Просмотр содержимого документа
«Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода»
Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода
И.Н. Борисова, методист БОУ «ИПКиППРОРА»
Определение урока
- Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А.А. Бударному).
- учебная ситуация , под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют ее. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика.
Традиционный (комбинированный) урок (по Конаржевскому Ю.А.)
- Организационный этап
- Этап проверки д/з
- Этап всесторонней проверки знаний
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
- Этап усвоения новых знаний
- Этап закрепления новых знаний
- Этап информации учащихся о д/з
Системно-деятельностный подход
- «открытия» нового знания;
- рефлексии;
- общеметодологической направленности;
- развивающего контроля.
Структура процесса познания
- Первичное восприятие материала
- Первичная переработка материала и его понимание
- Вторичная переработка материала и его запоминание усвоение
- Включение понятого и запомнившегося материала в уже сложившуюся систему прежних знаний освоение
- Закрепление знаний как их применение в новых условиях и при решении новых задач
овладение
Проблема
- Как обучать в деятельности?
- (ФГОС - программы знаний и видов деятельности)
Технология деятельностного метода
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Этапы процесса обучения
- Мотивация
- Целеполагание
- Планирование
- Деятельность по реализации (действия)
- Рефлексия
- Оценка эксперта
- Коррекция
- Первичный сбор информации
- Построение ориентировочной основы действий
- Построение алгоритма
Этапы формирования умственных действий по П. Я. Гальперину
- Освоение деятельности и, следовательно, усвоение обеспечивающих ее знаний может быть успешным только при условии, что обучаемый последовательно пройдет 5 этапов:
«Деятельностный» урок
- Мотивация
- Целеполагание
- Планирование деятельности (ООД)
- Выполнение деятельности
- Рефлексия
- Оценка
- Коррекция
Психологические основы концепции развивающего образования
Активный характер присвоения учащимися опыта деятельности
Предмет усвоения
Предмет усвоения
ученик
Программа деятельности
ученик
учитель
учитель
Активен учитель
Активен учащийся
Этапы деятельности
Этапы урока
Мотивация
Организация (орг. момент)
Целеполагание
Планирование
Построение ориентировочной схемы действий
Изучение нового материала
Деятельность по реализации (действия)
Закрепление
Рефлексия
Повторение
Оценка
Контроль
Коррекция
Коррекция
«Конструктор» урока
Приемы обучения
Этапы урока
А. Мотивация
1
2
Задача-парадокс
Б. Целеполага-ние
Проблем- ный вопрос
3
Привле-катель-ная цель
В. Планирование деятельности …..
4
Удивляй!
Отсроченная отгадка
5
Фантас-тическая добавка
Практичность теории
Необыч-ный физичес-кий опыт
6
Своя опора
7
Прак-тич-ность теории
Проблемный диалог
Пресс-конференция
Пересечение тем
Лови ощиб-ку!
Проектирование урока
- Технологическая цепочка (структура) урока
- А5 Б1 В4…
- Учет индивидуальных особенностей учащихся
У. Глассер
- 10 % - после того, как прочитал
- 20 % - если слушаешь
- 30 % - если смотришь
- 50 % - если смотришь и слушаешь
- 75 % - если сам действуешь
- 85 % - если обсуждаешь то, что узнал
- 95 % - если учишь другого
Организация познавательной деятельности учащихся предполагается на каждом этапе урока:
- 1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
- Для реализации этой цели необходимо:
- • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- • установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Мотивация
- Заинтересуй;
- Удиви;
- Поставь проблему;
- Попроси помощи и т. д.
Цель урока:
- Более глобальный замысел, через прилагательное:
Совершенствование …
Формирование… Интегрирование … Развитие … Осуществление … Применение … Использование … Повышение … Создание …
Задачи :
- Более узкий замысел, через глагол:
- Отработать;
- Сформировать;
- Закрепить;
- Развить;
- Создать и т.д.
- 2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
- Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- • воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
- • активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
- • актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
- • попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- • зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
Планирование урока
- 1 . Обычное планирование.
- 2.Планирование в виде схемы действий.
- 3.Планирование в виде таблицы.
- 4.Планирование в виде рисунка.
- 5.Планирование в виде карты.
- 4. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
- Для этого необходимо:
- • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
- • организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
- • создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
- • для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
Построение ориентировочной схемы действий
- Работа с различными источниками информации;
- Аккумулирование различной информации;
- Классификация информации;
- Выстраивание информации в стройную систему знаний, через алгоритм действий.
- 3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
- Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
- • проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
- • зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
- • соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
- 4. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
- Для этого необходимо:
- • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
- • организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
- • создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
- • для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
Рефлексия
- Выяснение эмоциональной составляющей урока;
- % удовлетворенности работы на уроке;
- Подведение итогов урока.
Оценка
- Оценка учителем;
- Самооценка;
- Взаимооценка;
- Оценка в группе;
- Оценка группой.
Коррекция
- Разбор домашнего задания;
- Дифференциация домашнего задания;
- Отработка наиболее трудных этапов урока( терминов, решений, схем).