая литература____________________________________________________7.
Проект: «Влияние удобрений на рост растений».
Введение
Не будь растений на Земле, не было бы и разнообразия живых организмов.
Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле, так как только они способны улавливать энергию солнечного света и передавать ее по цепям питания. И в первую очередь это происходит благодаря их свойству осуществлять фотосинтез.
1. Зелёные растения в результате фотосинтеза выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов.
2. В процессе фотосинтеза растения образуют из неорганических веществ сложные органические вещества, без которых не могут жить животные, а также грибы и бактерии!
3. Все живые организмы зависят от растений. Человек питается и растительной, и животной пищей, но животная пища не может быть получена без растений. Если погибнут зелёные растения, погибнут от голода животные и люди.
4. Растения используются человеком как сырьё для разных отраслей промышленности: пищевой, текстильной, бумажной, химической и т.д.
Таким образом, невозможно переоценить роль растений в природе и жизни человека, но что же влияет на их рост и развитие!?
Так возникла тема нашего исследования – «Влияние удобрений на рост растений».
Целью представленной нами исследовательской работы является изучение влияния минеральных удобрений на рост и развитие растений.
Так же мы поставили несколько задач:
1. Научиться выполнять простейшие исследования.
2. Проанализировать воздействие минеральных удобрений (аммиачная селитра, комплексная нитроаммофоска, банан) на прорастание семян, развитие и рост растений.
3. Закрепить в условиях опыта имеющиеся знания, умения и навыки.
И сформулировали следующую гипотезу: растениям для нормального роста и развития необходимы: уход, достаточное количество воды, присутствие в почве минеральных веществ и микроэлементы
Объектом нашего исследования явились томаты – растения из семейства Пасленовых. Это ценное пищевое растение, имеющее большое значение для жизни человека.
Исследовательская работа разделяется на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части мы изучили разновидности удобрений, некоторые группы растений и обработали необходимую информацию. В практической части использовали опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых нами были сделаны соответствующие выводы.
Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, биологии, в кружковой работе, при работе на пришкольном участке и огороде.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Группы растений
Имеется множество научных классификаций растений. Но мы рассмотрели ненаучную классификацию представителей флоры. В мире существуют дикорастущие и культурные растения. Главное их отличие заключается в том, что культурные человек выращивает целенаправленно, выводит внутри видов разнообразные сорта.
Растения, которые растут сами по себе. Их можно встретить где угодно. Такие растения называются дикорастущими. Дикорастущие растения растут без вмешательства человека, за ними никто не ухаживает, они растут там, где для них есть подходящие условия. К этим условиям они приспособились сами.
Растения, за которыми ухаживает человек, или культурные растения. Культурные растения сеет, высаживает человек и заботится о них. Культурные растения в свою очередь так же подразделяются на несколько групп:
• пищевые растения, используемые в пищу;
• кормовые растения, используемые на корм скоту;
• технические растения дают сырьё для промышленности (лён, хлопок);
• декоративные растения, которые выращивают для украшения нашей жизни.
1.2 Удобрения и их классификация
Многовековая практика применения удобрений доказала полезное воздействие их на почву, улучшение вкусовых качеств урожая и восстановление в почве среды, благоприятной для роста растений. Что же такое удобрения и какие они бывают?
Удобрения — это вещества, содержащие элементы, необходимые для питания растений или регулирования свойств почвы. По химическому составу удобрения делятся на:
Минеральные (неорганические) удобрения:
Органические и органоминеральные:
Бактериальные:
Фитогормоны;
Стимуляторы роста;
Мелиоранты и дренаж.
1.2.1. Минеральные удобрения
Минеральные удобрения представляют собой промышленные или ископаемые продукты, содержащие питательные элементы в виде солей, чаще минеральных, но иногда и органических (карбамид).
Азотные удобрения – удобрительные вещества, содержащие в качестве действующего вещества азот. Азот крайне необходим для правильного роста и развития растений, поскольку является одной из главных составляющих в их питании и участвует во всех обменных процессах.
Фосфорные удобрения – удобрительные вещества, содержащие в качестве действующего вещества фосфор. Фосфорные удобрения нужны для того, чтобы "додать" растениям недостающий фосфор, который контролирует обменные процессы и является частью ДНК и РНК. Если фосфора достаточно, растения лучше переносят кратковременные засуху и мороз.
Калийные удобрения - удобрительные вещества, содержащие в качестве действующего вещества калий. Калий позволяет продуктивнее использовать воду, усиливает передвижение веществ в растении, способствует развитию корневой системы. Плоды приобретают более яркую окраску и аромат, дольше хранятся. Он необходим в фазе активного роста, при образовании плодов, клубней, луковиц. Калий положительно влияет на устойчивость растений к засухе, низким температурам, вредителям и грибным болезням.
Комплексные удобрения - удобрительные вещества, содержащие не менее двух элементов питания. Эта группа удобрений имеет ряд преимуществ перед односоставными удобрениями.
Большая концентрация полезных элементов питания вкупе с минимальным содержанием или полным отсутствием балласта – ионов натрия, хлора и прочих.
Наличие в одной грануле всех составляющих данное удобрение питательных веществ.
Снижение расходов на их хранение, транспортировку и внесение.
Наличие сильного положительного эффекта даже в условиях недостаточного увлажнения.
Микроудобрения – удобрительные вещества, содержащие микроэлементы. Микроэлементы необходимы растениям в небольших количествах. При этом каждый из них выполняет строго определенные функции в обмене веществ, питании растений и другим элементом заменен быть не может.
1.2.2. Органические и органоминеральные удобрения
Органические удобрения – вещества растительного и животного происхождения. К органическим удобрениям относят навоз, птичий помет, компосты, торф, бурый уголь, зеленое удобрение (это зеленая масса растений, выращенных для запашки в почву в качестве удобрения) и пр. Органические удобрения, помимо того, что содержат практически все необходимые для питания растений минеральные компоненты, способствуют поддержанию и накоплению гумуса в почве, активизации микрофлоры и создают благоприятные физические условия в почве. Обработка почвы вызывает потерю органических веществ и в первую очередь гумуса вследствие их минерализации. Для того чтобы восполнить эти потери, требуется регулярно вносить в почву органические удобрения.
Органоминеральные удобрения содержат и органические и минеральные компоненты. Получают их путем смешивания.
1.2.3. Бактериальные удобрения
Бактериальные удобрения - это препараты, содержащие культуру микроорганизмов, способствующих улучшению питания растений. Питательных веществ они не содержат.
Бактериальные препараты непосредственно не служат для питания растений, а лишь способствуют развитию полезных микроорганизмов, которые влияют на питательный режим почвы.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Методика исследования
Каждый раз необычайно увлекательно наблюдать, как крошечное семечко превращаются в великолепное растение. Для того чтобы понаблюдать за влиянием удобрений на рост и развитие растений мы использовали томаты, калийные удобрения, комплексные удобрения и органические удобрения. Для проведения эксперимента мы посадили семена томата и следили за их развитием в зависимости от использования тех или иных удобрений.
Место проведения исследования: п. Болчары
Сроки проведения: январь – март 2017 года
Оборудование: семена томата, емкости для земли, вода, калийные удобрения (мочевина), комплексные удобрения (нитроаммофоска), органические удобрения (измельченная кожура банана), линейка, ручка, фотоаппарат.
2.2 Ход исследования
Для решения поставленных задач были проведены следующие опыты:
Опыт №1. Проращивание семян томата
1. Берём 3 стакана, на дно каждого кладём семена томатов и наливаем небольшое количество воды.
2. Через три дня смотрим результат.
3. Результат опыта доказывает, что для прорастания семян необходимы воздух и умеренное количество воды.
Опыт №2. Влияние удобрений на рост и развитие томата
Проросшие семена томатов и сухие были посажены в 4 горшка и были заданы следующие условия:
Горшок №1- поливаем обычной водой
Горшок №2- поливаем водой с добавлением мочевины 1 раз в 2 недели.
Горшок №3- поливаем водой с добавлением комплексного удобрения нитроаммофоски 1 раз в две недели.
Горшок №4 - в почву при посадке добавили измельченную кожуру банана и поливали отстоявшейся водой.
Каждую пятницу (1 раз в неделю) производим измерение роста побегов
Результаты наблюдения заносим в таблицу:
Объект исследования | Дата |
20.01 | 27.01 | 3.02 | 10.02 | 17.02 | 24.02 | 3.03 | 10.03 | 17.03 |
Горшок №1 | 1.7 см | 1.9 см | 2.4 см | 3.0 см | 3.9 см | 4.7 см | 5.8 см | 7.1 см | 8.0 см |
Горшок №2 | 1.7 см | 2.2 см | 3.1 см | 4.2 см | 5.2 см | 6.1 см | 7.4 см | 8.5 см | 9.7 см |
Горшок №3 | 1.8 см | 2.2 см | 3.3 см | 4.5 см | 5.3 см | 6.4 см | 7.7 см | 8.9 см | 10.1 |
Горшок №4 | 1.8 см | 2.3 см | 3.2 см | 4.3 см | 5.2 см | 6.2 см | 7.5 см | 8.6 см | 9.8 см |
2.3 Выводы
1. Наблюдения показали, что рост растений с 20 января по 17 февраля происходил медленно, в связи с сезонными условиями жизни.
2. С 24 февраля по март рост растений усилился, в связи с обилием света, увеличением длины дня, повышением температуры.
3. В горшке №1, где полив осуществлялся обычной водой рост растения, отставал от остальных, что связано с недостатком минеральных веществ.
4. В горшке №2, где полив производился водой с добавлением мочевины рост растения, был ниже, чем при использовании комплексного удобрения, что доказывает недостаточное количество минеральных веществ.
5. В горшке №3, где полив осуществлялся водой с добавлением комплексного удобрения нитроаммофоски рост растения, был максимальный по сравнению с другими объектами исследования.
6. В Горшке №4, где в почву добавили кожуру банана рост растения, оказался ниже, чем при использовании комплексного удобрения, но выше чем при исследовании томатов поливаемых с использованием мочевины. Натуральное растительное удобрение усваивается растениями лучше, чем полученное в результате химического производства.
Заключение
В результате исследований я:
1) Научился выполнять простейшие опыты.
2) Проанализировал воздействие внешних факторов (свет, тепло, влага, воздух, минеральные вещества) на прорастание семян, на рост и развитие растений.
3) Закрепил имеющиеся знания, умения и навыки в условиях опыта.
Значение растений для жизнедеятельности человека велико, поэтому очень важно, чтобы урожаи культурных растений были стабильно высокими.
Список литературы и интернет-ресурс:
1. Серебрякова Т.И., Еленевская А.Г.,Гуленкова М.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. [Текст]/ Серебрякова Т.И., Еленевская А.Г./ М.: Дрофа.-2009, С.256
2. Багрова Л.А. Я познаю мир (растения). Детская энциклопедия. [Текст]/ Багрова Л.А./М.: АСТ : Люкс,- 2005, С 367.
3. Сергеев Б.Ф. Япознаю мир: Детская энциклопедия. [Текст]/ Сергеев Б.Ф./- М.: ООО Издательство АСТ 2004 г.
4. Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей. [Текст]/ Ликум А./М.: Махаон, 2006. С. 316
5. Материалы портала «Издательский дом «1сентября» http://portfolio.1september.ru/work.php?id=563442
6. Материалы портала «Учительский портал» http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-6729
7. Материалы портала «Сеть творческих учителей» (учителя И.В.Егоровой)
8. CD – диск Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире