СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Золотая хохлома""

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект "Золотая хохлома". История. описание изготовления изделия, анкетирование

Просмотр содержимого документа
«проект Золотая хохлома""»

МБУ ДО ХМР







Проект



«Золотая хохлома»







Работу выполнила:

Дыба Анастасия

Руководитель проекта:

Стерхова Юлия Александровна

















2016 г.

Паспорт проекта.



1.​ Название проекта: Золотая хохлома

2.​ Руководитель проекта: Стерхова Юлия Александровна

3.​ Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: изобразительное искусство.

4.​ Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: трудовое обучение, окружающий мир.

6.​ Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 9-10 лет

7.​ Тип проекта: учебно - исследовательский

8.​ Цели проекта: - познакомиться с возникновением народного промысла

Современное использование Хохломы

9​. Задачи проекта.

- выяснить, нужна ли сегодня Хохлома?

10. Вопросы проекта.

1)Введение

2) Основная часть:

  • Где зародилась Хохлома;

  • Легенды о хохломе, первые мастера:

  • Сколько лет «золотой» посуде;

  • Как изготавливают предметы народного промысла;

  • Узоры и орнамент хохломы;

  • Благодаря каким свойствам Хохлома остаётся любимой и в настоящее время

11.​ Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

12.​ Актуальность проекта.

Проект имеет особую значимость, так как сейчас идёт возрождение народных промыслов. Мы хотели узнать, готовы ли учащиеся 3-4 классов освоить элементы росписи хохломы, и использовать эти навыки в повседневной жизни.

13.​ Этапы работы над проектом.

  • Определение темы работы над проектом

  • Постановка проблемы. Выявление её актуальности.

  • Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой.

  • Исследование. Анализ полученных знаний, подведение итогов, оформление результата.

  • Представление проекта



Краткая аннотация.

Проект «Золотая хохлома» направлен на изучение одного из народных промыслов. Работать над проектом мы начали в декабре. В течении декабря – января мы находили нужную информацию, обрабатывали ее. В ходе работы над проектом мы узнали об истории возникновения росписи. Собирая материал, использовали много источников информации, учились отбирать нужную, выделять главное, находить нужные темы. Мы учились систематизировать, классифицировать и обобщать. В середине марта мы приступили к практической части.

































                            Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя Хохлома!

  П. Синяковский

 


I. Введение.

   Наш учебно-исследовательский проект посвящен русскому народному  промыслу «Хохломе». Однажды, на кружке «Юный художник», учитель познакомила нас с народными промыслами: мы посмотрели фильм о народных промыслах, альбомы, работы мастеров. Больше всего мне понравились узоры «Хохломы» - они очень яркие, теплые. Мне захотелось узнать больше о том, как создавался этот вид искусства и нужна ли сегодня Хохлома.

II. Основная часть.

1. Где зародилась Хохлома.

         Меня заинтересовал вопрос: Откуда возникла традиция росписи? Хохломской промысел был основан в  Заволжье, на территории Нижегородской области. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Шабашево, Медвежково, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды. Деревянная посуда была очень доступной, простой в использовании и удобной.

2. Легенды о Хохломе

    Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг птица-жар прикоснулась своими крыльями к чашке, и чашка стала золотой.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «хохломой».        

Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.

3.  Сколько лет «золотой» посуде?

Русский народный промысел считается легендарным не только в Русской культуре, но и во всё мире и существует он более трёхсот лет. Мне захотелось самой создать какое – либо изделие с росписью Хохлома. Конечно же, для этого надо знать технологию производства. Я изучала её вместе с педагогом.

  4. Как изготавливают предметы народного промысла

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски – заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё» (неокрашенные изделия) – резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

После сушки бельё грунтуют жидкой очищенной глиной – вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие сушат 7-8 часов и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирают в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность её росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза.

Следующий этап – лужение., то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном. После лужения предметы приобретают красивый бело – зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком.(с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160. До образования масляно – лаковой плёнки золотого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Когда мы узнали о технологии изготовления изделий, приступили к собственному созданию изделий с росписью Хохломы. Деревянную заготовку - разделочную доску мы купили в хозяйственном магазине . Теперь нужно загрунтовать изделие. Мы решили облегчить процесс и загрунтовали доску клеем ПВА. Затем покрыли золотистой акриловой краской. Далее нужно было приступать к росписи. А как расписать? Так мы узнали, что выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивается фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Самым простым способом для нас оказалась «верховая» роспись.

Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Хохломские художники так и говорят: «Пишу под растительный орнамент». Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько.

Самый любимый и стародавний из них – «травный орнамент», или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком.

 

«Травка» отдалённо напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озёр и рек – осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «осочка». Но всё-таки напоминает он эту живую травку очень отдалённо, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена – художником сохранены только самые общие и главные её признаки.

Травка обычно пишется красным и чёрным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берётся много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи-травинки по сторонам основного кустика и бусины-ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.

 

 «Травка» – самостоятельный тип росписи, но она обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы». Очень часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной или жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок.

 

 Такой орнамент тоже называется «травным», или именем ягодки или цветка.

 

 Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент «пряник». Он состоит из ромба с розеткой и действительно похож на старинный узорный печатный пряник. Вокруг ромба вихрятся травки.

Узор из одиночных травок, бегущий по внутренней поверхности тарелок и больших чаш, называется «рыжиком»; а кустики трав, исходящие из одного центра по кругу, образуют розетку.

Хохломские узоры и похожи на живые растения, и не похожи на них. Их внешний вид и все многочисленные свойства их формы и строения никогда не изображаются в орнаменте подробно и абсолютно точно. Так песня отличается от подробного рассказа, а рассказ – от записи наблюдения.

Художник в строении и форме растений показывает только самое заметное или, как говорят, самое характерное. Вы всегда узнаете травку, хотя написана она красным или чёрным цветом, и мастер не нарисовал прожилок, которые, если присмотреться внимательно, узорной сеточкой покрывают листья.

Самые затейливые узоры называются «Кудрины». Травки превратились здесь в крупные кудри-завитки. Мелкою дробью колечек окружены причудливые цветы. Цветы и завитки «Кудрины» всегда золотые; словно перья сказочной жар-птицы, загораются они на чёрном или красном фоне.

Когда мы с педагогом собрали материал о предмете своего исследования, то выяснили, что существовало время, когда хохломской промысел стал затухать. У людей стал пропадать интерес к деревянной посуде, на её место пришла посуда современная. В 20-30 годы XX века благодаря стараниям неравнодушных к искусству мастеров, народное ремесло не умерло, а получило дальнейшее развитие.

В наше время изделия из хохломы из повседневных превратились в декоративные. Это прекрасные сувениры, которые можно подарить к любому празднику.



 СОВРЕМЕННАЯ ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ


1.

2.

3.

4.



СОВРЕМЕННАЯ ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ ПО ФАРФОРУ


1.

2.

3.

4.


III. Исследовательская часть.

Для выяснения, что ребята знаю о декоративно – прикладном творчестве, мы провели исследование и проанализировали собранные данные.

Было проведено анкетирование среди учащихся 3,4 классов (участвовало 23 учащихся)


Итоговая таблица по результатам опроса всех респондентов

Вопросы


Результаты

1

Какие народные промыслы известны росписью по дереву?


Палех – 3 чел.

Хохлома – 16 чел.

Городецкая – 4 чел.

2

Считаете ли Вы необходимым украшать предметы быта и почему?


23 человека считают, что да, нужно.

12 человек, потому что - это красиво

8 человек потому что - это модно

3 человека потому что – это наша история

3

Хотели бы вы иметь вещи, украшенные хохломской росписью?

  • Да

  • Нет




20

3

4

Нужны ли в современном мире Хохломская и другие виды росписи

23 человека ответили что нужны.



IV. Заключение.

В заключении мы спросили себя: «Что нового мы узнали о Хохломе?», «Для чего нужна моя работа?». Главное, мы глубже познакомились с русским прикладным искусством, нам стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Мы испытываем чувство гордости, потому что именно в России создана такая милая сердцу Хохлома.

Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке!

Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты как душа у народа красива! Ты, как и люди, служишь Отчизне!»








14.​ Список использованных информационных ресурсов:

  1. Василенко В.М. Искусство Хохломы. /В.М. Василенко – М.:Искусство, 2009.

  2. Емельянова Т.И. Золотая Хохлома. Альбом./ Т.И. Емельянова – М. Интербук – бизнес, 2010.

  3. Жегалова С.К. Русская народная живопись/С.К. Жегалова.- М.: Прикладное искусство, 2008.

  4. Хохломская роспись, Орлова Л.В., рабочая тетрадь по основам народного искусства.

  5. Ресурсы интернета.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!