СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед собой я всегда ставлю задачу: как заинтересовать учащихся, как «влюбить» их в предмет? Ведь критерием успешности обучения становится не только результативность в изучении учебных предметов, но и отношение ученика к возможностям собственного познания, приобретения личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами, стремлением самостоятельно добывать и использовать новые знания. А МУЗЫКА – это особенный предмет, предмет ИСКУССТВА, на котором господствуют методы педагогики искусства и различные формы творческой деятельности, которые помогают раскрывать творческий потенциал детей и все это прекрасно сочетается и реализуется и в проектной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе»

Содержание

1) Актуальность, цели и задачи проекта. стр 3-4

2) «Проектно- исследовательская деятельность и развитие познавательных интересов учащихся 5 классов» стр 5- 12

3)Вывод стр- 13

4)Список использованной литературы стр -14































Актуальность.

Перед собой я всегда ставлю задачу: как заинтересовать учащихся, как «влюбить» их в предмет? Ведь критерием успешности обучения становится не только результативность в изучении учебных предметов, но и отношение ученика к возможностям собственного познания, приобретения личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами, стремлением самостоятельно добывать и использовать новые знания. А МУЗЫКА – это особенный предмет, предмет ИСКУССТВА, на котором господствуют методы педагогики искусства и различные формы творческой деятельности, которые помогают раскрывать творческий потенциал детей и все это прекрасно сочетается и реализуется и в проектной деятельности.

Цель

Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:

1)Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

2)Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

3)Продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

4)Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости

Задачи

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике преподавания музыки. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

«…дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «…творчество – разновидность поисковой активности», утверждал В С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания»,- писал К. Н. Вентцель.

Проектная деятельность на уроках музыки в 5-7 классах.

Поиск новых средств и методов формирования творческой личности - актуальная задача педагогики, как никогда обусловленная потребностями общества. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании, интегрирующих теоретические и эмпирические исследования всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе.

Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Проектная деятельность школьников представляет собой особую форму учебно-познавательной активности школьников, психологический смысл которой заключается в обеспечении единства и преемственности различных сторон процесса обучения, что позволяет рассматривать ее как значимое средство развития личности.

Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Исторический аспект позволяет представить разные исторические версии

технических решений одной задачи, кроме того, необходим как «фундамент

творения будущего» (А.М. Лобок).



Размышляя о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, я определила для себя некоторые ведущие идеи: - Необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Для реализации этой идеи, я использую на уроках музыки метод проектов. Я предлагаю ученику проблему, знакомую и значимую для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Я подсказываю новые источники информации, направляю мысли учеников для самостоятельного поиска. В результате ученики самостоятельно решают проблему, применив необходимые знания из разных областей. Проектную деятельность можно применять и на уроках освоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения.

Помогает мне в работе над проектом тетрадь А.И.Савенков «Я исследователь»








Требования к использованию метода проектов:

- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения (например: исследование современности классической музыки; изучение творчества композиторов разных стран; сравнение идей музыки минувших эпох и современности; решение проблемы современности «настоящее искусство бессмертно – это родник общей человеческой духовности»).

- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад о музыке великих наших «современников», искусство которых, независимо от эпохи, в которой было создано, отвечает нашим современным идеалам; показ компьютерной презентации; выпуск газеты; проведение музыкальных лекториев с выступлением творческих групп по данной проблеме).

- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

- Структурированное содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

- Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Считаю, целесообразным при использовании проектного метода включение информационно-коммуникативного метода в учебный процесс с раннего школьного возраста. Кроме этого, каждый педагог не только преподаватель, но и воспитатель. Благодаря духовной общности учителя и коллектива подростков процесс информационного обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения.

Проектные задания могут заканчиваться компьютерными презентациями, которые помогают более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учителя и учащихся, помогают накопить базу данных.

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы. «Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу». В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого, особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» - успех.

Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников.

Каждый творческий педагог на протяжении своей педагогической деятельности находится в постоянном поиске: как избежать традиционных форм обучения, развивающих только репродуктивное мышление у учащихся? Как сконструировать художественно-творческий процесс урока? Как направить процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании. Ответ прост. Необходимо ориентироваться на современные педагогические технологии, соответствующие принципам художественной педагогики развивающего обучения. Одним из таких методов является «метод проектов».

Несомненно, этот метод не для тех, кто мечтает получить результат с первой минуты. Это кропотливая работа требующая значительных дополнительных ресурсных затрат  времени, материалов, информационных источников, а применять такой метод можно и нужно как в урочной, так и внеурочной форме занятий. Для начала разберемся, что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность?

Понятие проект:

Проект – В переводе с латинского означает «брошенный вперёд». Замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. Под проектом подразумевают специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.


Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Методом проектов принято считать технологию моделирования и организацию образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Проектирование – это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде ( естественной и искусственной);

Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт ( материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

Проектная деятельность это естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.


Стадии разработки проекта

  1. Организационно – подготовительная – проблематизация, разработка проектного задания (выбор);

  2. Разработка проекта (планирование);

  3. Технологическая стадия;

  4. Заключительная стадия (оформление результатов, презентация, обсуждение.)



















Этапы разработки проекта и их содержание

Этапы

Цель

Содержание деятельности

Организационные формы сотрудничества

1 Подготовительный

Мотивация, целеполагание участников проектировочной деятельности



Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели

Творческие группы, характеризующиеся созданием проблемно-мотивационной среды


2 Проекти-ровочный


Планирование

Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции

групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум

3 Практи-ческий


Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий

Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов

Проблемная группа, творческая лаборатория, служба развития

4 Аналити-ческий


Рефлексия

Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы

Семинар, круглый стол, консультация

5 Контроль-но-коррекци-онный


Коррекция

Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок

ученика


Беседа, консультация, индивидуально-групповая рефлексия

6 Заключи-тельный


Защита проекта

Представление содержания работы, обоснование выводов

Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие

.





Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе


Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Разработка проектного задания 

1.1 Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

 

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

 

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2 Выделение подтем в темах проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую

 

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3 Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской
работе

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.
Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение
форм выражения
итогов проектной
деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка
проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление
результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.
Желательна групповая рефлексия

















Вывод

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно- исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию  творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что  уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.

Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. По проведенным мною экспериментам, наблюдениям и выводам, дети с желанием посещают уроки, активны , когда их что то затягивает, увлекает, а именно творческие задания. Используя на уроках исследовательскую деятельность, решается главная задача - открыть креативные способности каждого ребенка, ведь «именно она – музыка, ни с чем несравнимое средство воспитания творческих сил разума». (В. А. Сухомлинский) ПОЭТ, ХУДОЖНИК, МУЗЫКАНТ - ТАКИМИ СРАЗУ НЕ РОДЯТСЯ. В ЛЮБОМ ИЗ НИХ ЗАРЫТ ТАЛАНТ - ЛИШЬ СТОИТ ТОЛЬКО ПОКОПАТЬСЯ. Ищите таланты в себе и в ваших учениках, развивайте их, совершенствуйте.


Список используемой литературы.




1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.



2. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.



3. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №3. С. 49-55.



4. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.



5. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 53-67.



6)Гуленко Н. Н. Проблемы внедрения метода проектов в школе// Образование в современной школе. 2004. №12

7)Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В., Чижикова В.П. Педагогические вариации на тему «Искусство в школе». Учебно-методическое пособие для учителя. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2002.-118 с

8)Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для  учителя. – М.: Просвещение,2011.- 192 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!