СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пунктуационный разбор (№7) – объяснение постановки знаков препинания в предложении.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках русского языка.»

Проектная деятельность  на уроке русского языка  5 класс Минеева Е.А. , учитель МБОУ «Гимназия №4» г. Кстово, Нижегородской обл..

Проектная деятельность на уроке русского языка 5 класс

Минеева Е.А. ,

учитель МБОУ «Гимназия №4»

г. Кстово, Нижегородской обл..

Эпиграфы к уроку «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К. Г. Паустовский  «Человек, решивший писать без знаков препинания, подобен безумцу, который прыгнул в бурную реку, не умея плавать». Р.Г.Гамзатов

Эпиграфы к уроку

  • «Знаки препинания – это как нотные знаки.

Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

К. Г. Паустовский

«Человек, решивший писать без знаков препинания, подобен безумцу, который прыгнул в бурную реку, не умея плавать».

Р.Г.Гамзатов

Есть ли в записи смысл? Мы, проводить, счастливые, минуты, за,   письменный, стол.

Есть ли в записи смысл?

  • Мы, проводить, счастливые, минуты, за,

письменный, стол.

Проверим работу Счастливые минуты мы проводим за письменным столом. Счастливые минуты мы проводим за письменным столом.

Проверим работу

  • Счастливые минуты мы проводим за письменным столом.
  • Счастливые минуты мы проводим за письменным столом.

Синтаксис Синтаксис – греческое слово, оно значит «составление», «построение», «порядок». Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает построение словосочетаний, предложений, текста.

Синтаксис

  • Синтаксис – греческое слово, оно значит «составление», «построение», «порядок».
  • Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает построение словосочетаний, предложений, текста.
Основные единицы синтаксиса:   *словосочетание *предложение *текст Словосочетание – самая маленькая синтаксическая единица, текст – самая большая. В синтаксисе изучаются словосочетания,  предложения и текст.

Основные единицы синтаксиса:

*словосочетание

*предложение

*текст

Словосочетание – самая маленькая синтаксическая единица, текст – самая большая. В синтаксисе изучаются словосочетания, предложения и текст.

Пунктуация С синтаксисом тесно связана пунктуация /лат. «пунктум» – точка/ - раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки.

Пунктуация

  • С синтаксисом тесно связана пунктуация /лат. «пунктум» – точка/ - раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки.
Знаки препинания В школе изучается 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. . ? ! … , ; : - ( ) « »

Знаки препинания

  • В школе изучается 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки.
  • . ? ! … , ; : - ( ) « »
Расставь знаки препинания В реке там рыба на бугре Мычит корова в конуре Собака лает на заборе Поет синичка в коридоре Играют дети на стене Висит картина на окне Узоры инея в печурке Горят дрова в руках Нарядная там кукла в клетке Ручной щегол поет салфетки Там на столе лежат коньки К зиме готовят там очки Лежат для бабушки тетрадки Всегда содержатся в порядке. ( Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)

Расставь знаки препинания

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

( Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)

Пунктограмма  В русском языке есть такие случаи, когда неясно, какой знак препинания следует поставить и нужен ли знак.  Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой /лат. «пунктум» – точка, греч. «грамма» – знак, буква/.

Пунктограмма

В русском языке есть такие случаи, когда неясно, какой знак препинания следует поставить и нужен ли знак.

Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой /лат. «пунктум» – точка, греч. «грамма» – знак, буква/.

Тема урока Пунктуационный разбор (№7) – объяснение постановки знаков препинания в предложении.

Тема урока

  • Пунктуационный разбор (№7) – объяснение постановки знаков препинания в предложении.
Домашнее задание  1.Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку. 2. Какие книги ты любишь читать.  3. Дуб светолюбивое и теплолюбивое дерево.  4. Дети скоро наступит зима. 5. Если в небе покажется орёл тебя предупредит белка.   6. Пустил стрелу старший брат подняла её боярская дочь. 7. Когда девочка нашла дорогу к селу солнце уже скрылось за горизонтом. 8. Он с досадой отвернулся от окна, и уставился в книгу. 9. Путь в лесах километры тишины и безветрия.  10. Синели звёзды на рассвете и над землёй редела мгла.

Домашнее задание

1.Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку. 2. Какие книги ты любишь читать.

3. Дуб светолюбивое и теплолюбивое дерево.

4. Дети скоро наступит зима. 5. Если в небе покажется орёл тебя предупредит белка.

6. Пустил стрелу старший брат подняла её боярская дочь. 7. Когда девочка нашла дорогу к селу солнце уже скрылось за горизонтом. 8. Он с досадой отвернулся от окна, и уставился в книгу. 9. Путь в лесах километры тишины и безветрия.

10. Синели звёзды на рассвете и над землёй редела мгла.

Анализ домашнего задания  1.Охотник отправился в лес и взял с собой собаку. 2. Какие книги ты любишь читать?  3. Дуб - светолюбивое и теплолюбивое дерево.  4. Дети, скоро наступит зима. 5. Если в небе покажется орёл, тебя предупредит белка.   6. Пустил стрелу старший брат, подняла её боярская дочь. 7. Когда девочка нашла дорогу к селу, солнце уже скрылось за горизонтом. 8. Он с досадой отвернулся от окна и уставился в книгу. 9. Путь в лесах - километры тишины и безветрия. 10. Синели звёзды на рассвете, и над землёй редела мгла.

Анализ домашнего задания

1.Охотник отправился в лес и взял с собой собаку. 2. Какие книги ты любишь читать?

3. Дуб - светолюбивое и теплолюбивое дерево.

4. Дети, скоро наступит зима. 5. Если в небе покажется орёл, тебя предупредит белка.

6. Пустил стрелу старший брат, подняла её боярская дочь. 7. Когда девочка нашла дорогу к селу, солнце уже скрылось за горизонтом. 8. Он с досадой отвернулся от окна и уставился в книгу. 9. Путь в лесах - километры тишины и безветрия. 10. Синели звёзды на рассвете, и над землёй редела мгла.

Типы знаков препинания Название знаков препинания Место в предложении Знаки завершения Знаки препинания В конце , завершают предложение Знаки выделения Внутри , выделяют слова, словосочетания и т.д. в предложении . ! ? … Знаки разделения «» , () - Внутри , разделяют члены предложения и ПП в СП , - ; :

Типы знаков препинания

Название знаков препинания

Место в предложении

Знаки завершения

Знаки препинания

В конце , завершают предложение

Знаки выделения

Внутри , выделяют слова, словосочетания и т.д. в предложении

. ! ? …

Знаки разделения

«» , () -

Внутри , разделяют члены предложения и ПП в СП

, - ; :

Алгоритм ! ? . Виды предл.:  по цели высказ. по эмоц. окрас . Знаки конца предложения , : - Однород. члены Тире в ПП ПП Тип предложения Знаки разделения СП , : - « » , ( ) Прямая речь, обращение, вводное слово Знаки  выделения

Алгоритм

! ? .

Виды предл.:

по цели высказ.

по эмоц. окрас .

Знаки конца предложения

, : -

Однород. члены Тире в ПП

ПП

Тип предложения

Знаки разделения

СП

, : -

« » , ( )

Прямая речь, обращение, вводное слово

Знаки

выделения

СПИШИТЕ, РАССТАВЛЯЯ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАКИ  ПРЕПИНАНИЯ. ПОДЧЕРКНИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.  Все знают что  сорока – самая  болтливая птица.

СПИШИТЕ, РАССТАВЛЯЯ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. ПОДЧЕРКНИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Все знают что

сорока – самая

болтливая птица.

Дует ветер и шуршит листвой.

Дует ветер и шуршит листвой.

 Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице.

Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице.

 Люблю бродить по лесу когда с деревьев осыпаются золотые листья.

Люблю бродить по лесу когда с деревьев осыпаются золотые листья.

 Сколько интересного увидишь в лесу если придёшь в него с восходом солнца.

Сколько интересного увидишь в лесу если придёшь в него с восходом солнца.

План действий 1. Выделить грамматическую основу, обозначить однородные члены и составить схему предложения. 2. Определить тип пунктуационного знака и место его в предложении. 3. Определить его функцию в зависимости от типа и вида предложения. 4. Объяснить выбор знака препинания и его роль в предложении.

План действий

  • 1. Выделить грамматическую основу, обозначить однородные члены и составить схему предложения.
  • 2. Определить тип пунктуационного знака и место его в предложении.
  • 3. Определить его функцию в зависимости от типа и вида предложения.
  • 4. Объяснить выбор знака препинания и его роль в предложении.
Выполните разбор №7 Сорока самая болтливая птица.

Выполните разбор №7

  • Сорока самая болтливая птица.
Игра «Подскажи ответ»  1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает...  разбор .  2. Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в учебнике цифрой...  3. Выполнить пунктуационный разбор – значит объяснить... 

Игра «Подскажи ответ»

  • 1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает...  разбор . 2. Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в учебнике цифрой... 
  • 3. Выполнить пунктуационный разбор – значит объяснить... 
Рефлексия 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным

Рефлексия

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Рефлексия

Рефлексия

Домашнее задание Упражнение № 266 (1, 2), с. 82: выполнить пуктуационный разбор.

Домашнее задание

  • Упражнение № 266 (1, 2), с. 82:

выполнить пуктуационный разбор.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Приложение

Приложение

Анализ домашнего задания 1. Когда девочка нашла дорогу к селу солнце уже скрылось за горизонтом.  2. Он с досадой отвернулся от окна и уставился в книгу. 3. Синели звёзды на рассвете и над землёй редела мгла. 4. Ты помог мне в беде и я хочу отблагодарить тебя. 5. Мне нравится что ты говоришь так смело. 6. Нильс разжал руки и выпустил лисий хвост. 7. Если в небе покажется орёл тебя предупредит белка. 8. Лиса Алиса думала что Буратино пойдёт спать. 9. Гроза прошла и ветер белых роз в окно мне дышит ароматом. 10. Леса наше богатство. 11. Путь в лесах это километры тишины и безветрия.

Анализ домашнего задания

1. Когда девочка нашла дорогу к селу солнце уже скрылось за горизонтом.

2. Он с досадой отвернулся от окна и уставился в книгу.

3. Синели звёзды на рассвете и над землёй редела мгла.

4. Ты помог мне в беде и я хочу отблагодарить тебя.

5. Мне нравится что ты говоришь так смело.

6. Нильс разжал руки и выпустил лисий хвост.

7. Если в небе покажется орёл тебя предупредит белка.

8. Лиса Алиса думала что Буратино пойдёт спать.

9. Гроза прошла и ветер белых роз в окно мне дышит ароматом.

10. Леса наше богатство.

11. Путь в лесах это километры тишины и безветрия.

Физкультминутка на уроке

Физкультминутка на уроке

Знаки завершения  . ! ? …   конец предложения   Как хорош лес в весе(н, нн)ем уборе чист и прозрачен воздух вот и первые цветы далеко слышны звуки лесного ручейка а где же ежи они еще (не) проснулись хочется долго бродить по лесу

Знаки завершения . ! ? … конец предложения

Как хорош лес в весе(н, нн)ем уборе чист и прозрачен воздух вот и первые цветы далеко слышны звуки лесного ручейка а где же ежи они еще (не) проснулись хочется долго бродить по лесу

Знаки разделения  , ; -  Простые предложения  в составе сложного, однородные члены   И , И , а когда , : ,

Знаки разделения , ; - Простые предложения в составе сложного, однородные члены

И

, И

, а

когда

,

:

,

Знаки выделения  «» , ! ( ) -  Обращения,  прямая речь   Женя положи книжку на верхнюю полку! «Поразительная картина» - воскликнул ёж. Тренер попросил ребята играйте в команде! Ты будешь тренироваться? – спросили игроки.

Знаки выделения «» , ! ( ) - Обращения, прямая речь

  • Женя положи книжку на верхнюю полку!
  • «Поразительная картина» - воскликнул ёж.
  • Тренер попросил ребята играйте в команде!
  • Ты будешь тренироваться? – спросили игроки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!