СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование научно-методической работы на компетентностной и деятельностной основе

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование научно-методической работы на компетентностной и деятельностной основе

(выступление Бещембаевой С.Н. на курсах в ИПК ПК перед резервистами на должность руководителя школы)

  1. Деление на группы с помощью упражнения «Молекулы».

Все встают в середину аудитории. Необходимо образовать молекулу из атомов. По сигналу «Молекулы двигаются», слушатели начинают двигаться. По сигналу «Молекула из 4-х атомов», слушатели быстро должны объединиться в четверку и т.д.

Останавливаемся на молекуле из 6 атомов. Образуются 4 группы по 6 человек.

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Уважаемые коллеги! Тема нашего модуля «Проектирование научно-методической работы на компетентностной и деятельностной основе».

- Для чего вам, резервистам на должность руководителя школы нужно знать данный модуль?

- Ответы слушателей.

Тренер: коротко рассказываю о курсах руководителей в ЦПМ. Цель: через саморазвитие руководителя повысить профессиональное развитие коллектива. Результат: сотрудничество, взаимодействие каждого учителя в сетевом сообществе. Из года в год повышаются требования к качеству подготовки выпускников. А это, в свою очередь, требует постоянного совершенствования учителем своих профессиональных качеств как предметника, как мудрого воспитателя и как детского психолога.

- Привожу высказывание философа Конфузия: «Можно приобретать опыт:

на основе многократных проб и ошибок; подражать или копировать опыт других; осмысливать деятельность других субъектов и создавать собственный эффективный опыт. Первый путь  самый горький, второй – самый легкий, третий – самый благородный».

- Мнения слушателей по поводу высказывания.

- Привожу высказывания:

1. Проблем не избежишь, но и без проблем не научишься и не достигнешь успеха.

2. Индивидуализм и коллективизм одинаково важны.

3. Связь с более широкой средой обязательна для успеха.

Каждый является носителем перемен.

-Для чего нужно развивать свой коллектив?

- Привожу высказывание: «Мы пытаемся учить навыкам XXI века

учителями XX века в образовательной среде XIX века» (Отчет международного саммита профессии учителя в 2012 г.).

- В связи с обновлением содержания образования будут меняться не только программы и учебники, но и методики и технологии преподавания.

- Слайд: «Отличительные особенности обновления содержания образования»

  • определение ценностей, как важных жизненных ориентиров;
  • усиление значимости предметов  естественно-математического цикла;
  • организация трехъязычного образования;
  • использование критериальной системы оценивания;
  • создание условий для проектно-исследовательской деятельности;
  • ориентация учащихся на применение полученных знаний в решении учебных и жизненных задач;
  • интеграция предметов и внедрение новых предметов;
  • целенаправленная предвузовская подготовка в старшей школе.

- Слайд: «Кто и как принимает изменения»:

Никогда не принимают – 10%

Требуется долгое обучение и коучинг – 40%

Присоединяются со временем – 30%

Автоматически принимают – 20%

- Тренер: должно быть распределение ролей:

Учителя 1 уровня – обучают в сообществе

Учителя 2 уровня – работают с учителями

Учителя 3 уровня – работают с учениками

Руководитель - с коллективом.

- Слайд «Профессиональное развитие педагогов»

Цель

Характеристика

Формирование

у педагога потребности

в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений

и навыков, превращении их

в компетенции

Профессиональные качества

•      Ориентированность на ребенка;

•      Сотрудничество в педагогическом сообществе;

•      Языковые и ИКТ -компетенции;

•      Организованность (планирование, тайм менеджмент)

Личностные качества

•      Толерантность;

•      Стремление к обучению на  протяжении всей жизни;

•      Высокие этические нормы

Знания, умения и навыки

•      Глубокие предметные знания и навыки возрастной психологии;

•      Рефлексивная позиция, умение корректировать свою деятельность;

•      Применение разных подходов к оцениванию результатов учащихся.

Способности

•      Критически мыслить;

•      Готовность учиться и обучать других;

•      Способность вести исследовательскую работу;

•      Готовность к инновационным подходам

 

- Распределение ролей: Слайд «Методическая служба школы». Начнем с выяснения сущности методической работы в школе. Многосторонний подход к понятию методической работы приведено в Положении о методической работе «Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогически кадров, направленная на повышение их…научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства…».

«Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения учебно-воспитательного процесса».

- Тренер: С чего начать планирование? Предлагаю упражнение «Ромб 9. Успех лидера». (Раздаю листы с ромбом, постеры, карточки, ножницы, клей, фломастеры, стикеры). Время выполнения 10 минут.

Пункт, который вы считаете самым важным, помещается в верхний угол ромба, а наименее значимый – у его основания. Пункты, расположенные в одном ряду, имеют одинаковую значимость.

Обратная связь: подписать состав группы. Группа оставляет свой постер и переходит по часовой стрелке в другую группу, знакомится с работой группы и оценивает на стикере, прикрепляет на постер.

  1. Опирается на анализ потребностей.
  2. Устанавливает стратегическое направление школьного развития.
  3. Способствует развитию лидерских команд.
  4. Предоставляет возможности развития лидерских качеств руководителям среднего уровня и другим потенциальным лидерам.
  5. Привлекает школьных лидеров к разработке стратегий и реформ через представляющие их организации.
  6. Предоставляет членам школьного совета возможность развивать навыки, имеющие отношение к деятельности в школе.
  7. Признает и усиливает процесс делегирования руководящих ролей и ответственности иным членам группы в структуре лидерства.
  8. Ставит в центр внимания контроль и оценку качества преподавания.

 

 

Выслушиваю мнение групп.

 

Тренер: Любое планирование начинается  с анализа. А что будем анализировать? Где взять данные? Каким способом можно собрать данные?

- документы

-Анкеты

-Наблюдение

-Фото и видеосъемка

-Ресурсы

-Опрос

-Таблицы

-диаграммы

-графики

Вывод: нужно использовать максимально инструментов для объективной картины (оперировать данными). Необходимо ответить на вопрос: на что указывают данные. Должно быть понятно: что западает? Что хорошо?

 

SWOT – анализ работы школы.

- Что такое SWOT – анализ?

 

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Strengths —свойства предприятия, проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли. СИЛА

Weaknesses —внутренние свойства, ослабляющие проект, предприятие, коллектив и т.д. СЛАБОСТИ

Внешняя среда

Opportunities —внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели. ВОЗМОЖНОСТИ

Threats — внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели. РИСКИ

 

 

Составить свот-анализ:

1 группе- сильные стороны

2 группе – слабые стороны

3 группе – возможности

4 группе – риски.

Время выполнения 10 минут.

 

- Тренер: SWOT – анализ – это инструмент для анализа. Можно делать анализ урока, своего коллектива, себя.

- Что из данного анализа мы сможем реализовать? Как вы используете при планировании работы?

 

- Индивидуальная работа. Каждый выписывает  на стикере по одной слабой стороне, которая сильно западает. Один из группы собирает. Вызываю по одному из групп. Спикеры ранжируют по степени значимости, представляют в виде диаграммы.

- Что было сделано спикерами? Расставили приоритеты, провели приоритизацию.

Как данные инструменты помогут расставить приоритеты по своду данных?

 

- Работа с текстом «Определение цели во внутришкольном менеджменте».

Прочитать и обсудить в группе. Составить кластер, выступить публично.

Рефлексия

Стратегия «Трёхминутная  пауза».  Прочитайте с  рефлексивного экрана    начало фразы и закончите её:

  -Я изменил(а) своё отношение к …

 -  Я узнал(а) больше о …

-  Я почувствовал(а), что …

 -  Я относился(лась) к …