СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания младших школьников с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект был разработан совместно с обучающимися к 70-летию Великой Победы. Представлена технология изготовления модели танка времен Великой Отечественной Войны в технике оригами. С данным проектом мои воспитанники участвовали в муниципальном конкурсе "Созвездие" и заняли I место

Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания младших школьников с ОВЗ»»

«Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания младших школьников с ОВЗ».

Моргачева Ольга Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ для обучающихся с умственной отсталостью

«Бейская школа – интернат»


Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности, радикального переосмысления содержания, целей и задач. Об остроте вопросов связанных с патриотическим воспитанием свидетельствует их рассмотрение на высоком государственном уровне. В 2014 году принятие Концептуальной части четвертой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020г., где определена одна из мер по формированию патриотического мировоззрения молодежи.

Метод проектов является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка.

В основе метода лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, находить недостающую информацию, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи [5 .С.8]. Он позволяет формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Одной из главных целей работы с учащимися в рамках проектной деятельности является воспитание любви и уважения к родной семье, родному городу, народу, стране. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в начальной школе почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.[2] У Д. Байрона есть замечательные слова: «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может».[4]

К 70-летию победы в нашей школе проводилось много различных мероприятий – это и конкурсы рисунков и чтецов, беседы, линейки на которых детям рассказывалось о событиях Великой Отечественной войны. Наиболее интересным и запоминающимся для детей стал классный час по теме «Сражение под селом Прохоровка». Это сражение было выиграно благодаря отваге и сноровке танкистов. Детей очень заинтересовали эти боевые машины. Для того, чтобы подробнее рассказать и познакомить их с этой боевой техникой, с обучающимися моего класса подготовили проект по техническому моделированию «Изготовление из бумаги военной техники (танк Т-34) ».

При осуществлении проекта использовались различные средства, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры. Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, занятиям и практической деятельности детей (сбор информации, игры, выполнение рисунков, аппликаций, макетов), которые были подобраны таким образом, чтобы они развивали у них познавательный интерес, наблюдательность, воображение, творчество; способствовали воспитанию у детей познавательной активности; вызывали желание интересоваться историей своей Родины, жизнью своего народа. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой, растительным и животным миром, с красотой родной природы. Пристальное внимание уделялось практической стороне деятельности детей, как ведущей, и обсуждению тех моментов деятельности, в которых наблюдался всплеск эмоций и заинтересованности детей: сбор экспонатов, иллюстраций. Дети собирали иллюстрации, предметы, отыскивали интересную информацию. В ходе этой деятельности они узнавали новое и делились своими знаниями и впечатлениями с другими детьми.

В реализацию проекта были вовлечены родители. Они охотно поддержали предложенную тему проекта. Вместе с детьми в течение месяца они искали информацию о танке Т-34 и его создателе в энциклопедиях, смотрели фильмы на военную тему, рисовали рисунки, изготавливали танки из пластилина, охотно учились изготавливать танк из бумаги.

Итогом проектной деятельности стала защита проекта на районном уровне, где дети стали победителями среди детей в возрасте от 9-11 лет. Также интересно прошел праздник «Наша армия самая сильная!», на котором дети читали стихи, рассказывали о героях, пели песни военных лет, танцевали.

Проектная деятельность способствовала возникновению атмосферы доверия, доброжелательного отношения между детьми, родителями и школой. Послужила созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме проекта, которое в конечном итоге привело к обогащению детей знаниями об истории России и воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.



Список литературы

1. Мусина В.Е Патриотическое воспитание школьников учебно - методическое пособие/В.Е.Мусина. – Белгород. ИД «Белгород»НИУ «БелГУ», 2013.С.8

2. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М.: Академия, 1998.

3. Сборник материалов II международной научно- практической конференции» Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития»15 января. 2013г. Т Москва, Россия/Составители А.С.Сиденко.

4. http://www.wisdoms.ru/135_2.html









Приложение.

Проект детей второго класса

«Изготовление из бумаги боевой техники танк Т-34».

Продолжительность проекта: 1 месяц

Участники творческой деятельности: обучающиеся второго класса, учитель, родители обучающихся.

Актуальность исследовательской деятельности:

К 70-летию победы в нашей школе проводится много различных мероприятий – это и конкурсы рисунков и чтецов, беседы, линейки на которых нам рассказывают о событиях Великой Отечественной войны. Главное для нас – гордость за героическое прошлое нашей Родины. Мы никогда не должны забывать о страшных годах Великой Отечественной войны, должны помнить героев и гордиться тем, что наша страна – победитель. На классном часу наша учительница рассказывала нам о танковом сражении под селом Прохоровка. Это сражение было выиграно благодаря отваге и сноровке танкистов. Нас заинтересовали эти боевые машины, мы захотели узнать о них больше. Попросили учителя, чтобы он более подробно познакомил нас с этой боевой машиной. В классе появились книги, детские энциклопедии, фильмы, рассказывающие о танках и танковых сражениях. Мы узнали имя человека, сконструировавшего танк Т-34. Узнав много о танках и их мощной силе, мы решили выступить в роли конструкторов и своими руками изготовить из бумаги «танк».

В работе мы использовали принципы:

  • практического применения умений и навыков;

  • интеллектуального, исследовательского, речевого развития;

  • самостоятельной работы;

  • эмпатии.

Цель проекта: развитие творческих способностей через изготовление объекта военной техники (танк) в технике оригами. Воспитание гордости за героическое прошлое родины.

Задачи проекта

1. Расширять представление у обучающихся о военной технике, развивать любознательность, расширять кругозор, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории возникновения военной техники.

2. Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путём уточнения понятий: Россия, Отечество, защищать, оборонять, гордиться, сражаться, справедливая, народная, героическая война, танкисты, фашизм, блокада, окопы, траншеи, генералы, маршалы, военачальники.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Предполагаемый результат:

  • у нас сформируются практические умения в складывании танка в технике оригами;

  • мы научимся складывать танк из бумаги;

  • мы подробнее узнаем о событиях ВОВ ее героях, которые не жалея своих жизней защищали нашу родину, о людях которые в невыносимых условиях разрабатывали лучшее боевое оружие.

К концу исследования

Должны знать:

  • названия основных деталей и частей техники; мы научимся складывать танк из бумаги;

  • основные понятия и термины, используемые при проведении эксперимента;

  • значение танка как сильнейшего оружия.

Должны уметь:

  • мы научимся складывать танк в технике оригами;

  • научимся украшать модель.

Продукт исследовательской деятельности:

Выставка поделок и рисунков, проведение праздника «Наша армия самая сильная!».

Основной механизм реализации проекта:

Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях:

  • самостоятельная исследовательская деятельность;

  • работа с учителем;

  • работа с родителями.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

После проведения классного часа по теме «Главные сражения ВОВ», на котором нам рассказывали о танковом сражении под селом Прохоровка. Нас заинтересовала боевая машина «танк», мы решили стать настоящими конструкторами и изготовить из бумаги модель танка Т-34, который принимал участие в боевых действиях ВОВ. Осуществление проекта начались со сбора необходимой доступной информации. Как это можно сделать? Мы составили план своей деятельности:

  • Изучение литературы;

  • Рассматривание игрушечных моделей танков;

  • Выбор материала и техники выполнения изделия;

  • Изготовление танка, подготовка к празднику «Наша армия самая сильная!»

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Изучение литературы.

Естественно, что для нас это сложное, новое дело. Мы попросили нашу учительницу помочь нам в этом непростом деле. Посетив библиотеку, увидели великое множество энциклопедий и книг, в которых рассказывается об этих боевых машинах, об их создателях и конструкторах. Мы стали тщательно их рассматривать и изучать.


Рассматривание моделей танков.

Каждому из нас было интересно, как же выглядит настоящий танк, из каких частей он состоит, и где они находятся. Так как настоящий танк мы увидеть и потрогать не можем, мы рассмотрели игрушечные модели танков.


Выбор материала и техники выполнения.

На уроках труда нам рассказывали о свойствах различных материалов. Самым легким в обработке является бумага. Ее можно резать, мять, мочить и, конечно сгибать. Мы решили, что бумага нам подходит для изготовления модели нашего танка.

Так же на уроках труда учитель нас познакомила с техникой сгибания бумаги оригами. Мы выполняли много изделий в этой технике и решили, что изготавливать модель танка мы будем в технике оригами.




Изучение схемы изготовления танка.

Для изготовления танка нам понадобиться 1 лист бумаги А4, немного бумаги черного и красного цветов, клей, ножницы, шаблоны круглой формы, формы звезды. Внимательно рассматривали каждый шаг изготовления и практическим путем под руководством нашей учительницы шли к цели.

Этапы изготовление танка


1 шаг

Лист бумаги складываем пополам по длине и получаем линию сгиба, линию симметрии.



2 шаг

К линии симметрии подгибаем края. Получается базовая форма оригами «дверца».











3 шаг

Разворачиваем заготовку и гнем к центру к линии симметрии сначала один уголок, затем другой.







4 шаг

Разворачиваем заготовку и снова подгибаем края к линии симметрии.







5 шаг

Отгибаем края от линии симметрии вниз и вверх.








6 шаг

Получилась длинная заготовка, которую мы должны перевернуть и сложить два раза. Острый уголок должен оказаться наверху.

7 шаг

Заправляем края в нижнюю часть с одной стороны и с другой стороны,

так наша модель будет держаться.

Башню танка немного вынем.







8шаг

Делаем гусеницы. Снизу раскрываем и пальчиком расправляем, как бы формируя гусеницу. Сначала с одной стороны, потом с другой.






9 шаг

Стол орудия. Сворачиваем небольшой лист прямоугольной формы в тонкую трубочку, край смазываем клеем и приклеиваем для того чтобы край держался. Вставляем ствол в башню. Танк готов.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В течение одного месяца мы будем рисовать рисунки, изготавливать модели танков и готовиться к проведению праздника «Наша армия самая сильная!», который пройдет в конце апреля.

Обобщение и подведение итогов работы.

Работая над созданием проекта, мы узнали много нового и интересного о героях ВОВ, решили продолжать изучать историю нашей родины. Нам удалось сложить танк из бумаги, который, на наш взгляд, очень похож на настоящий. Но для этого было необходимо обзавестись терпением, выбрать необходимый материал для работы и досконально изучить схему изготовления. Проведённая работа показала, что проявив старание и выдержку можно изготовить все что угодно.

Список литературы:

1. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. - сост. : Л. С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2003.- 96c

3. Педагогическое проектирование в ДОУ. Творческий центр «Сфера». Москва 2010 г.

Л.Д Морозова