Проектная деятельность на уроке русского языка 5 класс
Минеева Е.А. ,
учитель МБОУ «Гимназия №4»
г. Кстово, Нижегородской обл..
Эпиграфы к уроку
- «Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
К. Г. Паустовский
«Человек, решивший писать без знаков препинания, подобен безумцу, который прыгнул в бурную реку, не умея плавать».
Р.Г.Гамзатов
Есть ли в записи смысл?
- Мы, проводить, счастливые, минуты, за,
письменный, стол.
Проверим работу
- Счастливые минуты мы проводим за письменным столом.
- Счастливые минуты мы проводим за письменным столом.
Синтаксис
- Синтаксис – греческое слово, оно значит «составление», «построение», «порядок».
- Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает построение словосочетаний, предложений, текста.
Основные единицы синтаксиса:
*словосочетание
*предложение
*текст
Словосочетание – самая маленькая синтаксическая единица, текст – самая большая. В синтаксисе изучаются словосочетания, предложения и текст.
Пунктуация
- С синтаксисом тесно связана пунктуация /лат. «пунктум» – точка/ - раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки.
Знаки препинания
- В школе изучается 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки.
- . ? ! … , ; : - ( ) « »
Расставь знаки препинания
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
( Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)
Пунктограмма
В русском языке есть такие случаи, когда неясно, какой знак препинания следует поставить и нужен ли знак.
Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой /лат. «пунктум» – точка, греч. «грамма» – знак, буква/.
Тема урока
- Пунктуационный разбор (№7) – объяснение постановки знаков препинания в предложении.
Домашнее задание
1.Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку. 2. Какие книги ты любишь читать.
3. Дуб светолюбивое и теплолюбивое дерево.
4. Дети скоро наступит зима. 5. Если в небе покажется орёл тебя предупредит белка.
6. Пустил стрелу старший брат подняла её боярская дочь. 7. Когда девочка нашла дорогу к селу солнце уже скрылось за горизонтом. 8. Он с досадой отвернулся от окна, и уставился в книгу. 9. Путь в лесах километры тишины и безветрия.
10. Синели звёзды на рассвете и над землёй редела мгла.
Анализ домашнего задания
1.Охотник отправился в лес и взял с собой собаку. 2. Какие книги ты любишь читать?
3. Дуб - светолюбивое и теплолюбивое дерево.
4. Дети, скоро наступит зима. 5. Если в небе покажется орёл, тебя предупредит белка.
6. Пустил стрелу старший брат, подняла её боярская дочь. 7. Когда девочка нашла дорогу к селу, солнце уже скрылось за горизонтом. 8. Он с досадой отвернулся от окна и уставился в книгу. 9. Путь в лесах - километры тишины и безветрия. 10. Синели звёзды на рассвете, и над землёй редела мгла.
Типы знаков препинания
Название знаков препинания
Место в предложении
Знаки завершения
Знаки препинания
В конце , завершают предложение
Знаки выделения
Внутри , выделяют слова, словосочетания и т.д. в предложении
. ! ? …
Знаки разделения
«» , () -
Внутри , разделяют члены предложения и ПП в СП
, - ; :
Алгоритм
! ? .
Виды предл.:
по цели высказ.
по эмоц. окрас .
Знаки конца предложения
, : -
Однород. члены Тире в ПП
ПП
Тип предложения
Знаки разделения
СП
, : -
« » , ( )
Прямая речь, обращение, вводное слово
Знаки
выделения
СПИШИТЕ, РАССТАВЛЯЯ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. ПОДЧЕРКНИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Все знают что
сорока – самая
болтливая птица.
Дует ветер и шуршит листвой.
Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице.
Люблю бродить по лесу когда с деревьев осыпаются золотые листья.
Сколько интересного увидишь в лесу если придёшь в него с восходом солнца.
План действий
- 1. Выделить грамматическую основу, обозначить однородные члены и составить схему предложения.
- 2. Определить тип пунктуационного знака и место его в предложении.
- 3. Определить его функцию в зависимости от типа и вида предложения.
- 4. Объяснить выбор знака препинания и его роль в предложении.
Выполните разбор №7
- Сорока самая болтливая птица.
Игра «Подскажи ответ»
- 1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает... разбор . 2. Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в учебнике цифрой...
- 3. Выполнить пунктуационный разбор – значит объяснить...
Рефлексия
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Рефлексия
Домашнее задание
- Упражнение № 266 (1, 2), с. 82:
выполнить пуктуационный разбор.
Спасибо за урок!
Приложение
Анализ домашнего задания
1. Когда девочка нашла дорогу к селу солнце уже скрылось за горизонтом.
2. Он с досадой отвернулся от окна и уставился в книгу.
3. Синели звёзды на рассвете и над землёй редела мгла.
4. Ты помог мне в беде и я хочу отблагодарить тебя.
5. Мне нравится что ты говоришь так смело.
6. Нильс разжал руки и выпустил лисий хвост.
7. Если в небе покажется орёл тебя предупредит белка.
8. Лиса Алиса думала что Буратино пойдёт спать.
9. Гроза прошла и ветер белых роз в окно мне дышит ароматом.
10. Леса наше богатство.
11. Путь в лесах это километры тишины и безветрия.
Физкультминутка на уроке
Знаки завершения . ! ? … конец предложения
Как хорош лес в весе(н, нн)ем уборе чист и прозрачен воздух вот и первые цветы далеко слышны звуки лесного ручейка а где же ежи они еще (не) проснулись хочется долго бродить по лесу
Знаки разделения , ; - Простые предложения в составе сложного, однородные члены
И
, И
, а
когда
,
:
,
Знаки выделения «» , ! ( ) - Обращения, прямая речь
- Женя положи книжку на верхнюю полку!
- «Поразительная картина» - воскликнул ёж.
- Тренер попросил ребята играйте в команде!
- Ты будешь тренироваться? – спросили игроки.