НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
В ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Проект «Волшебные ладошки» предполагает совмещение коррекции имеющихся у детей нарушений речи с совершенствованием изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционные техники рисования.
Целью является развитие у детей коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей в процессе комментированного рисования.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
Изучить специальную научно-методическую литературу по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей;
Создать педагогические условия для развития речи у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук;
Развивать творческое воображение.
Ладошка - первый и самый удобный инструмент, которым ребенок может начать свое художественное творчество.
Это очень увлекательное занятие, которое дарит ребенку новые ощущения, развивает мелкую моторику рук, дает возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Все фигурки получаются не только яркими, но и очень личными (ведь ладошка принадлежит тебе и никому другому). И всегда дети с удовольствием подхватывают ту или иную идею.
Движения руки стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию.
У леворуких детей такое рисование способствует развитию правой руки. Изобразительная деятельность способствует эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности, развивает фантазию, пространственное и образное мышление.
Этапы реализации проекта
Организационный этап (январь 2017 г.)
Мероприятия
Выбор темы проекта и его разработка.
Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.
Подбор методического материала.
Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей.
Разработка консультаций для родителей.
Многие родители считают, что ребенок, получив бумагу, карандаши и свободу действия, сразу начнет творить шедевры. Фантазия ребенка разнообразна, да и рисование - не математика. Но у ребёнка может ничего не получится с первой попытки. Бывает сложно нарисовать задорного петушка так, чтобы он был похож именно на петушка, с ярким цветным хвостом и красным гребешком. Вот здесь без помощи взрослого просто не обойтись. Отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослому необходимо помогать ему.
Диагностический этап (январь 2017 г.)
Мероприятия
1. Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей.
Было проведено анкетирование родителей с целью приобщения родителей к совместным занятиям с детьми по рисованию, формирования у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей как в детском саду, так и дома.
По результатам анкетирования можно сказать, что дети с удовольствием рисуют дома, но чаще всего используют фломастеры. Ребенок сам выбираем тему для рисования, родители не помогают в процессе рисования.
Практический этап (февраль-март 2017 г.)
Мероприятия
Использование на логопедических занятия пальчиковой гимнастики.
Использование Су-Джок терапии.
Использование сухого бассейна.
Использование различных игр с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами.
Использование песочной терапии.
Разработки рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики.
В основе работы лежит активизация познавательных функций, развитие необходимых психических процессов, развитие мелкой моторики пальцев рук, необходимых для наиболее активного и правильного развития речи. У детей формируются навыки и умения использования нетрадиционных техник рисования. Расширяется представления о предметном окружении, формируется эмоциональное восприятие окружающего мира. Обогащается пассивный и активный словарь.
Обобщающий этап (март 2017г.)
Мероприятия
Анализ результатов эффективности системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.
Составление картотеки игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Презентация проекта по развитию мелкой моторики рук у детей.
Фотоматериалы результативности проектной деятельности.
Выставка «Волшебные ладошки»
Вывод:
Речь формируется в деятельности.
В изобразительной деятельности речь приобретает практическую направленность, а сенсорно-перцептивные возможности позволяют в полном объеме использовать её в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для детей РН, так как уровень общего развития отстает от возрастной нормы. У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, сенсорные функции развиваются у них с задержкой, отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев - всё то, что необходимо детям для овладения навыками рисования.