СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с ОВЗ есть в каждой школе, при этом обучении такого ребёнка возникает ряд проблем перед всеми участниками образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мамхегская средняя общеобразовательная школа № 4 имени

Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева»











Проектирование индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

Подготовила :

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 4

Шовгеновского района

Шагужева Рузана Заурбечевна











а. Мамхег

2016 – 2017 учебный год



Любое общество придает особое значение воспитанию подрастающих поколений. Именно дети составляют важнейшую заботу государство, его гордость и достояние. Однако есть дети, которым необходимо повышенное внимание. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, что составляет боль общества.

Дети с ОВЗ есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребёнка возникает ряд проблем:

  • Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребёнком.

  • Со стороны родителей самого ребёнка: как ребёнок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками.

  • Со стороны родителей других детей: не влияет ли совместное обучение на объём программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания.

  • Со стороны ребёнка с ОВЗ: найдёт ли он друзей, комфортно ли ему будет, сможет ли хорошо учиться.



В Мамхегской общеобразовательной школе обучается 8 детей с интеллектуальными нарушениями, в нее входят дети с различными нарушениями – опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, задержка психического развития.

Главная сложность заключается в том, что в настоящее время очень мало специалистов, которые понимают специфику таких детей. Не могу сказать, что я не испытываю определенных трудностей. Работая в общешкольном учреждении, с 2012 года я столкнулась сначала с двумя категориями детей: нарушением интеллекта, т.е. умственно отсталым ребёнком и с задержкой психического развития, а сейчас работаю с расстройством аустистического спектра (Расстройства аустистического спектра, вариант 8.2.), у меня возникло много вопросов, много трудностей. Хотя до этого работала учителем дополнительного образования в РА «Шовгеновский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями»,которую реаргонизовали в 2011 году, где детям с ОВЗ оказывали комплексное медико-социальное и психолого-педагогическую помощь. Первый вопрос, который возник у меня, за время моей работы с такими детьми, - вопрос толерантности: как сделать, чтобы ребёнок не только не чувствовал себя лишним или особенным, как научить его быть равным во всём, как научить детей относиться к нему как к равному. Конечно, в нашей школе нет предрассудков и стереотипов по отношению к «особым» детям.

Инклюзивное обучение детей с ОВЗ производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления, а так же рекомендация ПМПК.

В инклюзивном классе предельная наполняемость класса 25 человек. Количество детей с отклонениями в развитии не должно превышать 4 человек. Исходя из своего опыта работы, хотелось бы отметить, что в нашей школе в таких классах предельная наполняемость выполняется. В первом выпуске моего класса было 24 учащихся, с отклонением в развитии было 2 ученика (умственно отсталый и задержка психического развития). Сейчас я работаю во 2-ом классе, где обучаются 18 учащихся, из них с отклонением в развитии 1 ученик (Расстройства аустистического спектра, вариант 8.2.). Вся моя работа строится на индивидуальном и дифференцированном подходе, а также, непрерывной коррекционной работе.

Первое время эти дети были замкнуты, отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, особенно это ребёнок с РАС, им было трудно усваивать учебную программу, отношение к учёбе было отрицательным. Им труднее осваивать учебный материал, и они быстро его забывают. Было очень трудно им, одноклассником и мне.

Во время урока кто–то из них может встать, ходить по классу, подходить к детям, мешать им, выйти из класса без разрешения. Бывают моменты, когда никакой подход не помогает, и тогда я привлекаю психолога, социального педагога или медицинского работника школы, но такие случаи редки. Это не значит, что они плохие или не приспособлены, ни к чему. Например, ребёнок с РАС красиво рисует, лепит, делает интересные поделки. Порой, удивляюсь, его фантазии и очень радуюсь за него.

На уроке эти дети быстро устают, нет усидчивости. С одного вида работы на другой переключаются с трудом, долго настраиваются на задании. Речь, память, внимание, мышление ниже нормы. Зрительное восприятие, воображение тоже на низком уровне. Словарный запас очень беден. Поэтому, по картинке составляют простейшие предложения из двух-трех слов. Порой, они не могут построить фразу без помощи учителя, чтобы высказать свою мысль. Им надо все наглядно показать, чтобы они увидели конкретно, будь то предмет, признак предмета, действие предмета. Надо им потрогать, сравнить, затем еще раз показать, повторить несколько раз. Дети, в основном, пассивны на уроке. Поэтому, я их «заставляю» (в добром смысле слова), побуждаю говорить, рассуждать, высказывать свое мнение. Постоянно с ними общаюсь, вызываю на интересующий их разговор, чтобы развивать речь, мышление.

Сложность обучения ещё в том, что у них очень медленный темп деятельности. В письменной речи делают специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом усваивают правила выделения границ предложения в первый год обучения.

Учитывая все трудности обучения, я провожу беседу с родителями этих детей, аргументируя все положительные и отрицательные стороны «особого» положения ребёнка в классе. С родителями этих детей я быстро нашла общий язык, и работаем сообща. Ежедневно, еженедельно по мере востребовательности провожу консультации для родителей по возникшим вопросам обучения, воспитания. В работе с родителями формирую у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё восприятие мира, своё мировоззрение

Многие дети в классе завидуют им из-за чрезмерного внимания с моей стороны . Очень важен для ребенка с ОВЗ контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации впоследствии. Отношения со сверстниками может возникнуть только тогда, когда ребенок с ОВЗ вовлекается в классную жизнь. Участвует в мероприятиях, проводимых в классе и в школе. Когда участвует в учебном процессе он овладевает необходимыми умениями и навыками . Вовлекаясь в трудовой процесс, ребёнок отвлекается от переживании и овладевает трудовыми навыками; участвуя в спортивно – оздоровительных играх он преодолевает страх перед своими желаниями быть менее активным, формирует культуру общения.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса исхожу из возможностей каждого ребёнка ОВЗ – задание лежат в зоне умеренной трудности, но чтобы были доступными. Организовываю коррекционные занятия, которые были бы направлены на компенсацию недостатков развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

Стараюсь в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Нет!» «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться.

Индивидуальные программы составляю в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендаций ПМПК и на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.2012г. №273-ФЗ.

  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847).

  • Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08. 2016 г. № 07 -3517 "Об учебниках для обучающихся с ОВЗ

  • Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для учащихся с ОВЗ в учебном плане предусматриваю:

  • 2 часа занятий с психологом + 1 час в неделю обязательных консультаций для педагогов и родителей;

  • 2 часа занятий с логопедом + 1 час в неделю обязательных консультаций для педагогов и родителей;

  • 1 час коррекционной ритмики.

На основе своего опыта могу сказать, что эффективными оказываются такие методы и формы обучения, использование которых основано на реализации мотивационной сфере ребенка:

  • развития самосознания,

  • самоутверждения в обществе,

  • формирование самооценки,

  • потребности в общении со сверстниками.

Выбираю методы обучения, методические приемы с учетом знаний и практических навыков.

Считаю, что начинать работу с такими детьми нужно с формирования положительного эмоционального настроя. Это удается, когда я применяю в своей работе следующие педагогические технологии:

здоровьесберегающие ( физкульт-минутки, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика): создание благоприятной психологической атмосферы в детском коллективе;снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;

предупреждению вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом;охрана и укрепление психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т. д.); игровые упражнения.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

  • индивидуальный подход;

  • предотвращение наступления утомляемости;

  • активизация познавательной деятельности;

  • проведение подготовительных занятий;

  • обогащение знаниями об окружающем мире;

  • коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

  • проявление педагогического такта.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

  • оказать помощь в поисках «себя»;

  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере;

  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширить рамки общения с социумом;

  • развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях;

  • формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни;

  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;

  • осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;

  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;

  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;

  • умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка.

 Очень важен для ребенка с ОВЗ контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации.

При инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ. Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. Необходимо понимать, что какими бы разными дети ни были по национальности или по цвету кожи, уровню физического и умственного развития, все должны иметь равные возможности для развития и жизни.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!