Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения
Колоярцева Марина Ивановна -учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОБУ СОШ №1 с. Архангельское
Не секрет, что любой педагог заинтересован в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не исключение. Особую радость в процессе обучения и воспитания мне приносит метод проектов.
Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС. Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий.
Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявлять свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.
В проектной деятельности содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирования творческой личности средствами образования, что требуют того ФГОС второго поколения.
Введение в педагогические технологии элементов проектно-исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Основной задачей воспитания и обучения методом проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.
По-мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:
- самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
- пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, - проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
- развивают системное мышление.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать;
- умение управлять голосом;
- умение выражать свою точку зрения;
- умение договариваться.
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности выступает опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Работа по технологии проектного обучения строилась не всегда планомерно, каждый раз пыталась по-разному организовать деятельность с учётом проанализированных недостатков предыдущей работы. Примерно за неделю до запланированного дня проекта разрабатывала вводные установки для учащихся на этот день: обсуждали возможные темы, содержание, этапы работы над предстоящим проектом, методы исследования, способы оформления результатов и формы их предъявления. Начинали с выбора тем проектов, т. к. выбор тем во многом определяет полученные в итоге результаты. Темы выбирались по итогам предварительных бесед с детьми, в процессе которых выяснялись интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Иногда тема появлялась прямо в рамках какого-либо урока. Учитывалось и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в тоже время была выполнима и приносила конкретную пользу участникам работы над проектом. Тематика коллективных внеурочных проектов, над которыми мы работали, довольно широка: “Электронная энциклопедия о животных”, “Возьмите в руки книгу дети ”, “Математика на кухне”,“Тайны мыльного пузыря ”, “Птичья столовая ”, “Проект школьной клумбы”, “Снеговик - 2016”, “Мастерская Деда Мороза ”, “Моя семья ”, “ Пернатые друзья родного края ”,“Творческая мастерская”. Все эти проекты осуществлялись вне урока.
По окончании работ ребята представляли свой проект друг перед другом, причём каждый раз форма представления могла меняться. Один из вариантов – выставка, на которой каждая группа выставляла результаты своей работы: макеты, рисунки, поделки, коллажи, необходимые расчёты. Так, работая над проектом “Творческая мастерская”, группа учащихся представила на выставке поделку, выполненную из огромного количества электрических лампочек от новогодней гирлянды (250 штук). Другая группа, представляя работу кукольной мастерской «Картонажный театр», изготовила картонные игрушки – куклы, и показала их в действии, инсценировав сказку “Три поросенка ”.
Коллективный проект «Снеговик - 2016» охватил 20 учащихся из 25. Здесь были представлены работы в различной технике.
Проект-акция «Пернатые друзья родного края»(долгосрочный) помог детям не только получить специальные знания (формирование учебно-познавательной компетенции), но и поделиться знаниями с воспитанниками детского сада «Теремок», где были проведены игры, беседы, конкурсы, театрализованная постановка и принесены( развешаны) сделанные кормушки для птиц.
Интересным получился коллективный социально-практико-ориентированный проект по созданию школьной клумбы. Работа над проектом началась в феврале, когда возникла идея вырастить цветы. Коллективно обсудили: какие цветы можно вырастить на участке, когда начать работу, что для этого необходимо, что предпринимать в дальнейшем. Под руководством учителя составили подробный план общий и индивидуальный. В определённое время началась работа. Результаты фиксировали письменно и визуально через фотографии. В сентябре наша цветочная клумба порадовала учащихся и их родителей. Работа над этим проектом так понравилась детям и родителям, что теперь - это традиция нашего класса и проект «Клумба» превратился в проект «Клумба -2», «Клумба-3»…
Свои коллективные проекты старалась осуществлять с учетом научных рекомендаций по определённым этапам. Рассмотрим это на примере коллективного проекта " Пернатые друзья родного края "
Тип проекта: экологический
Длительность: долгосрочный
Начало работы над проектом – сентябрь
В работе по проекту принимали участие -25 человек.
Цели:
- Создать условия для наиболее полного осуществления принципа личностно-ориентированного подхода в развитии школьника.
- Создать условия для формирования индивидуальности, реализации потенциала личности (физического, психического, социального).
- Обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, его доверие к миру, радости существования (психологическое здоровье), формирование базиса личностной культуры, развитие индивидуальности ребенка.
Исследовательские задачи:
- Формировать начальные предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Развивать умение определять возможные варианты решения предстоящей проблемы;
- Формировать умение применять на практике выбранные варианты.
Задачи проекта:
- учить понимать и ценить жизнь, совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека;
- развивать познавательную и практическую деятельность;
- воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты проекта, его социальная и воспитательная значимость:
- Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей широкого выбора внеурочной занятости.
- Расширение знаний детей о роли птиц в природе и жизни человека, учитывая местные условия.
- Вовлечение ребят в конкретную трудовую деятельность, связанную с сохранением и улучшением окружающей среды.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность
1ЭТАП —ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
а) «Погружение в проблему»
При изучении темы «Природа родного края», возникла идея самостоятельно вырастить цветы на школьной клумбе.
Постановка учебной задачи № 1: выяснить, какие птицы обитают в родном крае, какие из них улетают в теплые края, какие остаются зимовать( 3-4 месяца)
б) Определение способа решения задачи
Обсуждение полученной информации — фронтально при беседе.
Распределение на группы:
- перелетные
-зимующие
Вывод: наблюдать за зимующими птицами рано, поэтому переключились на наблюдение за перелетными птицами.
2 ЭТАП — ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
а) Постановка учебной задачи №2: - сформироваться в группы;
- собрать материал о перелетных птицах родного края: название, внешний вид, повадки, места обитания, чем интересна;
-продумать оформление результата
- собрать материал о зимующих птицах родного края: название, внешний вид, повадки, места обитания, чем интересна;
-продумать оформление результата
б) Работа в группах ( сентябрь – ноябрь, декабрь- январь)
Дети представили свой собранный материал:
Группа 1 - 11 человек в форме большого альбома, изготовили скворечники
Группа 2 - 14 человек в форме электронной презентации, изготовили кормушки
3 ЭТАП — ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа над теоретической и практической частью проекта
Здесь оказана помощь родителей: изготовление скворечников, кормушек, костюмов для театрализованного представления)
4 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выступление на экологической акции « Марш парков -2016», постановка театрализованного представления «Птичий дворик»в ДОУ « Теремок» За время работы над проектом было сделано около 200 снимков
5 ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА
Конференция в классе с родителями
Что же дает мне использование в работе метода проектов?
1)Замкнутые дети в процессе работы раскрепостились, стали увереннее, ответственнее. Родители учащихся тоже пытались участвовать.
Дети были активны, заинтересованы, выполняли огромное количество разнообразных работ.
Каждый, кто участвовал, прорабатывал свою тему, ребята учились оценивать свой труд и труд других групп.
Время работы над коллективным проектом –это время новизны и высочайшего включения в деятельность большинства учеников
Работа над проектами стимулировала внутреннюю познавательную мотивацию и способствовала повышению интереса к учебным предметам.
Работа над темой проектного обучения позволила мне реализовать в действие 14 индивидуальных исследовательских проектов, 10 из них отмечены на различных конкурсах. Степень охвата детей постепенно увеличивается. Именно эти учащиеся заметно стали отличаться от других, не занимающихся индивидуальной исследовательской деятельностью, в общем развитии, в широте взглядов, в более глубоком образовательном уровне. Ключевые компетенции у них формируются быстрее и прочнее. Это видно по наблюдениям за классом в целом.
Итогом исследовательской работы является выступления на школьной научной конференции. Проектная деятельность предполагает участие таких детей и в ученических конференциях, конкурсах, форумах по проектно-исследовательской деятельности на самых различных уровнях: школьном, муниципальном; региональном, таких как "Марш парков", "Умка".
Проектная деятельность школьников стирает границы между школьными предметами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Таким образом, проектная деятельность способна повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, пробуждения интереса к чтению, воспитания положительных ученических, человеческих качеств, эстетического вкуса, информационной грамотности.
Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Эту задачу прекрасно решает проектная деятельность учащихся.
Приложение


