СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как средство личностного роста учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлено описание проектной деятельности по кукольной театрализации с таблицей фиксирования личностного роста учащихся

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство личностного роста учащихся»

Обеспечение личностного роста учащихся через кукольную театрализацию детских художественных в форме проектной деятельности.

Макушина Н.К.



Кукольный театр, как и любой другой вид искусства, несет определенную информацию о связях мира, людей, вещей, отношений.

Во время театральной игры дети «проживают» спектакль вместе со своими героями, переносят свои переживания и ощущения на дальнейшие поступки и действия.

Примеривая текст к своему участию в описываемых событиях, ученики проникаются к нему «родственной причастностью», осознавая себя героем сказки, стихотворения, баллады и др.

Основная цель занятий театрализацией

– раскрытие духовного и творческого потенциала учащихся;

– нравственное воспитание;

– развитие коммуникативных качеств личности.

Ценность театральной игры следует видеть не в результате, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении.

Социальных методик, созданных для решения этих проблем нет. Но опыт работы руководителем школьного кукольного театра, вузовская подготовка по названной специальности позволяют высказать следующие суждения: возрастные особенности младшего школьника, потенциальные возможности игровой театральной деятельности обеспечивают реальность эффективного внедрения в внеклассную деятельность.

Виды театральной деятельности, составляющие основу личностного роста учащихся

Возможности воспитания, развития младших школьников кукольным театром весьма существенны, так как в этом предмете объединяются такие виды деятельности, которые по различным классификациям являются для данного возраста «ведущими», т.е. полностью формирующими личность. Это игра, художественное творчество и эстетическая деятельность.

Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Младшие школьники рисуют, лепят, вырезают, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Игра – жизненная школа ребенка, воспитывающая его духовно и физически.

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля».

Младший школьник существо универсальное. Петь, играть, рисовать – все ему под силу, все интересно, потому что благодаря всем этим видам деятельности ребенок развивается, растет, познает и творит мир.

Сензитивный период к развитию речи младших школьников и «театр» – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства – позволяют решать актуальную проблему педагогики и психологии, связанную с развитием коммуникативных качеств личности.

В театрализованной игре формируется речемыслительная деятельность детей.

Занятия в кукольном театре влияют на формирование дикции;

выработку речевого дыхания, речевого голоса;

воспитание интонационной выразительности (эмоциональности речи);

формирование творческого мышления.

Совершенствование свойств голоса происходит в игровых ситуациях (исполнение различных ролей: зайчик, лисичка, медведь и т.п.).

Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает певучесть, мягкость, мелодичность речи.

Произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью тренирует силу голоса.

В процессе репетиций кукольных спектаклей у младших школьников развивается убедительность речи, активность и инициативность в общении, умение ориентироваться в коммуникативной ситуации.

Возможности коммуникативной деятельности младших школьников во время занятий кукольным театром поистине безграничны. Происходит сразу несколько видов общения детей одновременно:

– это взаимное общение участников спектакля;

– общение с руководителем коллектива;

– постижение личностных смыслов, заложенных в художественное произведение его автором;

– общение с родителями, оказывающими помощь при подготовке к выступлению;

– общение со зрительным залом.

Таким образом, кукольный театр интегрирует многие виды коммуникаций, а это, в свою очередь, способствует социализации учащихся. Он поможет и уберечь детские души от эстетической, нравственной глухости в нашем порой жестоком современном мире.

Вышеописанное раскрывает новизну, актуальность, педагогическую целесообразность театрализации в среде младших школьников.


Цель работы над проектом:

развитие творческой личности ребёнка средствами театральной педагогики, художественной деятельности.


В основу обучения и воспитания на занятиях объединения положен принцип креативности – т. е. максимальной ориентации на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности;

Ориентация на сельскую малокомплектную школу, на занятия с разновозрастной группой учащихся;

Интегративность, т. е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами занятий таких программ, как литературное чтение развитие речи, изобразительное искусство, художественно-конструкторская деятельность.


Личностные результаты :

  • обогащение социально-нравственного опыта школьников;

  • воспитание интонационной выразительности речи (звучащая устная речь у учащихся должна стать в процессе систематических занятий интонационно выразительнее);

  • умение участвовать в театрализации с использованием кукол би-ба-бо (или театра «Петрушек»); усвоение основ кукловождения;

  • положительная динамика в формировании коммуникативных, нравственных качеств детей, систематически занимающихся в объединении «Кукольный театр»;

  • развитие творческих способностей детей, речевого аппарата, пластической выразительности движений куклой, организованности, способности взаимодействовать с партнёрами;

  • овладение техникой управления перчаточными куклами;

  • раскрытие художественных, актёрских способностей детей средствами театральной педагогики.


Способы определения результативности программы внеклассной проектной деятельности – степени сформированности творческих способностей:



3