ПРОЕКТ "СКАЗКА".
|
Если все волшебные сказки так единообразны по своей форме, то не значит ли это, что все они происходят из одного источника?
В. Я. Пропп
|
I.ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране сказка — основа были. Сказочным для нас является все вокруг: жизненные планы государства и планы каждой отдельной семьи, ориентация всегда на волшебные, но не на свои силы, чудовищные происки зла, которые мы тотчас склонны искать вовне при первой же неудаче из-за собственного разгильдяйства и т.д. Сказочны "потемкинские" деревни, сказочны роли наших политиков (чем не царь и его придворные?), сказочна наивность, с которой нами эта сказочность воспринимается
Сказка выступает для подавляющего большинства наших сограждан желаемым проектом индивидуальной судьбы. Раньше, двадцать—тридцать лет назад, было жизненно важным сказочным образом выйти замуж за дипломата, выиграть в лотерею "Жигули", проскочить "дуриком" на экзамене и т.д. Нынче сказочное начало так же продолжает лидировать в быту, работе и отдыхе: приоритетными являются нелепые до сказочности способы доходности, в обыденном сознании доминирует беспредельно сказочная доверчивость к быстрому обогащению, в общественной жизни безраздельно господствует бесконечно сказочное терпение, сказочные способы похудения возвышаются над здравым смыслом, и по всей державе безудержным потоком стремится бесконечный интерес к сказочной жизни и ее атрибутам ("рабыням", "миллионерам", латиноамериканским сериалам и т.п.) и др. Язык переполнен фразеологизмами, печатная продукция — астрологизмами, драматургия жизни стремится к коллизии неудачливой Золушки, а мысль доверчива и суетлива, как сказочный разбойник. Сказка везде, во всем и во всех: Кот Базилио, Лиса Алиса, Буратино, Али-Баба и его разбойники, маркизы-карабасы и их верные коты в сапогах, принцессы на горошинах и голые короли — это наши знакомые персонажи.