СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Женский мордовский костюм

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект Женский костюм мордвы, по материалам этнографической экспедиции

Просмотр содержимого документа
«Проект Женский мордовский костюм»

Введение

Россия является многонациональным поликультурным государством. В Российской Федерации помимо русских, составляющих более 80 процентов населения, проживает еще около 180 других народов. В историческом плане доминирует русская культура, основанная на русском языке, однако немалую роль в развитии культуры России, также играют и культуры относительно крупных региональных народностей России, таких как татары, башкиры, калмыки и другие. Изучая географию населения России, я впервые услышала о мордовском народе, живущем в Поволжье.

Мордва – третий по величине народ финно-угорской языковой семьи и один из крупных народов Среднего Поволжья. Численность мордвы в Российской Федерации составляет более восьмисот тысяч человек. Мордовская нация неоднородна и состоит из двух субэтносов – эрзянского и мокшанского. Основным регионом формирования мордовского народа являлось Окско-Сурское междуречье. Обращение к традиционному мордовскому костюму представляет для меня существенный интерес. Я выяснила, что мои одноклассницы Ольга и Елена имеют мордовские корни, их дедушка- мордвин, много рассказывал им о мокшанской культуре. Это обстоятельство очень мне помогло в работе над этим проектом. Так у меня появился интерес к культуре этого самобытного этноса, у которого вот уже 1000- летняя общая история с другими народами России.

В разных районах одежда мордвы имеет отличительные особенности, подчеркивающие ее неповторимость, самобытность. Знакомство с народным костюмом позволяет обогатить знания каждого, кто интересуется историей и традиционной культурой, не только составить полную картину многообразия типов национальной одежды, но и узнать принципы мировоззрения, вкусы и нравы, психологию народа, который живет по соседству. Целью исследования является изучение некоторых элементов юго-западного комплекса женского костюма мордвы-мокши, собранных во время поездки по селам Мордовии.

Задачи исследования:

1. Изучение и анализ теоретического материала о народном костюме мордвы-мокши.

2. Сравнительное изучение женского и девичьего мордовских костюмов.

3. Изучение особенностей мокшанской вышивки.

Выражаю надежду, что эта работа заставит многих задуматься о том, что утрата этих памятников культуры недопустима. Современная эпоха обуславливает пристальный интерес общественности к проблемам сохранения и дальнейшего развития национально-культурного своеобразия, исторических традиций народов. Знание и уважение национальных особенностей культуры актуальны сегодня – в период укрепления государственности.Уверена, что каждый человек должен интересоваться культурой не только своего народа, но и стремиться познавать культуры других народов, представители которых живут рядом.



































Женский костюм мордвы-мокши

«Народная одежда (по В.И. Далю – «одёжа, одежь, все, чем человек одекается, платье, облаченье, окрута») – это не только драгоценное наследие нашей вековой самобытной культуры, но и прекрасное, наполненное светом и яркими красками, неповторимое произведение прикладного искусства. Была она, как сообщается в одном из изданий начала ХХ столетия, «вся домотканая, своего изготовления», украшалась вышивкой, выделяясь разноцветьем, узорным тканьем.

Общее описание костюма.

На протяжении столетий вплоть до начала ХХ века география расселения определяла состав предметов, входивших в комплекс одежды. Сформированный в центральной полосе европейской части России, национальный костюм мордвы включал нательную и легкую верхнюю одежду, набор теплой межсезонной одежды и зимней одежды. Составной частью костюма были самобытные головные уборы, съемные детали и украшения, обувь. Костюм любого народа является свидетельством истории его формирования и развития, а также тесно связан с природой территории его обитания.

Из поездки в Мордовию мои одноклассницы привезли для меня очень интересный материал: фотографии национальной одежды, в том числе и фото из семейного архива, видеозаписи бесед со старожилами и даже рубаху, лапти и платок.

Из рассказовмокшанкиНалдеевой А.Е., 1923 г.р. следует, что многослойность мордовского национального костюма была показателем перехода носителя в очередную возрастную категорию. В детстве костюм девочки включал лишь рубаху и пояс, в пору юношества показателем зрелости, совершеннолетия для эрзянских девушек было одевание пышного набедренного украшения «пулай», а для мокшанок – нижней набедренной детали, портков «понкст».

Юго-западный комплекс мокшанского костюма выделяется среди прочих мордовских костюмов, и практически не одна существенная деталь из входящих в эту группу одежды не может быть переадресована другому ареалу.( Приложение 1) Главным элементом ансамбля была рубаха из хорошо отбеленного льняного холста, которая носила название щам и до середины ХХ века сохраняла виды по принадлежности к возрастной категории. Праздничная рубаха для девочек-подростков обычно украшалась рядами тканых красных полос по подолу, имела нарядные рукава из фабричной ткани. Девушки на выданье носили рубаху мокшанского покроя с широкой вышивкой на плечах, узкими стебельчатыми стежками по стану, графичным набором или росписью по подолу. Данную рубаху отличала плотная многоцветная вышивка из двух треугольников на подоле сзади (циень-пильге) (Приложение 2) Свои женские и девичий щамы любезно подарила нам Налдеева А.Е.

В одежде замужней женщины репродуктивного возраста треугольники отсутствовали, всю вышивку на рубахе выполняли черными или темно-синими нитями. Акцент делался на ширине продольных полос, цвет которых усиливали, пропитывая синькой. На одежде пожилых женщин, в целом вышитой скромно, вновь появлялась вышивка треугольников на подоле, но меньшего размера и с просветами холста между фигурами орнамента.

Щам шили из трех полотнищ холста: перед и спинку составляло полотнище, перегнутое поперек, а бока делались из двух более коротких полотнищ. Рукава пришивались к центральному холсту, были прямыми и достигали кистей рук. Рубахи данной группы были очень длинными. При ношении подол приподнимали до середины голени, спереди закладывали встречную складку так, что полотнища рубахи имитировали распашную одежду. Тип данного покроя имел широкое распространение в одежде народов Поволжья.

Под рубаху мокшанки надевали штаны длиной до щиколоток. Они также шились из белого холста и оторачивались внизу кумачом или красной тканой полоской.

Безрукавки носили поверх рубахи. Их шили из фабричной ткани черного цвета, длинной несколько выше колен. Покрой был в талию с большим количеством оборок сзади. Шейный вырез был круглым, его оторачивали кумачом.

В начале ХХ века в моду вошел жакет с рукавами, называемый по-русски курточкой. Полы, концы рукавов, отвороты воротника и планки карманов, отрезная спинка украшались разноцветными бейками. По количеству полосок, нашитых на одежду, местные мокшанки определяли, из какого села наряд. Обычно курточку шили из черного или темно-синего сатина, но самым популярным считался жакет, выполненный из кубовой ткани. (Приложение 3) Как и у других народов, у мордвы различались головные уборы девушек и молодых женщин. Головные уборы замужних женщин должны были полностью скрывать волосы. Их существовало несколько видов. В замужестве молодая и в первый год после свадьбы носила головной убор, называемый золотной (златный), состоящий из нарядных налобных лент, либо украшала налобную часть его нашивками из жетонов, цепочек, блесток, скрывая вышивку. ( Приложение 4)

После рождения первенца женщины снимали часть покрывающих деталей с головного убора, а после 35-40 лет носила просто оформленный головной убор. Сложные головные уборы типа сороки бытовали на всей территории расселения мордвы. Сорока представляла собой чепец из холста. Ее украшали вышивкой, бисером, позументом. Под сороку надевали чехлик или волосник. Этот головной убор в форме колпака или чепца служил как бы подкладкой верхнего головного убора, но пожилые женщины носили их самостоятельно, покрывая сверху платком. У мокши бытовали мягкие головные уборы типа полотенца или покрывала с вышитыми концами.

В начале ХХ века на смену традиционным уборам пришли платки (руця). Их украшали пучками лент по противоположным углам, и повязывали соответственно семейному положению. Девушки повязывали концы платка на затылке, женщины на макушке, как бы подчеркивая лентами декор старинного головного убора. ( Приложение 5) Налдеева А.Е. в рассказе обратила наше внимание на то, что женщина-мордовка никогда не снимала платок, даже на ночь.

Из записи рассказа экскурсовода музея Пичёвской школы Балаевой Н.В. яузнала, что для традиционного женского костюма мордвы характерны многочисленные украшения. В качестве височных подвесок мордовки носили различные подвески из монет, бисера, раковин и пуха, которые прикреплялись к головному убору. Из налобных украшений были распространены бахрома из перьев селезня (гудрят), пришитые к тесьме или узкой полоске холста. Употреблялись также узкие полоски материи с нашитыми на них бусами, пуговицами, бисером или просто вышитые.

Специфическим украшением мордовок была нагрудная застежка (сюлгам). У мокши – это конструкция трапециевидной формы, которая украшалась рядами раковин каури, которые крепились к основе конским волосом. Каркасом в промежутках между низками служили трубочки из обезжиренных косточек птицы для придания твердости форме. (Приложение 6) Разнообразными были нагрудные украшения. Они представлены разнообразными бусами (крганят), ожерельями, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником кргань-пирьф. На уши надевали серьги с подвеской — серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха (сорги). Поясными украшениями мокшанок были разнообразные подвески. ( Приложение 7) Их носили парами. Основу подвесок составлял металлический каркас из нескольких рядов медной проволоки; или узкий плетеный поясок. На них прикреплялись бубенчики, жетоны, раковины, на концах, как правило, была бахрома из шелковых ниток. Орнамент бисерных украшений был схож с орнаментом вышивки: ромбы, косые кресты, зигзаги. Иногда бисер просто нашивался горизонтальными рядами. Широко в мордовском костюме применялись бисерные кисти в качестве накосников, височных подвесок и т.д. Уроженка с. Киселёвка Леонова Е.С., 1939 г.р. подарила нам поясное украшение из бисера, принадлежащее её матери.( Приложение 8)

Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома. Описание крестьянской обуви составила и этнограф Н.И. Спрыгина. «На ноги – писала Нонна Ивановна, – как женщина, так и девушки обувают липовые или вязовые лапти с мочальными оборами, обертывая ноги холщевыми портянками или онучами… Лапти, морд.карьть… плетутся, как и в Краснослободском уезде, из липового и вязового лыка. Они отличаются от лаптей великорусского населения смежных районов, которое в название «мордовские лапти» вкладывает понятие об особой добротности, аккуратности и некоторых особенностях плетения». Н.И. Спрыгина добавляла, что «плетется мордовский лапоть косым плетением, начиная с задка (кочгярьге) по направлению к носку (карь-пря), присем подошва часто делается двойная, по бокам выплетаются ушки (карь-пилет), в которые продеваются оборы, а передняя часть, имеющая тупой носок, сверху украшается петушками (патякшт) – уголками, загнутыми при плетении на полосках лыка посредине вдоль всего носка».Мордовские лапти подчас отличишь на базаре по чистой и сплошной подтыке, которую немыслимо найти в работе русских мастеров».

Налдеева А.Е. рассказала, что сама занималась плетением лаптей и подарила старые лапти собственного производства . ( Приложение 9)

Особенности мордовской вышивки

Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Известный исследователь этнографии народов Поволжья конца ХIХ-начала XX века И.Н. Смирнов так писал о мордовской рубахе: «Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой – «долматиком» византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность».

С национальным костюмом мордвы издревле была связана вышивка, которая, по справедливому мнению исследователей, имела древнейшие традиции, занимала особое место в ряду других видов народного искусства. «В узорах народной одежды, в ткачестве и вышивке, – говорится в одной из работ М.А. Некрасовой, – на вещах ранней утвари, в резном уборе дома или росписи жили образы родного края, всего того, что было дорого и любимо, что слагалось у каждого народа в поэму о красоте, в любовь к своему селу, к родине. И потому так не похожи убранства дома, костюмы у разных народов…» Иногда вышивку называли «рукомеслом», рукоделием, и она, по словам искусствоведа И.Я. Богуславской, «действительно была делом умелых ловких рук и несла их тепло в каждом стежке». В вышивке, покоряющей многогранностью и неповторимостью узоров, зримо проявились бессмертный талант народа, его мастерство, кропотливый настойчивый труд и природный вкус. Связанная с украшением одежды, необходимых для дома вещей (полотенец, скатертей, занавесей, подзоров), проведением праздников и народных гуляний, она стала новым женским занятием во многих крестьянских избах, городских домах, являясь традиционным видом бытового искусства у всех народов Поволжья.

Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6-7 лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным искусством вышивки справедливо считалось одним из больших достоинств девушки. Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания. А на свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали своё мастерство, как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе. Свидетельство этого — названия мордовского орнамента: «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звёздочки». Для вышивания применялись шерстяные, реже шелковые и бумажные нитки преимущественно красно-кирпичного и черного или темно-синего цветов. Исполнялась вышивка без предварительного нанесения рисунка, по счету ниток. Использовался специальный крючок-кечказ. Мокшанки, в основном, вышивали с обратной стороны (изнанки), так как с лицевой стороны уложенная плотными стежками ворсистая шерстяная нить перекрывала переплетение нитей холста, по который рассчитывался узор. В мокшанской вышивке использовались такие техники как: счетная гладь, косой стежок, роспись, набор. Вышивка при этом получалась легкой, ажурной. Помимо подола и края рукавов, она располагалась тонкими продольными полосами вдоль всего полотнища рубахи спереди, сзади и по рукаву. Ее основная цветовая гамма, более сдержанная, основывалась, главным образом, на черном и темно-синем тонах.

Большие массивы вышивки выполняются сплошным заполнением площади крупными орнаментальными фигурами. Цветовая гамма ее довольно сдержанна. Два основных цвета дополняются лишь зеленым и желтым. Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продленными сторонами. Широко распространен у мордвы и мотив восьмиугольной звезды. Большая часть узоров располагается по косой сетке, но применялись также бордюры и розетки. ( Приложение 10) Благодатная природа льняного холста служила своего рода канвой, что позволяло выполнять вышивку без предварительного рисунка, который часто сковывал фантазию мастерицы. Узор отлично вписывался в прямоугольные полотнища, располагаясь по подолу, на низках рукавов и у линии их соединения со «станом», вокруг выреза горловины, вдоль разреза на груди. Он акцентировал эти открытые плоскости рубахи. Вышивка была наиболее распространенным в народе способом украшения костюма. За долгие века простые крестьянки создали поистине уникальное искусство, отмеченное сказочным богатством узоров, трактовок приемов. Причем едва ли не в каждом районе искусство это имело свои особенности. В более ранние времена старинная вышивка выполнялась, как правило, одним цветом — красными нитками на белом холсте, позднее — и белыми на красной фабричной ткани. Наиболее распространенные швы — крест, «роспись», строчка, тамбурный. Распространена и древнейшая народная вышивка «браное шитьё» (шов « набор») Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. В орнаменте же, тесно связанном со структурой ткани домашнего изготовления, главную роль играли геометрические узоры: ромбы, квадраты, кресты, розетки. У мордвы был широко распространен мотив восьмиугольной звезды. Красный цвет, как правило, оживляет энергичные вкрапления зеленого, синего, желтого, черного. В одной композиции часто встречаются разные швы — цветная перевить, двусторонний крест, счетная гладь, белая строчка по «выдернутой» сетке. ( Приложение 11)

Своими корнями мордовские узоры уходят в глубокую старину. Об этом говорит уже то, что основу их вышивки и ткачества составляет геометрический орнамент, который, как известно, отражает раннеземледельческие представления об устройстве мира. Почти всегда ведущая его фигура — ромб как символ солнца. К седой старине восходят и другие узоры: крест, квадрат, треугольник, круг. Существует мнение, что струйчатый орнамент монументальной живописи навеян все тем же плетением народной вышивки. Ромб и ромбический меандр становились символами жизненности и благоденствия первой в истории человеческой мысли идеограммой Жизни и Блага. Крупный квадрат заполняют обычно квадратики-точки — древний символ засеянного поля. Ученые считают, что такой ромботочечный узор имеет самое прямое отношение к свадебному обряду и быту молодой замужней женщины, а все в целом связано с магией плодородия.

Налдеева А.Е., в совершенстве владеющая техникой мокшанской вышивки, говорит, что узоры она копировала у других мордовок или придумывала сама, вышивала она при свете фитиля. Она сетует, что такая работа вредна для зрения.





Заключение

История костюма мордвы показывает, что наиболее устойчиво традиции бытования народной одежды проявляются у мокшан, а также у эрзи в местах совместного проживания с мокшей. Костюм мордвы сейчас бытует лишь в обиходе фольклорных коллективов.

Изучая мордовский костюм, я увидела в нем образную летопись жизни наших предков, написанную языком цвета, формы, орнамента.

Традиционная национальная одежда привлекала внимание ученых, обращавшихся к изучению истории и культуры мордовского народа. В народном костюме проявляется миропонимание народа, особенности его душевного строя. Любой костюм отличается особенностью покроя, сочетания цветов, количеством деталей. В нем переплетаются древние верования, приметы, жизнь народа. Любимый цвет мордвы – белый.

Женские и девичьи одежды мокшанок отличаются друг от друга кроем, декором: девичий костюм более ярок, содержит больше разнообразных украшений ( Приложение 12), с возрастом их количество в наряде мордовки уменьшается, костюм приобретает более простой и сдержанный вид. Есть возрастные отличия и в головных уборах, это касается их формы и способа одевания. О семейном положении женщины говорило многое в ее костюме: наличие закрытого головного убора, распашной одежды с вышитыми на груди полами, введение в комплекс украшений широкого нагрудника из бисера, жетонов, цепочек или лент. Вышивка одежды и головных уборов также носила определенную информацию, смысл которой в настоящее время практически утрачен.

Мокшанки – замечательные рукодельницы: с раннего возраста они учатся вышивке и технологиям изготовления украшений. Мордовская вышивка отличается геометрическим орнаментом, в котором сочетаются крупные декоративные формы с мелкоузорными, ювелирно разработанными разделками. Характерная особенность изделий – большая декоративность. Для усиления декоративного эффекта мордовские вышивальщицы используют в вышивке бисер, разноцветные бусы, ленты, цепочки. От пяти до десяти различных композиций объединялись с соответствующими приемами шитья в отделке одной мокшанской рубахи. В мокшанской вышивке использована техника браного шитья (швов «набор»), ныне крайне редко встречающееся ремесло.

Цвет и узор вышивки имеет смысловое значение, уходящее в древность. Смысл каждого узора старушки уже не могли объяснить, но отчего-то нам, не праздно любопытствующим, они были понятны. И полоска-земля, и крест-огонь, и крючковатый крест — знак плодородия, и ромб городчатый — возможно, символ деревенского сруба, и треугольник-твердь, и вертикальные косые линии, символизировавшие в древности дождь.

Во все времена народный костюм был обращен к человеку, к его повседневной жизни и потому "грел" — во всех смыслах этого слова. Главное в народной одежде — ее всеобъемлющий демократизм, разумная функциональность каждого элемента, ясная логика форм и конструкций, а эти принципы всегда жизненны. Формы и конструкции народной одежды напрямую зависели от ее назначения и материалов, их пластических свойств, фактуры, цвета, рисунка. Никаких излишеств, даже раскрой применялся так называемый "безостатковый", используя ткань цельными полотнищами. И что особо необходимо подчеркнуть, на всем печать особого вкуса.

Национальный костюм – красноречивое повествование о народе, его истории, психологии, идеале, душе. Многосложный красочный мордовский народный костюм – это вклад народов эрзи и мокши в мировую художественную культуру.