Проект «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе на лексическую тему
«Дикие животные»
Вид проекта: информационно- познавательный
Продолжительность: недельный.
Участники: логопед, воспитатели, родители, дети средней логопедической группы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие речи, физическое развитие.
Актуальность: дети с речевыми нарушениями имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте «Животные наших лесов» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детёнышах, их особенностях жизни; развить связную речь, творческие способности детей; развить самоконтроль за правильным звукопроизношением.
Цель: Уточнение и систематизация знания детей о диких животных, развитие речи детей
Задачи:
1. Обогатить и закрепить знания и представления о животных, живущих в наших лесах (волк, медведь, лиса, белка, заяц, лось, ёж).
2. Обогатить словарь признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).
3. Развитие диалогической речи.
4. Совершенствование грамматического строя речи
5. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных и пересказа сказки со зрительной опорой.
6. Совершенствовать слоговую структуру слова.
7.Формировать интерес к живой природе. Обучать детей сочувствию, сопереживанию. Воспитывать доброжелательность, инициативность.
8. Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивать говорящего.
Формы реализации проекта:
Беседа о диких животных.
Занятие «Составление описательного рассказа о животных наших лесов».
Занятие «Пересказ сказки «Заюшкина избушка»,
Занятие «Наши дикие животные»
Инсценировка сказки «Теремок»
Беседы по рассказам о животных.
Дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения, мимические упражнения
Пальчиковая гимнастика
Динамические паузы, подвижные игры
Загадки о диких животных
Стихи о диких животных
Этюды на выражения основных эмоций
Этапы проекта.
На данном этапе проекта идут постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к её изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми предложений по изучению поставленной проблемы.
Проблема.
Медвежонок потерялся в лесу. Детям предлагается помочь ему найти свою маму.
Планирование работы.
Изучение методической литературы
Подбор иллюстративного материала по теме «Животные наших лесов».
Постановка частных вопросов.
Объявление родителям о теме проекта с просьбой помочь в подборе информационного и наглядного материала.
На данном этапе проекта основным содержанием является обогащение представлений детей посредством книг, рассказывания, рассматривания иллюстраций, картин и т.д. Идёт развитие исследовательских умений детей: поиск с родителями информации, её обработка и использование в рассказывании.
На данном этапе родители активно включаются в образовательную деятельность детского сада посредством сопровождения ребенка в поисках необходимой информации в журналах, книгах, Интернете.
На этом этапе развиваются и совершенствуются детско-родительские отношения, ребенок выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях, проявляет свои индивидуальные способности, что стимулирует интерес родителей к личностным проявлениям ребёнка, к общению с ним.
Рассматривание картин из серий: П.С. Меньшикова «Дикие животные»; С.Н. Николаева, Н.Н. Мешкова «Картины из жизни диких животных».
• Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Заяц-хваста», «Теремок», «У страха глаза велики»; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»
• Подвижные игры «Заяц Егорка», «Гуси и лиса», «Узнай по голосу», «Ежик и барабан».
• Разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке», «Есть у каждого свой дом».
• Разучивание стихотворений о диких животных.
• Дидактические игры: «Угости животных», «Путаница», «Чего не хватает?», «Мамы и детеныши», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
.Речь с движением: «Как на горке снег,снег», «У белочки в избушке»
Итоговое занятие.
Предполагаемый результат.
• Дети должны знать и называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, жизненные проявления, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
• Владеть обобщающим понятием «Дикие животные».
• Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие.
• Составлять описательный рассказ о животном по образцу и данному плану.
• Связно и последовательно передавать содержание сказки с опорой на картинки.
• Уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал
Презентация проекта.
Итоговое занятие
Портфолио проекта.
Учебно-методический комплект.