СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Задача-комикс "Каникулы в Простоквашино" (авт. Д.Шеенкова, рук. С.Н.Смирнова)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прикладной проект по математике, продуктом которого стала задача-комикс

Просмотр содержимого документа
«текст работы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лежневская средняя общеобразовательная школа №10

(МБОУ Лежневская СОШ №10)

Адрес: 155120, Россия, Ивановская область, п. Лежнево, пл. Советская, д.15,

тел. 8(49357) 2-11-78, Эл. почта : LSchol10@yandex.ru

Сайт: https://portal.iv-edu.ru/dep/mouolegrn/legnevorn_school10/default.aspx











ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ:









ЗАДАЧА-КОМИКС

«КАНИКУЛЫ В ПРОСТОКВАШИНО»



























Выполнена ученицей

6а класса МБОУ Лежневской СОШ №10 Шеенковой Дарьей


Руководитель

учитель математики

Смирнова Светлана Николаевна













п.Лежнево

2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ







  1. Введение - 3 стр.

  2. Ход выполнения работы – 3 стр.

  3. Заключение - 7 стр.

  4. Источники информации, средства – 8 стр.

  5. Приложения №1, №2, №3













































1. Введение.

В курсе математики встречаются разные виды заданий, но наиболее сложными кажутся текстовые задачи. Хотелось бы, чтобы задачи были интересными, ведь интересная задача решается с большим азартом. А что делает задачу интересной? Сложно ли придумать интересную задачу? На эти вопросы не получится ответить, пока не попробуешь себя в роли составителя задач.


Цель работы:

Создать необычную математическую задачу, способную вызвать интерес у учеников.


Задачи:

  1. Исследовать отношение одноклассников к разным видам заданий по математике.

  2. Придумать форму задачи, придумать тему и сюжет задачи.

  3. Сконструировать задачу.

  4. Опробовать задачу, провести опрос о её качестве.


Гипотеза:

Нетрадиционно сформулированная задача интереснее для учеников, чем задача традиционно сформулированная.


Методы работы:

  1. анкетирование;

  2. анализ;

  3. моделирование;

  4. опрос.

2. Ход работы.


2.1. На первом этапе мы работали вместе с моей одноклассницей С.Грязновой. Для того, чтобы выяснить отношение одноклассников к разному виду заданий по математике нами были разработаны анкеты1, в которые мы включили вопросы о сложности разных видов заданий и предлагали выбрать из двух задач наиболее интересную. Всего было проанкетировано 40 учеников из 6а и 6б классов. Анкеты мы обработали при помощи электронной таблицы2 и получили следующие результаты:

1Приложения 1,2

2Приложение 3





а) из перечисленных пяти видов заданий по математике половина школьников наиболее трудными считает текстовые задачи:



б) наиболее интересными оказались задачи с иллюстрациями и задачи с необычными персонажами:




2.2. Поскольку я теперь знаю, какие задачи для ребят интересны, то свою задачу я решила сконструировать в форме задачи-комикса, т.к. условие задачи можно изложить в картинках.

Но перед тем, как приступить к работе я ознакомилась с правилами составления комиксов в Интернете и выяснила, что для успешной работы мне нужно будет пройти несколько этапов:

  • проработать идею, придумать образы и место действия,

  • разработать предварительный сценарий (постранично), написать текст,

  • найти необходимый материал,

  • доработать сценарий и композицию отдельных рисунков и страниц в целом (коллаж),

  • заполнить текстовые поля комикса.

Сложности начались с выбора темы задачи, потому что задачи можно составить о чём угодно. А мне хотелось, чтобы тема была актуальной. Сейчас много говорят об экономическом кризисе, импортозамещении, продовольственной безопасности, и я решила: «Пусть моя задача будет про сельское хозяйство».

Персонажами задачи я выбрала героев моего любимого мультика «Каникулы в Простоквашино».

Сюжет моего комикса я решила построить следующим образом: Дядя Фёдор, Шарик и Матроскин приезжают на каникулы в Простоквашино и решают провести их с пользой. Матроскин решает заняться производством молока и берет напрокат корову. Дядя Фёдор разводит кур и занимается реализацией яиц. Шарик печет в русской печке пироги и продаёт их на станции.

2.3. Проектирование задачи-комикса я начала с поиска интересных картинок из мультфильма в Интернете. После этого я начала делать компьютерную презентацию в стиле комикса, подбирала подходящие картинки и придумывала диалоги героев.

На некоторых слайдах я использовала технику коллажа (слайды 3,5,6,7,8,10,11). Это потребовалось там, где мне хотелось отразить мысли или мечты героев комикса и в композиции использовались два рисунка – фоновый и вспомогательный. Ту же технику я использовала, когда нужно было построить целостный слайд с размещением на нем изображений отдельных предметов или животных в случае, если подходящего изображения не удавалось найти.

При создании коллажа я пользовалась следующим алгоритмом:

  1. подбор фонового (основного) рисунка;

  2. подбор вспомогательного рисунка, его обрезка, подгонка по размеру, применение эффектов (изменение и сглаживание контуров как на слайдах 3,5,6,7; удаление фона как на слайде 8);

  3. наложение отредактированного вспомогательного рисунка на основной фоновый рисунок и наложение таблицы на основной фоновый рисунок как на слайдах 10 и 11.


Самым сложным стало придумать условие задачи, ведь она распалась в соответствии с сюжетом на три довольно самостоятельных части.

Для составления «отчета» Шарика мне понадобилось узнать у мамы рецепт пирогов.

Для работы над запиской Д. Фёдора мне нужно было прикинуть среднее количество яиц в день от 14 кур-несушек. Информацию я получила в сети Интернет. Оказалось, что яйценоскость кур очень разная, зависит от породы, продолжительности светового дня, температурного режима, режима кормления. Тогда я спросила родственников, проживающих в деревне, сколько на практике яиц в день в среднем можно получить от 14 кур летом. Полученные данные я и внесла в задачу.

Про то, что коровы летом не требуют дополнительных кормов, кроме того, что пасутся на лугу и пьют воду, и о том, сколько молока может дать одна корова я узнала у папы с мамой. Когда-то моя бабушка держала целых двух коров, а родители ей помогали.

Таким образом, были составлены части задачи, которые нужно было объединить общим вопросом. Я подумала, что ведь не все продукты герои комикса продавали, а что-то съедали и пили сами. И тогда вопрос задачи я сформулировала так: «Помоги Матроскину посчитать прибыль от каникул с учетом того, что 20% произведённой продукции ушло на личное потребление».

2.4. Для того чтобы получить странички комикса я слайды копировала и вставляла в текстовый документ, который позднее распечатала на цветном принтере и сшила в книжку.

2.5. На конечном этапе работы над проектом я сначала сама решила задачу, чтобы проверить решается ли она (все ли необходимые данные в ней указаны и понятно ли сформулирован вопрос), а потом опробовала эту задачу в своём классе. Одноклассники решали задачу с удовольствием и азартом.

Я провела опрос: попросила поднять руки тех ребят, кому задача понравилась.

Результаты опроса:

А потом я спросила тех ребят, которым задача не понравилась: «Чем вас не устроила моя задача?». Они ответили, что задача для них показалась сложной, но по форме занимательной.



3. Заключение.

Мой проект прикладной, поскольку в результате его выполнения получается материальный продукт. При работе над проектом мне пришлось привлекать знания по школьным предметам (математике) и получать информацию по сельскому хозяйству и по кулинарии. Работая над задачей, мне также пришлось много работать на компьютере, и я приобрела новые знания и умения. В результате проведенной над проектом работы мною сконструирована задача-комикс. Поставленная в работе цель достигнута, проектный продукт получен и готов к использованию. Задачу-комикс можно использовать в качестве дополнительной литературы ребятам, интересующимся математикой, в классе при проведении часов занимательной математики. В электронном виде задачу-комикс можно разместить на сервере школы, чтобы она была в открытом доступе для учеников, а книжку-комикс - в школьной библиотеке.

В ходе работы над проектом я поняла, что составление задач сложное, но интересное занятие, выяснила, что необычно сформулированные задачи для школьников интересны и увлекательны, т.е. моя гипотеза подтвердилась. Этот факт подтвердился еще и потому, что моя задача-комикс заняла первое место по России во Всероссийском математическом конкурсе «Математика в сельском хозяйстве»4.















4 Диплом победителя по ссылке file:///D:/Users/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/Downloads/37.pdf



  1. Источники информации

  1. Картинки из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» https://www.google.ru/search?q=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8B+%D0%B2+%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE&newwindow=1&safe=strict&espv=2&biw=1440&bih=794&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwji__SbrLrSAhXjJZoKHShuB4EQsAQIGQ



  1. Яйценоскость кур-несушек http://grassia.ru/yajcenoskost-kurnesushek-v-techenie-goda/

  2. Программные средства: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Microsoft Publisher.



















8