муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №82 комбинированного вида»

Воспитатель:
Чемезова О.М.
Высшая кв. категория

Каменск – Уральский
Актуальность проекта
«Детство ~ важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло
детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
Сухомлинский В. А.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Оно занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.
Актуальным для современного педагогического процесса является положение о том, что семья – тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим обеспечить полноценное развитие личности детей, то проблемы должны решаться в тесной взаимосвязи: детский сад - семья. Чем качественнее и активнее организовано взаимодействие, тем больше шансов обеспечить успешное и полноценное развитие и воспитание детей.
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения строится с учетом того, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность, обеспечивать психолого – педагогическую поддержку семьи.
Эта идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в Законе «Об образовании» (2013) - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", «Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155).
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является такое взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Использование технологии фасилитации. позволило организовать взаимодействие, при котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.
Фасилитация (производное от анг. глагола facilitate) – облегчать, помогать, способствовать. Педагог выступает в роли фасилитатора, тренера или ведущего серии встреч. Фасилитатор не применяет свои схемы действия, не использует свой стереотип восприятия, не излагает свой взгляд на проблему и не предлагает свой способ решения.
Меняется позиция педагога, его мышление. Педагог – фасилитатор демонстрирует способность инициировать продуктивную деятельность группы, поддерживая необходимый настрой, создавая комфортный микроклимат, вдохновляя участников на принятие непротиворечивых решений.
Цель фасилитации: помощь родителям в освоении навыков интерактивного общения и различных моделей поведения путем получения знаний по вопросам воспитания и обучения детей.
Задачи фасилитации – разрешение сложных или конфликтных ситуаций, решение конкретных вопросов: анализ проблем, поиск решений, обсуждение совместных мероприятий; обмен опытом; выработка общего мнения; формирование умений, навыков; создание условия для диалога; группового сплочения; изменения психологической атмосферы.
Продукт фасилитации – это организационные решения и предложения, зафиксированные в протоколе собрания, которые повлекут за собой те или иные изменения, как организационного характера, так и воспитательного.
Родители оказываются вовлеченными в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка по принципу партнерства, диалога. Положительной стороной является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Меняется позиция родителей: они не просто слушатели докладов и лекций, хотят научиться и применять знания на практике, становятся заинтересованными лицами.
Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Как и любая другая деятельность, предполагающая результативность и эффективность, должна носить плановый системный характер. С этой целью нами был разработан долгосрочный проект «Тропинки детства».
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка.
Гипотеза:
применение технологии фасилитации во взаимодействиях с родителями позволит создать образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.
Цель проекта:
установление эффективного и целенаправленного взаимодействия детского сада и семьи, позволяющее внедрить в образовательный процесс активные методы обучения.
Задачи проекта:
Вовлечь семьи детей в единое образовательное пространство;
Повысить компетентность родителей, используя активные методы обучения;
Способствовать развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
Объединить усилия для развития и воспитания детей;
Установить доверительные детско-родительские отношения.
Участники проекта:
дети младшего дошкольного возраста,
воспитатели,
родители воспитанников,
музыкальный руководитель,
учитель – логопед,
фельдшер
Сроки реализации проекта: учебный год
Принципы работы с родителями:
Целенаправленность, систематичность;
Дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи;
Возрастной характер работы с родителями;
Доброжелательность, открытость;
Динамичность;
Сотрудничество
Этапы работы над проектом:
Этапы проекта. Задачи | Содержание | Сроки |
I этап – информационный Цель: Сбор и анализ информации, оптимизация проектирования | Подбор и изучение литературы по вопросам применения технологии фасилитации во взаимодействии с родителями Изучение контингента родителей, формирование банка данных. | Июль |
II этап - организационный Цель: создание условий организации деятельности | 1. Составление перспективного плана взаимодействия. 2. Разработка цикла мероприятий в рамках проектной деятельности. 3. Согласно задачам и содержанию определение активных методов обучения. 4. Подготовка консультативного материала для родителей. 5. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности. | Август – сентябрь |
III этап - практический Цель: обеспечение качества деятельности в реализации активных методов обучения | Использование технологии для повышения качества взаимодействия с родителями. Совершенствование взаимодействия всех участников образовательного процесса. | Сентябрь - май |
VI этап – заключительный Цель: анализ эффективности деятельности | Анализ результатов деятельности. (анализ эффективности используемой технологии) Представление материалов проекта педагогам ДОУ и городскому педагогическому сообществу. Выработка стратегии дальнейшего развития деятельности. | Май |
Ожидаемый результат проектной деятельности
Риск проекта:
Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада, участие одних и тех же семей.
Перспективы развития проекта:
Продолжение деятельности в соответствии с результатами реализации проекта: определение задач дальнейшей деятельности, направления работы с родителями, корректировка активных методов обучения с учетом интересов родителей и возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, интересов родителей
Активные методы обучения во взаимодействии с родителями:
Педагогические консультации, беседы
Совместное проведение занятий, досугов
Театральная гостиная
Дни открытых дверей
Литературный капустник
Семинары – практикумы
Клубы по интересам «Йога – клуб»
Фотожурнал
Педагогическая лаборатория
Мастер – класс
Тематические акции
Использованная литература:
Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ/ Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.
Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско – родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 218 с.
Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
Давыдова О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
Давыдова О.И., Майер А.А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.
Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт.-сост. Глебова СВ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 -111 стр.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
Майер А.А, Давыдова О.И., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2014 г, №4.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2002г.
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй – Изд. центр «Скрипторий», 2011. – 72с.
Родительские собрания/авт – сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 146 с.
Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 176 с.
Хаснутдинова С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.
Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».