«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»
Проект «Здоровое питание – основа процветания»
Мищевская Марина Геннадьевна
учитель начальных классов
2017 год
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»
Проект: «Здоровое питание – основа процветания»
« Мы живём не для того, чтобы есть, а едим
для того , чтобы жить»
Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребёнка. Я считаю, что в проектной деятельности содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирования творческой личности средствами образования. Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста – это помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, так как, на мой взгляд, в основе его лежит развитие исследовательских навыков.
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Цели:
внедрить проектную деятельность в классно-урочную и внеурочную деятельность;;
сформировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований;
формулировать проблемы и находить пути их решения;
формировать у учащихся представлений о продуктах, наносимых вред здоровью, о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного питания;
выяснить отношение учащихся к употреблению еды быстрого приготовления; доказать опасность употребления еды быстрого приготовления;
убедить других не использовать подобную пищу, а пропагандировать культуру здорового питания;
развивать умения сравнивать, сопоставлять, наблюдать, делать выводы;
воспитывать доброжелательное отношение к товарищу при работе в группах;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
Вашему вниманию я предлагаю проследить все этапы проектной деятельности на примере проекта учеников 4 класса «Здоровое питание – основа процветания»
На первом этапе перед ребятами была поставлена проблема. Им было предложено разделить продукты питания на 2 группы и объяснить свой выбор.

Внимательно изучив продукты питания, ученики пришли к выводу, что бывает еда полезная и вредная. Перед детьми встали вопросы:
- Еда быстрого приготовления - вред или польза?
- Что нужно есть, чтобы быть здоровым?
На втором этапе была выбрана группа детей, которые начали работать над проектом. Определена цель проекта, задачи, намечен план действий, запланирован готовый продукт проекта. Хочется заметить, что учащиеся в своей работе использовали различные методы исследования: наблюдения, беседы, анализ, эксперименты, сравнения, анкетирование.
Третий этап – самый важный и долгий.
Дети изучали статьи о еде быстрого приготовления и о ёе влиянии на здоровье человека, проанализировали собранную информацию. Выяснили, что правильное питание - залог здоровья, но не все это воспринимают серьёзно. За последние 100 - 150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду. Отсутствие культуры питания дома, высокий темп современной жизни приводит к тому, что человек всё чаще употребляет еду быстрого приготовления. Нужно сказать, такое питание не является ни полезным, ни правильным. С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни, потому что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Изучая эту тему, ребята смогли узнать о полезных и вредных продуктах, о том, что дети употребляют продукты быстрого приготовления в большом количестве. Этому способствует реклама и яркая упаковка, не всегда полезных, продуктов на прилавках наших магазинов.
В своей школе среди учащихся 4 классов провели анкетирование, что бы узнать, какие продукты предпочитают ребята, знают ли они, что такое вредные продукты, часто ли употребляют их в пищу, как оценивают свое здоровье. (см.приложение)
Проанализировав результаты, ребята продолжили свою работу и провели микроисследования: интервью с медицинским работником нашей школы о состоянии здоровья желудочно-кишечного тракта детей нашего класса; наблюдали за питанием своих одноклассников; проанализировали состав пачки чипсов. Благодаря серии опытов, было доказано, что чипсы очень вредны для организма. На этом же этапе была проведена серия классных часов « Разговор о правильном питании», конкурс рисунков о здоровье.
К рефлексивно – оценочному этапу относится защита проекта. Защита проекта проходила в деловой форме. Итогом работы над проектом стало вручение учащимся 4 классов памяток: « Вкусной и здоровой пище « да», химии - « нет!» (см. приложение).
Помимо защиты проектов для учащихся 4 класса было подготовлено и показано внеклассное мероприятие «Здоровье - главная ценность».
Ожидаемые результаты: работая с литературой по теме, учащиеся узнали много нового, интересного и полезного. Узнали, насколько важно, что бы в рацион человека входили полезные продукты, как влияет на наш организм вредная еда, теперь знают о возможных последствиях этой пищи. Получив результаты повторного анкетирования мы видим, что многие учащиеся изменили своё отношение к вредной пище и делают выбор в пользу здоровой пищи. Этот проект даёт нам возможность ещё раз заострить внимание учащихся на выборе здорового питания. Корректировать вредные пищевые пристрастия учащихся необходимо, так как в настоящее время наши дети употребляю продукты быстрого приготовления в большом количестве. Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия рационального питания, потребность в здоровом питании и образе жизни, умение выбирать полезные продукты, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Проект «Здоровое питание – основа процветания»
Анализ результатов первичного и повторного анкетирования.
Памятки « Вкусной и здоровой пище « да», химии - « нет!»
Сценарий внеклассного мероприятия «Здоровье –главная ценность»
Грамоты
ГБОУ НОШ пос.Заливной
Тема проекта:
«Здоровое питание – основа процветания»

Выполнили ученики 4 класса:
Иванова Карина, Шагалов Миша
Руководитель: Мищевская Марина Геннадьевна, учитель нач. классов
2017 год
Содержание
1.Введение.
2.Основная часть
Исследования питания школьников.
Анкетирование
Микроисследование №1.
«Изучение медицинских данных»
Микроисследование №2
«Наблюдение за питанием учеников на переменах»
Микроисследование №3
«Изучение пищевой ценности чипсов» ( Эксперименты)
-Повторное анкетирование
3. Заключение.
Выводы .
Литература.
Введение.
« Мы живём не для того, чтобы есть, а едим
для того , чтобы жить. »
Сократ
Актуальность: согласно статистике заболевания желудочно-кишечного тракта являются самыми распространенными в детском возрасте. Особенно часто им подвержены дети в возрасте 6-12 лет.
Гипотеза: существует прямая связь между питанием и здоровьем, если выработать у учащихся стойкие навыки правильного питания, то можно избежать заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Проблема: проблема правильного питания у учащихся, стоит на первом месте в нашем классе. У некоторых учеников выявлены заболевания желудочно-кишечного тракта.
Цель проекта: формировать у учащихся представлений;
- о продуктах, наносимых вред здоровью,
- о продуктах, приносящих пользу организму,
- об организации правильного питания.
Задачи проекта:
- выяснить отношение учащихся к употреблению еды быстрого приготовления ;
- доказать опасность употребления еды быстрого приготовления;
- убедить других не использовать подобную пищу, а пропагандировать культуру здорового питания;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
Вопросы проекта:
Еда быстрого приготовления - вред или польза?
Что нужно есть, чтобы быть здоровым?
Аннотация: Правильное питание- залог здоровья, но не все это воспринимают серьёзно.
За последние 100 - 150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду. Отсутствие культуры питания дома, высокий темп современной жизни приводит к тому, что человек всё чаще употребляет еду быстрого приготовления. Нужно сказать, такое питание не является ни полезным, ни правильным.
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни, потому что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Изучая эту тему, мы смогли узнать о полезных и вредных продуктах, о том, что дети употребляют продукты быстрого приготовления в большом количестве. Этому способствует реклама на ТV и яркая упаковка, не всегда полезных, продуктов на прилавках наших магазинов.
Наше исследование началось с формулирования основополагающего вопроса. «Еда быстрого приготовления - Вкусно или полезно?» или «Живем, чтобы есть, или едим, чтобы жить?», на который нельзя ответить однозначно. Поэтому думаем продолжить изучение проблемы правильного питания и дальше.
Объект и предмет исследования: исследовалась еда быстрого приготовления: хот-доги, гамбургеры, сухарики, чипсы, сладкие газированные напитки и т.д. и их влияние на организм школьника.
Основная часть.
Методы исследований:
- наблюдения
- беседы
- анализ
- эксперименты
- сравнения
- анкетирование
Анкета для детей:
1.Любите ли вы чипсы, шоколад, лимонад? Часто ли вы их едите?
А) Люблю, ем часто - ___учеников
Б) Люблю, но ем редко – ___ ученика
Б) не люблю - ____ учеников
2. Знаешь ли ты что-нибудь о вредной еде?
А) не знаю - ___ учеников
Б) знаю - ___ учеников
3. Что бы ты выбрал – чипсы и газировку или фрукты?
А) чипсы и газировку - ___учеников
Б) фрукты - ___учеников
4. Как ты думаешь – ты здоров?
А) да - ___учеников
Б) да, но к концу дня чувствую усталость - ___ ученика
В) нет - ___ учеников
Микроисследование №1.
«Сбор данных о состоянии ЖКТ учащихся 4 класса у медицинского работника»
Микроисследование №2.
«Наблюдение за тем, что едят ученики нашего класса на переменах»
| Третья перемена |
Правильное питание | Пирожок, булочка , чай - ___ чел. | Горячий завтрак - ___ чел. |
Неправильное питание | Чипсы, сухарики, газированная вода - ___ чел. | |
Мы наблюдали в течение одного дня, что едят дети на третьей перемене. Многие дети выходят утром из дома не позавтракав, а по дороге в школу покупают приглянувшиеся им продукты( чипсы, сухарики, хот-доги). А потом жалуются на плохое самочувствие, боли в животе. А в завершении обращаются за помощью к медсестре.
Вывод: Значит действительно эти продукты наносят вред организму.
Микроисследование №3 .
«Изучение пищевой ценности чипсов, съеденных учениками»
Для того, чтобы узнать что представляют собой чипсы с точки зрения пищевой ценности, мы изучили показатели с упаковки средней пачки чипсов весом 90г и сравнили их с суточной нормой для подрастающего организма. Вот что получилось:
| | Суточная норма для детей 7 – 10 С | % от суточной нормы |
Жиры | 30 г | 79 г | 37,9 % |
Белки | 6,5 г | 77 г | 8,4 % |
Углеводы | 53 г | 335 г | 15,8 % |
Соль | 1 г | 4 г | 20 % |
Калорийность | 550 ккал | 2350 ккал | 23,4 % |
Цифры говорят сами за себя, но более красноречивы факты и для того, чтобы подтвердить или опровергнуть наличие в чипсах тех или иных веществ, мы провели экспериментальное исследование содержимого пачки.
ОПЫТ 1, в котором мы разминали чипсы внутри чистой салфетки и на месте нажима увидели большое жирное пятно , подтвердил, что чипсы содержат большое количество жира.
ОПЫТ 2, в котором мы капали на чипсы 3%-ым раствором йода, и через несколько секунд появлялось тёмно-синее пятно (фото 2), выдаёт присутствие крахмала, остатки которого во рту в течение двух часов преобразуется в глюкозу - идеальную питательную среду для кариесных бактерий.При поджигании ломтика чипсов в ОПЫТе 3 мы отметили появление едкого запаха пластмассы, что говорит о присутствии опасного канцерогена, который считается ядом для нашего организма, поражающим главным образом нервную систему, печень и почки. В пластике его запах ярко выражен, а в чипсах он завуалирован с помощью ароматизаторов. Учёные считают, что предельный уровень этого вещества составляет 1 микрограмм в день, для того чтобы пограничный объём вредных веществ оказался в организме человека, достаточно съесть полграмма картофельных чипсов в день. Значит, даже в самой маленькой пачке (28 г.) безопасная доза превышается в 56 раз.
Заключение.
Также в классе мы провели серию классных часов « Разговор о правильном питании»
«Что мы едим?»
« О пользе витаминов»
« Береги здоровье смолоду!»
«Наше здоровье в наших руках»
Провели конкурс рисунков « Здоровье свыше нам дано, учитесь все беречь его!»
Все рисунки были тщательно продуманы, выполнены аккуратно. Победителем в конкурсе рисунков стала Гайсина Диана.
Раздали памятки учащимся 2 и 4 классам : « Вкусной и здоровой пище « да», химии - « нет!»
Чтобы быть всегда здоровым
Надо кушать помидоры.
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу утром, суп в обед.
А на ужин- винегрет.
Убери из рациона - чипсы, сухари и колу.
И здоровы будут глазки,
Головной твой мозг в порядке,
Также тело и душа
Будет вечно молода!
Анкета для детей:
1.Любите ли вы чипсы, шоколад, лимонад? Часто ли вы их едите?
А) Люблю, ем часто - учеников
Б) Люблю, но ем редко – учеников
Б) не люблю - учеников
2. Знаешь ли ты что-нибудь о вредной еде?
А) не знаю - учеников
Б) знаю - учеников
3. Что бы ты выбрал – чипсы и газировку или фрукты?
А) чипсы и газировку - учеников
Б) фрукты - учеников
4. Как ты думаешь – ты здоров?
А) да - учеников
Б) да, но к концу дня чувствую усталость - ученика
В) нет - учеников
Выводы.
Результаты нашего исследования показали, что еда быстрого приготовления негативно влияет на подрастающий организм.
Наши исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, правильное питание является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья.
Мы говорим «НЕТ» - еде быстрого приготовления. Мы - за здоровое питание!!!
Анализ результатов первичного анкетирования
Анкета для детей:
1.Любите ли вы чипсы, шоколад, лимонад? Часто ли вы их едите?
А) Люблю, ем часто
Б) Люблю, но ем редко
Б) не люблю
2. Знаешь ли ты что-нибудь о вредной еде?
А) не знаю
Б) знаю
3. Что бы ты выбрал – чипсы и газировку или фрукты?
А) чипсы и газировку
Б) фрукты
4. Как ты думаешь – ты здоров?
А) да
Б) да, но к концу дня чувствую усталость
В) нет
Анализ результатов повторного анкетирования
Анкета для детей:
1.Любите ли вы чипсы, шоколад, лимонад? Часто ли вы их едите?
А) Люблю, ем часто
Б) Люблю, но ем редко
Б) не люблю
2. Знаешь ли ты что-нибудь о вредной еде?
А) не знаю
Б) знаю
3. Что бы ты выбрал – чипсы и газировку или фрукты?
А) чипсы и газировку
Б) фрукты
4. Как ты думаешь – ты здоров?
А) да
Б) да, но к концу дня чувствую усталость
В) нет
Сценарий мероприятия: «Здоровье- главная ценность»
Цель: закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.
Задачи:
1) Формировать у детей установки на здоровый образ жизни.
2) Способствовать формированию ответственного и бережного отношения к своему здоровью.
3) Прививать практические навыки здорового образа жизни
Ведущий 1: Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья вам да радости желаем,
Давно мы вас ждём-поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Не бойтесь, дети дождя и стужи, Почаще приходите на стадион,
Кто с детских лет со здоровьем дружит
- Всегда красив и ловок и силён!
Ведущий 2:
Здоровье - главное ценность в жизни человека. Все мы хотим быть здоровыми. Никому не хочется болеть, лежать в постели, глотать таблетки, чувствовать боль. А для того, чтобы не болеть, каждый человек должен хорошо знать себя, свой организм. Знать, что полезно твоему организму, а что вредно. Знать, как правильно питаться, вести здоровый образ жизни. В этом нам помогают книги, из книг мы получаем знания обо всём на свете, в том числе и о здоровье.
Ведущий 1:Сегодня я приглашаю вас отправиться в страну Здоровья, где нас ждёт много интересного и конечно полезного. Наша земля всегда была богата сильными и здоровыми людьми. И сегодня мы тоже покажем себя, подтвердим известную пословицу: "В здоровом теле - здоровый дух". Мы с вами собрались, чтобы вспомнить, обсудить и закрепить правила, полезные для нашего здоровья.
Ведущий 2:Ребята, поднимите руки те, кто ведет здоровый образ жизни. Все!? Сейчас мы это проверим. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Я задаю вам вопросы, а вы хором отвечаете ДА или НЕТ. - Регулярно чистить зубы? - Побольше смотреть телевизор? - Соблюдать режим дня? - Делать зарядку по утрам? - Кушать много сладкого? - Гулять на свежем воздухе? - Кушать овощи и фрукты? - Мыть руки перед едой? - Пить с товарищем из одного стакана? - Заниматься спортом? - Сидеть за партой ровно? Я вам верю, вы правильно ответили на все вопросы.
Ведущий 1: А сейчас приглашается …...............................со стихотворением о здоровье.
Стихотворение о здоровье
Здоровье – это ценность и богатство,
Здоровьем людям надо дорожить!
Есть правильно и спортом заниматься,
И закалятся, и с зарядкою дружить.
Чтобы любая хворь не подступила,
Чтоб билось ровно сердце, как мотор,
Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться,
Улыбкой победить любой укор.
Здоровый образ жизни – это сила!
Ведь без здоровья в жизни никуда.
Давайте вместе будем сильны и красивы
Тогда года нам будут не беда!
Ведущий 2: Чтобы быть здоровым обязательно нужно больше двигаться, заниматься спортом! Следующим номером на нашем празднике будет спортивный танец «Вставай» в исполнении учениц …
Ведущий 1: Сейчас мы с вами проведём небольшую разминку! Если наш совет хороший, Вы похлопайте в ладоши! На неправильный совет Говорите: нет, нет, нет
Ведущий 2: Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу. (хлопают)
Ведущий 1:
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет? (нет, нет, нет)
Ведущий 2:
Говорила маме Люба:
-Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Будет ваш каков ответ? Молодчина Люба? (нет, нет, нет)
Ведущий 1: Ох, неловкая Людмила На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный ответ?
Молодчина Люда? (нет, нет, нет)
Ведущий 2:
Навсегда запомните,
Милые друзья, Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши. (хлопают)
Ведущий 1:
Зубы вы почистили И идете спать.
Захватите булочку Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет? (нет, нет, нет)
Ведущий 2:
Запомните совет полезный:
Грызть нельзя предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши. (хлопают)
Оба ведущих: Молодцы же вы, ребятки, Будет все у вас в порядке!
Ведущий 1: на сцену приглашаются девочки с песней о здоровом образе жизни. О здоровом образе жизни
Ведущий 2:
Все, конечно знают, чтобы быть здоровым, надо правильно питаться. И к нам в гости пришли витаминки. Они вам и расскажут о полезном питании. (Дети читают стихи )
Витамин А Помни истину простую – Лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую Или сок морковный пьет.
Витамин В
Очень важно спозаранку.
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Витамин С
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Витамин Д
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный — надо пить
Он спасает от болезней,
Без болезней — лучше жить!
Ведущий 1: для здоровья очень важно заниматься спортом и делать зарядку, поэтому коллектив 4 «В» класса ни минуты не сидит без движения. И сейчас вашему вниманию представляется танец «Недетское время»
(Голос за сценой) - дети во время этого выходят на сцену
Мы живём в прекрасном веке,
Нам с тобою повезло,
В 21 –е столетье Нам с тобою жить дано.
Мы мечтаем о хорошем,
И хотим мы, чтобы все
Не болели и прожили
Очень долго на Земле!
(Дети говорят) –
Жизнь – это благо!
Это дар, который даётся человеку лишь однажды.
- И от нас самих зависит, каким содержанием наполним мы свою жизнь.
- Здорово, когда человек стремится к исполнению своей мечты!
- Здорово, когда светит солнце и щебечут птицы!
- Здорово, когда у тебя есть настоящие друзья и когда тебя любят и ждут дома!
- Здорово, когда тебя окружают счастливые и здоровые люди! - Здорово, когда в твоей душе горит огонь добра и веры в лучшее!
- Пусть искорки от этого огня зажгут в сердце каждого человека веру в то, что 21 век будет веком процветания, счастья, мира, согласия.
- Веком здоровой жизни! (все вместе)
(Песня на мотив «Надежды»)
Тема очень важная одна
Собрала нас вместе в этом зале,
На борьбу и школа, и семья
За здоровый образ жизни встали.
Говорим наркотикам мы «НЕТ!»,
И куренью, и алкоголизму,
Сколько принесли они нам бед,
Сколько молодых украли жизней!
Припев:
Здоровье! Важней его нет,
Ведь знают об этом и дети.
Пусть вспыхнет негаснущий свет
Здоровья на нашей планете!