ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №853
Змей Горыныч
Над проектом работала
Команда «Кадеты»
Куратор:
учитель математики
Попкова Людмила Григорьевна
2014 г .
- Дайте историческую версию появления сказочного образа Змея Горыныча .
Цель проекта:
выяснить исторические корни образа Змея
Задачи :
выяснить , когда появился на свет Змей Горыныч
каким виделся образ Змея Горыныча
Змееборство – один из самых распространенных сюжетов мирового народного творчества. Но каждый народ, в зависимости от эпохи и особенностей своей национальной культуры, вкладывает в этот сюжет особый смысл и придает ему свою национальную окраску. В русских былинах и сказках Змей Горыныч – почти всегда представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами. Он связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста и «русские полоны», а также находится многочисленное потомство – «змеёныши». Основные сказочные функции Змея – похищение людей, особенно женщин, поборы с купцов и путешественников и пожирание местного населения. Наиболее известный сюжет о Змее Горыныче – это былина «Добрыня Никитич и Змей». Краткий ее сюжет сводится к следующему. Добрыня Никитич уезжает из родного дома в Рязани. Напоследок мать его предупреждает, чтобы он не купался в Пучай-реке. Добрыня этот запрет нарушает и, пока он купается, на него налетает Змей. Богатырь вступает с ним в борьбу и одолевает, но не убивает, а заключает договор, запрещающий Змею налетать на Киев и брать в полон русских людей. Но Горыныч на обратном пути решает похитить племянницу князя Владимира Забаву Путятичну Владимир поручает Добрыне освободить деву, что тот и выполняет, по одной версии убив Змея, по другой – пристыдив его нарушением договора. В некоторых сказках Змей Горыныч в человеческом образе обольщает царевну или жену героя, стараясь его погубить, но при этом неизменно погибает сам.
Существует множество исследований, пытающихся объяснить, что послужило прототипом Змея Горыныча в народном фольклоре. Убедительными выглядят две версии. Первая – связана с вооружением монголо-татарского войска. Переняв у китайцев зажигательные заряды на основе пороха и нефти, монголы широко использовали их при осаде русских городов. Китайские огневые снаряды имели форму шара или бочонка и действительно могли напоминать головы какого-нибудь чудовища. К тому же, некоторые из них раскрашивались под головы драконов и могли восприниматься защитниками крепостей как кем-то отрубленные. Есть и еще одно соответствие. Помимо пороха в качестве начинки зажигательных снарядов использовалась нефть. Именно она, скорее всего, фигурирует в сказаниях в виде крови Змея, которую не может впитать земля. Согласно другой версии славяне обожествляли земноводных по строению весьма похожих на крокодилов. Описания их можно найти во многих летописях, где говорится, что им приносили жертвы в виде коней и даже искусственно разводили. Если сравнить анатомию крокодила и описание сказочного дракона, то действительно можно найти много общего.
История появления на свет летучих Змеев
В книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…» мы находим новую историю Горыныча. Прежде всего, в ней рассказано, как он появился на свет. Когда-то женой небесного бога Велеса была богиня Ясуня. Встретив властителя подземного мира – Чернобога, Ясуня влюбилась в него. Скрытно, оборачиваясь двумя змеями, любовники встречались на земле. И вскоре богиня снесла четыре яйца, из которых появились на свет трех, шести, девяти и двенадцатиглавые змеи. Расплата за содеянное не заставила себя долго ждать. Ясуня была изгнана с небес на землю сторожить границу между мирами живых и мертвых и лишена молодильных яблок, дающих богам вечную молодость. В результате она превратилась в излюбленный персонаж русских народных сказок – Бабу Ягу. Из рожденных Ясуней змеев самый известный трехглавый – Змей Горыныч. Способность оборачиваться человеком сблизила Горыныча со смертными, что не лучшим образом отразилось на его характере. Его братья мало соприкасались с людьми напрямую. Они заведовали разрушительными крайностями стихий и даже не подчинялись богу земной природы – Велесу. Шестиглавый Змей горы двигал и тряс землю, девятиглавый – вырывал с корнем деревья и устраивал лесные завалы, а двенадцатиглавый – старший самый, ветрами буйными повелевал. Дополнительные изыскания в архивах помогли установить, что Соловей-Разбойник был сыном Змея Горыныча и вдовицы из дальнего русского селения и, соответственно, приходился внуком Бабе Яге.
« Змей» Николая Гумилева. Прежде чем перейти к историям о жизни Змея Горыныча – несколько слов о рассказчике. В книге Александра Богаделина есть главы, в которых повествование ведется не сказочником, а самими духами Заповедного леса. Вот и историю Змея Горыныча нам поведает Кот Баюн. Среди множества волшебных птиц и зверей он занимает особое место. О многих событиях из жизни духов известно только благодаря его красочным рассказам. Как известно, на людей его мурлыканье навевает непреодолимый сон, но духи при этом вполне могут бодрствовать.
«Как Змей Горыныч к девам смертным летал»
Напьется Змей из рек и озер воды немерено, и на небе дорогой разноцветной разляжется. Радугу наши предки представляли в виде змея, который высасывает воду из рек, озер, колодцев и перекачивает ее на небо. Иногда, правда, с водой прихватывались рыбы и лягушки, выпадавшие на землю вместе с дождем. Считалось, что на концах радуги были подвешены котелки с древними золотыми монетами, а беременная женщина, пройдя под ней, могла сменить пол ребенка. По поверьям славян летающий змей может происходить и от обычной змеи. Для этого та должна жить в местах, где не слышно ни человеческого голоса, ни церковного звона. И по прошествии сорока (по некоторым версиям – ста) лет, у нее сами собой вырастут крылья. Но погиб Змей в человеческом образе, и, чтобы оставить его летучим Змеем, Бабе Яге пришлось пришивать шкуру прямо к телу. Как и полагается, после мертвой и живой воды ожил Горыныч, но поплатился за свое легкомыслие невозможностью скидывать шкуру и обращаться человеком.
Змей-Горыныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах
В некоторых сказках он живёт в воде, в горах, спит на камне в море, но когда герой к нему приближается, Горыныч выходит из воды.
Враги Змея Горыныча
Во многих сказках Змей Горыныч похищает красивых девушек (среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ, или просто, чтобы полакомиться ими. В русской былине "О Добрыне Никитиче и Змее Горыныче" Змей Горыныч похитил Забаву Путятишну — племянницу киевского князя, а Добрыня Никитич её освободил. Горыныч похищал и царевну-лягушку Василису, чтобы жениться на ней, однако богатырь Иван Царевич приехал к самой свадьбе и уничтожил змея. В этой сказке Горыныч живёт не в горах, а в красивом дворце с многочисленными слугами и помощницей Бабой-Ягой.
Басня про Змея-Горыныча.
Не очень близко, да и не очень далеко,
В избушке старой, не высокой,
Горыныч жил – трехглавый змей
Три головы, одна другой умней.
Хотя, быть может, и не так…
Что б не попасть опять впросак,
Скажу вам по секрету поточнее,
Одна башка была умна, другая – так себе, третья – еще тупее
Какая черта характера больше присуща Змею Горынычу?
Кого похитил Горыныч?
Вывод :
Змей Горыныч – отрицательный персонаж русских народных сказок. В народном создании Змей Горыныч постепенно стал злым и подлым драконом.
Литература :
1 .Былина ” Добрыня Никитич и Змей Горыныч ”
2. А.Богаделин. “ Кикимора и другие ”
3. Детская энциклопедия
4.Русские народные сказки
Спасибо за внимание!!!