СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная  деятельность на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики»

Проектная  деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики


Саетгараева Раушания Камиловна (Saetgaraeva1969@mail.ru) учитель математики Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сармановская гимназия» Сармановского муниципального района Республики Татарстан (МБОУ «Сармановская гимназия»)

Гайнутдинов Мехамат Сабурович (farhat06@mail.ru) учитель математики Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Юлтимеровская основная общеобразовательная школа Сармановского района РТ (МБОУ «Юлтимеровская ООШ»)

Китайская мудрость гласит:

Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

 я делаю – я усваиваю”.


Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика как индивидуума, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до конечного результата, к критичному анализу собственной деятельности.

Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

Ключевые компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.
Для того чтобы формировать «универсальные учебные действия» и поддерживать у учащихся интерес к знаниям на уроках математики, возникла необходимость строить обучение на основе активной деятельности самих учащихся, актуально развитие у них способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности.

Приоритет в этом отношении принадлежит проектно-исследовательскому методу. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Большой проблемой для учителя математики на современном этапе обучения является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученикам на уроках скучно: однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытившаяся фраза: «Надо читать!» Всё это вызывает негативное отношение у ребёнка к процессу обучения.

Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания. Метод можно использовать в любом классе. Хочется отметить, что проектная деятельность оправдывает себя: все ученики, даже «слабые», с удовольствием и интересом выполняют задания. В подготовке проектов могут принимать участие и родители, что, по моему мнению, является очень хорошим воспитательным моментом.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.


Можно выделить следующие критерии оценки деятельности ученика:

  • ребенок ставит перед собой цель

  • ребенок работает на основе приобретенных ранее знаний, умений, опыта

  • при выполнении деятельности ребенок способен работать самостоятельно

  • ученик может найти способ действий при решении учебных и практических задач

  • ребенок может провести рефлексию

  • ребенок может выполнять интеллектуальные преобразования

ребенок проявляет активности и творчество


Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие.

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".


Требования к учебному проекту:

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

  5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Защита проекта.


Источником активности выступает проблема. Поэтому проектная деятельность, в основе которой лежит проблема, создает естественную среду для формирования ключевых компетенций. Проблемы должны естественно возникать из потребностей и опыта самих учащихся, т.е. носить личностно- значимый характер. Если проблемы навязывать только для того, чтобы заполнить тот или иной пробел в знаниях, то можно исказить само существо проектного подхода в обучении и не решить задач формирования ключевых компетенции.


      Сегодня овладение определенным объемом навыков перестает быть самоцелью и превращается в процесс воспитания, развития и образования личности. Учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию школьников к учебно-познавательной деятельности, повышают их интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности.

Родоначальником идей проектной деятельности является американский философ и педагог Дж.Дьюи и его последователь В.Х Килпатрик.   Суть  их идеи заключалась в том, что дети, исходя из своих жизненных интересов, вместе с учителем выполняли собственные проекты. В ходе решения этой задачи ученики овладевали новыми навыками практическими умениями


    Модернизация  российского образования состоит  в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

    В своей деятельности каждый современный учитель  стремится к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны самоопределению и самообразованию.

-Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.

Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

  В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей

1. Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная компетенция
4. Информационная компетенция.
5. Коммуникативная компетенция.
6. Социально-трудовая компетенция
7. Компетенция личностного самосовершенствования
Современные требования к обучению ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное участие в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность


         Математика наука точная и очень сложная. И многие не очень то спешат разрушать накопленная веками традицию преподавания математии Наверное поэтому использовании е проектной деятельности на уроках математики очень мала. Но жизнь не стоит на одном месте. Она двигается вперед.


     Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;

- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям. 

 

     Я использую следующую классификацию проектов.

1.  По временным рамкам:

 - краткосрочный

 - средней продолжительности

 - долгосрочный

 2. По количеству участников проекта :

 - индивидуальный

 - работа в парах

 - групповой (2-3 человек)

3. По методу:

 - творческий

 - исследовательский

 - информационный.

   Реализация  проекта в зависимости от его типа в той или иной степени способствует развитию всех видов ОУН. Опираясь на знания об исходном уровне подготовки учащегося, учитель может ясно представить, с помощью какого вида деятельности и как будут формироваться у ребенка необходимые ему знания, умения, навыки и компетентности.

    Различные типы проектов позволяют нам решать разнообразные дидактические задачи, заранее планировать приращения в предметных знаниях, умениях и навыках учащегося, в его общеучебных умениях и навыках, его компетенциях и грамотно управлять его деятельностью в ходе работы.

Покажу на примере, как учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность.

Формула или по другому теорема Пика. В школьном курсе математики о ничего не сказано. Но я подталкиваю учащихся к нахождению универсальной формулы для нахождения площади фигур, если она задана в клетчатой бумаге. Вместе с ними решаем конкретные задачи и сравниваем ответы полученные другими, то есть конкретными формулами для нахождения площадей треугольника, прямоугольника или трапеции

   Алгебра, 9 класс, тема «График квадратичной функции». При выяснении взаимного расположения графиков функций вида

                                       

 y=ax2,    y=ax2 -2, y=ax2 +5   у=a(x-m)2 , часть класса получает задание построить графики функций

         

 y = x2,      y = x2 - 2,   y = x 2 + 5.

Другие строят графики функций

            y=x2,    y=(x-2)2,    y=(x+5)2


Затем ряд учеников показывают, что у них получилось. После чего учащиеся выдвигают гипотезу о том, что не надо каждый раз строить новую параболу, достаточно передвинуть её вдоль одной из осей; проверяют эту гипотезу и доказывают.

Так как я смежный предметом является еще физика наши ученики участвуют в различных исследовательских очных и дистанционных конкурсах- а это проектные исследовательские работы. К примеру это тема «Вода», «Необычные опыты по физике», «Переработка пластмассовых отходов», «Альтернативные источники света». «Энергия ветра» - построение ветряной мельницы и многое другое.

    Ученики 9 класса находили материал и работали над проектом о жизни и выдающихся математиков , жителей нашей . Итоговые материалы публикуются в нашей школьной газете «Шәкерт» русская версия «Школьник» , некоторые и создают презентции

  В любом деле необходимо .довести дело до конца. Иногда это может быть и отрицательный результат. Но отсутствие результата- это тоже результат. Главное, чтобы ребенок добрался до сути самостоятельно, либо с подсказки учителя. Но в любом случае имеет смысл контролировать ход мыслей и идей учащихся.

 Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.  Многие наши выпускники занимаясь в школьные годы проектной деятельностью, после окончания школы идут на ВУЗы прикладной математики .


При работе над проектом учащиеся оформляют «Портфолио проекта»

Структура проекта:

  1. Пояснительная записка

  2. Цель проекта

  3. Задачи проекта

  4. Условия реализации проекта

  5. Планирование работы над проектом

  6. Теоретическая основа по теме проекта

  7. Проведение исследования (если оно есть)

  8. Продукт проекта

  9. Дальнейшее развитие проекта

  10. Используемая литература


Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли.

3. Практическое использование предметных и общешкольных компетенций.

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.

5. Степень осмысления использованной информации.

6. Оригинальность идеи, способа решения проблемы.

9. Уровень организации и проведения презентации.

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.


.Литература:

1. Н.М. Бронштейн, К.А. Семендяев «Справочник по математике», Москва, Наука, 2010г.

2. В.С.Крамор «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа»,Москва, Прсвещение.

3. Л.И.Галиева, И.Г. Галяутдинов, М.З. Хуснетдинов «Основы математики», Казань , Мэгариф

4.  Кнутова, И. И. Математика. Дидактические материалы 5 класс, И. И. Кнутова, А. Б. Уединов, О. Ф. Хачатурова, П. В. Чулков. – М.: «Издат-школа 2000»,



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!