СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект взаимодействия с родителями "Тропинки детства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект взаимодействия с родителями дошкольников предполагает применение технологии фасилитации на практике. Рассчитан на учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Проект взаимодействия с родителями "Тропинки детства"»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №82 комбинированного вида»



Воспитатель:

Чемезова О.М.

Высшая кв. категория



Каменск – Уральский

Актуальность проекта


«Детство ~ важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло

детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум

и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

Сухомлинский В. А.

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Оно занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

Актуальным для современного педагогического процесса является положение о том, что семья – тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим обеспечить полноценное развитие личности детей, то проблемы должны решаться в тесной взаимосвязи: детский сад - семья. Чем качественнее и активнее организовано взаимодействие, тем больше шансов обеспечить успешное и полноценное развитие и воспитание детей.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения строится с учетом того, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность, обеспечивать психолого – педагогическую поддержку семьи.

Эта идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в Законе «Об образовании» (2013) - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", «Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155).

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равен­ство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных воз­можностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является такое взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Использование технологии фасилитации. позволило организовать взаимодействие, при котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Фасилитация (производное от анг. глагола facilitate) – облегчать, помогать, способствовать. Педагог выступает в роли фасилитатора, тренера или ведущего серии встреч. Фасилитатор не применяет свои схемы действия, не использует свой стереотип восприятия, не излагает свой взгляд на проблему и не предлагает свой способ решения.

Меняется позиция педагога, его мышление. Педагог – фасилитатор демонстрирует способность инициировать продуктивную деятельность группы, поддерживая необходимый настрой, создавая комфортный микроклимат, вдохновляя участников на принятие непротиворечивых решений.

Цель фасилитации: помощь родителям в освоении навыков интерактивного общения и различных моделей поведения путем получения знаний по вопросам воспитания и обучения детей.

Задачи фасилитации – разрешение сложных или конфликтных ситуаций, решение конкретных вопросов: анализ проблем, поиск решений, обсуждение совместных мероприятий; обмен опытом; выработка общего мнения; формирование умений, навыков; создание условия для диалога; группового сплочения; изменения психологической атмосферы.

Продукт фасилитации – это организационные решения и предложения, зафиксированные в протоколе собрания, которые повлекут за собой те или иные изменения, как организационного характера, так и воспитательного.

Родители оказываются вовлеченными в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка по принципу партнерства, диалога. Положительной стороной является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Меняется позиция родителей: они не просто слушатели докладов и лекций, хотят научиться и применять знания на практике, становятся заинтересованными лицами.

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Как и любая другая деятельность, предполагающая результативность и эффективность, должна носить плановый системный характер. С этой целью нами был разработан долгосрочный проект «Тропинки детства».

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка.

Гипотеза:

применение технологии фасилитации во взаимодействиях с родителями позволит создать образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.

Цель проекта:

установление эффективного и целенаправленного взаимодействия детского сада и семьи, позволяющее внедрить в образовательный процесс активные методы обучения.


Задачи проекта:

  1. Вовлечь семьи детей в единое образовательное пространство;

  2. Повысить компетентность родителей, используя активные методы обучения;

  3. Способствовать развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.

  4. Объединить усилия для развития и воспитания детей;

  5. Установить доверительные детско-родительские отношения.


Участники проекта:

  • дети младшего дошкольного возраста,

  • воспитатели,

  • родители воспитанников,

  • музыкальный руководитель,

  • учитель – логопед,

  • фельдшер


Сроки реализации проекта: учебный год


Принципы работы с родителями: 

  • Целенаправленность, систематичность; 

  • Дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи;

  • Возрастной характер работы с родителями;

  • Доброжелательность, открытость;

  • Динамичность;

  • Сотрудничество





Этапы работы над проектом:

Этапы проекта. Задачи

Содержание

Сроки

I этап – информационный

Цель: Сбор и анализ информации, оптимизация проектирования

  1. Подбор и изучение литературы по вопросам применения технологии фасилитации во взаимодействии с родителями

  2. Изучение контингента родителей, формирование банка данных.

Июль

II этап - организационный

Цель: создание условий организации деятельности

1.     Составление перспективного плана взаимодействия.

2. Разработка цикла мероприятий в рамках проектной деятельности.

3. Согласно задачам и содержанию определение активных методов обучения.

4. Подготовка консультативного материала для родителей.

5. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Август – сентябрь

III этап - практический

Цель: обеспечение качества деятельности в реализации активных методов обучения

  1. Использование технологии для повышения качества взаимодействия с родителями.

  2. Совершенствование взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Сентябрь -

май

VI этап – заключительный

Цель: анализ эффективности деятельности

  1. Анализ результатов деятельности.

(анализ эффективности используемой технологии)

  1. Представление материалов проекта педагогам ДОУ и городскому педагогическому сообществу.

  2. Выработка стратегии дальнейшего развития деятельности.

Май


Ожидаемый результат проектной деятельности

  • повысился уровень образовательной компетентности родителей

  • родители стали активными участниками образовательного процесса

  • установлены доверительные партнерские отношения между педагогами и семьями воспитанников

  • принятие родителями собственной ответственности за воспитание ребенка

  • сформировано позитивное представление о деятельности сотрудников детского сада





Риск проекта:

Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада, участие одних и тех же семей.



Перспективы развития проекта:

Продолжение деятельности в соответствии с результатами реализации проекта: определение задач дальнейшей деятельности, направления работы с родителями, корректировка активных методов обучения с учетом интересов родителей и возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, интересов родителей

Активные методы обучения во взаимодействии с родителями:

  • Педагогические консультации, беседы

  • Совместное проведение занятий, досугов

  • Театральная гостиная

  • Дни открытых дверей

  • Литературный капустник

  • Семинары – практикумы

  • Клубы по интересам «Йога – клуб»

  • Фотожурнал

  • Педагогическая лаборатория

  • Мастер – класс

  • Тематические акции












Использованная литература:

  1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ/ Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.

  3. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско – родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 218 с.

  4. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.

  5. Давыдова О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

  6. Давыдова О.И., Майер А.А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.

  7. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт.-сост. Глебова СВ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 -111 стр.

  8. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошколь­ника. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

  9. Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

  10. Майер А.А, Давыдова О.И., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

  11. Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2014 г, №4.

  12. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2002г.

  13. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй – Изд. центр «Скрипторий», 2011. – 72с.

  14. Родительские собрания/авт – сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 146 с.

  15. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Мето­дическое пособие для работников дошкольных образова­тельных учреждений. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 176 с.

  16. Хаснутдинова С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.

  17. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.

  18. Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».