СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроке немецкого языка как одна из составляющих успешной работы по реализации программы инклюзивного образования в школе

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов, один из интерактивных методов современного обучения, является составной частью учебного процесса в курсе изучения немецкого языка.Проектная деятельность учащихся позволяет в полной мере реализовать ключевые принципы инклюзивного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроке немецкого языка как одна из составляющих успешной работы по реализации программы инклюзивного образования в школе»

Проектная деятельность на уроке немецкого языка как одна из составляющих успешной работы по реализации программы инклюзивного образования в школе

И. М. Кирилюк, учитель немецкого языка МКОУ «Староникольская СОШ» Хохольского района Воронежской области.

В настоящее время проблема инклюзивного обучения широко обсуждается представителями самых разных сфер общества: государственными чиновниками, учителями школ, родителями. Суть инклюзивного образования состоит в том, что все дети, не смотря на физические и умственные отклонения, различные особенности культуры, воспитания, говорящие на разных языках и представляющие различные социальные классы общества, имеют право обучаться и развиваться.

Так, к сожалению, сложилось, что значительную часть групп учащихся, изучающих немецкий язык в сельской школе, составляют дети из неблагополучных семей, зачастую со слабыми или даже умеренными отклонениями умственно-психологического развития. Следовательно, можно смело сказать, что учителя немецкого языка сельских школ имеют определённый опыт работы по реализации программы инклюзивного обучения.

Метод проектов, один из интерактивных методов современного обучения, является составной частью учебного процесса в курсе изучения немецкого языка. Опыт работы с этим методом показывает, что он повышает уверенность в себе, в своих силах у учащихся с разным уровнем развития, ведь каждый получает задание, которое он способен выполнить успешно. Метод проектов учит детей сотрудничать друг с другом; искать пути решения поставленных проблем, развивает исследовательские умения и «командный дух». Таким образом, проектная деятельность учащихся позволяет в полной мере реализовать ключевые принципы инклюзивного обучения:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  • Каждый человек способен чувствовать и думать;

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  • Все люди нуждаются друг в друге;

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Работа над проектом в классе начинается с обсуждения формы проекта (альбом, презентация, книга, коллаж, газета, выставка и т.д.), выбора средств изложения проекта и распределения заданий в группе: каждый делает то, что умеет лучше всего. Поисковая группа ищет содержательный и иллюстрационный материал по теме проекта. Исследователи словарей предоставляют все необходимые термины и их толкования. Иллюстраторы представляют свои идеи по оформлению материала. Редактор вместе с помощниками просматривает весь материал, отбирая самый удачный и яркий. Затем за работу принимаются составители макета будущего проекта. Проект, как правило, выполняется на двух языках. Учащиеся с более низким уровнем языковых способностей обычно с удовольствием работают в поисковой группе, выполняют задания на родном языке.

Уже в начальных классах я предлагаю школьникам выполнить индивидуальный проект. Например, самый первый мини-проект: во 2 классе, в процессе изучения алфавита, каждый ученик получает задание: 2-3 немецкие буквы нужно «оживить» в альбоме при помощи картинок, своих рисунков, смайликов. ( Проект «Das ABC») Позже, научившись читать, продолжаем использовать метод проектов. Теперь он у нас стал групповым и называется „ Wer das ABC recht kann, hat das schwerste Arbeit getan“. Данный проект представлен в форме презентации. Сканировали детские работы с «ожившими» буквами из их личных альбомов, нашли в словарях пословицы на каждую букву алфавита. Можно сказать, что у нас неожиданно получился метапредметный проект на тему «Пословицы русские и немецкие». Разве не интересно то, что русский человек говорит про работу: « Работа не волк, в лес не убежит» а немец скажет «Работа не заяц»? Мы говорим « Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Немецкая пословица в дословном переводе звучит так: « Лучше воробей в руках, чем голубь на крыше». Знакомство с пословицами на уроке немецкого языка вызвало у детей желание сравнить его с родным языком, пробудило интерес к особенностям иноязычной культуры.

Пусть в младших классах проекты небольшие и краткосрочные, но это не уменьшает их значимости, так как они являются лишь первыми шагами к более серьёзной самостоятельной работе и, что гораздо важнее, первыми шагами в деле формирования важных социальных навыков и понимания важнейшего принципа человеческого существования, суть которого в том, что каждый человек способен чувствовать и думать, и ценность человека не зависит от его способностей и достижений.