Любое общество придает особое значение воспитанию подрастающих поколений. Именно дети составляют важнейшую заботу государство, его гордость и достояние. Однако есть дети, которым необходимо повышенное внимание. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, что составляет боль общества. В нашем современном обществе одним из средств этой победы и является инклюзия, когда все дети, независимо от их физических, психических и иных особенностей, включены в общую систему образования.(Слайд 1.)
Дети с ОВЗ есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребёнка возникает ряд проблем:
(Слайд 6.)Главная сложность заключается в том, что в настоящее время очень мало специалистов, которые понимают специфику таких детей. Не могу сказать, что я не испытываю определенных трудностей. Работая в общешкольном учреждении, с 2012 года я столкнулась сначала с двумя категориями детей: нарушением интеллекта, т.е. умственно отсталым ребёнком и с задержкой психического развития, а затем с расстройством аустистического спектра (РАС, вариант 8.2.), у меня возникло много вопросов, много трудностей. (Слайд 7.)Хотя до этого работала учителем дополнительного образования в РА «Шовгеновский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями»,которую реаргонизовали в 2011 году, где детям с ОВЗ оказывали комплексное медико-социальное и психолого-педагогическую помощь. Первый вопрос, который возник у меня, за время моей работы с такими детьми, - вопрос толерантности: как сделать, чтобы ребёнок не только не чувствовал себя лишним или особенным, как научить его быть равным во всём, как научить детей относиться к нему как к равному. Конечно, в нашей школе нет предрассудков и стереотипов по отношению к «особым» детям.
Исходя из своего опыта работы, хотелось бы отметить, что в нашей школе в классах, где обучается ребёнок ОВЗ, предельная наполняемость выполняется. В первом выпуске моего класса было 24 учащихся, с отклонением в развитии было 2 ученика (умственно отсталый и задержка психического развития). Сейчас я работаю во 2-ом классе, где обучаются 18 учащихся, из них с отклонением в развитии 1 ученик (Расстройства аустистического спектра, вариант 8.2.). Вся моя работа строится на индивидуальном и дифференцированном подходе, а также, непрерывной коррекционной работе. (Слайд 8.)
Первое время эти дети были замкнуты, отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, особенно это ребёнок с РАС, отношение к учёбе у них было отрицательным. Им труднее осваивать учебный материал, так как они быстро его забывают. Было очень сложно им, одноклассником и мне.
Во время урока кто–то из них может встать, ходить по классу, подходить к детям, мешать им, выйти из класса без разрешения. Бывают моменты, когда никакой подход не помогает, и тогда я привлекаю психолога, социального педагога или медицинского работника школы, но такие случаи редки. Это не значит, что они плохие или не приспособлены, ни к чему. Например, ребёнок с РАС красиво рисует, лепит, делает интересные поделки. Порой, удивляюсь, его фантазии и очень радуюсь за него. (Слайд 9.)
На уроке эти дети быстро устают, нет усидчивости. С одного вида работы на другой переключаются с трудом, долго настраиваются на задании. Речь, память, внимание, мышление ниже нормы. Зрительное восприятие, воображение тоже на низком уровне. Словарный запас очень беден. Поэтому, по картинке составляют простейшие предложения из двух-трех слов. Порой, они не могут построить фразу без помощи учителя, чтобы высказать свою мысль. Им надо все наглядно показать, чтобы они увидели конкретно, будь то предмет, признак предмета, действие предмета. Надо им потрогать, сравнить, затем еще раз показать, повторить несколько раз. Дети, в основном, пассивны на уроке. Поэтому, я их «заставляю» (в добром смысле слова), побуждаю говорить, рассуждать, высказывать свое мнение. Постоянно с ними общаюсь, вызываю на интересующий их разговор, чтобы развивать речь, мышление. (Слайд 10-11.)
Сложность обучения ещё в том, что у них очень медленный темп деятельности. В письменной речи делают специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом усваивают правила выделения границ предложения в первый год обучения.
Учитывая все трудности обучения, я провожу беседу с родителями этих детей, аргументируя все положительные и отрицательные стороны «особого» положения ребёнка в классе. С родителями я быстро нашла общий язык, и работаем сообща. Ежедневно, еженедельно по мере востребовательности провожу консультации для родителей по возникшим вопросам обучения, воспитания. В работе с родителями формирую у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё восприятие мира, своё мировоззрение
(Слайд 12.)Многие дети в классе завидуют им из-за чрезмерного внимания с моей стороны . Очень важен для ребенка с ОВЗ контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации впоследствии. Отношения со сверстниками может возникнуть только тогда, когда ребенок с ОВЗ вовлекается в классную жизнь. Участвует в мероприятиях, проводимых в классе и в школе. (Слайд 13.)Когда участвует в учебном процессе он овладевает необходимыми умениями и навыками . Вовлекаясь в трудовой процесс, ребёнок отвлекается от переживании и овладевает трудовыми навыками; участвуя в спортивно – оздоровительных играх он преодолевает страх перед своими желаниями быть менее активным, формирует культуру общения.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса исхожу из возможностей каждого ребёнка ОВЗ – задание лежат в зоне умеренной трудности, но чтобы были доступными. Организовываю коррекционные занятия, которые были бы направлены на компенсацию недостатков развития, восполнению пробелов предшествующего обучения, на повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
Стараюсь в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Нет!» «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться.
(Слайд14-16.)Индивидуальные программы составляю в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования, с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления, рекомендаций ПМПК и на основании следующих нормативно-правовых документов:
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширить рамки общения с социумом;
формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем;
выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования;
любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка.