СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Вторая жизнь стержня шариковой ручки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект реализается в рамках урока обществознания по теме "Производство и экология". К проекту прилагается критериальная таблица для самооценки.  

Просмотр содержимого документа
«Проект "Вторая жизнь стержня шариковой ручки"»

Фрагмент урока по теме «Производство и экология»

( урок обществознания в 7 классе)


Выбранные стандарты

Цели урока

различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

Выявить влияние деятельности промышленных предприятий пгт. Сибирцево на социальную среду поселка. Определить экологические угрозы, исходящие от жизнедеятельности поселения.

 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;


Создать копилку материальных объектов, используемых школьниками, имеющих “короткую жизнь”;

оформлять заявку на изобретение, описывать изобретение формулой


на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

Дать вторую жизнь такому объекту как списанный стержень ручки. Изготовить  новый объект и продемонстрировать его вновь приобретенные функции.


Строить логические

рассуждения, включающие

установление причинно-

следственных связей.

Научиться работать с моделью «Системный оператор»









Задание 1. Создайте копилку материальных объектов, используемых школьниками, имеющих короткую жизнь. Обоснуйте выбор каждого объекта опираясь на ниже представленный пример: Конфетные фантики. Конфеты - часто употребляемый детьми продукт. Фантики цветные, красочные, их легко можно измельчить с помощью ножниц, наклеить, скатать в трубочку, покрыть лакам и т.д.

Задание 3. Вам необходимо дать вторую жизнь такому объекту как списанный стержень ручки. Создать описательную модель нового объекта и продемонстрировать его вновь приобретенные функции.





Паспорт проекта «Вторая жизнь стержня шариковой ручки»

План

Содержание

Настоящее объекта (описать объект)





Прошлое объекта (для чего был изготовлен и что представлял собой)


Будущее объекта (Что с ним будет, если ему не дать вторую жизнь)


Система. Ассоциации, свойства, действия. (На что похож, какими свойствами обладает, что с ним можно делать)


Подсистемы. Ассоциации, свойства, действия.





Много объектов. Ассоциации, свойства, действия.





Место. Копилка возможных мест использования


Идеи




Модель






По завершению работы над проектом учащиеся заполняют форму самооценивания.

Форма оценивания работы с системным оператором при выполнении проекта «Вторая жизнь вещей»

критерии

4

3

2

1

Описание объекта в модели «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР»

Объект описан с указанием всех составляющих его настоящего, прошлого и будущего, с перечислением хотя бы одного свойства каждой указанной части во всех временных рамках

Объект описан с указанием большей части составляющих его настоящего, прошлого и будущего, представлено хотя бы одно свойство всех указанных частей во всех временных рамках

Указаны некоторые части объекта, представлены свойства некоторых частей во всех временных рамках

Представлены только части объекта во всех временных рамках, нет характеристики их свойств

Описание системы на основе ассоциаций, свойств и действий

Представлен широкий ассоциативный ряд, рассматриваются разноплановые действия, которые можно осуществить с объектом, описываются все соответствующие им свойства объекта.

Представлено несколько ассоциаций. Рассматриваются отдельные действия, которые можно осуществить с объектом, описываются все соответствующие им свойства объекта.

Представлено две - три ассоциации. Указано два-три действия, которые можно осуществить с объектом, и свойства объекта связанные с этими действиями

Представлена одна ассоциация.

Указано одно-два действия, которые можно осуществить с объектом, но нет характеристики свойств объекта соответствующих этим действиям

Описание подсистемы на основе ассоциаций, свойств и действий

Представлен широкий ассоциативный ряд, рассматриваются разноплановые действия, которые можно осуществить с каждой частью объекта, описываются все соответствующие им свойства объекта.

Представлено несколько ассоциаций. Рассматриваются отдельные действия, которые можно осуществить с каждой частью объекта , описываются все соответствующие им свойства объекта.

Представлено две - три ассоциации. Указано два-три действия, которые можно осуществить с каждой частью объекта, и свойства объекта связанные с этими действиями

Представлена одна ассоциация.

Указано одно-два действия, которые можно осуществить с каждой частью объекта, но нет характеристики свойств объекта соответствующих этим действиям

Описание множества объектов на основе ассоциаций, свойств и действий

Представлен широкий ассоциативный ряд, рассматриваются разноплановые действия, которые можно осуществить с множеством объектов, описываются все соответствующие им свойства объекта.

Представлено несколько ассоциаций. Рассматриваются отдельные действия, которые можно осуществить с множеством объектов, описываются все соответствующие им свойства объекта.

Представлено две - три ассоциации. Указано два-три действия, которые можно осуществить с множеством объектов, и свойства объекта связанные с этими действиями

Представлена одна ассоциация.

Указано одно-два действия, которые можно осуществить с множеством объектов, но нет характеристики свойств объекта соответствующих этим действиям



Пример выполнения проекта «Вторая жизнь вещей»

1. Цель – дать вторую жизнь такому объекту как списанный стержень ручки. Изготовить новый объект и продемонстрировать его вновь приобретенные функции.

2. СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР Настоящее объекта. Пустой стержень от шариковой ручки. Представляет собой тонкую пластиковую трубочки с металлическим наконечником. В наконечнике присутствует шарик из керамики или металлического сплава.

Прошлое объекта. Объект был изготовлен для того, что бы оставлять след на писчей бумаги. Пластиковая трубочка была заполнена чернильной пастой.

Будущее объекта. Если объекту не найти вторую жизнь, он вместе с мусором будет доставлен на свалку или просто окажется выброшенным на поверхность земли. Пластик не разлагается, и будет долго засорять окружающую среду.

3. СИСТЕМА. АССОЦИАЦИИ, СВОЙСТВАИ ДЕЙСТВИЯ. Объект похож на змею, стрелку, стебель, обруч (когда скреплен наконечником с другой стороной). Объект легко делится на части (можно изъять наконечник), гибкий.

Он гнется, можно заполнить жидкостью, можно связать с другими подобными объектами, с помощью наконечника можно скреплять с такими же объектами, может проникнуть в труднопроходимые места..

4. ПОДСИСТЕМА. АССОЦИАЦИИ, ДЕЙСТВИЯ, СВОЙСТВА. Одна часть объекта похожа на: проводок, трубу, бревно, шланг; вторая на кеглю, башню, гвоздь. Большая часть тонкая, значительно превышающая меньшую часть по размеру, гнется, прозрачная, полая, гладкая, однородная по форме. Меньшая с металлическим блеском, очень маленькая, разная по форме. Через большую часть можно пропустить жидкость, можно изменить цвет ее поверхности, уменьшить или увеличить длину, ( с уменьшением длины, уменьшается и гибкость), он может быть преградой для перемещения других более мелких объектов, может обозначить рамки другого объекта. Меньшая часть может приклеиться к магниту, может быть соединяющим приспособлением.

5. МНОГО ОБЪЕКТОВ. АССОЦИАЦИИ, ДЕЙСТВИЯ, СВОЙСТВА. Множество объектов похожи на: много штекерное соединяющее устройство, змей – Горыныча с тремя головами, спички, зубья расчески, грабли, тампонные палочки, счетные палочки, Надсистема похожа на: вязанку дров, забор, трубопровод, строительный материал, если мелко нарезать то на бисер; иголки ежика. Если объект множить в объеме, он становится менее гибким, если множить в длину - он по-прежнему будет гибким.

6. МЕСТА. Копилка возможных мест использования: дом, школа.

Дом - комнаты – интерьер. Дом – дети – детские игрушки. Дом – технические приспособления – инструменты. Дом – дети – уголок школьника – приспособления для школьных вещей.

Школа – уроки – урок технологии – средства для поделок. Школа – урок математики, химии, физики – наглядные пособия.

7. Идеи. Рамочка для картины, игольница, поделки – ежик, расческа для куклы, домик, материал для плетения феничек, ножка для цветка или флажка, каркасные приспособления, используемые при шитье изделий.

8. МОДЕЛЬ. Можно сделать поделку – ежик и использовать ее в качестве игольницы, но надо решить вновь возникшую задачу - из какого материала выполнить туловище ежика? Материал должен быть сначала мягким, что бы в него можно было воткнуть стержневые наконечники, а потом он должен затвердеть В качестве материала можно использовать белую глину, соленое тесто. После затвердения на торчащие наконечники надеваются нарезанные трубочки – они же есть подставки для иголок. Возникает новая задача - какой высоты должны быть подставки? Иголка должна быть легко доставаема из подставки и в то же время не выпадать из нее.