СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование системы ученического самоуправления в средней общеобразовательной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование системы ученического самоуправления в средней общеобразовательной школе

Просмотр содержимого документа
«Проектирование системы ученического самоуправления в средней общеобразовательной школе»

48













Проект


Проектирование системы ученического самоуправления в средней общеобразовательной школе





Выполнил:

Александрович Владимир Васильевич










Крупки

2016


Содержание:




  1. Введение …………………………………………………………………2-6



2 Концептуальное обоснование инновационного проекта…7-17





3. Практическая часть инновационного проекта……………18-





4. Литература.……………………………………………………..






















Актуальность проекта

Актуальность проблемы ученического самоуправления в школе обусловлена целевыми установками современного воспитания страны, направленного на формирование разносторонне развитой, нравственно-зрелой, творческой личности обучающегося. В качестве одной из основных составляющих воспитания рассматривается гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры обучающегося.

Сложность и динамика современного общества требует от детей и подростков нестандартного мышления, умений и навыков адекватной оценки политических процессов и разнообразной, насыщенной информации. Для того чтобы дети и молодёжь могли жить и трудиться в современной социально-политической ситуации, у них должны быть развиты такие качества: самостоятельность, коммуникативность, способность организовывать своё социально-политическое поведение и сформирована высокая гражданская и национально - государственная позиция. В этом заказ общества и государства.

В школе создаются условия, которые содействуют ребенку в строительстве личности, осознании своей индивидуальности, образовании себя.

"Рядом со словом "самоопределение" (самым важным в школе - сам себя определяю, сам себе определяю пределы и достигаю их) стоит другое слово, широко сейчас распространенное, - "сво­бода".

Когда сняты внешние барьеры, человек вырывается на свободу и крушит все, не понимая, что теперь барьеры должен ставить себе он сам.

При свободе, при строительстве нельзя обойтись без того, чтобы у человека не сформировалось уважение к самому себе. Мы привыкли говорить: научись уважать других, а потом требуй уважения к себе. Мне кажется, что формула другая: уважай себя и через это, понимая, что другой человек тоже уважает себя, не унижай его.

Достоинство - это уважение себя, это неприятие всего, что унижает человека, в ком бы то ни было - в себе или в других. Я, правда, долго не пользовался этим словом, а потом начал понимать, что распу­щенный ребенок, который пользуется свободой, как раб, вырвавшийся из клетки, часто не имеет представления о том, что у него на самом деле может быть свое достоинство. Он так много слышит о достоинстве других (часто это просто болтовня) и так мало - о том, что у него самого оно может быть. Что оно должно быть! Так часто его унижают, а он не всегда даже подозревает об этом. Он при­вык, что каждый взрослый может сделать ему замечание только потому, что он мальчишка. И он не думает, а мы не помогаем понять, что он изначально равен взрослому, что в него также вложили душу. В школе его унижают тем, что сообщают родителям о его неуспехах, его неудачи обсуждают при всех, его постоянно сравнивают с другими. Но он не думает, что это унижает его достоинство. Его учат, что так и положено ученику. Постепенно растет убеждение, что при этих взрослых, при таких порядках, надо вести себя так, как они хотят, и ждать, когда удастся вырваться на свободу, когда ни­кто не будет видеть и можно позволить себе все.

Я понимаю, что каждый школьник - отнюдь не потомок английского лорда, который живет так же, как прожили его отец, дед и прадед, - в уважении к собственному достоинству, когда в семейной картинной галерее видишь своего прадеда, героя Ватерлоо. Наши ребята живут в то время, когда произошел обрыв традиционносемейных, родовых связей. Кто же тогда поможет им сохранить и развить свое достоинство? Наверное, школа. И (с учетом того культурного безобразия, которое творится кругом) только школа!

Сразу вопрос: а кто будет воспитывать достоинство? Кто будет создавать в школе такой дух или такую атмосферу, или такие условия, где можно воспитывать человека с достоинством? При всем моем уважении к коллегам - учителям, я понимаю, что и о своем достоинстве раздумывать им часто недосуг.

У каждого очень большой опыт унижения достоинства. Не раз приходилось прятать свою совесть и достоинство в карман.

Теперь у нас этого в школе, пожалуй, нет - приучились. Но несколько лет назад я наблюдал, как родители входили в кабинет учителю не прямо, а сгибаясь.

Жизнь научила, что визит к начальству требует этой сгорбленности. Они заранее знают, что им откажут, что человек в кабинете почему-то выше их.

Почему - они понятия не имеют. Потому, наверное, что у него должность, стол.

И они входят согнувшись, заранее свое достоинство спрятав. И сегодня, входя в новые кабинеты или в старые кабинеты с новыми начальниками, мы также вынуждены прятать свое достоинство. Мы не распрямили еще плеч.

Кто же, какие учителя помогут ребенку растить и сохранять свое достоинство? Поэтому стоит за­дача поднимать, развивать чувство собственного достоинства и в учителях.

Дело учителя - поддерживать достоинство ученика, дело ученика - поддерживать достоинство учителя. Не потому, что это учитель и ученик, а потому, что мы – люди.

Таким образом, в руках руководителей школ, если оценить проблему самоуправления во всём её масштабе, - судьба подрастающих поколений, судьба Республики Беларусь: будут в школе воспитываться только исполнители чужих решений или же граждане, способные пользоваться своими правами, защищать их и выполнить гражданские обязанности. Чем раньше учащиеся станут полноправными гражданами своей школы, тем лучшими гражданами своего Отечества они могут стать впоследствии.

Исходя из обозначенной проблемы, наш проект имеет следующие цель и задачи.









Цель проекта: формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.


Задачи:

  1. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.

  2. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно-целостные отношения.

3.Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

Объект инновационной деятельности: воспитательная деятельность учреждения школьного воспитания и обучения.

Предмет инновационной деятельности: формирование высоконравственной творческой, активной личности учащегося.

Прогнозируемый результат инновационной деятельности:

  1. Сформировать высоконравственную творческую, активную личность учащегося.

  2. Выявить реальные потребности учащихся

  3. Организация деятельности органов ученического самоуправления

  4. Предотвращение деструктивного и неосознанного участия детей и молодёжи в политических акциях.

Срок реализации проекта: сентябрь 2008г. – сентябрь 2009г.

Ресурсное обеспечение реализации проекта:

- интеллектуальные ресурсы: заместитель директора по идеологической и воспитательной работе, методическая служба, социально-педагогическая и психологическая служба, педагоги, воспитанники

- технологические ресурсы

- материально-технические ресурсы: компьютерная и множительная техника и др.

- информационные ресурсы: нормативно - законодательные документы, Интернет-ресурсы, СМИ, специальная методическая и педагогическая литература.



























Концептуальное обоснование инновационного проекта


В Типовом положении об общеобразовательном учреждении сфор­мулированы основные цели общеобразовательного учреждения: формирова­ние общей культуры личности обучаю­щихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обще­стве, создание основы для осознанного выбора и последующего освое­ния профессиональных образовательных программ, воспи­тание гражданствен­ности, трудолюбия, уважения к правам и сво­бодам человека, любви к окру­жающей природе, Родине, семье.

Можно, пожалуй, утверждать, что вряд ли найдется сегодня ответственный педагог, который бы считал, что вышеперечислен­ные воспитательно-образова­тельные цели школа способна ре­шить без школьного, в первую очередь учени­ческого, самоуправ­ления. Однако не всякое детское самоуправление содейст­вует воспитанию гражданина, уважающего права и свободы челове­ка. Эту за­дачу может реализовать только такое самоуправление, в котором его органы обладают реальными полномочиями.

Полномочия органов ученического самоуправления должны быть закреплены в школьном нормативном документе. Им мо­жет быть Положение о само­управлении ученического коллек­тива или Положение о самоуправлении школы, в котором один из разделов раскрывает полномочия органов учениче­ского са­моуправления. Несомненно, эти документы разрабатываются при активном участии самих школьников и должны получить одобрение всего детского коллектива. Утверждает документы общешкольное собрание (кон­ференция) учащихся, их родите­лей и педагогов.

Предлагаю разработанное содержание деятельности, а также полно­мочия органов самоуправ­ления учащихся в школе.

Высшим органом ученического самоуправления школы яв­ляется общее собрание учащихся 5—11 классов, проводимое по мере необходимости, но не реже одного раза в учебный год.

Школьное ученическое собрание:

  • рассматривает и утверждает перспективный план, основ­ные направления деятельности органов ученического самоуп­равления на предстоящий период, ориентированные на реали­зацию потребностей учащихся;

  • решает вопросы, связанные с участием учащихся в управле­нии школой; об­суждает и принимает планы совместной работы органов самоуправления учащихся с педагогами, родителями, советом школы;

  • формирует органы самоуправления учащихся в школе;

  • вырабатывает и формулирует предложения ученического коллектива по со­вершенствованию учебно-воспитательного про­цесса; выражает отношение учащихся к проектам школьных документов, планам и программам их осуществления;

  • рассматривает и утверждает положения, правила, памят­ки и инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность уча­щихся в своем коллективе, ра­боту ответственных и уполномо­ченных коллективом лиц;

— заслушивает отчеты и информации, оценивает результа­ты деятельности органов ученического самоуправления и др.

В тех школах, в которых нет условий для работы школьного ученического собрания, высшим органом самоуправления уча­щихся школы может быть школьная ученическая конференция. Она будет выполнять функции школьного учени­ческого собрания.

В школах, в которых проводятся школьные ученические собрания, школь­ной ученической конференции передается часть функций школьного собра­ния, определяемых школьным ученическим собранием.

Все решения органов ученического самоуправления прини­маются большин­ством голосов правомочного (на котором при­сутствует большинство членов коллектива или его делегатов) собрания, заседания, конференции. Если при­держиваться ре­альной демократии, то целесообразно выполнять следующее правило: решение школьного ученического собрания никто в школе отме­нить не вправе, кроме самого собрания, повторно собранного по просьбе ад­министрации или органов самоуправ­ления: совета школы, педсовета, роди­тельского комитета.

Высшим органом ученического самоуправления в школе в период между школьными ученическими собраниями (конфе­ренциями) является школьный ученический совет (совет уча­щихся школы), избираемый школьным ученическим собрани­ем (конференцией), которое определяет также срок его полномочий, если он не указан в Положении об ученическим самоуправлении школы.

Школьный ученический совет созывается по мере необходи­мости, но не реже одного раза в учебную четверть.

Школьный ученический совет:

  • координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планирует и организует внеклассную и вне­школьную работу;

  • организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;

  • устанавливает шефство старших классов над младшими;

  • готовят и проводит собрания и конференции учащихся школы; в случае необходимости принимает решение о досроч­ном проведении отчетно-выборного школьного ученического собрания (конференции);

— организует выпуск своих стенгазеты и радиогазеты (при наличии радиоузла в школе);

  • на своих заседаниях обсуждает и утверждает планы под­готовки и проведения важнейших школьных ученических ме­роприятий; заслушивает отчеты о работе своих рабочих орга­нов (комиссий, штабов, редакций и др.), органов самоуправления первичных коллективов и принимает по ним необходимые решения; заслушивает информацию и отчеты от­ветственных лиц самоуправления о выполнении решений школьного ученического собрания (конференции) и своих ре­шений, принятых на предыдущих заседаниях;

решает вопросы поощрения и наказания, принимает ре­шения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями, организует соревнование между классными коллектива­ми и рабочими органами самоуправления и подводит его итоги; утверждает состав делегации учащихся школы на город­ские (районные) совещания и конференции школьников и т. д.

Высшим органом самоуправления класса и других первич­ных ученических коллективов и объединений является общее собрание их членов, проводимое по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Классное ученическое собрание:

  • обсуждает любые вопросы жизнедеятельности своего кол­лектива и принимает по ним необходимые решения;

  • рассматривает и утверждает план внеклассных мероприя­тий, слушает отчеты и информацию ответственных лиц и орга­нов самоуправления своего коллектива о проделанной работе;

  • высказывает свои предложения по улучшению учебно-вос­питательного процесса в классе и школе;

  • избирает классный ученический совет сроком на один год,
    заслушивает отчеты о его работе, дает им оценку;

  • заслушивает информации о выполнении решений преды­дущего собрания и принимает по ним соответствующие реше­ния;

  • избирает делегатов на школьные конференции;

  • принимает решения о расходовании заработанных учащи­мися класса денег;

  • в пределах своей компетенции решает вопросы поощре­ния и наказания учащихся и др.

Деятельность органов ученического самоуправления в клас­се, так же как и в школе в целом, направляется на удовлетворе­ние потребностей и интересов учащихся.

Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями является классный ученический со­вет, избираемый классным собранием и проводящий свои засе­дания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Классный ученический совет:

  • организует работу по выполнению решений классного уче­нического собрания и школьных органов ученического самоуп­равления;

  • обеспечивает дисциплину и порядок в своем коллективе,организует самообслуживание, питание и дежурство учащихся;

  • организует помощь неуспевающим и отстающим в учебе ученикам;

  • готовит и проводит классные ученические собрания и вне­классные мероприятия, обеспечивает участие класса в обще­школьных делах;

  • обсуждает отчеты и информацию ответственных и упол­номоченных лиц, принимает по ним решения;

  • организует оформление классной комнаты, выпуск класс­ной стенгазеты, «молний», «боевых листков» и т. д.

— решает конфликты и споры между учащимися и др.
Председатель и члены классного ученического совета, как и их

коллеги в школьном ученическом самоуправлении, личными вла­стными полномочиями не обладают — они обладают совокупной властью своего органа самоуправления в период его заседания.

При необходимости классный ученический совет может созда­вать свои рабочие органы, как правило, одноименные с обще­школьными рабочими органами. В итоге образуется организа­ционная структура школьного ученического самоуправления (см. Примерную оргструктуру ученического коллектива школы).

Важнейшее значение имеет способ организации ученическо­го самоуправления. Для этого разработана методика организации ученического самоуправления, суть ко­торой состоит в следующем. На первом этапе в школе проводится анкетирование учащих­ся V—XI классов. Наряду с вопросами «Что нравится тебе в на­шей школе?», «Что ты хотел(а) бы изменить в школе?», «Какое общественное поручение ты выполнял(а) в прошлом учебном году?», «Удовлетворен(а) ли ты этой работой?» учащимся зада­ются следующие вопросы: «Какие дела и мероприятия необхо­димо, на твой взгляд, провести в нашей школе в новом учебном году?», «Какие из них ты хотел(а) бы организовать сам(а)?»

Подавляющее большинство школьников вы­двинут свои предложения. Именно эти предложения, отражающие интересы и потреб­ности учащихся, будут положены в основу организованной сис­темы ученического самоуправления.

Необходимо отметить что в школе, где проводится опрос, половина учащихся назовут конкретные дела, которые они готовы проводить сами. Это позволит легко рас­пределить их по органам самоуправления. Таким образом, в первичных коллективах учащихся про­водится работа по распределению их в органы самоуправления в соответствии с проявленными в ходе анкетирования интере­сами.

Из числа ребят, проявивших интерес к деятельности одного и того же направления, формируются в каждом классе первич­ные активы соответствующего школьного рабочего органа са­моуправления. В первичном активе избира­ется руководитель, распределяются между учащимися участки работы. В каждой школе они будут специфическими, вытекаю­щими из конкретных условий работы, интересов учащихся, на­личия в школе учителей, готовых взять на себя функции педаго­гов-консультантов. Более того, в каждой конкретной школе распределение участков работы между членами первичных ак­тивов будет из года в год меняться, совершенствоваться, приспо­сабливаясь к меняющимся условиям деятельности и уровню орга­низаторских знаний, умений и навыков учащихся.

Но опыт показывает, что не все учащиеся проявят интерес к работе в органах самоуправления. На первом этапе часть школьников останется вне самоуправленческих структур. Од­ному классному руководителю не под силу вовлечь их в органы ученического самоуправления, но при помощи руководителей первичных активов он сможет решить эту задачу. Активисты «втянут» этих ребят в свои дела, предложив поучаствовать в организуемых ими мероприятиях. Не найдя себе дело по «душе» в одном активе, ученик получит приглашение поуча­ствовать в работе другого, затем в работе третьего и т. д., пока он не найдет себя в интересной деятельности.

Таким образом, ученическое самоуправление не только позво­ляет включить каждого учащегося в деятельность, но и ставит его под влияние первичного коллектива. Оно позволяет каждо­му ученику стать в позицию организатора одной, наиболее ин­тересной для него деятельности и одновременно участника раз­нообразной коллективной, групповой деятельности, организуемой его товарищами.

Создание организационной структуры школьного ученичес­кого коллектива завершается следующим образом: руководите­ли первичных активов образуют составы общешкольных рабо­чих органов. В каждом из них избираются руководитель из числа старшеклассников и его заместитель из подростковых классов.

Руководители рабочих органов (комиссий, штабов, редкол­легии и др.) вместе со своими заместителями образуют школь­ный совет учащихся. В него в ряде школ входят также старо­сты классов. В некоторых школах такой орган называется центром единого ученического самоуправления (ЦЕУСом).

Деятельность органов ученического самоуправления осуще­ствляется по той же технологической цепочке, что и органов педагогического или родительского самоуправления. Просле­дим ее.

Цель ученического самоуправления — реализация интере­сов и потребностей учащихся в школе. Задачи: а) выявление реальных потребностей учащихся; б) отбор тех из них, которые реально выполнимы в условиях школы; в) трансформирование потребностей учащихся в содержание деятельности; г) опреде­ление оргструктуры ученического коллектива, призванной реа­лизовать выявленные потребности и интересы учащихся; д) организация деятельности органов ученического самоуправле­ния; е) подведение итогов работы, анализ ее результатов.

Содержание деятельности органов ученического самоуправ­ления включает в себя познавательную, трудовую, культурно-массовую, спортивно-туристскую деятельность, организацию досуга и самообслуживания учащихся. В той или иной степени это содержание присуще всем школьным системам ученическо­го самоуправления.

В последнее время к этим видам деятельности присоединя­ется деятельность органов ученического самоуправления по изу­чению потребностей и интересов школьников и работа по улуч­шению правового положения учащихся в школе.

Установлена закономерность: если в начальный пери­од в деятельности органов ученического самоуправления пре­обладает содержание, направленное на организацию досуга, отдыха и развлечений учащихся, то по мере его развития в со­держании деятельности все больше места отводится обществен­но полезным делам и мероприятиям, а также деятельности, на­правленной на организацию жизни, учебы, труда, поведения школьников, благоустройство окружающей среды — конечно, при педагогически целесообразной позиции их наставников.

Изучение массовой школьной практики показало, что во многих школах не придается значения поиску оптимального соотношения объема деятельности учащихся, «навязываемой» органами школьного ученического самоуправления, и деятель­ности, идущей от интересов учащихся того или иного конкрет­ного первичного коллектива. Это затрудняет регулирование за­нятости учащихся, мешает формированию и функционированию школьного ученического коллектива или развитию первичного коллектива.

В итоге мы приходим к выводу, что школьными органами ученического самоуправления должен планироваться и организовываться такой объем общешкольных дел и мероприятий, который необходим и достаточен для пол­нокровного функционирования и развития школьного учени­ческого коллектива. Очевидно, этот объем деятельности опре­деляется индивидуально для каждой школы и каждого периода жизнедеятельности детского коллектива в ней.

В каждом классе этот объем деятельности будет дополнять­ся учащимися, учителями, классным руководителем той дея­тельностью, которая вытекает из специфических особенностей коллектива, реальных потребностей учащихся, поставленных воспитательных задач.

Многолетняя практика выявила наиболее эффективные ме­тоды деятельности органов ученического самоуправления: обще­ственное поручение, личный пример, убеждение, игра, соревно­вания, ритуалы, позитивное стимулирование, авансированное доверие, ответственное поручительство (авторский метод) и др. Особое место в ученическом самоуправлении заняли методы пе­дагогической инструментовки конкретного дела и управленчес­кого цикла.

Метод педагогической инструментовки конкретного дела за­ключается в вооружении ученического актива технологией под­готовки и проведения того или иного конкретного мероприятия. На первом этапе этот метод реализуется педагогами-консультан­тами органов ученического самоуправления, а по мере овладе­ния им старшеклассниками — передается в их функции.

По мере развития ученического коллектива и органов само­управления в управленческий цикл, в систему самоуправлен­ческой деятельности учащихся вносятся необходимые коррек­тивы, приводящие ее в соответствие с возросшим уровнем управленческой культуры и запросами школьников.

На развитие самодеятельности учащихся и их самоуправле­ния благотворное воздействие оказывают разнообразные ме­тоды их стимулирования: объявление благодарности, на­граждение почетной грамотой, направление благодарственных писем родителям и др.

Очень важно обеспечить решающую роль учащихся в плани­ровании деятельности органов их самоуправления. Можно ре­комендовать такой порядок. В конце каждого учебного года все рабочие органы самоуправления, предварительно получив со­ответствующий материал из своих первичных активов, тщатель­но анализирует свою работу в завершающемся учебном году: насколько полно выполнены поставленные задачи; оценивает­ся эффективность использованных форм и методов; анализиру­ются причины неудач и срывов; продумывается содержание де­ятельности на новый учебный год. На основе этого готовится проект плана работы на следующий год. Такой подход заметно повышает активность ребят при его выполнении: сами запланировали — сами и осуществляем эту деятельность.

Необходимо показать перво­очередную роль классного собрания в системе ученического са­моуправления. Это призваны сделать классные руководители при настойчивом содействии администрации школы.

Функционирование классного собрания начинается с пер­вых учебных дней. Работу начинает классный руководитель, принявший учащихся из начальной школы — классный руководитель пятого класса. До этого учащиеся такой формы организации коллектива не знали. Новый классный руково­дитель начинает с обучения учащихся процедуре собрания. Первое классное ученическое собрание (а может быть, и не одно) классный руководитель проводит в качестве его предсе­дателя, предварительно испросив на то согласие детей. Он так и скажет детям: «Я хочу показать вам, как надо проводить классное собрание. А вы смотрите и запоминайте, потому что каждому из вас придется впоследствии выполнять роль председателя собрания ».

Педагог настойчиво учит ребят всем деталям, всем этапам проведения собрания, отвечая на вопросы, для чего проводят­ся собрания, каков порядок открытия и закрытия собрания, как утверждается повестка дня и регламент собрания, каковы правила обсуждения вопросов на собрании, как принимаются решения, каковы нормы взаимоотношений участников собра­ния и т. д.

На первом этапе (длящемся и год, и два) педагогическая по­зиция классного руководителя заключается в обучении учащих­ся элементарным действиям по руководству собранием, показе и демонстрации различных организаторских приемов, прямом участии в работе собрания. По мере взросления ребят и усвое­ния ими организаторских навыков педагог все больше самосто­ятельности предоставляет ученическому активу, ставя себя в позицию советчика, консультанта, воздействуя на своих вос­питанников в форме незаметных подсказок, рекомендаций будущим председателю и секретарю классного собрания можно.

Ученическое самоуправление выполнит предназначение только в том случае, когда в нем будут принимать участие все без исключения ученики, а его деятельность будет направлена на реализацию их потребностей и интересов в школе, улучшение жизни в ней.

Для лучшего понимания внутренней и внешней структуры ученического самоуправления предлагаю разработанную конституцию для общеобразовательной школы.
























Примерная оргструктура ученического коллектива школы




Структурная организация ученического самоуправления в школе




МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

Трёхуровневая система самоуправления

1 уровень: Ученическое самоуправление

  • классное собрание;

  • совет класса

  • рабочие органы самоуправления

2 уровень: Школьное ученическое самоуправление

  • совет учащихся

  • школьные ученические комиссии

  • общее собрание учащихся;

3 уровень: Общешкольное самоуправление

  • совет школы





Уровни самоуправления в школе

1 уровень












2 уровень











3 уровень

Общешкольное самоуправление




Совет школы




Совет учащихся школы



Родители

Совет педагогов школы





















ПОЗИЦИОННЫЙ БЛОК

Самоуправление базируется на следующих позициях

РАВНОПРАВИЕ – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

ВЫБОРНОСТЬ – полномочия приобретаются в результате выборов.

ОТКРОВЕННОСТЬ И ГЛАСНОСТЬ – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

ЗАКОННОСТЬ – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

ГУМАННОСТЬ – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – творчество, активность, самостоятельность учащихся.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

КЛАССНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Классное ученическое самоуправление – целенаправленная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед коллективом.

Цель самоуправления – приобретение учащимися умения решать управленческие задачи.

Цель управления – постановка цели, анализ информации, принятие решения, контроль за ходом выполнения решения.


ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ:

КЛАССНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ

  • определяет перспективы развития и основные направления отрядной жизни;

  • обсуждает любые вопросы жизнедеятельности отряда, принимает по ним необходимые решения;

  • совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы;

  • высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса;

  • избирает совет учащихся, командира отряда, определяет сроки их полномочий, заслушивает и оценивает работу совета;

  • анализирует ход выполнения принятых решений;


КЛАССНЫЙ УЧЕНИЧЕСКИЙ СОВЕТ

  • организует выполнение решений отрядного собрания и классных ученических секторов;

  • организует помощь в учёбе учащимся, имеющим проблемы;

  • обеспечивает дисциплину и порядок в классе, организует самообслуживание в классе;

  • готовит и проводит отрядные собрания, спортивные другие отрядные мероприятия;

  • организует посильную помощь младшим учащимся и ветеранам;

  • отражает всю важную информацию в отрядном уголке.


Функции ответственных по направлениям

Учебная комиссия

  • организует консультации по предметам;

  • организует взаимопомощь в классе;

  • организует и проводит предметные недели;

  • распределяет занятость класса по интересам (факультативы, занятия по бору, дополнительное образование в школе и вне школы);

  • обеспечивает участие в интеллектуальных играх

Культурно-массовая комиссия

  • обеспечивает посещение театров;

  • подготовка и участие в концертах;

  • проведение фестивалей;

  • организация различных конкурсов, вечеров отдыха; литературные гостиные, альманахи, сборники, выставки; КВН, брейн-ринги, «Что? Где? Когда?», «Колесо истории».

Правовая комиссия

  • выполнение Устава школы;

  • соблюдение правопорядка в школе;

  • встреча с психологом школы;

  • совместная деятельность с родительским комитетом школы;

  • участие в работе с «Группой риска».

Трудовая комиссия


  • работа на пришкольном участке в зимний - весенний - осенний период

  • утепление школы;

  • организация благоустройства школьной территории; ' проведение субботников;

  • заключение договоров с администрацией школы на сохранность помещений и имущества;

  • организация выставок творческих проектов учащихся школы;

  • создание ремонтных бригад;

  • конкурс моделирования;

  • участие в олимпиадах по технологии;

  • проведение ярмарок.

Совет физкультуры

  • работа секций (футбол, баскетбол, теннис и др.);

  • выполнение санитарных норм (проветривание помещения, внешний вид, сменная обувь);

  • проведение физпауз на уроках и подвижных перемен;

  • состояние личной гигиены;

  • выполнение режима дня;

  • режим питания;

  • техника безопасности на уроках и во внеурочных занятиях;

  • проведение тематических бесед;

  • ежегодное проведение диспансеризации;

  • лекторий «Человек и здоровье»;

  • участие в акциях «Мир без наркотиков»;

  • встреча со специалистами медицины;

  • выпуск альманахов.

Сектор соревнования

  • участие в соревнованиях (кроссы, эстафеты, веселые старты, лыжные гонки, плавание);

  • соревнования по шахматам, шашкам и т.д.;

  • проведение дней здоровья и спортивных праздников; «Мама, папа и я - спортивная семья».

Штаб правопорядка


  • соблюдение правопорядка в школе;

  • отвечает за дежурство по школе.

Штаб шефской работы

  • распределяет учебные пособия, книги;

  • следит за выполнением работ, поручаемых классу;

  • контролирует посещаемость учащихся;

  • обеспечивает участие класса во встречах с администрацией школы и педагогическим коллективом;

  • работа в Музее Боевой Славы;

  • проведение уроков мужества и встреч с ветеранами;

  • оформление Книги памяти;

  • экскурсии по местам боевой славы; поисковая работа;

  • выпуск боевых листков и распространение их;

  • переписка с ветеранами;

  • организация конкурсов рисунков;

  • работа с допризывной молодежью;

  • участие в смотрах-конкурсах музеев муниципалитета, округа, города.

Редколлегия стенгазеты

  • работа с альманахами других комиссий;

  • выпуск школьной стенгазеты;

  • проведение конкурсов газет, рисунков;

  • оформление классов, школы;

  • выполнение декораций к спектаклям;

  • использование в работе компьютерной графики.

Комиссия внешних связей

  • поддержание связей с другими организациями;

  • посещение учащихся организаций.













Нормативно-правовой блок

КОНСТИТУЦИЯ ШКОЛЫ

Гражданами УО являются ученики, учителя и осталь­ные сотрудники школы.

В объединении разрешено ВСЕ, что не угрожает жизни и здоровью каждого человека, не ущемляет его прав, чести, достоинства.

Конституция устанавливает основные права граждан школы, условия их обеспечения и структуры органов управления.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ГРАЖДАН ШКОЛЫ

Цель школы - помочь человеку воспитать в себе свободную личность.

1. ПРАВА ВСЕХ ГРАЖДАН.

  1. Каждый гражданин имеет полное право действовать по своему усмотрению, беспрепятственно выражать свое мнение, не ущемляя при этом достоинство и свободу других людей. /Закон о защите чести и достоинства/.

  2. Каждый гражданин имеет право за оскорбление его чести и достоинства подать заявление в Суд Чести. /Закон о защите чести и достоинства/.

  1. Каждый гражданин имеет право свое мнение, требование, протест, идею передать на рассмотрение в Совет школы, в Суд Чести, на Общий Сбор.

  2. Каждый гражданин имеет право выдвигать кандидатуры, а также самовыдвигаться и быть избранным в любой оргструктуру школы.

5. Каждый гражданин имеет право участвовать во всех сферах жизни объединения, присутствовать на собраниях, советах, педагогических пленумах.

  1. Каждый гражданин может предложить проведение культурного мероприятия и взять инициативу в свои руки, а также стать инициатором создания любых кружков, секций, клубов и т. д.

  2. Каждый гражданин может ставить перед Советом школы вопрос о пребывании в объединении ученика, учителя, сотрудника, если тот своими действиями постоянно нарушает Конституцию


1.2 ОБЯЗАННОСТИ ВСЕХ ГРАЖДАН.

  1. Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию школы.

  2. Каждый гражданин обязан выполнять решения Совета школы, Суда Чести, Общего Сбора.

3. Каждый обязан участвовать в самообслуживании в соответствии с положением о де­журстве.

4. Каждый обязан соблюдать распорядок жизни, установленный в УО и бережно относиться к об­щему имуществу.

2. ОРГСТУКТУРА ШКОЛЫ

2.1. ОБЩИЙ СБОР.

  1. Общий Сбор - высший орган самоуправления.

  2. Общий Сбор принимает Конституцию, законы и поправки к ним.

  3. Общий Сбор является арбитром в случае спора между Советом школы, коллективами объединения и гражданами, обладает правом ВЕТО на решения Совета школы.

  4. По решению Совета школы вместо Общего сбора может проводиться референдум-обсуждение по классам и другим первичным коллективам.

  5. В сборе с правом решающего голоса участвуют ученики школы с 5 по 12 класс, педагоги школы и другие сотрудники УО, представители родителей.

  6. Общий Сбор правомочен принимать решения, если после оповещения всех о месте, времени и повестке дня на него приходят все, кто берет на себя гражданскую ответственность.

  7. Решения Общего Сбора принимаются простым большинством голосов и являются окончательными.

2.2 СОВЕТ ШКОЛЫ.

Для организации выполнения законов и Конституции, подготовки новых законов создается Со­вет школы. Председателем Совета школы является директор школы. В Совет школы входят:

  1. Избираемые всеми гражданами объединения ученики, педагоги, сотрудники, избранные большинством голосов, при этом избранных учеников должно быть на 1 человека больше, чем взрослых.

  2. Родители (не более 5 человек), утвержденные родительским собранием.

  1. По должности - директор школы, три его заместителя (с возможной ротацией).

  2. Ученики, желающие быть членами Совета, если и
    утверждает Совет колы (в количестве не более пяти человек).

  3. 1 2 представителя от каждого из 7-11 класса или группы,
    зарегистрированной Советом, которые избираются в Совет по
    желанию коллектива на 2 месяца.

2. 3 ФУНКЦИИ СОВЕТА ШКОЛЫ.

  1. Разрабатывает Конституцию.

  2. Разрабатывает законы.

  3. Составляет коллективный заказ на образование.

  4. Утверждает учебный план как средство реализации заказа.

  5. Проводит рейтинг учителей и учеников.

  6. Накладывает ВЕТО на решение директора и его
    заместителей.

  7. Руководит учебной и административно-хозяйственной
    деятельностью.

  8. Разрабатывает программу общешкольных дел и организует ее выполнение.

  9. Организует создание, работу и развитие кружков, клубов, секций, групп по интересам и т. п.

  1. Направляет возможности родительской общественности в
    помощь школе и детскому саду, оказывает помощь родителям в
    воспитании детей.

  2. Изыскивает дополнительно к бюджетам ассигнованиям материальные и финансовые средства для совершенствования образовательного процесса, хозяйства; поощрения учеников, студентов, педагогов за хорошую творческую работу.

  3. Добивается всемерного исполнения законов школы и принимает меры воздействия к нарушителям.

  4. Принимает в школу учеников старших классов и на работу
    педагогов. Исключает из школы учеников и увольняет с работы учителей и других сотрудников колы в со­ответствии с законодательством РБ.

14. Утверждает финансовую смету УО.
2.4 СУД ЧЕСТИ.

Избирается и работает согласно закону о защите чести и достоинства.

ЗАКОН

О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА В ШКОЛЕ

УО стремится к развитию личности свободного человека и про­возглашает следующее:

  1. В нашей школе разрешено ВСЕ, что не угрожает жизни и здоровью каждого человека, не ущемляет его прав, чести и достоинства.

  2. Мы гарантируем /утверждаем/ в нашей школе неприкосновенность личности, защиту ее чести и достоинства. Ни один человек независимо от возраста, пола и общественного положения/ не должен оставаться безнаказанным, если он
    нарушает эти положения.

  3. Защита достоинства каждого человека - это обязательное
    условие благополучия всех.

ГЛАВА 1.

Оскорблением чести и достоинства человека мы считаем:

  1. Рукоприкладство - нанесение побоев, избиение.

  2. Угрозу, запугивание и шантаж, имеющие целью скрыть свое
    противозаконное действие.

Моральное издевательство:

а/ употребление оскорбительных кличек;

б/ дискриминация по национальным и социальным признакам;

в/ подчеркивание физических недостатков;

.г/ нецензурная брань;

д/ умышленное доведение другого человека до стресса, срыва;

3. Унижение человеком своего собственного достоинства в глазах окружающих людей:

а/ появление в состоянии алкогольного опьянения;

б/ истязание животных;

в/ добровольное принятие на себя образа и функций раба /шестерки/;

г/ вымогательство, воровство, порча имущества;

д/ распространение заведомо ложных измышлений /клеветы/, порочащих честь и достоинство личности.

ГЛАВА 2.

Защита принципов, изложенных в этом законе, возлагается на Суд Чести школы.

  1. Суд Чести школы избирается учениками и учителями школы всеобщим, прямым, равным и тай­ным голосованием. В Суд Чести выбирается семь человек сроком на один год.

  2. Члены Суда Чести избираются из числа тех, кто учится в школе или работает в ней. Правом выдвижения кандидатов пользуются классы, кафедры, группы учеников и учителей, отдельные личности. Разрешается также самовыдвижение. Члены Суда Чести не могут быть избраны больше, чем два срока подряд.

  3. Избранный Суд Чести сам определяет свою структуру.

  4. Заявления пострадавших или их друзей и других заинтересованных лиц рассматриваются Судом Чести в течение недели. Срок давности - полгода со дня происшествия. Дело рассматривается только в присутствии обеих сторон /т. е. потерпевшего и обвиняемого/ и лиц, избранных ими в качестве адвокатов /т. е. защитников/. С согласия потерпевшего дело может рассматриваться гласно.

  1. Если обвиняемый не является на Суд более двух раз, то дело рассматривается в его отсутствии.

  2. В качестве адвокатов /защитников/ могут выступать любые лица, предложенные потерпевшим или обвиняемым, кроме тех, кто приглашен в качестве свидетелей.

  3. Адвокат имеет право:

а/требовать приглашения свидетелей;

б/ обращаться к общему собранию для пересмотра решения Суда Чести.

ГЛАВА 3. Суд Чести обязан:

  1. Стремиться к выявлению подлинных причин конфликта и к примирению сторон.

  2. При ведении дела избегать всего, что может вызвать новые конфликты.

3. Пресекать недостойное поведение сторон на Суде, Суд Чести не имеет права:

1. Давать наказания, оскорбляющие честь и достоинство обвиняемого.

2. До принятия решения считать человека виновным.
ГЛАВА 4.

Суд Чести имеет право вынести следующие решения:

  1. Примирение сторон.

  2. Публичное извинение.

  3. Передать на поруки с учетом характера поручительства и личности.

  4. Предупреждение об исключении из школы.

  5. Временное исключение виновного из УО на срок, установленный Судом.

Исключение из школы. Виновный сохраняет за собой право
обращаться для пересмотра дела к Общему Сбору, либо - если
потерпевший категорически не согласен с широкой оглаской дела к Совету школы.

  1. Возмещение материального ущерба.

  2. Ходатайство перед администрацией об увольнении из
    школы учителя либо работника школы.

- Решение Суда Чести обязательно объявляется по школьному радио и по другим школьным сред­ствам массовой информации и сообщается родителям виновных.


ЗАКОН

О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ГРАЖДАН ШКОЛЫ (учителей, учеников и сотрудников)

ЦЕЛЬ ШКОЛЫ - помочь человеку воспитать в себе свободную личность.

ЧАСТЬ I. ГЛАВА 1. Права всех граждан:

  1. Каждый гражданин (ученик, учитель, любой сотрудник) имеет полное право действовать по своему усмотрению, беспрепятственно выражать свое мнение, не ущемляя при этом достоинство и свободу других людей. (Закон о защите чести и достоинства)

  2. Каждый гражданин имеет право за оскорбление его чести и достоинства, подать заявление в Суд Чести. (Закон о защите чести и достоинства, гл. 2, п. 4)

  3. Каждый гражданин имеет право свое мнение, требование, протест, идею, передать на рассмотрение в школьный парламент, и в Совет Школы, в Суд Чести.

4. Каждый гражданин школы имеет право выдвигать кандидатуры, а также самовыдвигаться и быть избранным в любой орган школы.

  1. Каждый имеет право участвовать во всех сферах школьной жизни, присутствовать на собраниях, советах, педагогических пленумах.

  2. Каждый, может предложить проведение культурного мероприятия и взять инициативу в свои руки, а также стать инициатором создания любых кружков, секций, клубов и т. д.

7. Каждый может ставить перед Советом Школы вопрос о пребывании в школе ученика, учителя, сотрудника, если тот своими действиями постоянно нарушает Конституцию школы.

ГЛАВА 2.

Обязанности всех граждан:

  1. Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию школы.

  2. Каждый гражданин обязан выполнять решения Исполнительного Совета, Суда Чести, Общего Собрания и исполнять все поручения Исполнительного Совета только по согласованию.

3.Каждый обязан участвовать в самообслуживании в соответствии с законом о дежурстве.

4.Каждый обязан соблюдать распорядок жизни, установленный в школе и бережно относиться к школьному имуществу.

ГЛАВА 3.

Права ученика:

1. Ученик имеет право свободно выбирать предметы сверх
государственного минимума, которые пригодятся в его дальнейшей
учебе и жизни с 5-го класса.

В 10-12 классах ученик имеет право самостоятельно выбирать круг необходимых ему предметов, кроме предметов, вынесенных Советом Школы в число обязательных.

  1. Ученик имеет право на обучение по индивидуальному плану по собственному желанию и по согласию с учителем - предметником, и в связи с этим, на свободное посещение с последующей сдачей экзаменов и зачетов.

  2. Ученик имеет право не явиться на урок только по договоренности с учителем.

4. Ученик имеет право отказаться от учителя:
а). В случае психологической несовместимости;

б). Если учитель оскорбляет ученика.

  1. Ученик имеет право выбирать учителя по согласованию с ним.

  2. Ученик имеет право досрочно сдать программу, которую он должен пройти за учебный год и перейти в следующий класс.

  3. Ученик имеет право выходить на замену учителя в классах в случае болезни учителя по договоренности с администрацией.

  4. Ученик может подать апелляцию в учебную часть в случае, если считает, что ему поставили незаслуженную оценку за какую-либо работу.

  5. Ученик имеет право беспрепятственно находиться в школе в течении всего дня до 18 часов, не мешая при этом учебному процессу. После 18 часов пребывание в школе возможно только со взрослыми: руководителями кружков, клубов, секций, учителями, родителями и т. д.

10. Ученики 10-12 классов имеют право отказаться от выбранного спецкурса и объяснить отказ.

ГЛАВА 4. Обязанности ученика:

  1. Ученик обязан пройти курс неполной средней школы.

2. Ученик обязан предоставить документ, объясняющий его отсутствие на занятиях.

3. Ученик обязан выполнять все требования учителя по подготовке к уроку.

ГЛАВА 5.

Права учителя:

  1. Учитель имеет право вести преподавание, используя любые методы и средства по своему усмотрению, если они не противоречат Конституции школы.

  2. Учитель имеет право не пускать на урок опоздавших и не принимать у них зачет в свое свободное время; не объяснять тему, которую учащиеся пропустили без уважительной причины.

  3. Учитель имеет право удалить с урока ученика, если тот мешает работе класса и учителя или унижает достоинство окружающих с 5-го класса, а в случае, если нарушения принимают постоянный характер - отказаться от ученика по решению Совета Школы.

  4. Учитель имеет право потребовать от ученика документ, объясняющий его отсутствие на уроках.

  5. Учитель имеет право с согласия ученика перевести его к другому учителю по этому же предмету с согласия другого учителя.

  6. Учитель имеет право требовать от ученика выполнения всех заданий, предусмотренных планом занятий.

  7. Учитель имеет право с согласия ученика перевести его на индивидуальный план.

ГЛАВА 6.

Обя­занности учителя:

  1. Учитель не может давать ученику индивидуальный план, если тот этого не хочет.

  2. Учитель обязан сразу после звонка отпускать учащихся, т. к. перемена является временем отдыха, а не учебы.

  3. Учитель обязан отпустить ученика с урока по его просьбе.

  4. Учитель обязан проводить дополнительные занятия и подготовку к экзаменам, если они не противоречат п. 2 гл. 5.

  5. Учитель обязан обеспечить ученику все условия для полноценной работы в классе.

  6. Учитель должен оценивать работу на уроке, ставить отметки за знания, а не за поведение.

  7. Учитель обязан согласовать с учебной частью занятия с
    неполным классом, проведение зачетов, освобождение отдельных
    учащихся от экзаменов.

ЗАКОН

О БОРЬБЕ С ВАНДАЛИЗМОМ (ПОРЧЕЙ ИМУЩЕСТВА)

Цель:

  1. Защитить права граждан школы, пользующихся школьным
    имуществом и уберечь школу от лишних финансовых затрат.

  2. Приучить граждан школы к ответственности за свои поступки.

Вандализмом в нашей школе считается умышленная порча школьного имущества.

Порчей школьного имущества считается приведение в нерабочее состояние школьного оборудо­вания, сантехники, приведение в неэстетический вид парт, стульев, подоконников, окон, стен и т. д.

1 Обязанности граждан.

  1. Каждый гражданин школы обязан беречь школьное имущество.

  2. Каждый гражданин обязан пресекать порчу школьного имущества самостоятельно или с чьей-нибудь помощью.

  3. Каждый гражданин обязан помогать в ремонте школьного
    имущества.

2. Меры пресечения.

2. 1 В случае умышленной порчи имущества виновник обязан:

а) восстановить испорченное им имущество или выплатить сумму, установленную хозяйственным отделом.

б) отработать после уроков или в свободное время на благо школы определенное Штабом Порядка количество часов.

2.2 Пункт 2.1.б) не распространяется на учеников 1-5 классов.

3. Порча имущества по неосторожности.

В случае порчи имущества по неосторожности виновник обязан восстановить имущество или выплатить его стоимость. За выполнением закона о борьбе с вандализмом следит Штаб Порядка.

ЗАКОН

О ПРОГУЛАХ.

1) Если у ученика есть необходимость пропустить какие-либо уроки (можно считать различные жизненные ситуации) он должен поставить в известность учителя, объяснив открыто причину;

  1. ПРОГУЛ - это неявка на уроки без предупреждения, без открытого объяснения причин;

  2. Учитель, учебная часть имеют право, в случае систематических прогулов, возбудить перед судом чести этот вопрос, т. к. совет школы считает, что прогул оскорбляет труд и честь работающего в классе учителя;

  3. Классные руководители обязаны ставить в известность родителей ученика о его прогулах;

  4. Прогульщикам запрещается (учитывая уже 3-4 прогула по предмету) пересдавать зачеты во внеурочное время (для них возможна сдача зачета только на уроках, если учитель найдет на это время);

  5. Каждый учитель обязан систематически вести учет посещаемости в классных журналах на своей предметной странице.

ПОЛОЖЕНИЕ

0 СВОБОДНОМ ПОСЕЩЕНИИ В 8 -12 КЛАССАХ.

Свободное посещение - это выбор занятий и их посещение по своему усмотрению. Этот выбор может сделать учащийся, способный к самообразованию, который использует свободное время для работы, занятий и саморазвития.

Свободное посещение может быть предоставлено в следующих случаях:

  • по состоянию здоровья;

  • по заявлению об экстернате;

  • в связи с работой на предприятии.

Причиной предоставления свободного посещения может также быть:

  1. ) Глубокое систематическое изучение внешкольных специальностей (музыка, балет и т. п.);

  2. ) Углубленная работа, связанная с будущей специальностью (например, для поступающих в пед. вузы - работа в детском саду, помощь в проведении уроков).

О временном свободном посещении можно договориться с классным руководителем (оформить "творческий отпуск", обосновав причину) или с учителем-предметником, если учащийся имеет возможность и желание изучить самостоятельно определенную тему.

Разрешение на свободное посещение дает завуч школы по письменному заявлению учащегося. В случае несогласия - вопрос обсуждается на совете школы.

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПЛАНЕ

  1. Индивидуальный план - это индивидуальный темп работы конкретного ученика по данному предмету, а следовательно его индивидуальный договор со школой о своей учебной работе.

  2. Индивидуальный план оформляется:


  1. В случае невозможности для ученика работать в коллективе учитывая характер, состояние здоровья, психологическую несовместимость с данным коллективом и т. п. /

  2. В случае выбора учеником другого учителя

а) интересно работать именно с этим учителем;

б) именно по этой проблеме;

в) Если ученик совместно с учителем готовит консультантов, ассистентов по данному предмету.

г) В случае углубленных занятий по данному предмету, когда ученик не

находит на уроках проблемы, которая ему интересна, т. к. продвинулся далеко вперед.

3. Чтобы оформить индивидуальный план, нужно:

а) посоветоваться с учителем, ведущим предмет;

б) если есть необходимость взять индивидуальный план у другого учителя, нужно с ним заключить письменный договор;

в) учителя, ведущего в классе предмет, необходимо поставить в известность, его согласие обязательно;

г) поставить в известность классного руководителя.

  1. Считать недопустимыми для учителя навязывать индивидуальный план с целью избавления от трудного ученика.

  2. Учитель может предложить ученику индивидуальный план для доработки темы, чтобы сделать ученика консультантом по ней.

  3. В случае возникновения конфликта психологической несовместимости между учителем и учеником, индивидуальный план оформляется у другого учителя через завуча;

  4. Запрещается оформление индивидуального плана только с целью получения оценки накануне окончания четверти;

  5. Оплачивать учителям работу с учащимся по индивидуальному плану, заранее согласуя количество часов с учебной частью;

  6. Индивидуальный план по физкультуре предоставляется тем
    учащимся, которые занимаются систематически в спорт, секциях (при наличие справки). Необходимо поставить в известность классного руководителя.

  7. Индивидуальный план - это письменный договор, подписанный учеником и учителем.

  8. Индивидуальный план дает возможность свободного посещения уроков по данному предмету.

ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЖУРСТВЕ ПО ШКОЛЕ


На основании Конституции школы для обеспечения чистоты, порядка в школе и сохранности вещей в раздевалках вводится данное положение о дежурстве по школе учащихся 8-12 классов, которое является инструкцией для выполнения ЗАКОНА о правах и обязанностях граждан школа /часть 1,гл.2,п.З, Конституции./

За невыполнение этой инструкции каждый класс несет ответственность, вплоть до исключения из школы.

1. Учащиеся 8-12 классов дежурят по школе один раз в неделю.

Вся ответственность за порядок возлагается на дежурный класс и дежурного члена Штаба Порядка, за сохранность вещей на дежурный класс.

Дежурный класс разбивается на бригады, в каждой из которых не менее 10 человек: в гардеробе - 3 ; в столовой у дверей - 2; патруль по этажам - 4; связной -1; отв.дежурный - 1

В течение всего дня освобождается от уроков 5 человек: Отв. дежурный - 1 ;связной - 1; патруль по этажам - 1; отв. за раздевалку - 2

Классный руководитель отвечает за назначение ответственного дежурного, связного, патруля и отв. дежурного в раздевалках. Бесплатным обедом пользуются ответственный дежурный и связной.

2. Дежурная бригада обязана:

  1. Обеспечивать порядок и чистоту в течение всего учебного
    дня с 8.00 до 18.00

  2. Вместе с ответственным дежурным сдавать школу следующему дежурному классу в лице отв. дежурного дня в присутствии дежурного члена Штаба Порядка.

2.3. Обязанности ответственного дежурного по школе: Отв. Дежурный обязан:

  1. Являться на дежурство в 7.45 и в течение всего дня обес­печивать полный порядок.

  2. Проводить линейку дежурного класса в 7.50.

Следить за своевременным началом уроков. В экстренных случаях обеспечи­вать замену уроков заболевших учителей.

2.3.4 Решать вопрос о допуске на урок опоздавших.

  1. Знать план мероприятий на день и обеспечивать их
    своевременное выполнение.

  2. Следить за чистотой в течение дня, обеспечивать уборку
    школы с 14.00 до 15.00 и с 16.30 до 17.30; в 17.30 сдавать школу
    дежурному администратору, дежурному члену Штаба Порядка и
    отв. дежурному следующего дня, что отмечать в журнале дежурств. В 18.00 передать ключи сторожу или дежурному администратору.

  3. Заменить, в случае необходимости, дежурного администратора

Права ответственного дежурного. Ответственный дежурный имеет право:

  1. Пользоваться ключами от всех школьных помещений.

  2. Обращаться за помощью к любому учителю.

  3. Во время отсутствия на посту вместо себя оставлять связного.

4. Давать поручения любому учащемуся, поручения должны вы­полняться беспрекословно.

5. Снять с урока любого ученика из дежурного класса для выполнения экстренных поручений; в случае крайней необходимости - из другого класса, поставив в известность учителя.

Обязанности связного:

  1. Отвечать за ключи от всех помещений школы и ведение журнала дежурства.

  1. В случае отсутствия секретаря дежурить у телефона. Разносить информацию.
    Обязанности дежурного патруля:

  1. Дежурить у дверей при входе, не допускать в школу учеников в грязной обуви.

  2. Следить за тем, чтобы во время уроков на 2-ом и 3-ем этажах не было учащихся, не занятых на уроках, не допускать громкого разго­вора и игр.

3. Во время уроков, по мере необходимости, подметать вход в школу и лестничные клетки.

4. Вся работа осуществляется с 7.50 до 15.00
Обязанности дежурных по раздевалкам:

  1. Перед уроками и на всех переменах до 15.00 дежурят все 3
    человек.

  2. Во вторую половину дня, с 15.00 до 18.00, 1 челолвек.

4. Ответственные за раздевалки работают /с 8.00 до 18.00/
Члены Штаба Порядка обязаны:

  1. Вместе с ответственным дежурным по школе и
    администратором принимать школу ежедневно в 17.30.

  2. Утром проводить инструктаж с дежурным классом.

  3. С ответственными дежурными по школе и классом один раз
    в неделю проводить подведение итогов дежурства. Принятые
    решения доводить до сведения всех классов.

4. Отвечать за сохранность инвентаря.

5. Начальник ШП контролирует работу всех членов ШП и
ведение журнала дежурства /связными дежурных классов/. В
случае необходимости вопрос о плохом дежурстве класса выносится
на заседание Штаба Порядка/ и Совета Школы, где может быть
поставлен вопрос перед школьным Советом об исключении
отдельных членов дежурной бригады из школы.


ПОЛОЖЕНИЕ О КУРИЛЬЩИКАХ.

Прежде чем говорить о правах и обязанностях курильщиков, Совет Школы должен сказать, что привычка к курению - вредная привычка. И даже не потому что, как предупреждает Минздрав Республики Беларусь, курение опасно для Вашего здоровья, а потому, что это грязь и неопрятность не только в местах, где курят, а и одежды - противный запах от нее, волос, изо рта, табачные крошки в карманах, табачный пепел на джинсах и куртка, жженые дырки на блузках и рубашках, оттопырен­ные карманы от пачек сигарет и спичечных коробков, желтые зубы и морщини­стая кожа.

Одним словом, бросивший курить выигрывает сразу три вещи -деньги, здоро­вье и внешний вид.

Тем не менее, Совет Школы считает, что каждый гражданин

школы имеет право на курение, с учетом своих обязанностей.

Обязанности курильщиков:

  1. Каждый курильщик на территории школы обязан курить
    только в специально отведенных для этого местах.

  2. Учащимся запрещено курить в помещении школы.

  3. Учитель не имеет права курить в помещениях школы,
    предназначенных для учащихся, а также в присутствии некурящих
    учителей без их разрешения.

Совет Школы считает, что если человек начинает открыто курить в школе, то об этом обязательно должны знать его родители, то есть он обязан сказать об этом своим родителям.

5. Во время курения курильщик должен помнить, что

  • дым от сигарет более вреден для окружающих, чем для
    самого курильщика;

  • старший курильщик - дурной пример для младшего.

  1. Место для курения должно содержаться в чистоте, для этого курильщики выделяют дежурного на каждый день – ответственного за чистоту.

  2. Курящие учителя ни в коем случае не должны курить в присутствии учеников на территории школы.


























Литература:

  1. Научно-методический журнал «Классный руководитель. М., 2003 год.

  2. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика, методическое пособие, Минск, 1999 год.

  3. Титова Е.В., Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993 год.

  4. Поташник М. М., Почему в российских школах нет самоуправления: серьезная игра или игра в серьезность, 2004 год, №1.

  5. А. Н. Тубельский. Сборник законов, написанных и принятых учениками школы № 734. «Имею право…». М., 1993 год.