СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность на уроках литературы 7- 8 классов.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках литературы»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМУЛЫ РОСТА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Постановка проблемы и актуальность:

Критерием качества образования сегодня выступает разносторонняя успешность ребенка, ставшего в процессе обучения опытнее, самостоятельнее, ответственнее. Одним из направлений общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным технологиям.

Использование метода проектирования позволяет обучающимся приобретать умения и качества, необходимые человеку 21 века:

- ответственность и адаптивность,

- коммуникативные умения,

- творчество и любознательность,

- критическое и системное мышление,

- умение работать с информацией и медиасредствами,

- межличностное взаимодействие и сотрудничество,

- умение ставить и решать проблемы,

- направленность на саморазвитие,

- социальная ответственность.

Необходимо отметить также такие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности, как повышение самооценки обучающихся и возможность получения навыков презентации себя и своей работы в различных формах (устной, письменной, с использованием новейших технологических средств).

Содержательная часть

Проектная деятельность учащихся может быть краткосрочной и долгосрочной, индивидуальной или групповой.

Разработка и реализация образовательного проекта включает в себя следующие этапы:

  1. Поисковый этап (до формулировки проблемы). На этом этапе в ходе совместных обсуждений вскрываются исходные лично значимые школьником вопросы, фиксируется проблема. Работа над проектом невозможна без элементарных знаний о структуре научного труда, требований к нему, методах. Структура предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Структуру надо раскрыть, чтобы у обучающихся была опора для планирования своей деятельности.

Педагог выступает в роли консультанта, помогает в поиске информации, ее анализе, структурировании (4-6 консультаций).

  1. Аналитический этап (до составления плана деятельности включительно).

Этот этап включает в себя поиск средств самообразования: образовательные ресурсы как школьные (возможности учебного предмета, учителя как консультанты), так и не связанные с учебным заведением (библиотека, Интернет, СМИ и др.).

Осуществляется следующая деятельность: планирование ресурсов информационного поиска, уточнение намеченных целей и задач, сбор информации и обмен ею с другими лицами (обучающимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.), составление плана деятельности.

3. Практический этап (реализация плана деятельности). На данном этапе работы над образовательным проектом в ходе реализации и корректировки предварительно разработанного  плана деятельности (1-3 консультаций с педагогом) происходит осознание собственной компетентности и успешности в образовательном процессе.

4. Презентационный этап (презентация продуктов самообразования).

Этап предусматривает осознание значения полученных результатов, определения способов использования достигнутых в ходе разработки и реализации образовательного проекта результатов, осознание и формулирование новых целей самообразования. Это достигает путем использования таких приемов, как групповая и индивидуальная рефлексия.

Подготовка и обобщение материала для презентаций, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают обучающихся к дискуссиям. Функция учителя – объяснить обучающимся проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения.

  1. Контрольный этап.

Непосредственный результат, выражающийся во владении обучающимися определенным набором способов деятельности  ходе разработки и реализации образовательного проекта (компетентность).

Формами  предъявления выполненного задания или отчетности могут быть публикация, презентация, альбом, газета, видеофильм, репортаж, программа праздника, театральная постановка.

 

При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) подчеркивается, что «понимать литературу как вид искусства в соотношении взаимосвязи с другими видами искусства (музыкой, театром, живописью, кино) помогают опыт анализа и интерпретации художественного произведения как художественного целого, концептуальное осмысление его в этой целостности и взаимосвязях с культурной средой, взгляд на его поэтику, как на воплощение своеобразия авторской личности и художественных тенденций эпохи».

Проектная деятельность помогает решать все эти задачи и развивать творческий потенциал обучающихся.

проектная деятельность учащихся:

Творческий проект

«Произведения русской поэзии в романсах музыки и кино» 7 класс.

Цель:

1.Приобщить обучающихся к художественной искусству посредством романса, к системе моральных ценностей, существующих в человеческом обществе.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей романса, как вида народного искусства, с историческими и культурными вехами своего народа.

  2. Формировать потребность в усвоении высоких культурных и духовных ценностей.

  3. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (взаимопонимания, культурное общение, вера в созерцательные силы человека).

  4. Воспитывать уважительное отношение к чувствам окружающих их людей.

На первых этапах работы обучающиеся знакомятся с лирическими произведениями, лежащими в основе романсов , анализируют поэзию с помощью учителя.
Формируются четыре творческие группы по 3-4 человека:

  1. Первая группа – готовит художественное чтение стихотворений с консультациями учителя русского языка и литературы.

  2. Вторая группа – подбирает музыкальный материал, разучивает романсы совместно с учителем музыки и руководителем.

  3. Третья группа – отвечает за информационную подготовку участников.

  4. Четвертая группа – изготавливает фильм-эпиграф и оформляет зал для проведения внеклассного мероприятия.

Принято решение о такой отчетной форме, как проведение праздничной встречи для обучающихся старших классов и учителей школы к дню 8 Марта.

  В процессе проектной деятельности обучающихся решаются все учебно-познавательные задачи, направленные на приобретение новых знаний и умений, путем поиска способов, методов решения, при реализации которых используются все мыслительные операции, осуществляющие установление связей и отношений, доказательства и обобщение данных, развивается творческое мышление.

Личность, овладевшая проектной культурой, - это субъект, способный самостоятельно творчески осуществлять проектировочную деятельность «от замысла до результата», вплоть до проектирования и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности.

 В организации исследовательской деятельности обучающихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого, первое, провожу несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания обучающихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет обучающимся определить собственную позицию, оценить степень актуальности своего исследования.

При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода изучаю материал крупным блоком, широко применяя лекции. Основное внимание обучающихся акцентирую на вводной лекции, где сообщаю основные идеи темы, формулирую её проблемы с привлечением художественного текста. Наряду с уроком в традиционной форме применяю урок-семинар, урок-практикум (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы и т.д.), урок- поиск, творческая мастерская, урок- творческий отчёт, урок открытых мыслей, урок- ролевая игра, урок-семинар.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

Работу по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности обучающихся, а это всегда эффективно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность обучающихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для обучающихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и её осуществление. Завершается работа презентацией полученных результатов.



Длительность проекта 4 месяца.

1-й этап

2-й этап

3–й этап

4-й этап

5-й этап

6-й этап

7-й этап

Подготовка рефератов о жизни и творчестве поэтов 19-20 века.

( урок-конференция)

октябрь

проведение урока-практикума по лирике 19 века.

( анализ лирических произведений)


декабрь

Художественное чтение стихотворений поэтов 19-20 века на конкурсе чтецов в Неделе русского языка и литературы

декабрь

Вечер романса по поэзии 19 века на Неделе русского языка и литературы.




декабрь

Создание видеоролика к празднику

8 Марта.



Февраль

Экскурсия по местам Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге.




март

Творческий час

«Любовная лирика поэтов 19 и Серебряного века в романсе».



апрель