СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектирование и реализация программы «Ритмика и бальные танцы» как составляющая часть внеурочной деятельности»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект на тему: «Проектирование и реализация программы «Ритмика и бальные танцы» как составляющая часть внеурочной деятельности».

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется ФГОС. Согласно стандартам, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация есть процессы становления личности.

Просмотр содержимого документа
««Проектирование и реализация программы «Ритмика и бальные танцы» как составляющая часть внеурочной деятельности»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 71

городского округа Тольятти

445042, Россия, Самарская область г.Тольятти, б-р Луначарского, 11,

тел. (8482)33-13-39, факс (8482) 33-13-38

E-mail: [email protected]










ПРОЕКТ


Тема: «Проектирование и реализация программы «Ритмика и бальные танцы» как составляющая часть внеурочной деятельности».








автор:

Парфенов Вадим Валериевич,

заместитель директора по УВР











г.о. Тольятти

2014 г.

Создать детям условия для развития их задатков и

их культурного удовлетворения - главное направление

при решении социальных проблем детства.

С.Т. Шацкий

Пояснительная записка.

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние.

Большое значение для социализации ребенка имеет общество. Социальную среду ребенок осваивает постепенно. С возрастом освоенная им "территория" все больше расширяется. При этом ребенок постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся к нему с уважением. Для процесса социализации большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный. В процессе социализации проявляется объективная потребность человека в индивидуальном развитии. Ребенок начинает искать способы и средства для выражения личности, использовать их, в результате чего происходит его индивидуализация. Личность приобретает черты неповторимости, уникальности. Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.

Воспитание – это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности и тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияний социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка: среды, в которой он находится, средств массовой коммуникации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам, воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственное возможное присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется ФГОС. Согласно стандартам, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация есть процессы становления личности.

Анализ процесса социализации позво­ляет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.

1. Коммуникативный компонент. Вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

2. Познавательный компонент предполагает освоение определен­ного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализу­ется в значительной степени в процессе обучения и воспитания,
включая средства массовой информации, в общении, а проявляется прежде всего, в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усва­ивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

3. Поведенческий компонент — это обширная и разнообразная об­ласть действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от на­выков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах тру­довой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освое­ние различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития, и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

4. Ценностный компонент представляет собой систему проявлений
мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ори­ентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к цен­ностям общества. Человеческое существо, включаясь в жизнь обще­ства, должно не только правильно воспринять предметы, социальные
явления и события, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать, значимыми лично для себя, наполнить их смыслом.

Актуальность темы. Младший школьный возраст – это период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, “врастания в человеческую культуру”.

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социального развития подрастающего поколения. На фоне кризисных явлений российского общества в детской среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения, наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов, алкоголизация, наркомания, продолжает увеличиваться детская преступность.

Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности школьников, безнадзорность детей в каникулярное время, ранняя алкоголизация несовершеннолетних.

Ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом.

В этом плане внеурочная деятельность представляет собой реальную социальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных “контркультур”, дестабилизирующих молодое поколение.

Анализ научной литературы и реального положения дел позволяет констатировать наличие противоречия между необходимостью решения актуальной проблемы социального развития младшего школьника в образовательных учреждениях и невостребованностью значительного воспитательного потенциала внеурочной деятельности.

Появление в структуре школ таких направлений внеурочной деятельности, которые занимаются проблемой развития, обучения и воспитания школьников посредством приобщения их к различным видам искусств, закономерно, так как нравственно - эстетические стимулы для нормативного развития необходимы всем детям. Именно художественные образы самых разных видов искусства оказывают интенсивное воздействие на развитие школьников, обогащают его духовный мир. Соприкосновение с прекрасным, позволит ребенку раскрыться как личности, укрепит и разовьет его положительный потенциал, приобщит его к культурным ценностям.

Теоретической базой, позволившей выявить потенциал танцевального искусства в формировании социальных качеств младших школьников, явились работы выдающихся балетмейстеров, педагогов, искусствоведов А.А. Горского, Ж. Баланчина, В.Д. Тихомирова, С.Л. Рубинштейн и др.

Танцевальные занятия играют немаловажную роль в деле нравственного, эстетического, социального и физического воспитания детей. Это связано с многогранностью танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического, социального развития и образования. Как и другие виды искусства, танец помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, творческое мышление, активность, способность рассматривать явления жизни с нравственных позиций.

В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены. Готовность учащегося активно и творчески работать над освоением доступных для него навыков и знаний в области хореографии делают занятия танцем действенным средством общего и социального развития.

Немаловажен и аспект культуры взаимоотношения партнеров в паре. Мальчик и девочка – пара, как танцевальная единица, которых объединяет совместное творчество. Вежливость, простота, внимание к партнеру, доброжелательность, приветливость – это те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцами и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни.

Трудно определить те сдвиги в общем развитии детей, которые происходят именно в результате танцевальных занятий. Дети испытывают много разнообразных влияний и воздействий и в школе, и в процессе внешкольной работы, в семье. Становлением своей личности, формированием характера они обязаны всему комплексу сил, воздействующих на их сознание и организм. Несомненно, однако, что занятия танцами положительно сказываются на нравственном, эстетическом, моральном и физическом развитии школьников, что напрямую связано с их социальным развитием.

Таким образом, можно сделать вывод, что танцевальные занятия способствуют развитию таких важных социальных качеств, как нравственная воспитанность, коммуникативность, самоутверждение ребенка, активность общения, что влияет на его социальное развитие в целом и способствует адаптации его в современном обществе.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы проекта: «Проектирование и реализация программы «Ритмика и бальные танцы» как составляющая часть внеурочной деятельности».

Объектом проекта является процесс социального развития младших школьников.

Предмет проекта: танцевальные занятия в системе внеурочной деятельности, как средство социального развития младшего школьника.

Цель проекта: изучить возможности танцевальных занятий в социальном развитии младших школьников.

В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме социального развития младших школьников;

- выявить педагогические возможности танцевальных занятий в социальном развитии младших школьников;

- обосновать эффективность использования танцевальных занятий в процессе воспитания детей младшего школьного возраста;

В основу исследования положена гипотеза: социальное развитие младших школьников будет эффективно, если:

- будет создана благоприятная «социальная ситуация развития» в системе внеурочной деятельности;

- в процессе реализации программ культурологического направления будет использоваться комплекс занятий и упражнений, направленных на социальное развитие детей.

Участниками проекта являются учащиеся 1-4 классов.


Процесс реализации проекта. Реализация проекта проходит по программе «Ритмика и бальные танцы». Данная программа является модифицированной. Она составлена на основе программы «Ритмика, ритмопластика и бальные танцы» (автор Шутиков Ю. Н.), рекомендованной в 2006 году к использованию в образовательных учреждениях региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербурга и одобренной Тренерским Советом и Президиумом Федерации Танцевального спорта Санкт-Петербурга.

Цель программы: духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка в целом и его определенных способностей, оказание помощи в адаптации его в современных условиях жизни.

Задачи программы:

- воспитательные - обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля, и взаимоконтроля; формирование нравственного сознания учащихся, общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе; развитие у детей активности и самостоятельности общения;

- развивающие - создание базы для творческого мышления детей; организация поиска новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний);

- образовательные - формирование у детей музыкально-ритмических навыков; формирование навыков правильного и выразительного движения в области бальной хореографии; обучение детей приемам актерского мастерства; организация постановочной и концертной деятельности; расширение знаний (знакомство с историей, географией танца).

Дети, занимающие танцами, получают весьма разностороннее интеллектуальное, нравственное, художественное и физическое развитие. Поэтому данную программу по направленности, можно отнести к типу культурологических программ со спортивной ориентацией.

Все танцы дети исполняются в паре. Отсюда вся сложность и прелесть ролевого взаимоотношения «кавалера» и «дамы». Танцуя в парах, дети учатся помогать друг другу, прислушиваться к мнению партнера, находить совместные решения, улаживать неизбежные разногласия и даже конфликты мирным путем, овладевают культурой общения.

В практической работе по социальному развитию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали, культуре поведения.

Мною были внесены дополнения в данную программу, так как помимо основной образовательной задачи я увидел большой воспитательный потенциал и возможности через эту программу влиять на социальное развитие детей.

Каждое занятие включает в себя обязательный образовательный компонент (непосредственное обучение бальной хореографии) и один из компонентов, способствующий социальному развитию (коммуникативный, поведенческий, ценностный). Мною были разработаны определенные упражнения для развития данных социальных качеств.

Поведенческий компонент включает в себя обширную и разнообразную об­ласть действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок. Этот компонент предполагает освое­ние различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития, которые должны быть усвоены в ходе приобщение к культуре данного общества.

Для развития данных качеств мы используем следующие упражнения (Приложение 1):

Упражнение 1. «Комплименты».

Упражнение 2. «Подари улыбку»

Упражнение 3. «Уважение»

Упражнение 4. «Эмоция».

Упражнение 5. «Покажи пример»

Коммуникативный компонент вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения различными видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

На занятиях постоянно возникают определенные отношения между учащимися. Это и непосредственные отношения в паре между партнерами и коллективные формы общения. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед парой или классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Совместная работа школьников на занятиях рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу, как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и, в то же время, требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того чтобы эти возможности занятия реализовать практически, педагогу необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой. Для проведения этой работы мы используем следующие упражнения (Приложение 2):

Упражнение 1. «Давай друг другу посчитаем».

Упражнение 2. «Смена ролей»

Упражнение 3. «Давай поменяемся»

Упражнение 4. «Научи друга, подругу, сестру, брата»

Ценностный компонент определяет уровень нравственной воспитанности учащихся, выясняет особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Наблюдается устойчивость мировоззрения и способность корректировать свое поведение в случае необходимости. Показателями, свидетельствующими о сформированности ценностной ориентации у учащихся, является проявление таких качеств, как: активная деятельная жизнь, переживание прекрасного в природе и искусстве, уверенность в себе, аккуратность, воспитанность, исполнительность, ответственность, самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), терпимость (толерантность), чуткость и т.д. Формировать данные качества, возможно на занятиях, включая следующие упражнения (Приложение 3):

Упражнение 1. «Кто сегодня самый аккуратный»

Упражнение 2. «Поздороваться локтями»

Упражнение 3. «Презентация»

Упражнение 4. «Вальс дружбы»

Так же для развития данного компонента мы используем упражнения «Эмоции», «Комплимент», «Подари улыбку».

Схему занятия можно рассмотреть на примере:

Все ребята заходят в зал и встают на свои места. Любое занятие начинается с приветственного поклона. Затем проходит пятиминутная разминка. Ученики выполняют определенные упражнения под музыку. После этого педагог объявляет конкурс «Кто сегодня самый аккуратный» (упражнение 1, ценностный компонент) и вместе с ребятами выбирают достойную кандидатуру. Затем проходит объяснение новой темы урока, дается время на самостоятельную работу. Далее проводится игра «Уважение» (упражнение 2, поведенческий компонент). В конце занятия отводится время на повтор пройденного материала. Ребята встают парами и исполняют под музыку те танцы, которые уже выучили. По окончании учитель просит поблагодарить партнера за совместную работу (упражнение «Подари улыбку»). Заканчивается занятие поклоном и благодарной улыбкой учителя и учеников (упражнение «Подари улыбку»).

На каждом занятии упражнения могут меняться, чередоваться, повторяться.

Организационно-педагогические характеристики проекта:

Возраст обучающихся - 7– 11 лет (1-4 классы);

сроки реализации программы - 4 года;

нагрузка и режим работы:

1 год обучения – 66 часов (33 недели) в год, два раза в неделю по 1 академическому часу (45 минут);

2 и 3 года обучения – по 68 часов (34 недели) в год, два раза в неделю по 1 академическому часу (45 минут);

принцип набора в группы – свободный;

количество обучающихся в группах:

-1 года обучения – не менее 15 человек;

-2 и 3 годов обучения – не менее 12 человек.

Однако занятия целесообразно проводить с целым классом, что в большей мере обеспечивает соблюдение принципа психологической комфортности обучающихся младших классов и отвечает их интересам и потребностям. При назначении учебных заданий в процессе обучения необходимо предусмотреть дифференцированный подход к каждому обучающемуся. На различных этапах обучения могут подключаться дети, уже имеющие дополнительное образование по данному направлению.

Занятия строятся с использованием разнообразных методов обучения.

Словесный метод: рассказ педагога, объяснение, беседа, анализ музыкального произведения, анализ выполненного упражнения, исполненного танца и др.

Наглядный метод: показ, исполнение педагогом, просмотр видеоматериалов и др.

Практический метод: индивидуальные формы работы, коллективные формы работы, игры, прослушивание музыки, тренинги, выполнение упражнений, движений, выступления и др.

Немаловажное значение имеет включение в программу обучения и исполнение на занятиях музыкальных игр. Игра не позволяет никому скучать на занятии, она заставляет общаться друг с другом, исчезает чувство застенчивости, неловкости, которое обычно бывает у младших школьников в начале занятия.


Материально-технические ресурсы: актовый зал, музыкальная аппаратура, методические разработки по всем интересующим темам, аудио и видео сопровождение.


Результативность реализации проекта. О положительных результатах этапа реализации проекта можно судить по экспериментальному исследованию, основным направлением которого было выявить педагогические возможности танцевальных занятий в системе внеурочной деятельности в социальном развитии младших школьников, обосновать условия эффективного использования танцевальных занятий в процессе социального развития детей.

В исследовании приняли участие ученики 2-х классов МБУ СОШ № 71. В данной школе используется программа «Ритмика и бальные танцы».

С целью определения исходного уровня социального развития, совместно с психологической службой школы, мы использовали три диагностические методики:
  1. Анкета для родителей и учителей оценивающая степень развитости коммуникативных качеств личности (Приложение 4).
  2. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е.Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н Степановым) (Приложение 5).
  3. Наблюдение по методике А.М.Щетининой «Программа наблюдения за культурой поведения ребенка» (Приложение 6).

После реализации проекта с целью сравнения результатов мы провели повторное диагностирование. Результаты контрольного эксперимента позволили оценить эффективность проведенной работы. Так контрольный эксперимент показал, что в экспериментальной группе все показатели были значительно улучшены, а в контрольной группе изменения произошли незначительные.

Следовательно, реализация программы способствовала развитию исследуемых нами социальных качеств, а соответственно и социальному развитию детей в целом.

Динамика количественных и качественных показателей отразила эффективность работы данного проекта.

Таким образом, поставленные нами задачи были выполнены:

- выявить педагогические возможности танцевальных занятий в социальном развитии младших школьников;

- обосновать эффективность использования танцевальных занятий в процессе воспитания детей младшего школьного возраста;

- экспериментально проверили воздействие танцевальных занятий в системе внеурочной деятельности на эффективность социального развитие младшего школьника.

В ходе проекта была подтверждена гипотеза о том, что внеурочная деятельность младших школьников в рамках танцевальных занятий, будет способствовать достижению нового качественного уровня нравственных, ценностных и коммуникативных свойств личности, что будет способствовать и социальному развитию детей.

Специфической особенностью процесса социального развития следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
















Литература

  1. Баранов, А.Б. Создание условий для формирования позитивного отношения к культурным ценностям в процессе обучения танцу [Текст] / А.Б. Баранов // Дополнительное образование. 2005. – № 10. – С. 53- 56.

  2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Белкин. – М.: Издат. центр "Академия", 2000. – 192 с.

  3. Березина, В.А. Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи [Текст] / В.А. Березина // Дополнительное образование. 2002. – №10. – С. 12-22.

  4. Богаткова, Л.Н. Танцы для детей [Текст] / Л.Н. Богаткова. – М.: Детгиз, 1959. – 175 с.

  5. Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания [Текст]: учеб.-метод. пособие для клуб. работников / М.С. Боголюбская. – М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986. – 92 c.

  6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – Питер, 2008. – 400 с.

  7. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст]: Учебник для ВУЗов / А.Я.Ваганова. – Лань, 2000. – 158 с.

  8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психологический очерк. Книга для учителя / Л.С. Выготский. – 3-е изд., – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.

  9. Газман, О.С. Игра как системная потребность детства [Текст] / О.С. Газман // Философия и педагогика каникул. – М., 1998. – С. 23

  10. Галагузова, М.А. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.

  11. Геращенко, В. Вернуть в школу хореографию [Текст] / В. Геращенко // Воспитание школьников. – 1995. – № 6. – С. 11-13

  12. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

  13. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст]: Учебное пособие для СУЗов / В.П. Голованов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 239 с.

  14. Горский, В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования [Текст] / В.А. Горский // Дополнительное образование. – 2003. – №2. – С. 29-34.

  15. Громов, Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера [Текст] / Ю.И.Громов. – СПб: СПбГУП, 1997. – 224 с.

  16. Деменева О.В. Ценностные ориентации семьи и школы и социальное развитие младших школьников [Электронный ресурс] / О.В. Деменева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru– Загл. с экрана.

  17. Еремина, М.Ю. Роман с танцем [Текст] / Сост. М.Ю. Еремина. –СПб. : Созвездие, 1998. – 252 с.

  18. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст]: учеб.пособие для высш.учеб.заведений / В. В. Зеньковский. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – 347 с.

  19. Иванникова, О.В. Классические танцы: Танго и медленный вальс [Текст] / О.В.Иванникова. – М.: Изд-во АСТ, 2003. – 74 с.

  20. Иванникова, О.В. Латиноамериканские танцы: Румба и ча-ча-ча [Текст] / О.В. Иванникова. – М.: Изд-во АСТ, 2003. – 63 с.

  21. Иванченко, В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов и др. / В.Н. Иванченко. – Изд.: Учитель, 2007. – 288 с.

  22. Игнатьева, Е.В. Искусство танца – средство воспитания и развития ребенка [Электронный ресурс] / Т.Л. Коробицына // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru – Загл. с экрана.

  23. Каирова, И.А. Нравственное воспитание младших школьников в процессе воспитания [Текст] / И.А. Каирова. – М.: Просвещение, 1979. – 277 с.

  24. Кудрякова, В. Разрешите пригласить [Текст] / В. Кудрякова. – М.: Советский композитор, 1977. – 122 с.

  25. Куприянов, Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Б.В. Куприянов // Образовательный портал ucheba.com. – Режим доступа: http://ucheba.com. – Загл. с экрана.

  26. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников [Текст]: Методическое пособие для учителя / В.И. Максакова. – М.: Просвещение, 2003. – 254 с.

  27. Монахов, Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика [Текст] / Н.И. Монахов. – М.: Педагогика, 1989.

  28. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: Учеб. для. студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд.,доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.

  29. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 1990. – 220 с.

  30. Мудрик, А.В. Социализация человека как проблема [Текст] / А.В. Мудрик // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С.47-56.

  31. Мухина, B.C. Психология детства и отрочества [Текст]: Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов / B.C. Мухина. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 488 с.

  32. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей [Текст] // Практ.-ориентир. Моногр./ А.Б. Фомина, Л.Н. Буйлова, Е.А. Филиппова, Н.Н. Фомина. Моск. Ком. Образования СВАО, Центр детского и юношеского творчества «Бибирево». – М., 1996.

  33. Никитина, Е.И. Содержание и формы реализации совместной художественно – творческой деятельности педагога – хореографа и учащегося в системе дополнительного образования [Текст]: Сб. научных трудов. «Культура и образование на пороге ХХI века» / Е.Н Никитина. – Пермяцкий окружной институт усовершенствования учителей, 2006. – С. 93-99.

  34. Павлова, Т. Я танцевать хочу. [Текст] / Т.Павлова, Л.Плетнев. – М.: Молодая гвардия, 1996. – 157 с.

  35. Плетнев, Л. Танцуем, играем и поем [Текст] / Л.Плетнев – М.: Молодая гвардия, 2000. – 176 с.

  36. Боттомер, П. Уроки танца [Текст] / П. Боттомер. – М.: Эксмо, 2003. – 256 с.

  37. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать [Текст]: Учебное пособие для студентов учрежд. сред. проф. образ. / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. – М.: Владос, 2004. – 256 с.

  38. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учебное пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

  39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с. [Эл. версия]. – Режим доступа: http://yanko.lib.ru.

  40. Смирнова, Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С. 76.

  41. Стриганов, В.М. Современный бальный танец [Текст]: Учебное пособие / Под. ред. В.М. Стриганова, В.И. Уральской. – М.: Просвещение, 1987. – 430 с.

  42. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования [Текст]: Учеб. пособие / И.И. Фришман. – М.: Изд-во. «Академия», 2001. – 160 с.

  43. Шинина, Т.В. Изучение индивидуальных особенностей социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста[Текст] / Т.В. Шинина // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. – М.: Прометей, 2004. – С.593-595.

  44. Шутиков, Ю.Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам [Текст]: Учебно-методическое пособие / Ю.Н. Шутиков. – СПб: изд. ООО «Синус Пи», 2006. – 136 с.

  45. Щетинина, А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте [Текст]: Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 132 с. – [Эл. версия]. – Режим доступа: http://window.edu.ru.

  46. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка [Текст]: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с. – [Эл. версия]. – Режим доступа: http://window.edu.ru.















Приложение 1


Упражнение 1. «Комплименты».

Данное упражнение способствует развитию положительного отношения друг к другу. В конце занятия (если ребята танцевали в паре) педагог просит придумать комплимент друг для друга, партнер для партнерши и наоборот. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа», «Никита мне с тобой было сегодня очень приятно танцевать», «Алина ты очень внимательна» и т. д. Вначале ребята очень неохотно высказываются, скованно ведут себя, хихикают, некоторые совсем не могут сказать ни одного слова. После проведения данного упражнения многократно, ребята начинают чувствовать себя увереннее, спокойнее, у них не вызывает смущения сказать друг другу добрые, приятные слова.

Упражнение 2. «Подари улыбку»

Так же как и в первом упражнении, мы формируем у детей теплые уважительные отношения друг к другу. Закончился танец, и ребята благодарят друг друга улыбкой. Закончилось занятие, все девочки дарят улыбки мальчикам и наоборот. После прощального поклона улыбки адресованы педагогу, а педагог благодарит улыбкой всех ребят. Это упражнение применяется практически на всех занятиях.

Упражнение 3. «Уважение»

Применение этого упражнения знакомит учеников с понятием «уважение», сплачивает всех детей в процессе групповой работы, формирует уважительное отношения к окружающим.

Во время перерыва между танцами все ребята выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу. Они должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе. Включается спокойная мелодичная музыка. Затем, когда ребята успешно справятся с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Можно включить музыкальное сопровождение в ускоренном темпе. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Участники должны быть предельно внимательны, уважительны друг к другу, чтобы никто не ушел домой в «синяках».

Это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам также, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.

Упражнение 4. «Эмоция».

С помощью этого упражнения мы развиваем выразительность поведения у участников.

Инструкция: «Сейчас мы прослушаем с вами музыку. Мы будем слушать и постараемся понять, какое состояние данная мелодия изображает. После прослушивание музыкального отрывка дети должны попробовать изобразить полученные эмоции, в каких либо движениях, которые должны отобразить характер музыки и, соответственно, то настроение, которое эта музыка напоминает».

В ходе упражнения педагог дает возможность участникам высказать свои мнения относительно изображенного состояния, затем называет его. В ходе обсуждения нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом, что может способствовать их пониманию. Каждый раз после того, как состояние вызвано (например, радость), можно спросить, прежде всего, у тех, кто дал правильный ответ, потом и у остальных участников группы, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность сформировать «банк» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя поведение человека.

Упражнение 5. «Покажи пример»

Цель: стимулировать примерное поведение учеников.

К данному упражнению педагог прибегает несколько раз на занятиях, оно стимулирует примерное поведение у учеников, исполнительность и ответственность. Педагог обращается со следующими словами: «Кто у нас сегодня самый галантный кавалер?», «Какая пара приготовилась быстрее всех?», «Кто сделал самый красивый поклон?», «Кто сегодня самый вежливый?» и т.д. Зная психологическую особенность младшего школьника, они охотно включаются в этот соревновательный процесс, стараясь быть лучше всех и показать другим пример.






Приложение 2


Упражнение 1. «Давай друг другу посчитаем».

Ребятам дается задание, связанное с изучением, повторением какого либо движения. Основная цель научить детей взаимодействовать в паре. Сначала партнер должен правильно, внятно просчитать движение для партнерши. Проверить исполнение, сделать поправки, если есть ошибки. Затем они меняются ролями. Выполняя данное задание, ребята учатся взаимодействовать друг с другом, относиться с пониманием, выдержкой, быть взаимовежливыми и уметь прислушиваться к своему партнеру.

Упражнение 2. «Смена ролей».

Цель: коллективные формы взаимодействия, возможность выступить в другой социальной роли.

Данное упражнение проводиться при объединенных занятиях младшей и старшей группы. Старшие ребята исполняют роль «учителя», их задача заключается в обучении младших учеников новым движениям. Работа может проходить индивидуально, а может в парах. Затем мы просматривает результаты работы каждой пары «учитель-ученик» и выявляем лучший коллектив. Этим упражнением мы даем возможность ученикам выступить в другой социальной роли, и отрабатываем коллективные формы взаимодействия.

Старшие ребята учатся правильно выражать свои знания и донести их до своих «учеников». Каждый старается, чтобы их «ученик» выполнил упражнение правильно. Соответственно младшие ученики внимательно слушают, активно включаются в ход работы т.к. каждый коллектив стремиться заслужить звание «лучшего». В процессе работы не все дети активно принимают участие в объяснении. Некоторые ребят достаточно пассивны, не умеют объяснить материал, скованны в своих действиях. Проводя это упражнение несколько раз можно отметить, что те дети, которые с первого раза не смогли справиться с заданием, потом уже выполняют его с меньшими трудностями.

Упражнение 3. «Давай поменяемся».

Это упражнение можно проводить по разной схеме. Его задача научить ребят взаимодействовать с другими партнерами, развить у них навыки общения. Первый вариант, когда партнеры по желанию выбирают себе другую партнершу. Второй вариант, когда девочки по желанию выбирают себе другого мальчика. Третий вариант, когда раздаются разрезанные половинки открыток в линии мальчиков, и вторые половинки в линии девочек. Соответственно две половинки соединяются, и образуется новая пара. На данном занятии ребята занимаются с теми партнерами, которые им выпали. Чаще данное упражнение детьми воспринимается с удовольствием, они охотно меняются и общаются в своей новой созданной паре. Однако есть и такие ребята, которые не хотят танцевать с другим партнером или партнершей. При проведении этого упражнения иногда возникают конфликтные ситуации. Задача педагога разрешить данный конфликт, постараться убедить ребят, заинтересовать, объяснить, что все ребята являются членами коллектива, и должны с уважением относиться к любому из них. Данное упражнение учит относиться ко всем ученикам в классе с уважением и терпимостью, уметь находить со всеми общий язык.

Упражнение 4. «Научи друга, подругу, сестру, брата»

Данное упражнение развивает общение, учит ребенка выражать свои мысли, доносить информацию другому человеку. Ученикам предлагается домашнее задание, задача которого научить постороннего человека выполнить то движение (танец), которое ребята разучили на занятии. Результаты бывают разные. Некоторые дети, приходя на следующее занятие, с радостью подбегают и говорят, как у них все получилось. Кто-то отмалчивается, некоторые отвечают, что не смогли. Через несколько занятий мы повторяем это упражнение, стараясь чтобы каждый ребенок смог снять тот барьер стеснения или нежелания донести информацию другому.





















Приложение 3



Упражнение 1. «Кто сегодня самый аккуратный?».

К этому методу педагогу стоит прибегать достаточно часто, так как это прививает ученикам требование к аккуратному внешнему виду, формирует эстетический вкус.

На занятиях проводятся соревнования «Самый аккуратный партнер» и «Самая аккуратная партнерша». Вместе с ребятами мы проводим обсуждения и выбираем лучшие кандидатуры. Зная возрастные особенности данного возраста, сильную мотивацию стать лучшим, ребята стремятся завоевать этот титул. Они начинают внимательнее относиться к своему внешнему виду, стараются брать пример с тех, кто показал себя с наилучшей стороны.

Те из ребят, которые удостаиваются данного звания, получают призовую карточку. В конце года на открытом занятии награждаются ребята, которые получили наибольшее количество призовых карточек. Данное упражнение стимулирует ребят к выработке аккуратного отношения к своему внешнему виду.

Критерии оценки для мальчиков: чистые отглаженные брюки; рубашка, которая должна быть заправлена в брюки; наличие галстука; чешек; аккуратной прически.

Критерии оценки для девочек: купальник и отглаженная юбка; чистые носочки (колготки), волосы убраны в прическу; наличие чешек.

Упражнение 2. «Поздороваться локтями».

Все участники встают в круг, рассчитываются на «один-четыре» и получают следующее задание:

• каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

• каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в сторону;

• каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в сторону).

Затем включается легкая музыка и ребята должны поздороваться с как можно большим числом своих одноклассников, просто коснувшись друг друга локтями.

После того, как закончилась музыка, собираем участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы. Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками, сплачивает ребят, вырабатывает доверие в классе.

Если вначале игры ребята испытывают определенное стеснение, ухмылки, часто образуется «куча-мала», то после проведения нескольких серий они уже не чувствуют скованности, играют с удовольствием, стараются никого не сбивать, проявляют внимание и чуткость по отношению друг к другу.

Упражнение 3. «Презентация»

Задача данного упражнения - это умение держаться на зрителя, показать свою пару, научиться чувствовать уверенность в себе, желание стать лучшим.

Каждая пара по очереди выходит на середину зала и демонстрирует свои умения. В их задачу входит показать себя с наилучшей стороны. Оценивается, как мальчик пригласил девочку, как они вышли, как был сделан поклон, насколько вместе они станцевали, как партнер проводил партнершу обратно на свой стул. Результаты подводятся всем классом, лучшие пары получают призовые карточки.

Упражнение 4. «Вальс дружбы»

Ребята очень любят этот танец-игру. Все участники встают парами и образуют круг. Под музыку вальса дети выполняют определенный набор движений, после которых переходят к следующему партнеру. Таким образом, за все время звучание музыки ребята успевают потанцевать со всеми партнерами (партнершами). Это упражнение сплачивает коллектив, вырабатывает уважительное отношение к любому участнику.











Приложение 4

Анкета для родителей, воспитателей и учителей.


1. Фамилия, имя ребенка.

2. Общителен ли ваш ребенок со взрослыми?

а) очень;

б) не очень;

в) совершенно замкнутый.

3. Общителен ли ваш ребенок с детьми?

а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми;

б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один;

в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.

4. Если ваш ребенок общительный, то предпочитает ли он играть:

а) с детьми старше себя по возрасту;

б) с ровесниками;

в) с более младшими детьми.

5. Как ведет себя ваш ребенок в игре?

а) умеет организовать детей для совместной игры и для других занятий, берет на себя в игре только ведущие роли;

б) одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, лидерские, так и подчиненные, второстепенные роли;

в) чаще всего в игре берет на себя второстепенные роли, подчиняясь другим.

6. Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?

а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми;

б) часто конфликтует.

7. Делится ли ваш ребенок игрушками с другими детьми.

а) охотно делиться

б) иногда делится, иногда нет;

в) не делится.

8. Сочувствует ли ваш ребенок другим людям?

а) всегда сочувствует другому, когда тот чем то огорчен, пытается его утешить, пожалеть, помочь;

б) иногда сочувствует, иногда нет;

в) почти никогда не сочувствует.

9. Обижает ли ваш ребенок других детей?

а) часто обижает;

б) иногда обижает;

в) никогда не обижает.

10. Часто ли ваш ребенок жалуется взрослым?

а) часто;

б) иногда;

в) никогда.

11. Обидчив ли ваш ребенок?

а) очень обидчив;

б) иногда обидчив;

в) не обидчив.

12. Справедлив ли ваш ребенок?

а) всегда справедлив;

б) иногда справедлив, иногда нет;

в) чаще всего справедлив.

13. Всегда ли ваш ребенок говорит правду?

а) всегда;

б) иногда говорит, иногда нет;

в) чаще обманывает и говорит неправду.

14. Всегда ли ваш ребенок ведет себя вежливо?

а) всегда;

б) иногда;

в) почти никогда не ведет себя вежливо.

15. Всегда ли ваш ребенок послушен?

а) всегда;

б) иногда послушен, иногда нет;

в) почти никогда не бывает послушным.

16. Самостоятелен ли ваш ребенок?

а) вполне самостоятелен, любит и делает все сам;

б) иногда самостоятелен, иногда нет;

в) чаще всего несамостоятелен, предпочитает, чтобы за него все делали другие.

17. Настойчив ли ваш ребенок?

а) всегда очень настойчив и старается дело доводить до конца;

б) иногда настойчив, иногда нет;

в) нет и обычно не доводит до конца дело, за которое взялся.

18. Трудолюбив ли ваш ребенок?

а) очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет порученную ему работу;

б) иногда любит трудиться, иногда ленится;

в) чаще всего проявляет лень, не любит работать.

19. Уверен ли ваш ребенок в себе?

а) вполне уверен;

б) иногда уверен, иногда нет;

в) не уверен.

Оценка результатов

Степень развитиости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во вза­имно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:

10 баллов - выбор для ответа пункта «а».

5 баллов - выбор из ответа пункта «б».

1 балл - выбор для ответа пункта «в».

Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.

Замечание. По первому (анкетные данные) и по четвертому пунктам (предпоч­тительный выбор людей для общения) количественные оценки ребе­нок не получает. Ответы на четвертый пункт позволяют делать выво­ды качественного характера, которые дополняют количественные оценки.























Приложение 5



Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся начальных классов.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1
2
3

*


*



*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

  1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?

    • а) обойду, не потревожив;

    • б) отодвину и пройду;

    • в) смотря какое будет настроение.

  2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика),которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

    • а) ничего, какое мое дело;

    • б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

    • в) подойду и непременно заговорю.

  3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

    • а) тороплюсь в школу;

    • б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

    • в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

  4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

    • а) предложу свою помощь;

    • б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

    • в) если попросят, я, конечно, помогу.

  5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?

    • а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

    • б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

    • в) вступаюсь за обиженного.

  6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

    • а) они мои, раз я их нашел;

    • б) завтра спрошу, кто их потерял;

    • в) может быть, возьму себе.

  7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

    • а) на шпаргалки;

    • б) на усталость учителя: авось, пропустит;

    • в) на свои знания.

  8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

    • а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

    • б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

    • в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

  9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

    • а) соглашусь с благодарностью;

    • б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

    • в) отказываюсь решительно.

  10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

    • а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

    • б) выполняю, конечно;

    • в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

  11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

    • а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

    • б) не знаю, как придется;

    • в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

  12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

    • а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

    • б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

    • в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

  13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

    • а) напомню о праве на отдых;

    • б) делаю, раз надо;

    • в) посмотрю, что скажут остальные.

  14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык этому относишься?

    • а) отвечаю тем же;

    • б) не замечаю, это не имеет значения для меня;

    • в) разрываю все отношения с этим человеком.

  15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

    • а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

    • б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

    • в) буду ждать новых сообщений.

  16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

    • а) ужасно завидую, мне неудобно;

    • б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

    • в) мне все равно.

  17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

    • а) отдаю – здоровье дороже;

    • б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

    • в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

  18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

    • а) быстро начинаю скучать;

    • б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

    • в) не замечал.

  19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

    • а) отбираю интересное и приношу;

    • б) ненужных книг у меня нет;

    • в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

  20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

    • а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

    • б) человеку просто повезло прославиться;

    • в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделаных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.



Приложение 6

Программа наблюдения за культурой поведения ребенка

(А.М. Щетинина)

Проявления поведения Баллы

Умение здороваться

1. Здоровается громко:

- обращается только к педагогу 1

- обращается ко всем 3

2. Здоровается тихо:

- обращается только к педагогу 1

- ни с кем конкретно 1

  1. Не здоровается 0

4. Лексикон приветствий

Умение прощаться:

1. Прощается громко:

- обращается только к педагогу 1

- обращается ко всем 3

2. Прощается тихо:

- обращается только к педагогу 1

- ни с кем конкретно 1

  1. Не прощается 0

  1. Лексикон прощаний


Особенности и характер обращений:

1. Часто обращается к педагогу и детям с просьбами, 3

предложениями, рассказами

- редко обращается к педагогу и детям с просьбами, 1

предложениями, рассказами

2. Говорит четко, внятно, громко 3

- тихо, неуверенно, сбивчиво 1

3. Тон обращении:

- плаксивый, капризный, вопросительно-неуверенный 1

- приказно-повелительный 2

- спокойный, добродушный, доверчивый 3


Выражение благодарности

- благодарит всегда и всех, глядя в глаза и с готовностью (сам) 3

- благодарит лишь иногда, но сам 2

- благодарит только педагога (сам) 1

- благодарит только взрослых и после напоминания 1

- выражает благодарность пантомимой 2

- не благодарит 0

- лексикон благодарности

Культура диалога

1. Не перебивает разговора старших и детей 3

- перебивает разговор старших и детей 1

2. Разговаривает спокойно 3

- эмоционально возбужденно 1

3. Умеет слушать другого 3

- не умеет слушать другого, любит говорить только сам 1

- сам не умеет о чем-либо рассказывать другому и не умеет 0

слушать другого

- любит приказывать 1

4. Легко соглашается с говорящим, не проявляет инициативу 1

- с трудом соглашается с говорящим 1

5. Если не может убедить собеседника в чем-либо (например,

товарища по игре), то:

- переходит к аффективно-экспрессивным средствам (кричит,

ругается, возмущается, дерется, бросается чем-либо и пр.) 0

- спокойно отходит в сторону 3

- с обидой отходит в сторону 1

- рассерженный, возмущенный (но молча) отходит в сторону 1

Умение оказывать помощь

- предлагает помощь часто, доброжелательно и с готовность? 3

- помогает, но оскорбляет при этом другого (поведением, 0

словами)

Помогает, но по просьбе взрослого:

- с желанием 2

- без делания 1

- не помогает 0

Умение принимать помощь

- с благодарностью принимает помощь от взрослых и детей 3

От помощи детей отказывается:

- спокойно (уходит) 1

- грубо О


Обработка результатов.

Максимальное число баллов - 33. Если ребенок получает 20-33 балла, то это показатель высокого уровня культуры поведения ребенка; если 11-­19 баллов - среднего, а 0-110 баллов указывает на низкий уровень овладения ребенком навыками культурного поведения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!