Проектирование научно-методической работы на компетентностной и деятельностной основе
(выступление Бещембаевой С.Н. на курсах в ИПК ПК перед резервистами на должность руководителя школы)
- Деление на группы с помощью упражнения «Молекулы».
Все встают в середину аудитории. Необходимо образовать молекулу из атомов. По сигналу «Молекулы двигаются», слушатели начинают двигаться. По сигналу «Молекула из 4-х атомов», слушатели быстро должны объединиться в четверку и т.д.
Останавливаемся на молекуле из 6 атомов. Образуются 4 группы по 6 человек.
- Сообщение темы и цели занятия.
Уважаемые коллеги! Тема нашего модуля «Проектирование научно-методической работы на компетентностной и деятельностной основе».
- Для чего вам, резервистам на должность руководителя школы нужно знать данный модуль?
- Ответы слушателей.
Тренер: коротко рассказываю о курсах руководителей в ЦПМ. Цель: через саморазвитие руководителя повысить профессиональное развитие коллектива. Результат: сотрудничество, взаимодействие каждого учителя в сетевом сообществе. Из года в год повышаются требования к качеству подготовки выпускников. А это, в свою очередь, требует постоянного совершенствования учителем своих профессиональных качеств как предметника, как мудрого воспитателя и как детского психолога.
- Привожу высказывание философа Конфузия: «Можно приобретать опыт:
на основе многократных проб и ошибок; подражать или копировать опыт других; осмысливать деятельность других субъектов и создавать собственный эффективный опыт. Первый путь самый горький, второй – самый легкий, третий – самый благородный».
- Мнения слушателей по поводу высказывания.
- Привожу высказывания:
1. Проблем не избежишь, но и без проблем не научишься и не достигнешь успеха.
2. Индивидуализм и коллективизм одинаково важны.
3. Связь с более широкой средой обязательна для успеха.
Каждый является носителем перемен.
-Для чего нужно развивать свой коллектив?
- Привожу высказывание: «Мы пытаемся учить навыкам XXI века
учителями XX века в образовательной среде XIX века» (Отчет международного саммита профессии учителя в 2012 г.).
- В связи с обновлением содержания образования будут меняться не только программы и учебники, но и методики и технологии преподавания.
- Слайд: «Отличительные особенности обновления содержания образования»
- определение ценностей, как важных жизненных ориентиров;
- усиление значимости предметов естественно-математического цикла;
- организация трехъязычного образования;
- использование критериальной системы оценивания;
- создание условий для проектно-исследовательской деятельности;
- ориентация учащихся на применение полученных знаний в решении учебных и жизненных задач;
- интеграция предметов и внедрение новых предметов;
- целенаправленная предвузовская подготовка в старшей школе.
- Слайд: «Кто и как принимает изменения»:
Никогда не принимают – 10%
Требуется долгое обучение и коучинг – 40%
Присоединяются со временем – 30%
Автоматически принимают – 20%
- Тренер: должно быть распределение ролей:
Учителя 1 уровня – обучают в сообществе
Учителя 2 уровня – работают с учителями
Учителя 3 уровня – работают с учениками
Руководитель - с коллективом.
- Слайд «Профессиональное развитие педагогов»
Цель
|
Характеристика
|
Формирование
у педагога потребности
в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений
и навыков, превращении их
в компетенции
|
Профессиональные качества
• Ориентированность на ребенка;
• Сотрудничество в педагогическом сообществе;
• Языковые и ИКТ -компетенции;
• Организованность (планирование, тайм менеджмент)
Личностные качества
• Толерантность;
• Стремление к обучению на протяжении всей жизни;
• Высокие этические нормы
Знания, умения и навыки
• Глубокие предметные знания и навыки возрастной психологии;
• Рефлексивная позиция, умение корректировать свою деятельность;
• Применение разных подходов к оцениванию результатов учащихся.
Способности
• Критически мыслить;
• Готовность учиться и обучать других;
• Способность вести исследовательскую работу;
• Готовность к инновационным подходам
|
- Распределение ролей: Слайд «Методическая служба школы». Начнем с выяснения сущности методической работы в школе. Многосторонний подход к понятию методической работы приведено в Положении о методической работе «Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогически кадров, направленная на повышение их…научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства…».
«Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения учебно-воспитательного процесса».
- Тренер: С чего начать планирование? Предлагаю упражнение «Ромб 9. Успех лидера». (Раздаю листы с ромбом, постеры, карточки, ножницы, клей, фломастеры, стикеры). Время выполнения 10 минут.
Пункт, который вы считаете самым важным, помещается в верхний угол ромба, а наименее значимый – у его основания. Пункты, расположенные в одном ряду, имеют одинаковую значимость.
Обратная связь: подписать состав группы. Группа оставляет свой постер и переходит по часовой стрелке в другую группу, знакомится с работой группы и оценивает на стикере, прикрепляет на постер.
- Опирается на анализ потребностей.
- Устанавливает стратегическое направление школьного развития.
- Способствует развитию лидерских команд.
- Предоставляет возможности развития лидерских качеств руководителям среднего уровня и другим потенциальным лидерам.
- Привлекает школьных лидеров к разработке стратегий и реформ через представляющие их организации.
- Предоставляет членам школьного совета возможность развивать навыки, имеющие отношение к деятельности в школе.
- Признает и усиливает процесс делегирования руководящих ролей и ответственности иным членам группы в структуре лидерства.
- Ставит в центр внимания контроль и оценку качества преподавания.
Выслушиваю мнение групп.
Тренер: Любое планирование начинается с анализа. А что будем анализировать? Где взять данные? Каким способом можно собрать данные?
- документы
-Анкеты
-Наблюдение
-Фото и видеосъемка
-Ресурсы
-Опрос
-Таблицы
-диаграммы
-графики
Вывод: нужно использовать максимально инструментов для объективной картины (оперировать данными). Необходимо ответить на вопрос: на что указывают данные. Должно быть понятно: что западает? Что хорошо?
SWOT – анализ работы школы.
- Что такое SWOT – анализ?
|
Положительное влияние
|
Отрицательное влияние
|
Внутренняя среда
|
Strengths —свойства предприятия, проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли. СИЛА
|
Weaknesses —внутренние свойства, ослабляющие проект, предприятие, коллектив и т.д. СЛАБОСТИ
|
Внешняя среда
|
Opportunities —внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели. ВОЗМОЖНОСТИ
|
Threats — внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели. РИСКИ
|
Составить свот-анализ:
1 группе- сильные стороны
2 группе – слабые стороны
3 группе – возможности
4 группе – риски.
Время выполнения 10 минут.
- Тренер: SWOT – анализ – это инструмент для анализа. Можно делать анализ урока, своего коллектива, себя.
- Что из данного анализа мы сможем реализовать? Как вы используете при планировании работы?
- Индивидуальная работа. Каждый выписывает на стикере по одной слабой стороне, которая сильно западает. Один из группы собирает. Вызываю по одному из групп. Спикеры ранжируют по степени значимости, представляют в виде диаграммы.
- Что было сделано спикерами? Расставили приоритеты, провели приоритизацию.
Как данные инструменты помогут расставить приоритеты по своду данных?
- Работа с текстом «Определение цели во внутришкольном менеджменте».
Прочитать и обсудить в группе. Составить кластер, выступить публично.
Рефлексия
Стратегия «Трёхминутная пауза». Прочитайте с рефлексивного экрана начало фразы и закончите её:
-Я изменил(а) своё отношение к …
- Я узнал(а) больше о …
- Я почувствовал(а), что …
- Я относился(лась) к …